Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

Преимущественно коллективная, групповая  форма деятельности, в основе которой  лежит соревновательный аспект. В  качестве соперника, однако, может выступать  не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

Нивелирует значение конечного  результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы "призов": материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через  призму общего успеха, отождествляя успех  группы, команды как собственный.

В процессе обучения отличается наличием четко поставленной ситуационной цели и соответствующего ей педагогического  эмоционально-делового (т.е. не формально-неравнодушного) результата (В. Кругликов[1998]; В. Букатов [1997,2003]).

45. Классификация игровых методов  обучения (ролевые, операциональные)

Классификация игровых методов  активного обучения. Ролевые игры, операциональные игры, характерные  признаки ролевой игры.

 К игровым методам активного  социально-психологического обучения  относятся ролевые и операциональные  игры. Операциональные игры, в свою  очередь, подразделяются на деловые  и организационно-деятельностные.

 Ролевые игры — род игровых  методов активного обучения, основанных  на моделировании и проигрывании  социальных ролей в процессе  решения учебно-профессиональной  задачи. В условиях ролевой игры  обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять  свои коммуникативные навыки. Эффективность  обучения обеспечивается тем,  что человек лучше овладевает  знаниями, навыками и умениями  при условии принятия той или  иной социальной роли, ранее недостаточно  известной ему или усвоенной  им.

 Операциональные игры — род  игровых методов обучения, основанных  на моделировании структурно-функционального  строения учебно-профессиональной  деятельности.

 Операциональные игры как  метод активного социально-психологического  обучения по своим психологическим  параметрам (мотивации, участию интеллектуальных  ресурсов, эмоциональной окраске)  во многом аналогичны методу  анализа конкретных ситуаций.

46. Ролевые игры: сущность, классификация,  методика подготовки и проведения.

Игра как культурное явление  много старше всех наук и практически  всех форм мышления - с игрой, как  с человеческой жизнью: есть много  принципиально разных, но правильных и истинных представлений об игре. Основные признаки игры:

1. Игра происходит отдельно от  всего остального. То есть игра  обязательно отделена от жизни,  от текущих повседневных событий.

2. Игра обязательно предполагает  собственную активность участников  игры. То есть в игре человек  действует не по заданию, не  по инструкции, а только сам,  на свой страх и риск, по  собственному желанию.

3. Игра - это значимое для ее  участников действо. То есть, если  выигрыш, удачное действие в  игре для человека незначимо,  то он и не играет.

4. Игра обязательно предполагает  наличие "игрового" ("или  игрушечного") производства. В игре  должно быть производство, которое  не производит ничего значимого.

5. Игра обязательно предполагает  двойственность отношений игроков:  есть отношения игровых персонажей (формальные или "производственные") и отношения людей, личностей.

Ролевая игра, кроме обязательных для любой игры признаков, включает еще два требования:

1. В ролевой игре обязательно  предполагается наличие организатора  игры (общепринятый термин "мастер").

2. В ролевой игре основным  механизмом "запуска" игры является "роль" - комплекс правил и  ограничений, которые принимает  на себя человек, желающий принять  участие в игре.

Как известно, на заре цивилизации  ролевые игры были призваны помочь человеку выжить среди непознанного, реализовать потребность в контроле над силами, которые влияли на его  жизнь. Антропологи выделили шесть  основных функций ролевых игр:

- облегчить чувство безнадежности  и неуверенности в себе и  своих силах;

- уменьшить чувство страха;

- вселить надежду;

- сформировать ощущение собственного "я";

- исцелить;

- помочь взаимопониманию между  людьми.

Неудивительно, что большое удовольствие от ролевых игр объясняется их терапевтическими качествами и способностью отвечать глубинным психологическим  потребностям индивида и социума.

Ролевые игры служат для:

- предоставления возможности полноценного  общения в досуговом коллективе  сверстников;

- преодоления барьера информационной  и психологической замкнутости  и отчужденности;

- формирования социально-психологической  компетентности в сфере межличностного  общения;

- реализации активных и синтетических  форм совместной досуговой и  творческой деятельности;

- более глубокого и творческого  осознания и освоения малознакомых  жизненных сфер;

- развития навыков взаимной  психологической помощи в различных  сложных ситуациях;

Одним из самых важных и эффективных  моментов ролевой игры является постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят дальнейшие события и действия как его  самого, так и, возможно, развитие всего  дальнейшего сюжета игры, движения всего игрового миропорядка.

Ролевые игры развивают такие коммуникативные  навыки, как ролевое, деловое и  дружеское общение.

Ролевое общение - это общение людей  как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый  и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные  ситуации в ролевой игре, человек  увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.

Классификация ролевых игр

По целям, игры грубо можно разделить  на досуговые и развивающие. В  процессе досуговой игры игрок реализует  свои индивидуальные цели, к примеру, реализация комплексов, творческих устремлений, фантазий, времяпрепровождение. В процессе развивающей игры игрок получает информацию, развивает определенные умения, и вырабатывает определенные навыки; в идеальном случае осваивает  новую для него область знаний. Практически не существует чисто  досуговых или развивающих игр  и настоящее деление вводится только для того, чтобы расставить между этими направлениями приоритеты.

Рассматривая цели игроков легко  можно провести классификацию по степени мотивации. Во-первых, игроков  можно разделить на тех, кто специально пришел для участия в игре, и  тех, кто попал в такую ситуацию, когда приходится принимать участие  в ролевой игре. Вторую категорию, опять-таки можно поделить на тех, кто  хочет принять участие в игре, и тех, кто не хочет, но вынужден делать это.

Причины, по которым люди стремятся  участвовать в ролевых играх, могут быть самыми разнообразными: от времяпрепровождения до освоения новых областей знаний. Но их отличительной  чертой является то, что не нужно  искать дополнительных инструментов мотивации, что существенно упрощает процессы подготовки и регулирования хода игры. Обычно, игры, в которых принимают  участие заранее мотивированные игроки, организуются методом добровольного  собрания желающих принять участия  в предлагаемой игре.

По степени осознания игры можно  поделить на три категории:

- игры, в которых не происходит  осознание игроками целей игры;

- игры, в которых на разборе  игры игроками и организаторами  происходит определение целей  игры (рефлексивный подход);

- игры, где цели игры декларируются  заранее (в явной или неявной  форме).

47. Содержание и методика конструирования  и проведения деловых игр.

В зависимости от того, какой тип  человеческой практики воссоздается в  игре и каковы цели участников, различают  деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

Помимо указанной типологии, в  основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи  выделяют и такие критерии как: время  проведения, результат, методология  и т.п. Например, классификация деловых  игр Л.В. Ежовой:

1.      По времени проведения:

• без ограничения времени;

• с ограничением времени;

• игры, проходящие в реальное время;

• игры, где время сжато.

2.      По оценке деятельности:

• балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;

• оценка того, кто как работал, отсутствует.

3.      По конечному  результату:

жесткие игры - заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила;

свободные, открытые игры заранее  известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники  работают над решением неструктурированной  задачи.

4.      По конечной цели:

• обучающие - направлены на появление  новых знаний и закрепление навыков  участников;

• констатирующие - конкурсы профессионального  мастерства;

• поисковые - направлены на выявление  проблем и поиск путей их решения.

Деловая игра как метод активного  обучения

Для типологизации методов активного  обучения обычно используют два основных критерия:

• наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

• наличие ролей.

Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а  в рамках последних выделяют игровые  и неигровые. Деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения.

Важно также отметить, что деловая  игра — это и коллективный метод  обучения. В деловых играх решения  вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а  также при критике решений  других групп.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может  включать в себя целый комплекс методов  активного обучения.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного  обучения в сравнении с традиционными  играми состоит в следующем:

1) В игре воссоздаются основные  закономерности движения профессиональной  деятельности и профессионального  мышления на материале динамически  порождаемых и разрешаемых совместными  усилиями участников учебных  ситуаций. Иными словами, процесс  обучения максимально приближен  к реальной практической деятельности  руководителей и специалистов. Это  достигается путем использования  в деловых играх моделей реальных  социально-экономических отношений.

2) Метод деловых игр представляет  собой не что иное, как специально  организованную деятельность по  операционализации теоретических  знаний, переводу их в деятельностный  контекст. То, что в традиционных  методах обучения «отдается на  откуп» каждому учащемуся без  учета его готовности и способности  осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает  статус метода. Происходит не  механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание  какой-то сферы человеческой реальности.

Структура деловой игры

При конструировании деловой игры разработчик может опираться  структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться  как основные элементы при конструировании  деловой игры. В свою очередь в  имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:

• цели,

• предмет игры,

• графическая модель взаимодействия участников,

• система оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

• цели,

• комплекс ролей и функций игроков,

• сценарий,

• правил игры.

Одним из самых сложных этапов конструирования  деловой игры является выбор и  описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами  требует системного применения, разнообразных  умений и навыков, «заготовленных»  у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано  с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким  образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может  быть освоено индивидуально.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой  игры является основным документом для  её проведения.

 

Схема сценария может быть описана  с помощью следующих элементов: реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт наличие в ситуации рассогласования  параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений, противоречивости критериев принятия решений и  т.п. Игровой конфликт также может  присутствовать в сценарии. Способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры (различают три способа  алгоритмизации: детерминированный, спонтанный, смешанный).Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования  событий, когда процесс игры следует  какому-то обобщенному алгоритму, отражающему  технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.

Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении