Предмет и задачи психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:42, лекция

Описание

1. Предмет и задачи психологии. Становление психологии как самостоятельной науки.
2. Основные понятия психологии.
3. Характеристика и значение методов исследования в современной психологии.
4. Отрасли психологии и их характеристика.

Работа состоит из  1 файл

Лекции Психоология.doc

— 1.11 Мб (Скачать документ)

Условием функционирования продуктивных методов являет­ся наличие проблемы. Слово «проблема» мы употребляем, как мини­мум, в трех смыслах. Житейская проблема - это бытовое затрудне­ние, преодоление которого очень актуально для человека, на которое нельзя решить с ходу с помощью тех возможностей, которыми чело­век располагает в настоящее время (предстоящее свидание породи- ло проблему костюма). Научная проблема - это актуальная научная задача. И, наконец, учебная проблема - это, как правило, проблема, уже разрешенная наукой, но для обучаемого она выступает как но­вая, неизвестная. Учебная проблема - это поисковая задача, для ре­шения которой обучаемому необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны быть усвоены.

В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

*    создание проблемной ситуации;

*    анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;

*    решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения ги­потез и последовательной их проверки;

*    проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллек­туального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым жела­нием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых спо­собов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Для создания проблемной ситуации необходимо выполнение целого ряда условий (требований):

5.     наличие проблемы;

6.     оптимальная трудность проблемы;

7.     значимость для учащихся результата разрешения проблемы;

8.   наличие у учащихся познавательной потребности и позна­вательной активности.

Проблемные ситуации классифицируют по самым разным ос­нованиям. Например, по направленности на поиск недостающего ком­понента (новых знаний, новых способов действия, новой области при­менения и т. д.); по области, из которой взята проблема (физические, химические, исторические и т. д.); по уровню проблемности (противо­речия выражены слабо, остро, очень остро). Однако наиболее употре­бительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречия в учебной проблеме:

9.           несоответствие между имеющимися у учащихся знаниями и новой информацией;

10.        многообразие выбора единственно правильного или опти­мального варианта решения;

11.        новые практические условия использования учащимися уже имеющихся у него знаний;

12.        противоречие между теоретически возможным путем ре­шения задачи и его практической неосуществимостью или целесооб­разностью;

13.        отсутствие теоретического обоснования практически до­стигнутого результата.

Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятель­ной познавательной деятельности учащегося. На этом этапе опреде­ляется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, ха­рактер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепоч­ки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отли­чается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью то­го, что дано и что следует определить.

Правильная формулировка и трансформация проблемы в це­почку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: «Правильно сформу­лировать проблему - значит наполовину ее решить». Далее необхо­димо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном ре­шении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т. е. до­статочно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Не­обходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли дру­гих более четких и ясных формулировок проблемы, более рацио­нальных способов,ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность реше­ния конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

Роль педагога и учащихся на четырех рассмотренных стадиях (этапах) решения учебной проблемы может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это исследователь­ский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

Взаимосвязь продуктивных и репродуктивных методов Обучение с помощью продуктивных методов принято назы­вать проблемным обучением. В свете сказанного выше о продуктив­ных методах можно отметить следующие достоинства проблемного обучения:

14.        проблемное обучение учит мыслить логично, научно, твор­чески;

15.        проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

16.        проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

17. проблемное обучение делает учебный материал более дока­зательным;

18. проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

19. проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

20. проблемное обучение вызывает положительное эмоцио­нальное отношение к учению;

21. проблемное обучение формирует и развивает познаватель­ные интересы;

22.  проблемное обучение формирует творческую личность.

Перечень достоинств проблемного обучения этим не исчерпы­вается, но и приведенного достаточно, чтобы спросить: почему мы не сделаем все обучение проблемным, если оно так соответствует тре­бованиям дня сегодняшнего и еще более дня завтрашнего?

Причин тому несколько.

Продуктивные методы не универсальны, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репро­дуктивными методами.

Есть учебные проблемы, которые непосильны для учащихся. Понизить уровень проблемности (т. е. кое-что подсказать учащимся) можно только репродуктивными методами.

Есть учебные проблемы, которые очень легки для учащихся. Создать на их базе проблемную ситуацию просто невозможно, т. к. учащиеся решают их с первого предъявления. В этом случае более уместно применение репродуктивных методов.

Создать проблемную ситуацию на полном незнании невоз­можно. Чтобы вызвать у учащихся познавательный интерес, необхо­димо чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Со­здать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.

При формировании умений и навыков (особенно техничес­ких) где показ, подражание и репродукция имеют очень большое значение, продуктивные методы уступают репродуктивным по эф­фективности, что называется, вчистую.

По сравнению с репродуктивными продуктивные методы требуют значительно больших затрат времени на изучение учебного материала.

Продуктивные методы для успешного применения требуют более высокой педагогической квалификации преподавателя и боль­ших затрат педагогического труда как при проведении проблемного занятия, так и на этапе его подготовки.

5. Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначе­ние которых - оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными. Рассмотрим методы стимулирования подробнее.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, само­утверждение свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам со­перничества спортивного. Главная задача педагога - не дать сорев­нованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к пер­венству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо орга­низованное соревнование стимулирует достижение высоких ре­зультатов, развитие инициативы и ответственности.

Поощрение. Поощрение - это сигнал о состоявшемся самоут­верждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, ко­торые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как след­ствие, сопровождается высокой старательностью и результативнос­тью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение ост­рого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы ис­пытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. Особенно эффективно поощрение при работе с младшими воспитан­никами, которые наиболее чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе.

В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малей­ший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопу­щение раздела воспитанников на захваленных и обойденных внима­нием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощре­ния - принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивиду­альных особенностей воспитанников.

Наказание. Наказание - один из самых старейших методов воспитания. На самых древних дошедших до нас папирусах встреча­ются рисунки на темы педагогической практики тех лет: мальчик в характерной позе и учитель с розгами над ним. Привлекала в этом методе простота и внешняя кажущаяся результативность. Однако со времен тоже очень давних ведется борьба за отмену физических на­казаний и наказаний, оскорбляющих честь и достоинство воспитан­ника. На каких-то этапах эта борьба перехлестывала через край и превращалась в борьбу с наказанием как с методом. Так, в первые го­ды советской власти в школах наказания были отменены вообще. Это обедняло педагогическую палитру и естественно вызывало критику со стороны той части педагогической общественности, которая не поддалась эйфории «свободного» воспитания.

Обосновывая правомерность наказания как метода воспита­ния А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только закончена, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому че­ловеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тре­нирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться со­блазнам и преодолевать их».

Наказание корректирует поведение воспитанника, заставля­ет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изме­нить свое поведение, а при планировании будущей деятельности -чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морально­го унижения, ни физического страдания. Главное чувство наказан­ного воспитанника - чувство переживания, отчужденности, отстра­ненности от других воспитанников, от коллектива. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Вот поче­му не рекомендуются коллективные наказания, при которых созда­ются условия для сплочения воспитанников на нездоровой основе.

Педагогические требования к применению мер наказания суть следующие:

     нельзя наказывать за неумышленные поступки;

             нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

             сочетать наказание с убеждением и другими методами вос­питания;

     строго соблюдать педагогический такт;

     опора на понимание и поддержку общественного мнения;

             учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитан­ников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №15 Тема: Семейное воспитание. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная  среда воспитания и развития личности. (2 часа)

План:

1.        Проблема взаимоотношений поколений.

2.        Типичные варианты отношений. Причины конфликтов и их предупреждение.

3.        Рациональные условия отношений между родителями и детьми.

Темы рефератов.

1.        Отношение родителей и детей как психолого-педагогическая проблема.

2.        Разумная организация семьи.

3.        Семейное воспитание. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная  среда воспитания и развития личности.

4.        Причины конфликтов и их предупреждение.

5.        Рациональные условия отношений между родителями и детьми.

Информация о работе Предмет и задачи психологии