Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.
Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Остановимся подробнее на пятой стадии (идентичность против спутанной идентичности). Когда период детства заканчивается, подросток подходит к стадии, обозначенной Эриксоном «идентичность против спутанной идентичности» (identity versus identity confusion). Теперь дети интегрируют свой прежний опыт в единое целое. Их больше не устраивают детские ролевые модели и идентификации, и они пробуют новые. Основной вопрос данной стадии — «кто я такой?» Возникает новое ощущение идентичности эго.
Чувство идентичности вбирает в себя способность человека интегрировать прошлые идентификации, существующие в настоящем импульсы, способности, навыки и возможности, предлагаемые обществом. «Эта идентичность — естественная уверенность человека в том, что внутренняя тождественность и целостность, подготовленные в прошлом, соответствуют тождественности и целостности личности, какой видят ее окружающие. Она служит для человека вещественным доказательством его целостности и создает перспективу для будущей карьеры [51, c. 261-262].
По сравнению с другими понятиями, которые Эриксон ввел для своих восьми стадий, идентичность описывается наиболее подробно. Впервые он употребил выражение кризис идентичности (identity crisis), характеризуя психическое состояние солдат, которых лечил в 40-е годы в реабилитационной клинике для ветеранов в Сан-Франциско.
Термин идентичность (identity) объединяет теории глубинной психологии, когнитивной психологии и психологии эго (Erikson, 1993). Ранний фрейдизм игнорировал важную роль эго, которое Эриксон считал «избирательным, интегрирующим, последовательным и упорным, играющим главную роль в функционировании личности» (Erikson, 1964, р. 137). Концепция идентичности охватывает психологию, социологию и историю. В силу его сложности Эриксон избегал однозначного определения идентичности.
Эриксон выделяет следующие аспекты идентичности [51, c. 218-219]:
«1. Индивидуальность — сознательное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.
2. Тождественность и целостность — ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.
3. Единство и синтез — ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.
4. Социальная солидарность — ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком других людей и что она соответствует их ожиданиям и восприятию.»
Когда-то много лет назад большинство детей перенимали роли своих родителей. Дети приобретали взрослые навыки, отношения и функции довольно рано. Профессия и призвание интегрировались в жизнь семьи. Сегодня ценности и социальные роли постоянно изменяются. Дети не только не перенимают роли своих родителей, но сами ролевые модели взрослой жизни постоянно изменяются. Отроческие идентификации и детский опыт оказываются явно недостаточными для разрешения задачи выбора карьеры и профессии.
Эриксон подчеркнул, что ощущения позитивной и негативной идентичности могут смешиваться. Негативная идентичность может включать поведение и отношения, за которые человек был наказан или ему пришлось испытать чувство вины. Например, это может быть фигура дяди или друга, считающегося алкоголиком или неудачником. (Еще о негативной идентичности см. в главе «Помехи развитию».)
Эриксон обнаружил, что развитию чувства идентичности зачастую предшествует «психосоциальный мораторий» — период, когда человек может учиться, путешествовать или посвятить себя каким-то временным занятиям и работам. Мораторий дает время подумать, выработать новое ощущение целенаправленности, новые ценности и поставить новые цели. Мораторий может продолжаться несколько месяцев и даже лет.
Эриксон [51, c.120-130] подчеркнул, что развитие ощущения идентичности имеет как психологический, так и социальный аспект:
1. Развитие чувства идентичности основано, в частности, на вере в тождественность и целостность мировоззрения других людей, мнение которых для данного человека существенно и чье мировоззрение он разделяет.
2. Хотя многие аспекты поиска идентичности относятся к сознательным процессам, ведущую роль играет бессознательная мотивация. В таком случае острое ощущение ранимости может сменяться внезапной надеждой на успех.
3. Ощущение идентичности
не развивается без
4. Укрепление
чувства идентичности зависит
от событий в прошлом,
Эриксон отметил, что проблемы идентичности не новы, хотя они, вероятно, распространены в наши дни гораздо больше, чем прежде. Многие творческие личности боролись с проблемой идентичности, изобретали новый вид карьеры или вводили для себя новые социальные роли. Некоторые люди, обладающие особенно богатым воображением, ввели профессиональные новшества и предложили другим новые ролевые модели. Фрейд, например, начинал карьеру заурядного врача-невролога и только в середине жизненного пути предложил себе (и многим другим) новую роль, став первым в мире психоаналитиком.
Таблица 3 показывает роль ранних стадий жизненного цикла в развитии здорового чувства идентичности (столбцы). Таблица также отражает взаимосвязь стадий в период кризиса идентичности (строки) (см. таблица П.4.3).
На каждой стадии существует динамическая пропорция между двумя полюсами. Характеристика, данная Эриксоном этим двум полюсам, может ввести в заблуждение, потому что один из этих полюсов неизбежно кажется крайне желанным, а другой, наоборот, нежелательным. На самом деле оба этих полюса непривлекательны и нежеланны, поскольку представляют собой крайности (см. рис. П.4.1).
Основной эпигенетический принцип Эриксона гласит: «Можно сказать, что личность развивается постепенно, в соответствии с готовностью развиваться самого человеческого организма, вместе с готовностью человека интересоваться более широким кругом людей и взаимодействовать с ними и общественными институтами» [51, c. 92-93]. Социальные взаимоотношения играют главную роль практически на всех стадиях развития. Отношения с родителями, семьей и сверстниками являются решающими на первых пяти стадиях. Появление чувства идентичности строго обусловлено утверждением подростка в обществе ровесников. Стадия близости открывает возможность для более глубоких социальных взаимоотношений. Следующая качественная перемена происходит на стадии генеративности, когда люди учатся заботиться, кормить и воспитывать тех, кто младше, слабее и ничего не знает об окружающем мире.
Понятие конфликта пять базовых конфликтных факторов (модель Б. И. Хасана)
Конфликт — человеческая форма (человеческий способ) проживания и переживания проблем и противоречий (затруднений, трудностей в осуществлении деятельности, достижении целей, эмоциональной и рациональной ориентации в себе самом и во взаимодействии с миром). Конфликт — субъективное (индивидуальное и групповое) проживание, восприятие и переживание как объективных, так и субъективных затруднений, противоречий и проблем. Конфликт — внутриличностное, межличностное и межгрупповое взаимодействие, сопровождающее, дополняющее и усложняющее процессы решения проблем.
Конфликт — прежде всего явление мира 2 по модели К. Поппера, а уже конфликтное состояние нашего сознания, нашего разума заставляет нас выплескивать это напряжение в мир 1 (драться, воевать, скандалить — или искать новые миры, совершать научные открытия и ставить себе на службу силы природы) и в мир 3 (писать кляузы и клеветнические заявления — или создавать стихи, романы, научные монографии и служебные отчеты) [23, с.29].
Проблемы и противоречия присутствуют в широком спектре проявления и восприятия: от почти незаметных и невоспринимаемых до явных и чрезвычайно эмоционально воспринимаемых. Конфликт, соответственно, существует в континууме (спектре, промежутке) от неощущения и неосознания реальных проблем и противоречий разной остроты до иллюзорного представления несуществующих антагонизмов. Как верно пишут Р. Фишер и У. Юри: «В конечном счете, … причиной конфликта является не объективная реальность, а происходящее в головах людей» [37, с. 41].
Пять базовых конфликтных факторов (модель Б. И. Хасана)
1. Материалом конфликта является статус в иерархизированной системе отношений. Конфликтная ситуация возникает при интерпретации взаимодействия и/или собственных действий:
а) как угрожающих фактически
установившемуся или
б) как помеха в процессе формирования желаемого статуса [50, c. 61-64].
Статус в иерархизированной системе отношений — это положение человека в какой-нибудь системе социального соподчинения. В семье, например, есть младшие и старшие члены семьи, родители и дети, а на государственной службе — рядовые сотрудники, младшие, средние и высшие чины. Помимо формальных статусов есть много вариантов неформальных иерархий — приближенных, любимчиков и изгоев, «тузов» и «шестерок», лидеров хит-парадов и рейтинг-листов, середнячков и находящихся на дне и т.п. Соответственно, достигнутый с трудом удовлетворяющий статус может оказаться под угрозой (растущие конкуренты, интриги, сокращение штатов), а на пути к статусу, на который вы нацелились, могут возникнуть реальные или воображаемые препятствия.
При этом феноменально предмет взаимодействия может быть практически любым и реально использоваться как повод или средство (латентное т.е. скрытое содержимое.
Проще говоря, предмет ссоры, скандала может быть любым, но подлинным «яблоком раздора» при этом будет являться именно статус в иерархии. Поскольку в большинстве случаев считается запрещенным или неправильным прямо заявлять о своих претензиях на конкретное место в иерархии (правда, в ряде формальных иерархий это поощряется, но только в определенных рамках; а самой конфликтогенной ситуацией является та, в которой претендент ощущает свою несостоятельность, однако ему сильно хочется. В неформальных иерархиях проблема еще более осложняется, потому что они в основном стоятся на эмоциональной и групповой динамике) или это объективно трудно сделать, как в случае с неформальными иерархиями, то приходится прибегать к окольным путям и к косвенным поводам.
Конфликт разворачивается как внешний, межличностный. Одна из сторон непременно наделяется экспертной функцией, т.е. от нее зависит признание или непризнание статусного положения. Характер взаимодействия определяется как защита, доказывание или формирование статуса. Признаки данного фактора отчетливо обнаружены нами у 60% участников экспериментальной программы.
Если человек вместо разговора о существе внешней (деловой, семейной, профессиональной) проблемы переходит на личности, т.е. пытается оскорбить, поставить под сомнение интеллект или другие личностные качества оппонента, то это может служить надежным признаком, что перед нами не процесс решения проблемы, а конфликт, связанный со статусом.
1. Таким образом, первый фактор конфликта — это статус, место, роль в системе вертикальных социальных отношений, т.е. ваши переживания и действия, связанные с тем, насколько вы удовлетворены или нет высотой или незначительностью своего положения относительно других окружающих вас людей [23, с. 28].
2. Материалом конфликта является показатель идентичности, принадлежности: «я такой (такая же), как…»; «я не хуже, чем…»; «я соответствую критериям группы» [50, c. 61-64].
Второй фактор конфликта — это статус, место, роль в системе горизонтальных социальных отношений, т.е. ваши переживания и действия, связанные с тем, насколько вы удовлетворены или нет степенью признания вас «своим» той группой людей, принадлежность к которой важна для вас.
Конфликтная ситуация появляется при интерпретации внешнего отношения как отвергающего, дискриминирующего, усомневающего, дифференцирующего. В реальном действии этот материал также может быть прямо непосредственно не представлен (латентное содержимое) и использоваться как повод, средство.
Вам кажется (или это может быть и объективным фактом), что ваша любимая группа (сослуживцы, коллеги, члены клуба по интересам и т.п.) относится к вам как к изгою или чужаку или вообще отказывается включать вас в свой состав, признавать «своим». Поскольку насильно и прямолинейно мил не будешь, приходится прибегать к изобретению или использованию других поводов поскандалить и выразить свое внутреннее напряжение, т.е. конфликт на предмет «свой-чужой».
Конфликт разворачивается как внешний, межличностный. Одна из сторон выступает как репрезентирующая идентификационную группу. Характер взаимодействия определяется как реализация (апелляция к …) идентификационных признаков. Признаки данного фактора нестабильны в разных возрастных группах. Они довольно редко и, в основном, как сопутствующие встречаются у учащихся школы первой ступени. Затем значимо вырастают в возрастной группе 6-7 классов — до 78%, снижаются и стабилизируются к 10-му классу до 34%.