Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.

Содержание

Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ .doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ФИЛИАЛ В Г. МИНСКЕ

 

 

Специальность «Психология»

Заочное отделение

Группа З.П.01.04

 

 

ШАПОВАЛОВА  СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТРАТЕГИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

Дипломная работа

 

                                                           Научный руководитель:

                                                    канд. психол. наук,

                                                       доцент А.В.Музыченко

Допущена к защите

        Зав. кафедрой

____________________

Протокол №_________

От «__»_____________2010г.

 

 

 

Минск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблематика социальной идентичности находится на стыке интересов социологии, истории, культурологии, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Однако долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. В последние годы она обрела свое место в психологии познания.

Анализ процесса становления современных представлений  о социальной идентичности показывает, что интерес к исследованиям в этой области возник в русле общепсихологических и социально-психологических течений, снимая противоречие между структурно - функционалистской и феноменологической традициями в исследовании личности.

Проблематика  социальной идентичности имеет солидную традицию изучения в различных направлениях психологии. Можно согласиться с Г.М. Андреевой, которая считает, что хотя поток психологических исследований по проблеме социальной идентичности появился сравнительно недавно - в конце 50-х годов, а теория социальной идентичности была сформулирована в 70-е годы XX века, разработка понятия идентичность началась в психологии значительно раньше.

До недавних пор в отечественной психологии понятие идентичности практически  не использовалось, оно не было предметом  ни теоретического, ни эмпирического  изучения. Оно не встречалось в  монографиях, учебниках и журнальных публикациях, этого понятия не найти даже в последних изданиях психологических словарей. Только в последние годы оно начинает появляться на страницах психологической печати, однако по-прежнему для большинства читателей остается чуждым, малопонятным и плохо вписывающимся в привычный категориальный аппарат. Вместе с тем в зарубежной психологии данное понятие, начиная с работ Э. Эриксона, впервые обратившегося к нему, завоевывало все большую популярность и сегодня является неотъемлемым атрибутом понятийного аппарата.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность  темы. Социальная идентичность старшеклассника как возрастное новообразование формируется в противоречии между потребностями и возможностями самоопределения. В условиях межгрупповых конфликтов необходимость самоопределения личности усиливается, активизируются процессы социальной категоризации. Актуальным является выявление роли межличностного конфликта в формировании социальной идентичности старшеклассников во взаимосвязи с их стратегиями поведения в конфликте.

Цель  исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
  2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
  3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
  4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
  5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия;

Гипотеза: содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте.

Объект исследования: социальная идентичность личности.

Предмет исследования: социальная идентичность старших школьников в условиях конфликта.

Методологическая  основа исследования: базируется на теории социальной идентичности А. Тешвел, теории самокатегоризации Дж.Тернера, экогенетичнской теории Эриксона. Эмпирическая база: М. Кун и Т. Макпартленд, К.Томаса, А.Корелин.

Методы  исследования: на теоретическом уровне - анализ психологической, социологической, педагогической, методической литературы, обобщение, сравнение; на эмпирическом – психодиагностический метод (тестирование), количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики- U- критерий Манна – Уитни; метод ранговой корреляции Спирмена.

Методики исследования: социометрия; тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?»; тест стратегия поведения в конфликтных ситуациях К.Томаса; тест на выявление уровня самооценки А.Корелин.

Научная новизна: исследования работы заключается в следующем. В исследовании расширены научные представления о социальной идентичности современных старших школьников в условиях межгруппового конфликта.

Практическая  значимость: определяется возможностью использования результатов исследования в психологическом консультировании и в работе учебно-воспитательных учреждений. Материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций для практических психологов, студентов, а также при разработке методических пособий. Полученные данные могут быть использованы в процессе психологической поддержки старших школьников  в становлении их личности. Могут быть использованы классным руководителем для социальной адаптации старших школьников.

Эмпирическая  база исследования: г. Мачулищи, переулок Школьный, осш г. Мачулищи, в качестве испытуемых выступают ученики 10-11 классы.

Структура работы: введение, общая характеристика работы, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, приложения, объем дипломной работы составляет 67 страницу, с приложением 107страниц из них таблицы: 17, рисунки: 2, диаграммы: 4.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КОНФЛИКТОВ

 

    1. Психологический анализ феномена идентичности

 Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась в психологии в последние десятилетия двадцатого столетия. Начиная с 70-х годов понятие идентичности становится в психологии очень популярным, дополняя, уточняя, а нередко и заменяя собой более традиционные понятия Я-концепции, образа «Я», self, самости. Обращение к категории идентичности дает возможность увидеть механизмы связи между внутриличностной и социокультурной обусловленностью действий в ситуациях социального взаимодействия, понять противоречивость групповых и личных начал в человеке.

Проблема идентичности разрабатывалась  представителями психоаналитической, интеракционистской, когнитивистской ориентаций.

Первыми к психологическому анализу феномена идентичности обратились сторонники психоаналитического направления. Детальная разработка феномена идентичности была представлена в известной работе Э. Эриксона «Детство и общество» (1950). Понимая идентичность в целом как процесс организации жизненного опыта в индивидуальное «Я», Э. Эриксон делает акцент на динамичности, изменяемости идентичности на протяжении всей жизни человека, выделяя в качестве основной адаптационную функцию данной личностной структуры. Согласно Э. Эриксону, процесс становления и развития идентичности «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека, дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» [51, с. 8]. Следовательно, понятие идентичности соотносимо для Э. Эриксона, прежде всего, с понятием постоянного, непрекращающегося развития «Я» в социуме.

Операционализация категории  идентичность была осуществлена Дж. Марсиа. Он выдвинул предположение, что данная гипотетическая структура проявляется феноменологически через наблюдаемые паттерны «решения проблем», т.е. актуализируется в ситуации социального выбора. Так, к примеру, подросток для достижения идентичности должен решить такие проблемы, как: идти работать или учиться, какую работу или учебное заведение выбрать, продолжать общаться с теми сверстниками, которые не нравятся родителям или нет и т.д. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности.

В работах А. Уотермана акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности. Он предполагал, что сформированная идентичность включает в себя выбор целей, ценностей и убеждений. Этот выбор актуализируется в период кризиса идентичности и является основанием для дальнейшего определения смысла жизни.

Исследования идентичности, проводимые в рамках интеракционистской ориентации, исходят из концепции «Я» Дж. Мида. Рассматривая проблему соотношения личных и социальных начал в человеке, Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. В работе Н.В Антоновой [1, с.131-143] при анализе соотношения осознаваемой и неосознаваемой идентичностей в работе Дж. Мида подчеркивается, что неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает тогда, когда человек начинает размышлять о себе и своем поведение. Однако осознаваемая идентичность не означает автономии личности от социума, поскольку она формируется при помощи приобретенных в социальном взаимодействии категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает момент относительной свободы личности, так как человек перестает следовать ритуализированному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения.

Дж. Мид считал, что при рождении человек не обладает идентичностью, она возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми. Таким образом, акцент делается на социальной обусловленности идентичности: она возникает только при условии включенности индивида в социальную группу, в общении с членами этой группы. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой.

Ю. Хабермас понимает личностную и социальную идентичность как два измерения, в которых реализуется балансирующая Я-идентичность. Вертикальное измерение - личностная идентичность – обеспечивает связность истории жизни человека. Горизонтальное измерение – социальная идентичность - обеспечивает возможность выполнять различные требования всех ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я-идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью. «Установление и поддержание этого баланса происходит с помощью техник взаимодействия, среди которых исключительное значение отводится языку. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера. В то же время человек стремится к выражению своей неповторимости» [1, с.138] .

В рамках когнитивистской ориентации проблематика идентичности активно разрабатывалась в таких социально-психологических концепциях, как теория социальной идентичности Г. Тэшфела и теория самокатегоризации Дж. Тернера. В этих концепциях особое внимание уделялось анализу соотношения личностной и социальной идентичностей в структуре Я – концепции личности [47, с. 115-125] .

 

 

 

 

 

 

    1. Структура социальной идентичности

 

Наибольшая заслуга в разработке понятия социальной идентичности с точки зрения его структурно-динамических характеристик по праву принадлежит Э. Эриксону, все дальнейшие исследователи данной проблематики так или иначе соотносились с его концепцией.

Эриксон понимал  идентичность в целом как процесс «организации жизненного опыта в индивидуальное Я» [51, с. 8], что естественно предполагало его динамику на протяжении всей жизни человека. Основной функцией данной личностной структуры является адаптация в самом широком смысле этого слова: согласно Эриксону, процесс становления и развития идентичности «оберегает целостность и индивидуальность опыта человека... дает ему возможность предвидеть как внутренние, так и внешние опасности и соразмерять свои способности с социальными возможностями, предоставляемыми обществом» [51, с. 8]. Более того, идентичность имеет определенную «организующую» функцию в развитии личности – данное понятие является для Эриксона центральным при рассмотрении вопроса о стадиях психосоциального развития.

В своем понимании структуры идентичности Эриксон во многом следует неопсихоаналитической традиции не только и не столько в силу того, что исходно опирается на свой опыт клинического анализа непостоянства Я при неврозах, но, прежде всего, в силу свойственного данной традиции понимания Я как адаптивной структуры, одной из функций которой является нейтрализация тревоги при решении конфликтов между двумя противоречивыми тенденциями. Однако, по мысли Эриксона, Я при этом обладает и определенной автономностью, то есть его развитие есть не просто результат столкновения на «поле» самосознания бессознательных влечений, усвоенных нормативных предписаний и требований внешней реальности, Я как личностная структура обладает и собственной энергией, определяя динамику личностного развития. Центральной составляющей Я выступает при этом идентичность.

Эриксон задает идентичность как сложное личностное образование, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя  основными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным.

Информация о работе Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников