Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат
В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».
Оказание постоянной психотерапевтической поддержки другим участникам группы.
Принятие на себя ответственности за работу группы. Если этого нет, участники будут пассивными и зависимыми от терапевта. Как говорит I.D.Yalom (1985), "моя цель – помочь участникам понять, что они и есть кино: если они ничего не делают, экран пуст".
Высказывания о себе и от своего
имени. Это абсолютно необходимая
часть психотерапевтического
Терапевту следует обратить внимание
и на то обстоятельство, что по тем
или иным причинам в группе могут
формироваться и
42. Дебрифинг : социально-психологическая характеристика.
Дебрифинг, психологический дебри́финг — психологическая беседа с человеком, пережившим экстремальную ситуацию или психологическую травму. Целью дебрифинга является уменьшение нанесенного жертве психологического ущерба путём объяснения человеку что с ним произошло и выслушивания его точки зрения.
Термин “психологический дебрифинг”
означает кризисное вмешательство,
предназначенное для того, чтобы
ослабить и предупредить вызванную
психической травмой стрессовую
реакцию у нормальных людей, которые
находятся в чрезвычайной стрессовой
ситуации. Цель — предупредить развитие
стойких последствий
Дебрифинги, проводимые по факту
совершения терактов, а также
в местах стихийных бедствий
и катастроф, являются частью
программы оказания первой
Методики и структура
Дебрифинг наиболее
Дебрифинг является одной из распространенных форм групповой профилактики профессионального стресса специалистов экстремального профиля. Хочется отметить, что во многих подразделениях МЧС России существуют интуитивно найденные формы, напоминающие дебрифинг. Это практика «разбора полетов». Для наиболее эффективной минимизации нежелательных психологических последствий профессионального стресса необходимо строгое соблюдение процедуры проведения дебрифинга.
Процесс дебрифинга обычно состоит
из трех основных частей: «вентиляции»
чувств в группе и оценивания стресса
ведущим; подробного обсуждения изменений
восприятия, поведения, самочувствия в
процессе работы, затем — психологической
поддержки; предоставления информации
и мобилизации ресурсов, и планирования
дальнейшей работы. Традиционно дебрифинг
проводит психолог, в ряде случаев
ведущим может стать
Дебрифинг как способ психологического вмешательства постепенно становится обыденной процедурой во многих странах, хотя эффективность его пока не доказана. В действительности существует много свидетельств, что подобные психологические опросы не только неэффективны, но и вредны. В марте 2007 г америк журнал «Перспективы психологической науки», внёс кризисный дебрифинг в список процедур, способных причинить вред пострадавшим.
Оптимальное время начала дебрифинга
– не позднее 48 часов с моменте
ЧС. Следует также отметить, что
дебрифинг – это метод
Групповые механизмы:
При групповом дебрифинге работают те же механизмы, что и в случае групповой психотерапии. И одна из главнейших составляющих − социальная фасилитация и поддержка. Как правило, поначалу участники полагают, что их симптомы и переживания уникальны. Это ведет к социальной изоляции и еще более тяжелым чувствами и состояниям. Но со временем, когда участники начинают делиться друг с другом, они понимают, что каждый имеет схожий опыт и схожие переживания. Это успокаивает участников, дает им чувство защищенности и причастности, чувство поддержки.
43. Сущность и содержание игровых
методов активного социально-
Тема 8. Игра как психолого-педагогическое явление.
В отечественной психологии
«игра — форма деятельности
в условных ситуациях,
Под «игрой» некоторые
В игре как особом
Тема 9. Организация и проведение деловых, ролевых, оргдеятельностных игр.
Процедура проведения ролевой
игры. Примеры сценариев ролевых
игр. Характеристика метода
Ролевая игра — это
Проигрывание определенной сценарием роли, отождествление (идентификация) с ней помогает обучающему:
обрести эмоциональный опыт
взаимодействия с другими
установить связь между своим
поведением и его
пойти на риск
Ролевые игры
По назначению они
по диагностике личностных качеств;
тренировке социально-
— развитию коммуникативных и организаторских качеств2.
В зависимости от полноты заданного сюжета ролевые
игры дифференцируются на игры:
со слабо обозначенным
с достаточно полно
с жестко заданным сюжетом.
Деловая игра — это игровой
метод активного социально-
Деловая игра предполагает
создание модели, способом работы
с которой является имитация,
осуществляемая в игровой
44. Игра как психолого-
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
свободная развивающаяся деятельность, организуемая учителем (но протекающая без его диктата) и осуществляемая учениками по желанию, с удовольствием от самого процесса деятельности, а не за приз-поощрение или оценку (В. Букатов).
творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.
эмоционально напряженная, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.
деятельность, проходящая в рамках прямых и косвенных правил, отражающих содержание игры и элементов общественного опыта
деятельность, имеющая имитационный характер, в котором моделируется профессиональная или общественная среда жизни человека.
деятельность, обособленная местом действия и продолжительностью, рамками пространства и времени. (В. Кругликов).
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (В. В. Бойко, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций (В. М. Букатов [1997]). Примеры разнообразных игровых технологий обучения на уроках в городских и сельских школах представлены на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК [www.openlesson.ru] Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:
Хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.
Одно из наиболее эффективных средств
активизации, вовлекающее участников
в игровую деятельность за счет содержательной
природы самой игровой
Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
Позволяет решать вопросы передачи
знаний, навыков, умений; добиваться глубинного
личностного осознания
Многофункциональна, её влияние на
человека невозможно ограничить каким-либо
одним аспектом, но все её возможные
воздействия актуализируются
Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении