Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат
В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».
Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы "призов": материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического эмоционально-делового (т.е. не формально-неравнодушного) результата (В. Кругликов[1998]; В. Букатов [1997,2003]).
45. Классификация игровых методов обучения (ролевые, операциональные)
Классификация игровых методов активного обучения. Ролевые игры, операциональные игры, характерные признаки ролевой игры.
К игровым методам активного
социально-психологического
Ролевые игры — род игровых
методов активного обучения, основанных
на моделировании и
Операциональные игры — род
игровых методов обучения, основанных
на моделировании структурно-
Операциональные игры как
метод активного социально-
46. Ролевые игры: сущность, классификация,
методика подготовки и
Игра как культурное явление много старше всех наук и практически всех форм мышления - с игрой, как с человеческой жизнью: есть много принципиально разных, но правильных и истинных представлений об игре. Основные признаки игры:
1. Игра происходит отдельно от
всего остального. То есть игра
обязательно отделена от жизни,
2. Игра обязательно предполагает
собственную активность
3. Игра - это значимое для ее участников действо. То есть, если выигрыш, удачное действие в игре для человека незначимо, то он и не играет.
4. Игра обязательно предполагает
наличие "игрового" ("или
игрушечного") производства. В игре
должно быть производство, которое
не производит ничего
5. Игра обязательно предполагает
двойственность отношений
Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:
1. В ролевой игре обязательно
предполагается наличие
2. В ролевой игре основным
механизмом "запуска" игры является
"роль" - комплекс правил и
ограничений, которые
Как известно, на заре цивилизации
ролевые игры были призваны помочь
человеку выжить среди непознанного,
реализовать потребность в
- облегчить чувство
- уменьшить чувство страха;
- вселить надежду;
- сформировать ощущение
- исцелить;
- помочь взаимопониманию между людьми.
Неудивительно, что большое удовольствие от ролевых игр объясняется их терапевтическими качествами и способностью отвечать глубинным психологическим потребностям индивида и социума.
Ролевые игры служат для:
- предоставления возможности
- преодоления барьера
- формирования социально-
- реализации активных и
- более глубокого и творческого
осознания и освоения
- развития навыков взаимной
психологической помощи в
Одним из самых важных и эффективных моментов ролевой игры является постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят дальнейшие события и действия как его самого, так и, возможно, развитие всего дальнейшего сюжета игры, движения всего игрового миропорядка.
Ролевые игры развивают такие
Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.
Классификация ролевых игр
По целям, игры грубо можно разделить
на досуговые и развивающие. В
процессе досуговой игры игрок реализует
свои индивидуальные цели, к примеру,
реализация комплексов, творческих устремлений,
фантазий, времяпрепровождение. В процессе
развивающей игры игрок получает
информацию, развивает определенные
умения, и вырабатывает определенные
навыки; в идеальном случае осваивает
новую для него область знаний.
Практически не существует чисто
досуговых или развивающих игр
и настоящее деление вводится
только для того, чтобы расставить
между этими направлениями
Рассматривая цели игроков легко можно провести классификацию по степени мотивации. Во-первых, игроков можно разделить на тех, кто специально пришел для участия в игре, и тех, кто попал в такую ситуацию, когда приходится принимать участие в ролевой игре. Вторую категорию, опять-таки можно поделить на тех, кто хочет принять участие в игре, и тех, кто не хочет, но вынужден делать это.
Причины, по которым люди стремятся участвовать в ролевых играх, могут быть самыми разнообразными: от времяпрепровождения до освоения новых областей знаний. Но их отличительной чертой является то, что не нужно искать дополнительных инструментов мотивации, что существенно упрощает процессы подготовки и регулирования хода игры. Обычно, игры, в которых принимают участие заранее мотивированные игроки, организуются методом добровольного собрания желающих принять участия в предлагаемой игре.
По степени осознания игры можно поделить на три категории:
- игры, в которых не происходит осознание игроками целей игры;
- игры, в которых на разборе
игры игроками и
- игры, где цели игры декларируются заранее (в явной или неявной форме).
47. Содержание и методика
В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. По времени проведения:
• без ограничения времени;
• с ограничением времени;
• игры, проходящие в реальное время;
• игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
• балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
• оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;
свободные, открытые игры заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
• обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
• констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
• поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
Деловая игра как метод активного обучения
Для типологизации методов
• наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;
• наличие ролей.
Таким образом, различают неимитационные
и имитационные методы обучения, а
в рамках последних выделяют игровые
и неигровые. Деловая игра — имитационный
игровой метод активного
Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.
Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения.
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
1) В игре воссоздаются основные
закономерности движения
2) Метод деловых игр
Структура деловой игры
При конструировании деловой игры разработчик может опираться структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:
• цели,
• предмет игры,
• графическая модель взаимодействия участников,
• система оценивания.
Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:
• цели,
• комплекс ролей и функций игроков,
• сценарий,
• правил игры.
Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть освоено индивидуально.
Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения.
Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов: реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт наличие в ситуации рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений, противоречивости критериев принятия решений и т.п. Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии. Способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный, смешанный).Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.
Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении