Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.

Содержание

Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ .doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

Вы вступаете с кем-то в открыто  конфликтное взаимодействие, пытаясь доказать, что оппонент не является «подлинным», «настоящим» … (тут можно подставлять название любой группы, за принадлежность к которой и идет борьба, например, налоговиком, профессионалом, средним классом, кулинаром, водителем и т.д. Этим вы пытаетесь доказать, что сами-то, конечно, являетесь «настоящим» членом какой-то касты или корпорации, т.е. вы не просто Иванов Иван Иванович, но еще и «подлинный» налоговик, менеджер, водитель, знаток футбола и т.д. Для трети населения это важный «больной» вопрос [23, с. 35].

3. Материалом конфликта является присвоенная (внутренняя) разрывность в некотором внешнем предметном материале. Конфликтная ситуация возникает как вопрос для себя: «Каким образом восстановить целостность (непрерывность) предметного материала?» Здесь сталкиваются, с одной стороны, образ инерционного действия, реализующегося по образцу без учета внешней разрывности, с другой стороны, как контракт — образ действия, останавливающего инерцию имеющего своим предметом разрыв [9, c. 61-64].

Здесь речь идет всего  лишь о том, что человек обнаруживает свое незнание, неумение, непонимание. Его действия, основанные на привычных умениях и знаниях, вдруг проваливаются в пустоту или упираются в стену. Так обнаруживается третий предмет конфликта — невсезнание и невсесилие.

Конфликт разворачивается как внутренний и представляет собой с содержательной стороны преодоление «сопротивления материала» за счет мобилизации, отыскания, создания ресурса, с помощью которого ликвидируется разрыв и восстанавливается целостность образа или непрерывность движения. В конфликте участвуют потенциально равные подинстанции «Я», чье столкновение определяется априорной ценностью предметной компетенции. Внутренняя борьба идет вокруг признания или игнорирования своего проявившегося несовершенства и ограниченности. Поскольку эти ваши внутренние пробелы сами по себе редко заботят окружающих и, соответственно, редко влияют на ваш вертикальный или горизонтальный статус, то в основном только вы и решаете, что перспективнее — признать свое невежество и начать учиться или проигнорировать свои провалы и удовлетвориться успехами на других «фронтах». В результате данный конфликтный фактор беспокоит лишь десятую часть населения, остальные предпочитают считать себя всеведающими мудрецами [23, с. 31].

4. Материалом конфликта  является чувство самоценности. Конфликтная ситуация возникает как реакция на извне спровоцированный процесс снижения самооценки, т.е. как ответ на неудачу. В качестве контракта выступает психозащитное действие, сопротивляющееся ухудшению самоотношния [50, c. 61-64].

Здесь все понятно: четвертый  фактор — это проблема неудачи, подрыв самооценки [23, с. 42].

Конфликт разворачивается  как внутренний, в котором участвуют  потенциально неравные подинстанции «Я», так как одна из них, действующая на снижение, пользуется ресурсом «Сверх-Я», а другая, защищающаяся, ресурсом-опытом «Я». Характер взаимодействия определяется возможностями «Я» к сохранению самооценки путем отрицания негативных характеристик, дискредитации значимости ситуации и т.п. Признаки этого фактора достаточно стабильны во всех возрастных периодах и составляют около 43%.

В данном случае речь идет о том, что, потерпев неудачу, человек начинает себя корить как бы от лица всего общества («всех правильных и нормальных людей»). Это и есть «Сверх-Я». Противопоставить же этому внутреннему хору человек может либо собственную личную позицию (которая мало у кого по-настоящему выработана и укреплена) и реалистичную корректировку самооценки, либо отрицание самого факта неудачи и/или преуменьшение ее значимости. Абсолютное большинство людей выбирают второй вариант [23, с. 32].

5. Материалом конфликта  является чувство ответственности. Конфликтная ситуация возникает как последствие какой-либо неуспешности, недостижения предполагаемого результата, либо как предвосхищение такого недостижения. В конфликте сталкиваются действия: направленные на реализацию ответственности (исполнение самосанкционирования) и на избегание санкции [50, c. 61-64].

В отличие от факта  неудачи самого по себе (четвертый  фактор), пятый фактор проявляется в тех случаях, в которых человек принимает на себя ответственность за результаты и состояние какой-то деятельности, отношений, ситуации. Конфликт возникает в результате состоявшегося неуспеха или в связи с опасением провала. Человек одновременно и чувствует необходимость наказать себя, и желает избежать внутреннего или внешнего наказания.

Конфликт разворачивается  как внутренний с участием подинстанции «Я», располагающих потенциально неравным ресурсом, так как одна инстанция, реализующая ответственность, оперирует интериоризированной социальной нормативностью, другая обращена к либидозной энергии. Характер взаимодействия определяется как «выбор-отвергание» достаточной санкции из имеющегося диапазона, соответствующей переживаемому чувству вины. Выделить признаки этого фактора через внешние параметры поведения оказалось чрезвычайно трудно, поэтому мы относили к ним, кроме прямых случаев самообвинения в успехе и очевидных стремлений понести наказание за неудачу, эксцессы затруднений и избеганий в объяснениях собственной неудачи. Достаточно устойчивой картины по этому фактору выделить не удалось.

В отличие от факта  неудачи самого по себе (четвертый  фактор), пятый фактор проявляется  в тех случаях, в которых человек  принимает на себя ответственность за результаты и состояние какой-то деятельности, отношений, ситуации. Конфликт возникает в результате состоявшегося неуспеха или в связи с опасением провала. Человек одновременно и чувствует необходимость наказать себя, и желает избежать внутреннего или внешнего наказания. Эмоционально это выражается в чувстве вины. Если человек признает свою неудачу (и свою вину), но не может или не хочет объяснить ее, то это признак внутреннего конфликта в связи с пятым фактором, который, правда, редко выходит на первый план.

Исследования конфликтной феноменологии показывают, что реально в конфликтной деятельности встречается попеременное доминирование одного из приведенных факторов при одновременном периферическом действовании других. Если же один из факторов имеет устойчивую тенденцию к эксплуатации в самоотношении и в межличностных связях, можно предполагать конфликтую некомпетентность и, как следствие, проблемы личностного роста и социальной адаптации. Исследования конкретных конфликтных ситуаций показали, что действуют одновременно все пять факторов при попеременном преобладании одного из них. Если один из факторов у какой-то личности становится постоянно «лидирующим», то можно диагностировать конфликтую некомпетентность [23, с. 37].

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях (по К. Томасу)

К. Томас рассматривает  следующие стратегии поведения  в конфликте: подавление, приспособление, уход, компромисс, сотрудничество (см. рис. П.4.2).

1. Подавление: соперничество, конкуренция, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.

2. Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.

3. Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.

4. Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.

5. Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.

В различных  ситуациях могут быть целесообразными  различные стратегии разрешения конфликта:

Уход

  • Источник разногласий несущественен по сравнению с более важными задачами.
  • Выигрыш не значим и не велик по сравнению с усилиями, затраченными на разрешение конфликта, а отношения с оппонентом в будущем не важны.
  • Необходимо время, чтобы восстановить спокойствие и создать условия для трезвой оценки ситуации.
  • Изучение ситуации и поиск информации представляются более предпочтительными, чем немедленное принятие решения.
  • Вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу и не хотите этого. Отношения с оппонентом при этом для вас не важны.

Компромисс

  • Необходимо принять срочное решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково убедительны.
  • Сотрудничество или подавление не приводят к успеху, а он важен для Вас.
  • Вас может устроить временное решение.
  • Ваша позиция имеет для Вас не слишком большое значение, и Вы можете несколько изменить поставленную вначале цель.
  • Компромисс позволит Вам сохранить взаимоотношения, и Вы предпочитаете получить хоть что-то, чем все потерять.

Сотрудничество

  • Вы заботитесь о чувствах Вашего оппонента, рассчитываете на его добрую волю и вовлеченность.
  • Необходимо найти общее, единственное решение, каждый из подходов слишком важен и не допускает компромиссов.
  • У Вас тесные и длительные отношения с другой стороной, а обсуждаемый вопрос очень важен.
  • У Вас есть время для разрешения конфликта и отношения с партнером для Вас важны.

Приспособление

  • Восстановление спокойствия и стабильности важнее разрешения конфликта.
  • Предмет разногласий для Вас менее существенен, чем для оппонента, итог намного важнее для него, чем для Вас.
  • Вы оказались неправы и признаете это.
  • Отстаивание своей точки зрения требует много времени и сил.
  • Вас не особенно волнует случившееся.
  • Вам важнее сохранить добрые отношения с оппонентом, чем отстоять свои интересы.

 

 

 

Подавление

  • Требуются быстрые и решительные меры в непредвиденной и опасной ситуации.
  • Исход очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы.
  • Вы чувствуете, что у вас нет выбора и вам нечего терять, отношения с оппонентом для вас совершенно не важны.
  • Вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения и очевидно, что ваше решение — наилучшее.

Универсальной и предпочтительной является стратегия сотрудничества, поскольку только она позволяет обеим сторонам в полной мере реализовать свои интересы и при этом сохранить хорошие отношения [23, с.43].

Выводы

Важность социально-психологических взглядов Тэшфела и Тернера трудно недооценить. Именно с Тэшфела начинают признаваться важность и необходимость межгрупповых отношений наравне с межиндивидуальными. Социальная сторона индивида признается не менее важной, чем его индивидуальные качества.

Тэшфел и  Тернер обнаружили, что в "Я - концепции" присутствуют личностная и социальная идентичность, причем соприсутствуют одновременно. Личность в процессе взаимодействия постоянно изменяет свое положение, и соответственно начинает играть различные роли. Именно поэтому эти два автора вводят в свою концепцию ситуативную детерминанту проявления идентичности. Причем личностная и социальная идентичность есть различные полюса одного континуума, и между ними, соответственно, присутствует обратная связь.

Именно концепция  социальной категоризации Тэшфела - Тернера стала основанием для критики американского направления в социальной психологии. Именно с этой концепции начинается основная ориентация исследований в социальной психологии в сторону когнитивной парадигмы. Именно с Тэшфелом и его концепцией связываются следующие ориентиры современной социальной психологии:

1. Учет в экспериментах,  исследованиях и теоретизированиях  социально-психологических механизмов регуляции межгрупповых отношений,

2. Необходимость  повышения "экологической валидности" и социальной значимости социально- психологических исследований в этой области.

И, несмотря на пристальное внимание авторов к данной проблематике, вышеперечисленные ориентиры не удалось вывести из проблемной области. Так же остались нерешенными ряд вопросов, связанных с выяснением принципиальных причинно-следственных зависимостей в этой области и, в частности, с пониманием общей природы и генезиса межгрупповых феноменов в их детерминации более широкой системой общественных отношений.

И, тем не менее, определенный путь, намеченный Тэшфелом и Тернером, является наиболее продуктивным для изучения межгрупповых и ингрупповых отношений без крена в сторону психологизма.

Эриксоновская модель цикла человеческой жизни  состоит из восьми стадий. Она интегрирует  развитие и созревание человеческой личности от рождения до старости.

— Каждая стадия может иметь положительный и  отрицательный результат. Развитие личности продолжается всю жизнь.

— Каждая последующая  стадия обусловлена развитием предыдущей; этот процесс схож с развитием эмбриона.

— Человеческая личность развивается по установленным ступеням или стадиям. Развитие личности зависит от готовности человека общаться и взаимодействовать с более широким кругом людей. Каждая стадия системно связана с остальными и должна проходить в заданной последовательности.

— Каждая стадия характеризуется особым психологическим  кризисом и задачей развития. Эта  задача должна быть выполнена, а кризис успешно разрешен для освоения последующей стадии.

— Навыки и способности, необходимые для каждой стадии, развиваются и проверяются в период кризиса. Этот процесс дает возможность личности развивать новые отношения и навыки. После успешного разрешения кризиса у человека развиваются большая способность суждения, внутренняя цельность и способность действовать эффективно.

— Модель Эриксона уделяет особое внимание позитивным атрибутам и способностям, приобретаемым на каждой стадии. Эти способности и силы считаются врожденными и характеризуются ощущением позитивной силы и потенциала.

Информация о работе Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников