Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.
Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Были выявлены гендерные различия по предпочитаемому стилю поведения в конфликтной ситуации в группе 1. Так, стратегию избегания выбирают 15 % юношей и 8 % девушек в группе 1; стратегию приспособления выбирают только юноши в группе 1 (8 %); стратегия сотрудничества также присуща только юношам (15 %) в группе 1; напротив- стратегию компромисса выбирают только девушки (50 %) в группе 1; соперничество- 62 % юношей и 42 % девушек в группе 1.
В группе 2 получили несколько иные результаты. Стратегию избегания выбирают 25 % девушек и 31 % юношей; стратегию приспособления 25 % девушек и 15 % юношей; сотрудничество как стиль поведения в конфликте выбирают 25 % юношей и 8 % девушек; компромисс присущ 31 % юношей и 17 % девушек; соперничество- 15 % юношей и 8 % девушек.
В результате проведения теста двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?» получили следующие средние результаты (см. табл.П.3.5 и П.3.6).
Группа 1. Социальное «Я» - 10,84. Социальное «Я» обозначает место в группе, социальную роль.
Рефлексивное «Я»- 4,96. Рефлексивное «Я» отражает индивидуальный стиль поведения, особенности характера.
Физическое «Я»- 2,64. Физическое «Я» - определение себя как объекта во времени и пространстве.
Трансцендентальное «Я»- 1,44. Трансцендентальное «Я» как «абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной ситуации».
Группа 2: Рефлексивное «Я»- 6,4; социальное «Я»- 5,96; физическое «Я»- 4,96; трансцендентальное «Я»- 2,44.
Данные результаты изображены на диаграмме 2.3 и диаграмме 2.4
Диаграмма 2.3
Рисунок 2.3 результаты теста двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда (группа 1)
Диаграмма 2.4
Рисунок 2.4 результаты теста двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда (группа 2)
Сравнивая две диаграммы, видим, что они отличаются. Если в группе с конфликтом (группа 1) Социальное «Я» выражено в большей степени, чем Физическое «Я», Рефлексивное «Я», Трансцендентальное «Я», то в группе 2 Физическое «Я» и Социальное «Я» отличаются несущественно.
Отметим, что в группе 1 количество выборов «я-социальное» больше (271 выбор), чем в группе 2 (149 выборов). Кроме того, для группы 1 «я-социальное» находится на первом месте по количеству выборов, а для группы 2- на втором.
В результате проведения теста на самооценку в группе 1 получили: 14 чел. (56 %) имеют завышенную самооценку, 11 чел. (44 %)- нормальную, с заниженной самооценкой учеников нет.
В группе 2 школьников с завышенной самооценкой нет, 20 чел. (80 %) имеют нормальную самооценку, 5 чел. (20 %)- заниженную.
Для проверки гипотезы исследования о том, что содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте, будем использовать U-критерий Манна-Уитни.
Выборка 1- количество ответов «социальное я» в группе 1 (с групповым конфликтом); выборка 2- количество ответов «социальное я» в группе 2 (см. табл. П.3.7).
Так как полученное эмпирическое значение попало в зону значимости, то делаем вывод, что гипотеза доказана. Это значит, что в группе школьников с конфликтом психологические характеристики социальной идентичности выражены в большей степени, нежели в группе школьников, где нет конфликта.
Теперь посмотрим, отличается ли уровень самооценки у школьников в группе 1 и группе 2. Выборка 1-уровень самооценки у школьников в группе 1, выборка 2- уровень самооценки у школьников в группе 2 (см. таблицу П.3.8).
Так как полученное эмпирическое значение попадает в зону значимости, то можно говорить о различиях по уровню самооценки у школьников в условиях группового конфликта и без него. Это значит, что уровень самооценки выше в группе с групповым конфликтом, нежели в группе, где конфликта не наблюдается.
Проверим на статистическом уровне при помощи метода ранговой корреляции Спирмена, существует ли связь между психологическими характеристиками социальной идентичности (социальное «я») и выбором той или иной стратегии поведения в конфликтной ситуации (см. таблицы П.3.9-П.3.13).
Было выполнено: А- баллы по определённой стратегии в конфликтной ситуации для группы 1 (в каждом приложение своя стратегия); В- уровень выраженности Социального «Я» 1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;
2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);
3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);
4) Подсчитана сумма квадратов;
5) Произведен расчет
коэффициента ранговой
6) Определены критические значения.
Результаты, полученные в таблицах П.3.9-П.3.13 занесли в сводную таблицу по всем пяти стратегиям поведения в конфликтной ситуации.
Таблица 2.1
Корреляционная связь между характеристиками социальной идентичности (социальное «я») и выбором стратегии поведения в конфликтных ситуациях для школьников с групповым конфликтом (группа 1)
Стратегии
поведения в конфликтных | ||||
Избегание |
Приспособление |
Сотрудничество |
Компромисс |
Соперничество |
-0,178 |
0,167 |
-0,169 |
0,103 |
0,477 |
Таким образом, на статическом уровне доказана связь между «социальным я» и стратегией соперничества в конфликтных ситуациях. Так как связь положительная, то можно сделать вывод о том, что, чем в большей степени выражены характеристики социальной идентичности, тем чаще школьники занимают позицию соперничества в конфликтах. С остальными стратегиями поведения в конфликтной ситуации на статистическом уровне связь установить не удалось.
2.3 Обобщение , интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Нами было проведено исследование в двух группах старших школьников. В одной из этих групп (группа 1) был диагностирован при помощи социометрии групповой конфликт. Вторая группа, наоборот, отличается высоким уровнем сплочённости (группа 2).
В результате проведённого исследования можно констатировать, что в группе 1 более половины школьников выбирают стратегию соперничества (52 %), тогда как в группе 2 этот показатель намного ниже (12 %). Наоборот, позиция приспособления для группы 1 характерна в меньшей степени (всего 4 %), тогда как в группе 2 этот показатель равен 20 %.
Для изучения социальной идентичности старших школьников мы использовали тест двадцати ответов Куна и Макпартленда. Так категории социальной идентичности чаще писали школьники из группы 1 (271 выбор), чем из группы 2 (149 выборов).
На статистическом уровне было доказано, что содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте. Кроме того, было выявлено, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост самооценки личности.
Была установлена
связь между психологическими характеристиками
социальной идентичности и стратегиями
поведения в конфликтной ситуац
С остальными стратегиями
поведения в конфликтной
Рекомендации для старших школьников по разрешению конфликтных ситуаций
Нами были разработаны рекомендации для старших школьников по разрешению конфликтных ситуаций.
1. Нормализуйте эмоциональный фон разговора. Создайте атмосферу сотрудничества. Для этого:
2. Принимайте
меры к урегулированию
Принятие мнения оппонента
Взаимопонимание
Искренность
3. Признайте наличие конфликта
4. Сориентируйтесь в конфликте
5. Разрешайте конфликт. Ведите разговор не о позициях и способах, а об интересах.
6. Исследуйте варианты решений
7. Добейтесь соглашения
Выводы
1. Исследовали две группы старших школьников. В одной из групп диагностировали при помощи социометрии внутригрупповой конфликт.
2. Для группы с внутригрупповым конфликтом в большей степени характерны сопернические тенденции в конфликтной ситуации (52 %), а для группы с большим индексом сплочённости характерно приспособление в конфликтной ситуации (20 %), избегание (28 %) и компромисс (24 %).