Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

Оказание постоянной психотерапевтической поддержки другим участникам группы.

Принятие на себя ответственности  за работу группы. Если этого нет, участники  будут пассивными и зависимыми от терапевта. Как говорит I.D.Yalom (1985), "моя цель – помочь участникам понять, что они и есть кино: если они ничего не делают, экран пуст".

Высказывания о себе и от своего имени. Это абсолютно необходимая  часть психотерапевтического процесса. Однако раскрытие должно происходить  не в порядке очереди, а в удобное  для каждого участника время (но оно обязательно должно происходить). Раскрытие – это межличностное  действие. Поэтому оно важно не само по себе, а в контексте отношений  с другими.

Терапевту следует обратить внимание и на то обстоятельство, что по тем  или иным причинам в группе могут  формироваться и антитерапевтические  нормы, к примеру, сокрытие и подавление чувств, возникновение подгрупп и  эротических пар, избегание обсуждения некоторых тем (враждебность к терапевту, сексуальные проблемы, плата за участие  в группе и др.). Важно с самого начала не позволять утверждаться таким  нормам, а это можно сделать  лишь благодаря немедленному выявлению  и обсуждению в группе тех вопросов, которые могут стать источником антитерапевтических норм.

42. Дебрифинг : социально-психологическая  характеристика.

Дебрифинг, психологический дебри́финг — психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму. Целью  дебрифинга является уменьшение нанесенного  жертве психологического ущерба путём  объяснения человеку что с ним  произошло и выслушивания его  точки зрения.

Термин “психологический дебрифинг” означает кризисное вмешательство, предназначенное для того, чтобы  ослабить и предупредить вызванную  психической травмой стрессовую реакцию у нормальных людей, которые  находятся в чрезвычайной стрессовой ситуации. Цель — предупредить развитие стойких последствий эмоциональной  травмы путем создания возможности  для сознательной оценки на когнитивном  уровне и эмоциональной переработки  травматического события.

 Дебрифинги, проводимые по факту  совершения терактов, а также  в местах стихийных бедствий  и катастроф, являются частью  программы оказания первой помощи  и помогают пострадавшим пережить  ситуации сильного страха, травмы, крайнего дискомфорта, имущественного  ущерба или потери друзей и  близких. Целью психологического  опроса является снижение вероятности  возникновения посттравматического  стрессового расстройства и других  психологических проблем при  помощи предоставления возможности  выговориться, «отторжения воспоминаний  путем их вербализации». 

 Методики и структура проведения  кризисного дебрифинга варьируются  в зависимости от характера  и масштабов трагедии. Так например, в местах терактов, катастроф  и стихийных бедствий применяется  многоуровневый дебрифинг, при  котором психологи и спасатели,  работающие непосредственно на  месте события, впоследствии сами  получают психологическую помощь  от своих коллег на «втором  уровне», и т. д. В другом  примере, дебрифинг освобожденных  военнопленных с признаками стокгольмского  синдрома будет отличаться от  дебрифинга заложников политического  теракта с теми же признаками  стокгольмского синдрома.

 Дебрифинг наиболее эффективен, если он проводится до введения  транквилизаторов и до того, как  пострадавшим предоставлена возможность  сна (то есть — в первые  сутки), если для этого имеются  возможности и достаточное количество  квалифицированных специалистов, способных  проводить дебрифинг. В случаях,  когда дебрифинг оказывается  по тем или иным причинам  отложенным, происходит консолидация  следов памяти, сопровождаемая рядом  психопатологических феноменов.  Однако это не снижает самостоятельной  значимости методически обоснованного  дебрифинга на последующих этапах. Один специалист может квалифицированно  провести в день не более  5-6 (максимум — 10) индивидуальных  дебрифингов, что определяет расчет  сил и средств психологических  служб экстренного реагирования.

Дебрифинг является одной из распространенных форм групповой профилактики профессионального  стресса специалистов экстремального профиля. Хочется отметить, что во многих подразделениях МЧС России существуют интуитивно найденные формы, напоминающие дебрифинг. Это практика «разбора полетов». Для наиболее эффективной минимизации  нежелательных психологических  последствий профессионального  стресса необходимо строгое соблюдение процедуры проведения дебрифинга.

Процесс дебрифинга обычно состоит  из трех основных частей: «вентиляции» чувств в группе и оценивания стресса  ведущим; подробного обсуждения изменений  восприятия, поведения, самочувствия в  процессе работы, затем — психологической  поддержки; предоставления информации и мобилизации ресурсов, и планирования дальнейшей работы. Традиционно дебрифинг  проводит психолог, в ряде случаев  ведущим может стать авторитетный и подготовленный психологом специалист.

Дебрифинг как способ психологического вмешательства постепенно становится обыденной процедурой во многих странах, хотя эффективность его пока не доказана. В действительности существует много  свидетельств, что подобные психологические  опросы не только неэффективны, но и  вредны. В марте 2007 г америк журнал «Перспективы психологической науки», внёс кризисный дебрифинг в список процедур, способных причинить вред пострадавшим.

Оптимальное время начала дебрифинга – не позднее 48 часов с моменте  ЧС. Следует также отметить, что  дебрифинг – это метод профилактики, и его цель – минимизация возможных  симптомов стрессовых расстройств  или ПТСР. Оптимальный состав группы − не более 15 человек.

Групповые механизмы:

При групповом дебрифинге работают те же механизмы, что и в случае групповой психотерапии. И одна из главнейших составляющих − социальная фасилитация и поддержка. Как  правило, поначалу участники полагают, что их симптомы и переживания  уникальны. Это ведет к социальной изоляции и еще более тяжелым  чувствами и состояниям. Но со временем, когда участники начинают делиться друг с другом, они понимают, что  каждый имеет схожий опыт и схожие переживания. Это успокаивает участников, дает им чувство защищенности и причастности, чувство поддержки.

43. Сущность и содержание игровых  методов активного социально-психологического  обучения.

Тема 8. Игра как психолого-педагогическое явление.

 В отечественной психологии  «игра — форма деятельности  в условных ситуациях, направленная  на воссоздание и усвоение  общественного опыта, фиксированного  в социально закрепленных способах  осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры»1.

 Под «игрой» некоторые зарубежные  исследователи понимают «...самостоятельную  социальную структуру, подразумевающую  состязание между двумя и более  противоборствующими сторонами,  а также ограниченную процедурами  и правилами с целью достижения  победы одной из сторон».

 В игре как особом исторически  возникшем виде общественной  практики воспроизводятся нормы  человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает  познание и усвоение предметной  и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и  нравственное развитие личности.

Тема 9. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных  игр.

 Процедура проведения ролевой  игры. Примеры сценариев ролевых  игр. Характеристика метода деловой  игры, психологические механизмы  воздействия деловой игры на  личность и коллектив. Производственная  деловая игра, учебная деловая  игра, Конструирование деловой игры. Деловая игра в учебном процессе. Организационно-деятельностная игра, содержательно-методические особенности  ее проведения.

 Ролевая игра — это интерактивный  метод, который позволяет обучаться  на собственном опыте путем  специально организованного и  регулируемого «проживания» жизненной  или профессиональной ситуации.

 Проигрывание определенной  сценарием роли, отождествление (идентификация)  с ней помогает обучающему:

 обрести эмоциональный опыт  взаимодействия с другими людьми  в личностных и профессионально  значимых ситуациях;

 установить связь между своим  поведением и его последствиями  на основе анализа своих переживаний,  а также переживаний партнеров  по общению;

 пойти на риск экспериментирования  с новыми моделями поведения  в аналогичных ситуациях.

 Ролевые игры классифицируются  по нескольким основаниям.

 По назначению они подразделяются  на ролевые игры:

 по диагностике личностных  качеств;

 тренировке социально-ролевого  поведения (в том числе с  элементами психо- и социодрамы);

 — развитию коммуникативных  и организаторских качеств2.

В зависимости от полноты заданного  сюжета ролевые

 игры дифференцируются на  игры:

 со слабо обозначенным сюжетом;

 с достаточно полно обозначенным  сюжетом;

 с жестко заданным сюжетом. 

 Деловая игра — это игровой  метод активного социально-психологического  обучения, род операциональных игр,  заключающий в своей структуре  форму воссоздания предметного  и социального содержания профессиональной  деятельности, моделирования систем  отношений, характерных для данного  вида практики. Проведение деловой  игры представляет собой развертывание  особой (игровой) деятельности участников  на имитационной модели, воссоздающей  условия и динамику практической  деятельности.

 Деловая игра предполагает  создание модели, способом работы  с которой является имитация, осуществляемая в игровой форме.  Деловая игра аккумулирует элементы  различных форм и методов обучения (анализ конкретных ситуаций, ролевую  игру, дискуссию и др.). В отличие  от игрового проектирования, имитационного  тренинга, ролевой игры деловая  игра обладает более гибкой  структурой, не ограничивает выбор  объектов имитации, предполагает  введение спонтанно возникающих  ситуаций.

44. Игра как психолого-педагогическое  явление.

Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:

свободная развивающаяся деятельность, организуемая учителем (но протекающая  без его диктата) и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием  от самого процесса деятельности, а  не за приз-поощрение или оценку (В. Букатов).

творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.

деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного  опыта

деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.

деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. (В. Кругликов).

К важнейшим свойствам игры относят  тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как  действовали бы в самых экстремальных  ситуациях, на пределе сил преодоления  трудности. Причем столь высокий  уровень активности достигается  ими, почти всегда добровольно, без  принуждения.

Высокая активность, эмоциональная  окрашенность игры порождает и высокую  степень открытости участников. Человек  приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может  объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими  и поэтому не готов к противодействию  с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой  рассеянности внимания иногда легче  убедить человека принять новую  для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет  более сильным (В. В. Бойко, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций (В. М. Букатов [1997]). Примеры разнообразных  игровых технологий обучения на уроках в городских и сельских школах представлены на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК [www.openlesson.ru] Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:

Хорошо известная, привычная и  любимая форма деятельности для  человека любого возраста.

Одно из наиболее эффективных средств  активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них  высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче  преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками  законов природы и общества; позволяет  оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

Многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные  воздействия актуализируются одновременно.

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении