Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Каждый человек знает из личного опыта, что даже случайно оброненное слово авторитетным человеком, запоминается иногда на всю жизнь и становится жизненным принципом, путеводной звез­дой. И, напротив, безупречные с точки зрения методики убеждения, сентенции неуважаемого человека вызывают лишь раздражение и желание поступить наоборот. Высшая форма педагогического авто­ритета - любовь воспитанников. Педагогу, которого воспитанники любят, удается все.

Такая любовь - не только высшая награда мастеру, но и могу­чий технологический фактор педагогического процесса. Вот почему неправы те педагоги, которые говорят: «Мне все равно - любят ли меня или нет». Правда, здесь возникают серьезные сомнения в их ис­кренности. Если же педагога преследует стойкая неавторитетность у воспитанников, то это очень серьезный повод для смены профессии.

2.              Опора на жизненный опыт воспитанников

Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно заде­вает личный опыт воспитанников. Здесь естественно сливаются пе­дагогические возможности словесного убеждения с убеждающей си­лой примера, причем такой пример, который предложен не педаго­гом, а извлечен из памяти воспитанника.

3.              Искренность, конкретность и доступность убеждения. Никогда не следует убеждать воспитанников в том, в чем педа­гог не убежден сам. Фальшь, неискренность, искусственность легко распознается даже младшими воспитанниками, что не только гаран­тирует неуспех в решении конкретной педагогической задачи, но и
чревато стратегическими потерями, т. к. подрывается авторитет пе­дагога.

4.              Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи воспитания достигаются тогда, когда сло­весное воздействие сочетается с организацией разнообразной прак­тической деятельности. Причем не всегда следует идти от сознания к опыту. Опыт может предшествовать формированию сознания. На важность сочетания убеждения и практического приучения не разуказывал В. А. Сухомлинский: «Мастерство нравственного воспита­ния заключается в том, чтобы ребенка с первых шагов его школьной
жизни убеждали прежде всего его собственные поступки, чтобы в словах воспитателя он находил отзвуки собственных мыслей, пере­живаний, рождающихся так же в процессе активной деятельности».

5.              Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитан­ников

При выборе форм методов и приемов убеждения необходимо всегда учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспи­танников. Особенно часто жалуются родители, что их ребенок пере­стал реагировать на то, что раньше действовало безотказно. А ребе­нок просто подрос, изменился, и методы воздействия на него должны меняться соответственно. Важно также учитывать и индивидуаль­ные особенности учащихся. Одни очень отзывчивы на доверие и просьбы, а на других больше действует требование и приказ. Психо­логическая структура личности воспитанника, его характер и тем­перамент должны обязательно учитываться при выборе методов, форм и средств убеждения.

3. Упражнение — это планомерно организованное выполнение воспи­танниками различных действий, практических дел с целью форми­рования и развития их личности.

Приучение — это организация планомерного и регулярного вы­полнения воспитанниками определенных действий в целях форми­рования хороших привычек. Или, говоря по другому: приучение -это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Привычки, как отмечал К. Д. Ушинский, укореняются путем по- • вторения какого-либо действия до тех пор, пока «не установится на­клонность к этому действию. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие становления привычки». А. С. Макаренко призывал « стремиться к тому, чтобы у детей как мож­но крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке».

Упражнение занимает большое место в обучении, так как ле­жит в основе формирования умений и выработки навыков на всех его практических и практико-теоретических этапах.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздей­ствия применяется для решения самых разнообразных задач граж­данского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной рабо­ты. «Попробуйте, - говорил А. С. Макаренко, - серьезно, искренне, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разговорами. Нельзя будет закрыть форточку, обложить ребенка ва­той и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы вос­питываете циничного наблюдателя, для которого чужой подвиг -только объект для глазения, развлекательный момент.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда б он мог проявить мужество, - все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лише­нии, в терпеливости, в смелости». В практике воспитательной рабо­ты применяются в основном три типа убеждений:

*    упражнения в полезной деятельности;

*    режимные упражнения;

*    специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, ис­пытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал само­утверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения - это такие упражнения, главный пе­дагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим. Соблюдение оптимально­го режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними требовани­ями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интел­лектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на ре­зультатах его деятельности.

Всякие нарушения режима педагогического процесса - это не только видимый урон (например, сорванное или деформированное занятие, несостоявшаяся экскурсия, опоздания, вошедшие в при­вычку и т. д.), но это еще воспитание неуважения к учебному процес­су, воспитание необязательности и расхлябанности. Все упражне­ния в учебном заведении должны быть режимными, а каждый слу­чай нарушения режима должен рассматриваться как чрезвычайное происшествие.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и на­выков.

В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспи­тательной работе - это приучение к выполнению элементарных пра­вил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первоклассни­ков «тренируют» вставать при входе учителя, молодых солдат тре­нируют правильно наматывать портянки, заправлять постель по установленным правилам, приветствовать старших по званию и т. п.

Специальные упражнения применяются и с целью преодоле­ния недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответствен­ным за порядок, неопрятному поручают обязанности санитара, а са­мого эгоистичного просят от имени всех навестить больного товарища.

Таким образом, упражнения направлены прежде всего на ор­ганизацию и руководство деятельностью и поведением воспитан­ников. Упражнение лишь на самых ранних стадиях можно рассма­тривать как простое повторение. В дальнейшем упражнение - это совершенствование, которое идет нарастающим итогом. Так же, как репетиция спектакля не есть его простое повторение, а этап все большего приближения к тому состоянию, которое материализи-рует режиссерский замысел, этап совершенствования на пути к эталону.

Вот почему нельзя признать удачным перевод латинской по­словицы repetito est mater stadirum как повторенье — мать ученья. Латинское слово repetito — репетиция означает не повторения, а тре­нировку, упражнение. Поэтому известная всем пословица должна звучать по русски так: «Упражнение - мать учения». Хочешь на­учиться - упражняйся! Не бездумно повторяй, а именно упражняй­ся, тренируйся, стараясь в каждый раз сделать лучше, чем в преды­дущий.

4. Номенклатура и классификация методов обучения характеризует­ся большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для из разработки. Из самой сути методов следует, что они должны отвечать на вопрос «как?» и показывать, как действует педагог и как действует учащийся.

Подразделяют методы по доминирующим средствам на сло­весные, наглядные и практические. Их классифицируют также в за­висимости от основных дидактических задач на 1) методы приобре­тения новых знаний; 2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки зна­ний, умений и навыков.

Эту классификацию дополняют методами закрепления изу­чаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: 1) методы организации и осуществления учеб­но-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мо­тивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной дея­тельности.

Существует классификация, в которой сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информаци­онно-обобщающие и исполнительские, объяснительские и репро­дуктивные, инструктивно-практические и продуктивно-практичес­кие, объяснительно-побуждающие и частично-поисковые, побуж­дающие и поисковые.

Наиболее оптимальной представляется классификация мето­дов обучения, предложенная И. Я. Йернером и М. Н. Скаткиным, в ко-

торой за основу берется характер учебно-познавательной деятель­ности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

   объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);

     репродуктивный метод;

     метод проблемного изложения;

     частично-поисковый (или эвристический) метод;

     исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репро­дуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему спосо­бы деятельности; 2) продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в резуль­тате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой дея­тельности. Однако обычно педагоги с известными оговорками при­числяют проблемное изложение к продуктивным методам. Не будем нарушать этой традиции и рассмотрим обе группы методов.

Репродуктивные методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообща­ет готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспри­нимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообще­ние информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополни­тельные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино и диа­фильмы, натуральные объекты в классе и во время экскурсий) прак­тического показа способов деятельности (показ способа решения за­дачи, доказательство теоремы, способов составления плана, аннотации и т. д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую ин­формацию с ранее усвоенной, и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена много­летней практикой и он завоевал себе прочное место в школах всех уровней, на всех ступенях обучения. Этот метод вбирает в себя в ка­честве средств и форм проведения такие традиционные методы, как устное изложение, работу с книгой, лабораторную работу, наблюде­ния на биологической и географической площадках и т. д. Но при ис-

пользовании всех этих разнообразных средств деятельность обуча­емых остается той же - восприятие, осмысление, запоминание. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного их целенаправленного действия. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум его знаний о целях,-порядке и объекте действия.

Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и пока­занных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающий­ся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д. От того, на­сколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Обучение грамотности и четкому письму требует несколь­ких лет, чтение - гораздо меньше времени. Установлено, что усвое­ние новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Педагог пользуется устным и печатным словом, наглядностью раз­ного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знани­ями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслитель­ные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гаранти­руют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продук­тивными методами.

Продуктивные методы обучения

Важнейшее требование к школе всех уровней и непременное усло­вие научно-технического и социального прогресса - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществле­нии у человека формируются такие качества как быстрота ориенти­ровки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бо­яться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т. п., т. е. такие качества, спрос на ко­торые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в бу­дущем.

Информация о работе Предмет и задачи психологии