Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция
1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.
Процессы: индивидуальные, внешние (поведенческие)
Состояния: индивидуаль
ные, внешние (поведенче-|ские)
Действие, деятельность, жест, игра, имп-ринтинг, мимика, навык, подражание, поступок, реакция, упражнение.
Готовность, интерес, установка.
Свойства: индивидуальные, внешние (поведенческие)
Авторитетность, внушаемость, гениальность
, настойчивость, обучаемость, одаренность, организованность, темперамент, трудолюбие, фанатизм, характер, честолюбие, эгоизм.
Процессы: групповые, внутренние
Идентификация, коммуникация, конформность, общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм.
Состояния: групповые, внутренние
Свойства: групповые, внешние
Конфликт, сплоченность, групповая поляризация, психологический климат.
Совместимость, стиль лидерства, соперничество, сотрудничество, эффективность деятельности группы.
Межгрупповые отношения.
Процессы: групповые, внешние
Паника, открытость группы, закрытость группы.
Состояния: групповые, внешние
Организованность.
Свойства: групповые, внешние
3. Методы психологии.
Метод – это путь исследования, способы изучения психических особенностей людей, сбора и обработки психологической информации. Все многообразие методов психологии, можно свести в четыре группы:
1. Эмпирические методы – сбора информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы.
- наблюдение и самонаблюдение;
- эксперимент;
- психодиагностические (тесты, опросники, интервью, беседа…);
- анализ продуктов деятельности;
- биографические методы.
2. Методы обработки данных – количественного и качественного анализа.
3. Теоретические методы анализа и интерпретации результатов – исследование и получение нового знания об особенностях изучаемого человеком или социальной группой.
4. Методы практического характера:
- методы оказания психологической помощи;
- методы социально-психологического научения (социально-психологические тесты, аутотренинг и т.д.).
4. В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Имея в виду этот факт, а также то обстоятельство, что в настоящее время система психологических наук продолжает активно развиваться (каждые 4—5 лет появляется какое-либо новое направление), правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук.
Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли психологических наук имеют общее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей независимо от того, кто они и какой конкретной деятельностью занимаются. Эти области призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуют психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология».
Прикладными называют отрасли науки, достижения которых используются на практике. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные — выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием.
Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это — эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные раз-мичия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. ) га отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой. Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей друг с другом в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.
Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.
Три следующие отрасли психологии — медицинская и патопсихология, а также психотерапия — имеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи. Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения и также нужна для воспитания. Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах курса. Однако то, что предлагается в первой книге учебника, не есть общая психология в чистом виде. Это, скорее, тематическая подборка материалов из различных областей психологической науки, имеющих значение для обучения и воспитания детей, хотя основу их, конечно, составляют общепсихологические знания.
ЛЕКЦИЯ №2Тема: Природа психики человека (2 часа).
План:
1. Этапы развития психики.
2. Условия возникновения сознания человека.
3. Структура сознания человека.
4. Сознательное и бессознательное в психике и поведении человека.
Темы рефератов.
1. Мозг и психика: связь основных структур мозга с психическими процессами и состояниями человека.
2. Проблема биологического и социального в развитии психики и поведения человека.
3. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
4. Функциональная ассиметрия мозга.
5. Критический анализ рефлекторного объяснения поведения человека и его психических процессов.
Литература.
1. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.,2002,2005
2. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология – М, 2001
3. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии – СПб, 2003
4. Чеховских М.И. Психология: Учебное пособие.- М.: Новое знание, 2003.- 380с.
5. Петровский А.В. Популярные беседы о психологии [Электронный ресурс] / А.В. Петровский.- М.: РАО «Говорящая книга», 2005
1. Материалистическое понимание психики.
Психология изучает проблемы возникновения (генезиса) психики и проблемы функционирования.
Существует целый ряд попыток принципиального решения этой проблемы, об этом говорят следующие теории:
Антропопсихизм – связана с именем Р.Декарта – есть только у человека.
Панпсихизм - утверждает всеобщую одухотворенность природы.
Биопсихизм – психика есть не во всякой материи, а только в живой.
Нейропсихизм – психика есть не у каждой психической материи, а только у тех организмов, у которых есть нервная система.
Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи головного мозга.
Из данного положения вытекают два вывода:
1. Не всякая материя обладает свойством психического. Психика – это особое свойство только головного мозга. Носителем психического являются нейрофизиологические процессы, которые протекают в головном мозге.
2. Психика неотделима от материи (головного мозга) и не существует вне материи. Психическое вторично, материя первична. Но, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной объективно существующей средой происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.
Большую роль в материалистическом понимании психического, в становлении и развитии научного психологического знания в России сыграли исследования Б.Г.Анапьева, П.П.Блонского, Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна и др. Благодаря усилению Ивана Петровича Павлова бала доказана связь психического и физического. Он дал разгадку многих механизмов психической деятельности.
Психика – особый результат деятельности мозга, отражение мозгом окружающего мира.
Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности.
2. Сущность психики состоит в отражении. Психическое отражение имеет свои особенности. Чем это отражение отличается от других форм отражения?
1. Отражение субъективно, индивидуально, как бы преломляется через призму знаний, умений, навыков человека, его потребностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивидов и т.п.
2. Отражение не зеркально, а избирательно, так как человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодействует со средой.
3. Особенностью психического отражения является активность. В каждом акте психического содержится не только констатация окружающей действительности, её отдельных сторон, но и установление связей между этими сторонами. А также поиском наилучшего решения для удовлетворения ею их потребностей.
4. Психическое отражение – это процесс непрерывного познания действительности, особенностей вещей и явление мира.
5. Одной из способностей психического явления способность опережать ход событий, предвидеть результаты действий и поведения, социальных и природных процессов на основе познания законов развития объективной реальности. Используя свое воображение, человек сознательно намечает цели, планирует свою деятельность и тем самым предвидит будущее. Сознательно прилагая волевые усилия, человек преобразует реальность в интересах будущего, то есть психика способна к опережающему воображению.
3. Уровни психического отражения.
I. Досознательный (безусловно-рефлекторный, природообуслоленный).
II. Сознательный, специфически человеческий уровень психического (условно-рефлекторный).
III. Послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный: автоматизмы, установки и т.п.).
Таким образом, в психике есть две стороны:
Неосознаваемое (досознательное и послесознательное).
Осознаваемое (С.Л.Рубинштейн).
Сознание – есть высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий, формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми с помощью языка. Это высший уровень психического отражения и саморегуляции присущей только человеку.
Бессознательное – совокупность психических процессов, состояний, актов, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета (З.Фрейд. Исследование бессознательного).
Структура сознания (А.В.Петровский).
Первая подструктура (Со – знание). Со – знание – совокупность знаний об окружающем мире, помогает ориентироваться и правильно реагировать в окружающей действительности.
Вторая подструктура («Я» - «не – Я») – в нем отчетливо различается субъект и объект, то есть то, что принадлежит «Я» - человека, и что выходит за его пределы – «не – Я».
Третья особенность сознания – отношение человека к людям, миру --- эмоции, чувства к себе.
Четвертая подструктура – цели человека, цели деятельности, волевая направленность решений.
4. Функции психики. Регулятивные функции:
- с точки зрения влияния на деятельность норм поведения человека
1. побуждения 2. исполнения
(потребностно-