Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция
1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.
мотивационные и другие
отражательные функции)
- отражения, формирования образа, понимания, отражения, целеполагания, опыта, самопознания.
Формы существования психического:
все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие группы:
1. Психические процессы человека:
а) познавательные (память, воображение, мышление…);
б) эмоциональные (чувства);
в) волевые.
2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения…).
3. Психические свойства (характер, темперамент, способности).
4. Психические состояния (готовности, уверенности, настроенности и т.д.).
Мир психических явлений.
Психические образования
1.Психические процессы
2. Психические свойства личности
3. Психические состояния
1. знания, умения, навыки, привычки и др.
2. направленность, характер, талант, способности.
3. функциональные: интеллектуальные, эмоциональные, волевые; общие: построенности, мобилизованности, готовности, апатии, уверенности и прочие.
4. познавательные: внимание, мышление, память, ощущения, восприятие, представления, речь, воображение;
5. Истоки психики.
Предметом психологии выступает групповая, общественная, массовая психика людей, закономерности её возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей.
Под групповой (общественной) психикой принято понимать сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности. Эта духовная жизнь характеризуется конкретным содержанием (нравственным, политическим, профессиональным, этническим…), направленностью, уровнем функционирования.
Истоками групповой (общественной) и индивидуальной психики являются те обстоятельства, под влиянием которых формируется психика:
- исторический опыт существования, жизнедеятельности общности людей;
- прижизненный опыт этой социальной группы;
- опыт других общностей, которые становятся достоянием этой группы людей;
- конкретные жизненные обстоятельства;
- ведущий вид деятельности;
- особенности идеологического, воспитательного или иного целенаправленного информационного воздействия на людей, общности и т.д.
Формами существования групповой психики людей выступают: проявления массового сознания, потребности, интересы, суждения, мнение, отношения, построения, традиции, авторитеты и др.
Современные представления об этапах развития психики.
Известно, что основным условием появления жизни является возникновение сложных белковых молекул, которые не могут существовать без постоянного обмена веществ со средой. Для своего выживания они должны усваивать из окружающей среды те вещества, которые является предметом питания и необходимы для жизни; одновременно они должны выделять во внешнюю среду продукты распада. Оба эти процесса – ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ и является основным условием существования.
Сложнейшие белковые молекулы положительно реагируют не только на питательные вещества, но и на свет, тепло и отрицательно реагируют на вещества, которые мешают их нормальному существованию.
Свойства белковых молекул реагировать на воздействия, входящие в процесс обмена веществ и оставлять без ответа нейтральные воздействия называется раздражимостью. Раздражимость – это простейшая форма биологического отражения.
Всякий живой организм избирательно (активно) относится ко всем внешним раздражителям. Это новое свойство живой материи называется саморегулированием.
От пассивной формы жизнедеятельности резко отличаются формы существования на следующем этапе эволюции – стадии животной жизни. А.Н.Леоньев выдвинул гипотезу, что чувствительность как зачаточная форма психического отражения, возникла в ходе развития простой раздражимости.
Способность реагировать на нейтральные, биологически незначимые раздражители при условии, что они сигнализируют о появлении жизненно важных воздействий, называется чувствительностью.
Появление чувствительности согласно теории А.Н.Леонтьева, и может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.
Благодаря появлению чувствительности живое существо начинает реагировать на каждое изменение в окружающей среде, активно ориентироваться, то есть вырабатывать индивидуальные формы поведения, в отличие от растительного мира.
Переход к многоклеточным, существенно усложняет условия существования: повышает роль активной ориентировки во внешней среде.
У многоклеточных (например медузы, морские звезды…), имеют диффузную нервную систему, когда любое возбуждение равномерно распределяется по сетевидной нервной системе. Здесь отсутствует ведущий орган, который мог бы перерабатывать информацию ограниченность в поведении.
На дальнейших этапах эволюции, особенно с переходом к наземному существованию, появляются более сложные факторы поведения, благодаря формированию генглиозной нервной системы (впервые у червей до беспозвоночных – особенно у насекомых). Благодаря генглиозной нервной системе происходит переработка поступающих сигналов и появляется «программы» поведения в виде реакции определенных участков тела.
Дальнейшая эволюция поведения связана с появлением сложно дифференцированных аппаратов рецепции. (Например: фоторецептор глаза насекомого + тактильно-химические рецепторы – усики, вкусовые рецепторы и т.д.). Появляются сложные программы поведения у животных и врожденные формы поведения - инстинкты.
Инстинкт – форма генетически обусловленного поведения. Врожденные программы инстинктивного поведения целесообразны лишь в определенных, строго постоянных стандартных условиях. Каждая «разумность» поведения проявляется лишь в постоянных стандартных условиях, которые выработаны в процессе эволюции.
А.Н.Леонтьев предложил классификацию стадий и уровней развития психики (см. таблицу).
Необходимость усложнения ориентировки в меняющихся условиях среды и выработки новых, индивидуально изменчивых форм приспособления приводят в процессе эволюции к созданию первых поведенческих аппаратов. Появляется необходимость анализировать поступающую информацию и замыкать новые связи, обеспечивающие новые индивидуально изменчивые формы поведения. Таким аппаратом является головной мозг. Головной мозг животных построен по типу ряда надстраиваемых друг над другом уровней и этажей.
Особенности психики животных обнаруживаются в поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения.
Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях формы поведения называются навыками, чем выше животное стоит по уровню развития, тем быстрее образуются у него навыки и тем сложнее по своему характеру они бывают.
Интеллектуальное поведение выражается у высших животных – характеризуется «изобретением» ими новых способ решения задач, использованием внешних предметов как орудий, обход препятствий и т.д. (человекообразные обезьяны), но интеллект животных ограничен (И.П.Павлов, Э.Торндайк, Д.Уотсон, Э.Толмен, К.Крег и др.).
Возникновение сознания человека явилось качественно повышенным этапом развития психики. Его появление обусловлено социальными условиями и носит целенаправленный характер и активный характер.
Психическое развитие есть процесс развертывания во времени и характеризующийся как количественными, так и качественными изменениями.
Существует ряд классификаций развития человека и его психики.
Ж.Пиаже выделил три основных периода:
- период сенсомоторного интеллекта (0 – 2 года);
- период подготовки и конкретных операций (3 – 11 лет);
- период формальных операций (12 – 15 лет) – подросток успешно действует не только в окружающей обстановке, но и в отношении мира абстрактных, словесных предположений.
Классификация Б.Эльконина:
- непосредственно-эмоциональное общение (младенчество);
- предметно-манипулятивная деятельность (раннее детство);
- ролевая игра (дошкольник);
- учебная деятельность (младший школьник);
- интимно-личностное общение (младший подросток);
- учебно-профессиональная деятельность (старший подросток).
Восемь стадий жизни описаны Э.Эриксоном:
I – доверие – недоверие (1 год);
II – самостоятельность – нерешительность (2 – 3 года);
III – предприимчивость – чувство вины (4 – 5 лет);
IV – умелость – неполноценность (6 – 11 лет);
V – идентификация ролей – путаница ролей (12 – 18 лет);
VI – близость – одиночество (взрослые)
VII – общественность - (зрелость);
VIII – цельность – безнадежность (пожилые люди).
ЛЕКЦИЯ №3Тема: Мозг и психика (2 часа).
План:
1.
2.
3.
Темы рефератов.
1. Роль коры головного мозга и подкорковых структур в управлении психическими процессами и состояниями.
2. Физиологические основы мотиваций и эмоций.
Литература.
1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии (Текст): Учеб. Пособие для студентов вузов/ П.Я. Гальперин- 2-е изд.- М.: КДУ, 2005.- 400с.
2. Степанов В.Е. Психология [Текст]: учебник/ В.Е. Степанов, В.П. Ступницкий.- 2-е изд. М.: НТК «Дануков и К», 2006.- 572
3. Немов Р.С. Психология М.,2001,2004.
4. Введение в психологию/ Под общ. ред. А.В. Петровского.- М.,2001
5. Общая психология /Сост. Е.И. Рогов.- М., 2001,2002
1. Строение нервной системы.
Психика и организм (гомеостаз, эмоциональное состояние на функции нервной системы + рефлексы человека, состояние здоровья и состояние психики человека).
Материальной основой психического выступает головной мозг. Поэтому большое значение в познании психики человека и её отдельных феноменов имеют значения о физиологии человека, головного мозга и высшей нервной деятельности.
Функционально нервная система человека выполняет две основные задачи:
- координация органов тела и физиологических систем организма человека;
- взаимодействие организма как целостной системы со средой.
И.П.Павлов отличал, что «деятельность нервной системы направляется с одной стороны, на объединение, интеграцию работы всех частей организма, и с другой стороны – на связь организма с окружающей средой, на уравновешивание системы организма с внешними условиями»
а) первичным элементом нервной системы является нейрон – нервная клетка (ядро, тело, аксона, дендритов). Функции нервной клетки: проведение нервных импульсов от рецепторов к центральной нервной системе; проведение нервных импульсов от центральной нервной системы к органам движения; проведение нервных импульсов от одного участка центральной нервной системы к другому.
б) нервная система делится на центральную (головной, промежуточный и спинной мозг) и периферийная (нервная система участков всего тела и внутренних органов человека).
Часть центральной нервной системы и периферической, регулирующую внутренние органы и части организма, осуществляющую низшую нервную деятельность называют вегетативной нервной системой. Другая часть нервной системы, которая обеспечивает взаимодействие органов со средой, осуществляющую высшую нервную деятельность называется анимальной нервной системой.
Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего мозга.
В области затылка спинной мозг переходит в продолговатый мозг (центры управления дыханием, пищеварением и т.д.) – находится 4-й желудочек головного мозга.
Продолговатый мозг переходит в средний, в нем расположены ядра зрения и слуха.
Средний переходит в промежуточный – центры желез внутренней секреции: гипоталамус; гипофиз (обмен веществ в организме) – находится 3-й желудочек головного мозга. Структурно-функционально выделяют конечный мозг. Это два полушария и кора больших полушарий – находится второй желудочек головного мозга.