Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

4. Группы развития личностного  роста и компетентности в обще-

нии. Профессиональные проблемы в  данном тренинге затрагивались

только в случае их тесной связи  с личностными особенностями  учас-

тников тренинга.

5. Цель тренинга пятого типа  – развитие социальной компетентнос-

ти для работы в особо сложных  ситуациях межличностного общения

и частичное формирование новых  целей жизни (С.И. Макшанов, 1997).

Широкое распространение в отечественной  практике социально-психо-

логический тренинг начинает получать в начале 80-х годов. В 1982 г. была

опубликована первая в стране монография Л.А. Петровской, посвящен-

ная теоретическим и методическим аспектам социально-психологическо-

го тренинга. Л.А. Петровская предложила под единым термином «соци-

ально-психологический тренинг» обозначить практику психологического

воздействия, основанную на активных методах групповой работы.

В качестве ведущей цели социально-психологического тренинга

многими авторами выделяется повышение  компетентности в обще-

нии. Л. А. Петровская под компетентностью в общении предлагает

рассматривать развитие знаний, социальных установок, умений и

опыта в области межличностного общения.

В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для  развития компетентности в обще-

нии определяют в качестве необходимости  решение следующих задач:

- Приобретение знаний в области  психологии личности, группы, об-

щения.

- Приобретение умений и навыков  общения.

- Коррекция, формирование и развитие  установок, обеспечивающих

успешность общения.

- Развитие способности к адекватной  оценке себя и других людей.

- Развитие системы отношений  личности.

В соответствии с ведущей направленностью  работы и целями тре-

нинговых групп их можно разделить  на пять типов.

«Я – Я» – группы, направленные на изменения на уровне личнос-

ти, личностный рост участников; главные  источники преобразований –

внутриличностные.

«Я – Другие» – группы, направленные на изменения в межличнос-

тных отношениях и исследование процессов межличностного влияния

и взаимодействия в зависимости  от используемых способов.32

«Я – Группа» – группы, направленные на исследование особеннос-

тей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной об-

щности и развитие эффективности  этого взаимодействия.

«Я – Организация» – группы, ориентированные на изучение и раз-

витие опыта межличностного и межгруппового  взаимодействия в

организациях.

«Я – профессия» – группы, ориентированные  на субъектов конк-

ретной профессиональной деятельности.

8.Основная типология  тренинга по М.Форвергу.

В 70-е гг. в Лейпцигском и Йенском университетах под руководством М. Форверга был разработан метод, названный социально-психологическим тренингом. Средствами тренинга выступали ролевые игры с элементами драматизации, создаюшие условия для формирования эффективных коммуникативных навыков. Практической областью приложения разработанных М. Форвергом методов стала социально-психологическая подготовка руководителей промышленного производства.

Социально-психологический тренинг  получил широкое распространение  и в отечественной практике. Этот метод активно применяется в  работе с детьми, родителями, профессионалами  социономической группы, руководителями предприятий и организаций. Существует типология, согласно которой различные  программы тренинга разделяются  в зависимости от обращения к  конкретной проблематике личности, целей, которые ставятся перед группой. В ней выделяют 5 типов групповой  работы:

«Я-Я» - группы направлены на изменения  на уровне личности, личностный рост. Главные  источники преобразования - внутриличностные;

«Я-Другие» - группы направлены на изменения в межличностных отношениях, исследование того, как происходит процесс межличностного влияния в зависимости от способа поведения;

«Я-Группа» - группы, направленные на взаимодействие личности с группой, как социальной общностью;

«Я-Организация» - группы ориентированы на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях;

«Я-Профессия» - группы ориентированы на субъекты конкретной профессиональной деятельности (Bachanan, Reisel, 1972) (34.81).

9.Трененги развития  компетентности  в общении В.П.Захарова  и Н.Ю.Хрящевой.

В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для  развития компетентности в обще-

нии определяют в качестве необходимости  решение следующих задач:

- Приобретение знаний в области  психологии личности, группы, об-

щения.

- Приобретение умений и навыков  общения.

- Коррекция, формирование и развитие  установок, обеспечивающих

успешность общения.

- Развитие способности к адекватной  оценке себя и других людей.

- Развитие системы отношений  личности.

10.Основные направления   развития групповых методов психологической  работы. 11.Гуманистическое направление в групповой работе социально-психологического тренинга.12.Гештальт-модель  в групповой работе тренинга.13.Психодраматический подход ,его значимость в социально-психологическом тренинге.14.Трансактная и когнетивно-поведенческая модели  в групповой работе.

Гуманистическое направление. Главным  предметом гуманисти-

ческой психологии является личность и ее уникальность, пережива-

ние человеком мира и осознание  своего места в нем. В основу тео-

рии заложено предположение, что человек  имеет врожденную способ-

ность достигать полного раскрытия  своего духовного потенциала, ре-

шать все свои личностные проблемы, если он находится в оптималь-

ной для него, дружелюбной социально-психологической  атмосфере.

Одна из характерных особенностей классического гуманистического

направления – максимально недирективный  стиль управления группой,

побуждающий участников проявлять активность и принимать на себя

ответственность за происходящее.

Гештальт-модель. Это направление  разрабатывалось Ф. Перлзом

и его последователями. В гештальт-терапии  важное место отводится

процессу саморегуляции организма, приводящему к формированию

целостного психического образования, некоей специфической орга-

низации частей, называемой гештальтом. Центральный момент тео-

рии – все совершается здесь  и сейчас. Целью группового процесса

является расширение сферы осознания  каждым участником себя,

своих индивидуальных особенностей, осознание им самоидентично-

сти и совершенства, принятие личной ответственности за происхо-

дящее с ним. Процесс осознания  участниками себя можно сравнить

с «проявлением» человека на фотографии и отделением от незави-

симого фона. При этом обращение  происходит не столько к созна-

нию, сколько к чувствам и стремлениям  участников.

Психодраматический подход. Психодрама как метод групповой

работы определяет разыгрывание участниками  определенных ролей в

моделируемых жизненных ситуациях, имеющих для них личностный33

смысл. Результативность данного метода во многом основывается на

целительном эффекте группового взаимодействия. Создатель психо-

драмы Якоб Морено считал, что изменения  в человеке могут проис-

ходить на разных уровнях. Смена  установок, убеждений может про-

исходить на когнитивном уровне с использованием техник внушения,

убеждения и принятия.

Трансактная модель. В основе этого  направления лежит концеп-

ция Э. Берна о различных состояниях «Я», которые он назвал «Роди-

тель», «Взрослый», «Ребенок». Согласно этой концепции в каждый

момент времени индивид существует в одном из этих состояний. Оно

определяет, каким образом человек  думает, чувствует и ведет себя.

Соответственно его взаимодействие с другими людьми, как и интер-

претация этого взаимодействия, происходит по-разному.

Центральным моментом концепции является положение о том, что

многие сформированные ранее жизненные  сценарии могут быть «пе-

реписаны» в более конструктивном варианте. Задача заключается в их

распознании, вскрытии и переформировании.

Бихевиорально-ориентированные группы. Занятия поведенчес-

ким тренингом не ставят перед собой  глобальных задач развития лич-

ности или реализации человеческого  потенциала. Они формулируют

свои цели значительно скромнее и конкретнее. Обычно эти занятия  на-

зываются тренингом жизненных  умений. Их задача – обучить участ-

ников справляться с конкретными  проблемами и выработать умение

приспосабливаться к определенным жизненным обстоятельствам. Со-

гласно постулатам бихевиоризма, в  упрощенной форме – весь опыт

человек получает посредством научения. Соответственно для исправ-

ления нежелательного поведения необходимо переучить его, вырабо-

тав более эффективное поведение  или более адаптивные реакции. Од-

ной из типичных методик, напрямую связанных  с бихевиоризмом, яв-

ляется репетиция желаемого  поведения. После моделирования  необ-

ходимого поведения участнику  предлагается проиграть его в  виде уп-

ражнения, эпизода или ролевой  игры. В случае успеха следует под-

крепление в виде положительной  реакции группы и ведущего. Для

обеспечения более успешного переноса полученного навыка в реаль-

ную жизнь участникам группы предлагается опробовать его в каче-

стве домашнего задания вне  группы с последующим обсуждением

результатов на следующем занятии.

В настоящее время активно развивается  когнитивно-поведенчес-

кая модель психологического тренинга. В данной модели поведение

человека рассматривается в  неразрывной связи с его пониманием и

интерпретацией данного поведения. Человек не просто совершает по-

ступки, он так или иначе объясняет себе причины данных поступков34

или «отсутствие» данных причин. Именно это объяснение, которое во

многом детерминировано самовосприятием человека, его представле-

ние о том, как его воспринимают окружающие, а также его интерпре-

тацией прошлого опыта и имеющихся  у него желаний и потребнос-

тей, во многом определяют его поступки. Человек потенциально не

желает себе зла, и в его интерпретациях собственного поведения и эмо-

ционального реагирования можно обнаружить многочисленные пси-

хологические защиты, им не осознаваемые, но направленные на лич-

ностное самосохранение. Поэтому ставя  цель изменить неконструктив-

ное поведение, необходимо также проявить и изменить конструкты ин-

терпретации данного поведения  и окружающего мира.

.

15.Тренинговая  группа как психологическое зеркало.

У каждого человека имеется представление о своей внешности,о том, как он выглядит со стороны. Он не раз видел свое отражение в зеркале. Даже в давние времена, когда искусственных зеркал не было, люди искали свое отражение на поверхности воды. В этомотражении они получали и подтверждение собственного существования. Позже человек научился создавать зеркала и довел это умение до совершенства. Но даже смотрясь в очень качественное зеркало, человек может увидеть только отражение своей внешности,причем именно то, которое он показывает зеркалу в этот момент.Одни люди при этом улыбаются, другие хмурятся (во многом в зависимости от того, какое отражение они ожидают увидеть). Но,к сожалению, никакое зеркало не может отразить внутреннюю сущность человека, его «Я». Свое психологическое отражение человек нас чемто вроде психологических зеркал. Именно другие люди являются мерилом для человека в его отношении к себе. От других людей человек впервые узнает, кто он, и получает оценку — какой он. Каждый новый акт общения и взаимодействия увеличивает социальный опыт человека и вносит коррективы в его представление о себе, делает его более многогранным.Но каждый человек, дающий обратную связь другому, так илииначе «преломляет его отражение», пропуская через свое «Я». К сожалению, окружающие являются кривыми зеркалами

Можно выделить несколько проекцийпредставлений  от

носительно любого человека, назовем  его «Ч»:

«Ч» — реальный;

«Ч1» — представление данного человека о себе.

«Ч2» — представление данного человека о том, как его воспри

нимают окружающие.

«Ч3» — представление о данном человеке окружающих.

Одной из задач социальнопсихологического  тренинга является

сближение всего комплекса представлений («Ч» = «Ч1» = «Ч2») в

сознании каждого участника и развитие умения формировать соот

ветствующее представление о нем  у других участников взаимодей

ствия («Ч3»). Только при действительном совпадении этих проек

цийпредставлений человек может  быть конгруэнтным и успешным. Формирование и коррекция представления человека о себе в тре

нинговой группе, в отличие от обыденного общения, происходят

более интенсивно, более выражено, а главное — управляемо. В тре

нинговой группе, выражая личностно  значимые мысли и чувства и

получая обратную связь от других, человек получает возможность

исследовать себя как бы со стороны. При этом другие участники

группы выступают в роли особых «зеркал», отражающих и показы

вающих то, что сам участник не может «увидеть» самостоятельно.

Два автора, Лафт Джозеф и Гарри  Инграм1

, создали широко

описанную в литературе схему под  названием «Окошко Джогар

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении