Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.

Содержание

Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ .doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

Таким образом, эти два вида взаимодействия складываются в когнитивную "Я - концепцию". Эта система играет роль регулятора поведения в различных условиях взаимодействия. Каждая из подсистем "Я - концепции" относится к различным характеристикам человека. "Личностная идентичность относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема - социальная идентичность определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д." [3, с. 30].

Теория социальной идентичности Тэшфела, как утверждает Агеев, укладывается в шести постулатах:

1. Социальная  идентичность складывается из  тех аспектов образа "Я", которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.

2. Индивиды стремятся  к сохранению или повышению  своей самооценки, т.е. стремятся к положительному образу себя.

3. Социальные  группы (или категории) и членство  в них связаны с сопутствующей им положительной или отрицательной оценкой, существующей в обществе, следовательно, социальная идентичность может быть положительной или отрицательной.

4. Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно значимых качеств и характеристик. Сравнение, результатом которого становится положительное отличие своей группы от чужой, порождает высокий престиж, отрицательное - низкий.

Из этих постулатов выводится ряд следствий:

а) Индивиды стремятся  к достижению или к сохранению позитивной социальной идентичности.

б) Позитивная социальная идентичность основана на благоприятных  сравнениях ингруппы и несколькими релевантными аутгруппами.

в) Члены группы стремятся дифференцировать, отделить свою группу от других групп.

г) Существует по меньшей мере три класса переменных, которые оказывают влияние на межгрупповую дифференциацию в конкретных социальных ситуациях:

1) индивиды должны  осознавать принадлежность к  группе как один из аспектов своей личности, субъективно идентифицировать себя с релевантной группой;

2) социальная  ситуация должна быть такой,  чтоб имели место межгрупповые сравнения, которые дают возможность выбора и оценивания релевантных качеств;

3) ингруппы  не сравнивают себя с каждой  мысленно доступной аутгруппой (аутгруппа должна восприниматься как релевантная для сравнения).

5. Цель дифференциации - сохранить или достигнуть превосходства  над аутгруппой по некоторым параметрам

6. Когда социальная  идентичность не удовлетворяет  членов группы, они стремятся  либо покинуть группу, к которой  в данный момент принадлежат, и присоединиться к более высоко оцениваемой ими группе, либо сделать так, чтобы их настоящая группа стала позитивно отличной от других.

Таковы основные характеристики социальной идентичности. Эти характеристики, совместно с характеристиками личностной идентичности образуют когнитивную схему "Я — концепции". Фактор социального изменения, который стал основанием критики предшествующей Тэшфелу социальной психологии, в данной концепции проявляется в ситуативности проявлений этих двух типов идентичностей. То есть, в зависимости от условий взаимодействия проявляется тот или иной тип идентичности. Причем, когда в процессе взаимодействия на первом плане социальная идентичность, личностная идентичность не исчезает из "Я - концепции" индивида, она просто перестает быть актуальной на данном этапе, когда же наиболее адекватной становится личностная идентичность, то индивид действует, ориентируясь на эту сторону своей "Я - концепции". Большая выраженность в самосознании социальной идентичности влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому, основной чертой которого является то, что контроль за поведением индивида осуществляет социальная сторона его самосознания. Как только на первый план в "Я - концепции" выходит социальная идентичность, личность начинает воспринимать окружающую социальную действительность с позиции принадлежности к социальной группе, воспринимать себя и других членов своей социальной группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это приводит к акцентуации воспринимаемого сходства в ингруппе и различий в аутгруппе.

Данные положения Тэшфел доказывает на обширном эмпирическом материале.

Проведенные эксперименты [3, с. 250], касающиеся проблематики идентичности показывали следующее:

1. Ситуация, которая  делает более выраженной социальную  идентичность, то есть чувство сходства с представителями ингруппы, должна направлять вектор взаимодействия индивидов к полюсу межгруппового, т.е. к той позиции, при которой исчезает (либо уменьшается актуальность) индивидуального различия. Доказательством такого положения служит эксперимент Тернера, по условиям которого, после окончания эксперимента, представители двух групп сами распределяли денежное вознаграждение между либо представителями своей группы, либо между представителями своей и чужой группы. В результате: если распределение денег происходило между членами своей группы, то индивид пытался извлечь максимальную выгоду для себя, не зависимо от того, кто выступал в качестве партнера по распределения денег, то есть наблюдался высокий уровень самопредпочтения (на первом плане "Я - концепции" присутствовала личностная идентификация); но как только акцентировалось групповое различие, то индивид отдавал предпочтение представителю своей группы, после чего, как правило, денежное вознаграждение делилось поровну между представителями ингруппы (на первом плане - социальная идентичность).

2. Возникновение  такого явления как межгрупповая  дискриминация, обусловленная, прежде  всего социальной идентичностью,  зависит от факта межгруппового взаимодействия. Если группа не знакома с другой, то есть не вступала с ней непосредственно в контакт, наблюдалось стремление "забраковать", обесценить продукт деятельности представителя аутгруппы. В случае межгруппового контакта уровень межгрупповой дискриминации резко снижался, что говорит о снижении акцентирования социальной идентичности.

3. Таким образом,  социальная и личностная идентичность  являются взаимоисключаемыми характеристиками "Я - концепции". Отношения между этими двумя полюсами одного континуума можно охарактеризовать как непрерывную "борьбу", на исход которой влияет множество факторов.

Итак, Тэшфел признает необходимость и важность межгрупповых отношений наравне с межличностными. Причем на уровне межгрупповых отношений происходит процесс "деперсонализации", то есть процесс перехода с уровня личностной идентичности на уровень социальной - персонификация интересов и установок своей группы. При этом не происходит "уничтожения", стирания самобытной и неповторимой личности. Наблюдается превалирование социальной идентичности в ущерб личностной, поскольку социальная и личностная идентичности, как утверждалось выше, есть полюса одного континуума, и между ними существует обратная связь.

Генри Тэшфел сделал первую серьёзную попытку выйти  за пределы индивидуальной парадигмы в теории социальной идентичности. Его теория получила широкое распространение в европейской социальной психологии.

Тэшфел предложил  модель, объясняющую существование  и взаимодействие групповых сущностей. Напомним, что создавалась она как реакция на индивидуализм, и большое влияние на нее оказали исследования дискриминации, конфликтов и стереотипов.

"Чтобы определить  сферу межгруппового взаимодействия, Тэшфел выявил 4 континуума:

1. Поведенческий – от полностью межиндивидуального к полностью межгрупповому поведению;

2. Когнитивный – от концепции и общения с членами аутгрупп на основе их индивидуальных характеристик к концепциям и общению с ними как с недифференцированными элементами социальной категории;

3. Континуум аттитюдов – от индивидуальной вариабельности ингрупповых аттитюдов, направленных к аутгруппе, к максимальному их единообразию;

4. Континуум убеждений – от структуры убеждений, базирующихся на понятии гибкости и легкости индивидуальных переходов их одной группы в другую (социальная мобильность), к структуре убеждений, основанных на идее, что такой переход невозможен или затруднен, а изменение индивидуальной позиции возможно только с изменением позиции группы членства (социальное изменение)" [47, с. 32].

"Тэшфел называет 4 условия, при которых инициируется переход от социальной мобильности к социальному изменению:

1. Существование  жесткой стратификации в обществе и отражение ее в системе убеждений (если ощущается недостаточная стабильность и законность этой стратификации);

2. Создание системы  убеждений в необходимости социальных  изменений, не смотря на возможность социальной мобильности;

3. Потребность  в культивировании жестких межгрупповых  границ, осуществляемая через стереотипы, предубеждения, предрассудки;

4. Явный и  напряженный конфликт интересов между группами.

Реализовать индивидуальные потребности в позитивном самоконцепте в приведенных условиях возможно преимущественно на уровне межгрупповых отношений" [47, с. 118].

Психологически  группа может сохраниться и развиваться только тогда, когда она имеет шанс добиться положительных отличий от других групп. При непредпочтительном межгрупповом сравнении члены группы вынуждены искать позитивное отличие за счет переопределения или добавления элементов в ситуации сравнения:

1. "сравнением  ингруппы с аутгрупой по новому  измерению".

2. "Изменением  ценностей, которых придерживается группа, так, что негативное сравнение становится теперь позитивным".

3. "Сменой  аутгруппы (или отбором аутгруппы), с которой ингруппа первоначально  сравнивалась…" [47, с. 118].

Теория не до конца разрешает ряд трудностей, возникающих при анализе группового и индивидуального поведения. Она построена на прямом столкновении групп, стремящихся категоризовать себя предпочтительным образом, т.е. в итоге – для получения позитивного самопредставления индивида. Поставив процесс идентификации после процесса сравнения, она лишает категоризационные процессы мотивирующего смысла для существования особой психологической реальности – социальной группы. Поэтому, теория социальной идентичности не преодолевает индивидуальной парадигмы, хотя существенно ослабляет ее. В принципе в рассматриваемой модели межгруппового поведения субъекты могут быть заменены индивидами, находящихся в ситуации выяснения отношений. Это вряд ли позволяет говорить о том, что специфический групповой феномен обнаружен.

Мотивация интергруппового поведения, выводимая из стремления к позитивной самооценке, так и остается в своем основании индивидуальной. Группа может рассматриваться, прежде всего, - лишь как удобный инструмент для достижения индивидуальных целей, который легко может быть заменен другим.

Почему индивид  предпочитает получать позитивную самооценку групповым образом, когда это возможно и на межиндивидуальном уровне? Существуют ли (и когда начинают работать) сугубо групповые побуждения, которые на уровне индивида теряют смысл? Принцип дифференциации на межгрупповом уровне предполагает наличие конкретных аутгрупп, которые будут поддерживать такую дифференциацию. Но вполне обычны случаи, когда реальной группы не существует, а люди, объединенные в сознании членов ингруппы, не ощущают своей групповой принадлежности. На чем тогда будет основываться формирование ингруппы, и чем будет поддерживаться идентификация с ней?

Мы должны также  признать, что, категоризовав себя в  поисках положительных отличий от других групп, субъекты уже ведут себя групповым образом.

Таким образом, несмотря на свою привлекательность  и открытие принципиально новых аспектов взаимоотношений между группами, теории не хватало для преодоления индивидуальной парадигмы. И этот шаг был сделан Джоном Тернером, коллегой и преемником Тешфела.

 

Теория  самокатегоризации Джона Тернера

Тернер анализирует три основные детерминанты, приводящие, к формированию группы: сплоченность, кооперативные взаимосвязи, социальное влияние.

Традиционная  точка зрения утверждает, что сплоченность группы растет с увеличением межиндивидуального притяжения. Эксперименты, связанные с поиском "минимальных условий для межгрупповой дискриминации", предусматривали уменьшение возможности возникновения межиндивидуального притяжения до минимума. Тем не менее, групповое поведение проявляло себя. Социальная категоризация была достаточной для привлечения к ингруппе без персонификации ее членов. Тернер приводит как доказательство данные экспериментов, которые показали факт группового формирования даже при наличии первоначально отрицательных установок между членами группы. Диады, состоящие из индивидов, которые негативно относятся друг к другу, в экспериментах Дуаза оценивали свои группы как высокосплоченные. Ссылаясь на Сеула, Мартона и Горнштейна, Тернер зафиксировал связь между желанием оказать помощь чужеземцу и степенью подобия с ним [45, с.34]. Результаты показали, что симпатии к нему растут, если обнаруживается больше сходных с ним черт. Стремление же оказать помощь возникало только тогда, когда иностранец включался испытуемыми в общую групповую категорию, т. е. когда, по мнению Тернера, пройден некий критический когнитивный порог для признания объекта помощи членом ингруппы. Таким образом, Тернер считает: "... некто может любить людей как членов группы и в то же время не любить их как индивидов". Взаимное притяжение не является необходимым условием формирования группы.

Информация о работе Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников