Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

В заключении остановимся на некоторых моментах самостоя­тельного изучения данной темы. По ней имеется четыре группы ос­новных источников. Первая из них - справочная литература харак­тера энциклопедий, педагогических словарей, справочников. В них дается разъяснение терминов «педагогика», «дидактика», «прин­цип», «методика». Вторая - вузовские учебные пособия по педагоги­ке. В них обычно имеется раздел «Теория обучения и образования (дидактика)». В этом разделе характеризуются содержание образо­вания, процесс обучения, включая принципы обучения, организаци­онные формы процесса обучения, его методы и средства. Третья группа - пособия, излагающие методику преподавания конкретных предметов. Обычно такие пособия включают в себя два раздела: об­щетеоретический (дидактический) и методический. Четвертая группа источников посвящена методике и технике проведения кон­кретных форм занятий - уроков, лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий.

Пользуясь этими источниками, а также данной главой настоя­щего учебника, студенту важно осмыслить общее содержание ди­дактики как теории обучения, сущность таких понятий как за­кономерность, принцип, форма, метод, прием обучения в их связи, механизм реализации дидактических принципов в предметных ме­тодиках.

На первый взгляд может показаться, что все эти задачи и про­блемы носят узкопрофессиональный характер. Однако очень важно осмыслить их с позиции общепрофессиональной подготовки специа­листа, которому предстоит просветительская деятельность, обуче­ние профессиональному мастерству своих менее опытных, менее квалифицированных коллег, профессиональное общение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №14 Тема: СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЧНОСТЬ. (2 часа)

План:

1.        Методы учебно-воспитательного процесса.

2.        Убеждение как метод педагогического воздействия на личность

3.        Упражнение и приучение.

4.        Обучение.

5.        Методы стимулирования.

Темы рефератов.

1.        Педагогические требования к применению методов убеждения.

2.        Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов.

3.        Методы стимулирования.

Литература.

1.        Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие.- М., 2000, 2003

2.        Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н.Шиянов.- №-е изд.- М.: школа-Пресс, 2000,2004

3.        Мудрин А.В. Социальная педагогика: Учеб.для студ. Пед. Вузов/ под ред. В.А. Сластена 4-е изд. Доп.- М.: Издат центр «Академия», 2003.- 200с.

4.        Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- М, 2000, 2001, 2003

5.        Психология и педагогика (Текст)6 учб. Пособие для студентов технических вузов/ А.И. Волков и др.- М.: «Март» Ростов Н/Д, 2005.- 560с.

 

 

1.Реализацию целей воспитания и образования называют педагогичес­ким процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и воспитан­ников (учащихся), именуют методом воспитания либо методом обуче-ния/Разделение средств и методов на воспитательные и образова­тельные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями «средства воздействия на личность» и «методы воздействия на личность».

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учаще­гося) в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить учащегося, т. е. добиться усвоения им опре­деленной суммы знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у учаще­гося умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стиму­лировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать эта­пы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

     убеждение;

     упражнения и приучения;

     обучение;

     стимулирование;

     контроль и оценка.

Методы воздействия на личность оказывают комплексное воз­действие на учащихся и крайне редко применяются изолированно, вне связи друг с другом. Вот почему любая группировка (классифика­ция) методов условна, а рассмотрение каждого из них в отдельности приводится лишь для удобства анализа и выделения их характерных

особенностей. Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства взглядов на их отбор, количество, номенкла­туру и основания, по которым их следует классифицировать.

В теории и практике педагогического процесса употребляется и такое понятие как прием. Прием выступает как элементарное зве­но педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. Беседа по душам, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения.

Уточним в свете вышеизложенного понятие метода. Метод воздействия на личность - это система педагогических приемов, позволяющих решать те или иные педагогические задачи.

Еще одно важное понятие в этом ряду - форма организации педагогического воздействия. Выделяют следующие наиболее важ­ные формы организации педагогического воздействия:

*    учебный процесс;

*    внеаудиторная, внеклассная работа;

*    семейное воспитание;

*    воспитательная деятельность детских и молодежных орга­низаций;

*    воспитательная деятельность учреждений культуры, ис­кусства и средств массовой информации (в той мере, в какой она до­ступна воспитанникам).

Рассмотрим кратко названные выше методы воздействия на личность.

2. Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чув­ства и волю человека с целью формирования у него желаемых ка­честв. В зависимости от направленности педагогического воздейст­вия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить учащегося в истин­ности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его разу­му, и в этом случае необходимо выстроить логически безупречную цепочку аргументов, что и будет доказательством.

Если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, долж­ное отношение к шедевру художественной культуры, словом, к Вы­сокому и Прекрасному во всех их возможных формах, то необходимо обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение вы­ступает как внушение. Чаще всего педагог обращается одновремен­но и к разуму, и к чувствам воспитанника, поскольку доказательство и внушение в их органическом единстве дополняют друг друга.

Чем же один человек может убедить другого человека? Сло­вом, делом, примером, в том числе и личным.

Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут.

Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сфор­мировать у них желаемое отношение к окружающей действительно­сти, к своим гражданским и нравственным обязанностям. Иногда воспитанники совершают проступки, не придавая им особого значе­ния, не осознавая их вреда. Компания подростков заразительно хо­хочет, наблюдая, как один из них копирует походку престарелого инвалида, который прошел мимо. Подведение этого и подобных ему случаев под общие моральные принципы, значение которых не вы­зывает у воспитанников сомнений, может способствовать формиро­ванию у них правильного отношения к своему поведению.

Из психологии известно, что чем моложе воспитанники, тем больше у них отставание в осознании своих собственных качеств по сравнению с осознанием качеств других людей. Педагог может рас­крыть значение проступка, сопоставляя его с другими аналогичны­ми проступками. Скажи, какой человек мог совершить такие и та­кие-то деяния? Только очень плохой. Но ведь твой проступок разве не из этого же ряда? Подобная беседа почти всегда результативна, особенно с младшими воспитанниками.

Поводом и сюжетной канвой беседы могут быть факты, рас­крывающие социальное, нравственное или эстетическое содержа­ние тех или иных сторон жизни. В качестве таких фактов (положи­тельных или отрицательных) может выступать деятельность опре­деленной личности или отдельное ее свойство, закрепленное в слове, а также моральное правило, обобщенный литературный образ, ре­альный или условный педагогический образец. Форма беседы может быть самой разнообразной, но она непременно должна наводить вос­питанников на размышления, результатами которых должна быть диагностика и оценка качеств личности, стоящей за теми или други­ми делами и поступками.

Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и сис­тематическое изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной проблемы. Основа лекции - теоретичес­кое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным отправным моментом.

Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоя­тельный стиль мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления для учащегося. Толь­ко тогда знания приобретают личностный смысл, становятся не пас­сивным компонентом умственного багажа, а руководством к дейст­вию. Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от начала до конца - вот главное слагаемое ус­пеха лекции.

Диспут. Столкновение мнений с целью формирования сужде­ний о оценок, которое отличает диспут от беседы и лекции как нель­зя лучше отвечает обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении, стремлению искать смысл в жизни, ни­чего не принимать на веру, обо всем судить по самым максималист­ским меркам. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеж­дать в них других людей и в то же время требует мужества отказать­ся от ложной точки зрения, выдержки не отступить от этических норм и требований, хотя иногда это так хочется в полемическом за­доре. Диспут еще ценен тем, что знания, добытые в ходе столкнове­ния мнений, отличаются высокой мерой обобщенности, глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержа­ли значимую для учащихся проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр всех педагогических качеств пе­дагога и его педагогической квалификации.

По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так, чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность. Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным. Совершен­но недопустима позиция умолчания и запрета.

Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпу­скать педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается пе­дагогическое руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из рук «компас». Главная задача педагога на диспуте - следить за правильностью критериев оценок и сужде­ний. Если критерии верны, то какие бы штормы не носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на диспуте -продолжая сравнение - быть штурманом, а вести корабль должны попеременно молодые капитаны.

Пример. Еще древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером». А вели­кий педагог Ян Амос Коменский в своем труде «Великая дидакти­ка» подчеркивал, что дети учатся раньше «подражать, чем позна­вать», и если к этому присовокупить мнение Л. Н. Толстого о том, что все воспитание сводится к доброму примеру, да вспомнить всем из­вестную пословицу «с кем поведешься...», то можно утверждать, что педагогическая сила и знание примера понимается и признается буквально всеми.

Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно известно, что слова учат, а

примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анали­зируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма> тру­долюбия, мастерства, верности долгу и т. д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравст­венных отношений.

При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния, которое оказывают живые конкретные примеры жи­вых конкретных людей во всем богатстве их отношений.

Примерами достойного подражания могут быть старшие бра­тья и сестры, мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и литературные герои, наконец, сам вос­питанник (например, Ваня «вчерашний» по отношению к Ване «сего­дняшнему»).

Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя. Воспитательное воздействие личного примера педагога впрямую за­висит от его авторитета у воспитанников. «Без авторитета невозмо­жен воспитатель», - говорил А. С. Макаренко в одной из своих лек­ций. Педагог должен прежде всего сам соответствовать всему тому, что он требует от воспитанников, на что он их нацеливает и к чему призывает.

Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ря­да педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

1.              Высокий авторитет педагога у воспитанников

Информация о работе Предмет и задачи психологии