Понятие об активном социально-психологическом обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 02:31, реферат

Описание

В комплексном понятии «активное социально-психологическое обучение» аккумулировано несколько важных смыслообразующих характеристик, вытекающих из содержания частных научных составляющих.
Во-первых, это - активное обучение. Активность - собственная динамика живых существ как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологическом словаре дано такое определение понятия «активность личности»: «Это способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры».

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 138.29 Кб (Скачать документ)

48. Организационно - деятельностные  игры: содержательно-методические особенности   проведения.

Говоря коротко – это игровой  метод анализа и решения сложных  проблем, не имеющих однозначного решения. Игры могут быть направлены на развитие индивидуальности, организации, региона  или проблем общества в целом. Широко применяются ОДИ и в  учебном процессе.

В последние годы метод ОДИ получил  новый импульс, в частности был  дополнен методом интуитивной драмы. Игровые методы решения различных  проблем приобрели настолько  широкую популярность, что в последнее  время проведение игр стало сферой профессиональной деятельности для  многих людей.

 

Особенности

относительно менее жесткий  сценарий (в отличие от четкого  алгоритма в большинстве деловых  игр)

разнообразный подбор состава участников игры в зависимости от специфики  решаемой проблемы

ориентация игры на поиск решения  проблем, требующих новых нетривиальных  подходов (в отличие от деловых  игр, имеющих четкую структуру, определенные рамки поведения участников)

ОДИ преследует цель разработки и  внедрения новых методов осуществления  коллективной творческой деятельности

ОДИ обладают большей неопределенностью, чем деловые игры, как в процедуре  проведения, содержании обсуждения, так  и в предсказуемости получаемых результатов 

ОДИ направляют мышление на анализ и  прогнозирование развития социокультурных, педагогических и других процессов

49. Речь как средство психологического  воздействия в тренинге.

   1. Вербальная коммуникация - в качестве знаковой системы  используется человеческая речь.

   Под речью понимается  естественный звуковой язык, т.е.  система фонетических знаков, включающая  два принципа: лексический и синтаксический.

   Виды речи: Внутренняя и  внешняя; 

   внешняя речь, в свою очередь,  классифицируется:

   аффективная:

   o нет замысла;

   o очень проста;

   o ограниченна: "Ах!", "Ну, погоди!";

   письменная речь:

   o очень чёткий замысел;

   o сложная смысловая программа;

   o нет никаких внеязыковых средств, только логика языка;

   o предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности;

   устная речь:

   o протекает в меняющихся условиях;

   o отличается сокращённым количеством слов и простотой грамматической конструкции;

   В составе устной речи  выделяют:

   o диалогическую устную речь - речь, при которой активны все её участники; возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки;

   o монологическая - развёрнутая и связная речь; предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция); требует тщательного отбора слов, оборотов.

   При передаче информации  с помощью речи менее всего  теряется смысл сообщения, поэтому  речь можно считать самым универсальным  средством коммуникации. Предъявляемое  требование: высокая степень общности  понимания ситуации всеми участниками  коммуникативного процесса.

   При помощи речи осуществляется  кодирование и декодирование  информации: коммуникатор, говоря, кодирует, а реципиент, слушая, декодирует. При этом для коммуникатора  смысл информации предшествует  процессу кодирования (воплощения  замысла в систему знаков), а  для реципиента смысл принимаемого  сообщения раскрывается одновременно  с декодированием. Степень понимания  реципиентом смысла высказывания  становится очевидной для коммуникатора  только при смене коммуникативных  ролей, т.е. когда реципиент  превращается в коммуникатора  и высказывается, согласно раскрытию  им смысла принятой информации. Мера согласованности коммуникатора  и реципиента в ситуации попеременного  принятия ими вышеназванных ролей  зависит от их включённости  в общий контекст деятельности.

   Диалогическая речь (диалог) как специфический вид разговора  - это последовательная смена  коммуникативных ролей, в ходе  которой выявляется смысл речевого  сообщения. Успешность вербальной  коммуникации при диалоге определяется  степенью обеспечения партнёрами  тематической направленности информации, двусторонности характера информации.

   Таким образом, посредством  речи не просто движется информация, но участники вербальной коммуникации  особым способом воздействуют  друг на друга, ориентируют,  убеждают, стремятся достичь определённого  изменения поведения. 

   Чтобы описать процесс  взаимовлияния участников вербальной  коммуникации друг на друга,  необходимо проанализировать структуру  коммуникативного акта, мотивы, цели, установки общающихся. Здесь возникает  необходимость обращения к знаковым  системам, включенным в речевое  общение помимо речи.

   Речь, являясь универсальным  средством общения, приобретает  значение только при условии  включения в систему деятельности, что обязательно дополняется  употреблением неречевых, т.е.  знаковых систем. Таким образом,  для полноты рассмотрения коммуникативного  процесса необходимо описание  его невербальных средств.

50. Техники активизации, управление  вниманием и активного слушания.

Среди переговорных техник принято  выделять приемы активного слушания. Активное слушание необходимо для того, чтобы:

— продемонстрировать внимание к  собеседнику, понимание содержания сказанного им;

— проверить правильность понимания  сказанного;

— помочь говорящему высказать свои мысли.

 

Итак, перед Вами 8 приемов активного  слушания:

Прием активного слушания 1. Поощрение, одобрение, активизация собеседника.

o  Кивание головой в такт речи, контакт глаз.

o  Угу...  ага... да...

o  Это интересно...

o  Понятно...

 

Прием активного слушания 2. Уточнение  — просьба дать дополнительные, более точные разъяснения.

Уточняющий вопрос задается, если есть двусмысленные, многозначительные, непонятные моменты:

o  Вы не могли бы повторить...

o  Я, видимо, неправильно понял. Вы хотели сказать, что...

o  Будьте добры, разъясните мне, пожалуйста, более точно...

o  Что Вы имели ввиду...

o  Что в Вашем понимании...

Прием активного слушания 3. Повтор — дословное повторение слов собеседника.

Прием активного слушания 4. Пересказ — повторение мысли говорящего своими словами:

o  Как я Вас понял...

o  Вы считаете, что...

o  Исправьте меня, если я ошибаюсь, но я понял, что...

o  Другими словами...

o  Правильно ли я вас понял - вы сказали что...?

o  Повторить с вопросительной интонацией

o  Вы считаете, что...

o  Значит можно согласиться с тем, что...

o  То есть...

Прием активного слушания 5. Развитие мыслей собеседника — проговаривание подтекста высказывания, нахождение истинного смысла высказывания.

Прием активного слушания 6. Отражение  чувств собеседника — высказывание о том, как я понял чувства  другого:

o  Мне кажется, Вы чувствуете себя несколько...;

o  Вы, видимо, переживаете...;

o  Внешне кажется, что Вы весьма (очень)...;

o  У меня сложилось впечатление...

o  Похоже это очень вас взволновало!

Прием активного слушания 7. Разделение чувств, сопереживание.

o  На вашем месте я бы тоже себя так чувствовал...

o  Да уж, понимаю ваши эмоции...

o  Я тоже по этому поводу испытываю уверенность...

Прием активного слушания 8. Обобщение, итоги (резюме).

o  Итак, в целом вы сказали...

o  В нашей беседе мы пришли к тому , что...

o  Если обобщить сказанное...

o  Из всего услышанного мною получается...

ТЕХНИКИ, СНИЖАЮЩИЕ  ЭФФЕКТИВНОСТЬ  БЕСЕДЫ С КЛИЕНТОМ:

1. Выспрашивание — адресация  многочисленных вопросов собеседнику  (происхождение которых  ему  непонятно), исходя из своего представления  о ситуации.

2. Игнорирование — отсутствие  заинтересованности  в собеседнике:

o  перебивание;

o  ответ вопросом на вопрос;

o  монолог.


Информация о работе Понятие об активном социально-психологическом обучении