Профилактика распространения наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:17, реферат

Описание

Цель дипломной работы заключается в детальном анализе уголовного законодательства, регулирующего преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, изучении конкретных составов преступления предусмотренных статьями УК РФ за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Наркобизнес – одно из самых опасных проявлений
современной преступности

1.1. История развития уголовного законодательства о
преступлениях, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств
1.2. Наркомания как угроза моральным устоям современной России
ГЛАВА 2. Общая характеристика и классификация наркотических
средств

2.1. Виды преступлений, связанных с незаконным оборотом
наркотических средств
2.2. Уголовно - правовая характеристика преступлений,
связанных с незаконным оборотом наркотических средств
ст. ст. 228 - 228-2 УК РФ
2.3. Уголовно – правовая характеристика иных составов
преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических
средств ст. ст. 229 - 233 УК РФ
ГЛАВА 3. Меры государственного реагирования по профилактике
распространения наркомании в стране
3.1. Анализ проблем наркотизма и структуры рынка
антинаркотических услуг
3.2. Оценка реальной эффективности предложений на рынке
антинаркотических услуг как средство противодействия
наркоэкспансии в регионы России
ГЛАВА 4. Профилактика распространения наркомании в
молодежной среде
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

Работа состоит из  1 файл

Профилактика распространения наркомании в .doc

— 684.89 Кб (Скачать документ)

Выдача рецепта на наркотические лекарственные средства выписываются больным на специальных рецептурных бланках установленного образца, имеющих защиту и серийные номера, а также штамп лечебно-профилактического учреждения. Данные бланки выдаются лечебно-профилактическим учреждениям органами здравоохранения. Врачи получают такие бланки в подотчет и обязаны вести их регистрацию. Рецепт на наркотические или психотропные вещества выписывается врачом и заверен его личной печатью, подписывается главным врачом лечебно-профилактического учреждения и заверяется его круглой печатью.

Рецепты на наркотические средства и психотропные вещества выдаются врачами только государственных лечебно-профилактических учреждений. Частнопрактикующим врачам, а также работающим в негосударственных медицинских учреждениях запрещается выдавать такие рецепты.

Нормативными актами установлены показания, при которых могут назначаться наркотические вещества и выписываться рецепты на их приобретение, порядок учета и отчетности по бланкам рецептов и выписанным рецептам, иные ограничения, в частности, по количеству наркотических препаратов, которые могут быть указаны в одном рецепте.

Перечисленные правила предполагают законный порядок выдачи рецептов. Незаконность выдачи, как признак объективной стороны анализируемого состава преступления, может объясняться несколькими обстоятельствами: отсутствием соответствующих показаний для лечения с помощью лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества. В данном случае человек, которому выписывается рецепт, не страдает заболеваниями вообще, либо страдает такими заболеваниями, которые не требуют лечения наркотикосодержащими лекарствами, либо их применение не показано в данном случае из-за возраста больного, сопутствующих заболеваний и т. п.; несоблюдением установленного порядка выдачи рецептов. Примерами могут служить заполнение и выдача такого рецепта ненадлежащим врачом, средним медицинским работником, отсутствие необходимых подписей, печатей, выписка наркотических средств в большем объеме, чем это допустимо, и т. п.[40]

Выдача рецепта предполагает не только его выписку, но и передачу лицу для его использования. Преступление закончено в момент выдачи рецепта, независимо от того, успело ли лицо получить в аптеках такие препараты.

Порядок оформления и выдачи других документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, регулируется ведомственными нормативными актами. Выдача таких документов будет незаконной, когда отсутствовали материальные основания либо нарушен порядок их выдачи. Так, для лечебно-профилактических учреждений получение наркотических средств ограничивается специальными расчетными нормами, издаваемые Федеральной службой по контролю наркотиков и психотропных веществ.

Подделка может включать в себя, во-первых, внесение заведомо ложных сведений в подлинный рецепт или иной документ, оформленный на надлежащем бланке, имеющем все необходимые подписи, печати и штампы. В этом случае подделка носит физический характер и заключается в исправлении даты, количества наркотических веществ, их дозировки, фамилии лица, которому он выписан, и т. п. Во-вторых, возможен интеллектуальный подлог, когда в подлинный бланк вносят заведомо ложные сведения. Наконец, в-третьих — полная подделка рецепта или иного документа, когда подделывается и фактическая основа, и содержание документа.

Подделка как формальный состав преступления закончена в сам момент изготовления «рецепта» независимо от того, удалось ли лицу использовать его по назначению. Реализация подделки требует самостоятельной оценки. При этом квалификация может быть различной. Если лицо получает данные вещества бесплатно либо с частичной оплатой — налицо совокупность ст. 233 и 229 УК РФ (хищение в форме мошенничества). При получении наркотических средств за полную стоимость деяние следует оценивать как незаконное приобретение наркотиков и квалифицировать по ст. 228 УК РФ.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, лицо осознает незаконность своих действий и желает этого. Мотивы данного преступления могут быть различные, в том числе и корыстные.

Субъект данного преступления при выдаче рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотиков, только специальный: врачи, старшие медсестры, главврачи, заведующими отделениями и т. п. При подделке субъект может быть как общий, так и специальный.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Меры государственного реагирования по профилактике распространения наркомании в стране

 

 

 

3.1. Анализ проблем наркотизма и структуры рынка антинаркотических услуг

 

Построение эффективной системы государственного механизма управления является приоритетом президентской программы В.В. Путина. На настоящий момент граждане воспринимают государство как предоставителя услуг, а себя – в качестве налогоплательщиков, которые оплачивают эти услуги из своего кармана. Как предоставитель услуг, государство, в лице его учреждений (министерства, комитеты, управления и пр.), стремится отбирать и предоставлять обществу наиболее целесообразные и эффективные услуги. Особенно остро эта функция государства востребуется обществом, когда какие-либо проблемы начинают подавлять общественную жизнь и угрожают выживанию поколений.

Наркотизм приобрел черты неконтролируемого роста, т.е. стал эпидемией, стал угрозой для выживания страны.

В решении этой проблемы есть 2 компонента:

1)              профилактика – борьба с наркооборотом и пропаганда, прежде всего среди детей и молодёжи, здорового образа жизни без наркотиков с целью ликвидации спроса на наркотики;

2)              лечение (реабилитация) людей, уже ставших наркоманами.

Если первому пункту уделяется некоторое внимание в работе государственных, муниципальных, образовательных, общественных организаций, СМИ, то по второму - ситуация на рынке антинаркотических услуг остается непонятной для большинства граждан, заинтересованных в решении их проблем с наркотиками. Людям, которых коснулась эта беда, обычно трудно спокойно анализировать даже сравнительно простую ситуацию. А ситуация на этом рынке непростая, ориентироваться в ней подчас затруднительно даже многим профессионалам-наркологам.

На сегодняшний день на рынке антинаркотических услуг представлены как государственные учреждения, использующие традиционные медицинские методы лечения наркомании, так и негосударственные организации, которые, в свою очередь, предоставляют как традиционные, так и нетрадиционные технологии лечения и реабилитации больных наркоманией.

Государственная наркология. Отличительной особенностью подходов государственных учреждений к лечению наркомании является преобладание медикаментозного и психотерапевтического воздействия. При этом если психотерапевтам удается оставаться в рамках классического деонтологического правила: «Не навреди!», то медикаментозный подход нуждается в более детальном критическом анализе.

Безрезультатность медикаментозного подхода привела многих его приверженцев к мнению, что наркомания вообще неизлечима. Как следствие, возникла идея заместительной терапии - в сущности, принудительной наркомании, когда в целях «лечения» используются более «мягкие» наркотики, что на деле открывает ворота наркобизнесу в государственную лечебную сеть.

Еще более «убийственное» следствие, проистекающее из вышеописанного подхода, заключается в том, что стала обыденной практика, противоречащая всякому здравому смыслу, опыту и естественным законам, - лечить лекарственную зависимость психотропными препаратами, которые сами по себе обладают свойствами поддерживать уже существующую наркозависимость.

Эффект от вышеуказанных мероприятий опасен для общества из-за способствования распространению наркотиков и психотропных препаратов, а

в части терапевтической целесообразности имеет отрицательный результат.

По заявлениям главного нарколога Министерства Здравоохранения РФ в головном российском НИИ наркологии эффективность лечения наркомании (точнее, годичного воздержания пациента от употребления наркотиков) составляет 3-5%. Это означает, что 95-97% пролеченных за государственный счет, т.е. на деньги налогоплательщиков, после окончания лечения продолжают употреблять наркотики. Таким образом, терапевтическая эффективность официальной наркологии практически нулевая.

Учитывая прямые и косвенные затраты на ее финансирование, нетрудно определить размеры ущерба, нанесенного такой, мягко говоря, бесхозяйственностью. Так, если содержание 1 больного на койке в НИИ наркологии составляет около 900 рублей в день, то в год выходит 330 000 рублей. Поскольку в каждом регионе есть областные, районные, городские наркологические больницы, использующие те же самые технологии, то нетрудно представить, сколько денег, отпущенных на антинаркотическое оздоровление населения, превращается в пыль.

Чтобы оценить суммарный ущерб, полученный от неэффективных антинаркотических технологий, необходимо учесть данные, полученные в результате исследований, проведенных в Академии МВД РФ: ущерб, наносимый 1 наркоманом в течение 1 года, достигает 60 000 долларов (путем квартирных краж, краж из автомобилей, мошенничества, сбыта наркотиков). Цену вопроса дополнит стоимость судебных издержек и содержание в местах лишения свободы.

Здесь надо отдать должное крайне консервативной позиции Министерства Здравоохранения РФ, которому удается в течение многих лет делать вид, что в наркологии «все под контролем» и поощрять развитие научных поисков в тупиковом направлении, - направлении разработок и внедрения новых психотропных препаратов.

Тут возникает коллизия между спросом на результативное лечение и предложением устаревших неэффективных технологий. Поскольку число людей, заинтересованных в эффективном лечении, сегодня довольно велико (по приблизительным оценкам – 25% населения: родители, близкие родственники, друзья наркоманов) и возросло правовое сознание общества, то в последнее время наблюдается претензионная активность населения в отношении предоставителей медицинских услуг, как государственных, так и негосударственных.

Количество исков к учреждениям здравоохранения о возмещении ущерба в связи с ненаступлением ожидаемого результата пока невелико, однако это поле осваивают юридические фирмы и страховые компании, и следует ожидать в ближайшем будущем рост числа исков, поводов к которым в наркологической службе уже предостаточно.

Негосударственная наркология. Что касается негосударственной наркологии, то согласиться с тем, что здесь все в порядке, тоже трудно. Тем не менее, наиболее известным в мире и широко применяемым подходом к реабилитации наркоманов является программа «Анонимные наркоманы». Ее эффективность достигает по данным из разных источников 25-27%. По сравнению с государственными клиниками, она достаточно высокая и является прецедентом эффективности.

Следует отметить, что, несмотря на всю полезность программы, в ней звучит заимствованный из традиционной наркологии постулат о неизлечимости наркомании в принципе.

Единственная программа, добровольно прошедшая оценку эффективности программа «Россия без наркотиков». По данным экспертов МВД РФ и главного психиатра МВД эффективность программы достигает 72%. Программа реализует комплексный подход, включающий безлекарственное купирование ломки, выведение через потоотделение наркотиков, накопившихся в клетках тела наркомана, и восстановление им своей нравственно-этической целостности.

Программа «Детокс» как способ купирования абстинентного синдрома психотропными препаратами, использует традиционные и известные медицинские процедуры, широко применяемые в других, в том числе государственных клиниках. Отличительной особенностью является проведение мощной мошеннической маркетинговой кампании с обещанием «за 6 часов избавить больного от наркомании». Гарантии сводятся к обещанию психотерапевтической поддержки в течение 2 месяцев и введении блокатора опиоидных рецепторов. Оценка эффективности программы не проводится, однако в рекламе гарантируется 100%-ное избавление от зависимости.

Психохирургия - псевдонаучная попытка некоторых психиатров с помощью нейрохирургических методов обнаружить и уничтожить отделы головного мозга, где находятся «центры удовольствия», и тем самым снять наркозависимость. Технология стереотаксиса заключается в замораживании и некротизации до 12 куб. см головного мозга, что является нанесением непоправимого ущерба пациенту и опасно для жизни. Эффективность лечения сами психохирурги оценивают от 70 до 80%. Однако независимая оценка эффективности никогда не проводилась.

Вариации психотерапевтического подхода к реабилитации с использованием общинно трудовой терапии, перемены обстановки, религиозного воздействия, разных вариантов психотренинга, аутотренинга, медитации и др. Называют отдельные примеры продолжительной ремиссии. Документированные статистические данные оценки эффективности обычно отсутствуют.

Лечение наркомании по фотографии, по телефону, с помощью заклинаний и другие разновидности шарлатанства, когда обещается разрешение проблем мгновенно или «в течение суток» - является, по сути, видом мошенничества. Это, главным образом, предмет интересов правоохранительных органов.

В связи с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы:

1)              Методы, применяемые в государственной наркологии, не эффективны и объективно способствуют распространению наркотизма в стране.

2)              Государственная наркология своей неэффективной безальтернативной деятельностью наносит значительный материальный и моральный ущерб обществу и государству.

Информация о работе Профилактика распространения наркомании