Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.

Содержание

Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ .doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

Были выявлены гендерные различия по предпочитаемому  стилю поведения в конфликтной ситуации в группе 1. Так, стратегию избегания выбирают 15 % юношей и 8 % девушек в группе 1; стратегию приспособления выбирают только юноши в группе 1 (8 %); стратегия сотрудничества также присуща только юношам (15 %) в группе 1; напротив- стратегию компромисса выбирают только девушки (50 %) в группе 1; соперничество- 62 % юношей и 42 % девушек в группе 1.

В группе 2 получили несколько иные результаты. Стратегию  избегания выбирают 25 % девушек и 31 % юношей; стратегию приспособления 25 % девушек и 15 % юношей; сотрудничество как стиль поведения в конфликте выбирают 25 % юношей и 8 % девушек; компромисс присущ 31 % юношей и 17 % девушек; соперничество- 15 % юношей и 8 % девушек.

В результате проведения теста двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда «Кто я?» получили следующие средние результаты (см. табл.П.3.5 и П.3.6).

Группа 1. Социальное «Я» - 10,84. Социальное «Я» обозначает место в группе, социальную роль.

Рефлексивное «Я»- 4,96. Рефлексивное «Я» отражает индивидуальный стиль поведения, особенности характера.

Физическое «Я»- 2,64. Физическое «Я» - определение себя как объекта во времени и пространстве.

Трансцендентальное «Я»- 1,44. Трансцендентальное «Я» как «абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной ситуации».

Группа 2: Рефлексивное «Я»- 6,4; социальное «Я»- 5,96;  физическое «Я»- 4,96; трансцендентальное «Я»- 2,44.

Данные результаты изображены на диаграмме 2.3 и диаграмме 2.4

 

 

 

 

Диаграмма 2.3

Рисунок 2.3 результаты теста двадцати ответов М.Куна и  Т.Макпартленда (группа 1)

 

 

Диаграмма 2.4

Рисунок 2.4 результаты теста двадцати ответов М.Куна и  Т.Макпартленда (группа 2)

 

Сравнивая две  диаграммы, видим, что они отличаются. Если в группе с конфликтом (группа 1) Социальное «Я» выражено в большей степени, чем Физическое «Я», Рефлексивное «Я», Трансцендентальное «Я», то в группе 2 Физическое «Я» и Социальное «Я» отличаются несущественно.

Отметим, что  в группе 1 количество выборов «я-социальное»  больше (271 выбор), чем в группе 2 (149 выборов). Кроме того, для группы 1 «я-социальное» находится на первом месте по количеству выборов, а для группы 2- на втором. 

В результате проведения теста на самооценку в группе 1 получили: 14 чел. (56 %) имеют завышенную самооценку, 11 чел. (44 %)- нормальную, с заниженной самооценкой учеников нет.

В группе 2 школьников с завышенной самооценкой нет, 20 чел. (80 %) имеют нормальную самооценку, 5 чел. (20 %)- заниженную. 

Для проверки гипотезы исследования о том, что содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте, будем использовать U-критерий Манна-Уитни.

Выборка 1- количество ответов «социальное я» в группе 1 (с групповым конфликтом); выборка 2- количество ответов «социальное я» в группе 2 (см. табл. П.3.7).

Так как полученное эмпирическое значение попало в зону значимости, то делаем вывод, что гипотеза доказана. Это значит, что в группе школьников с конфликтом психологические характеристики социальной идентичности выражены в большей степени, нежели в группе школьников, где нет конфликта.

Теперь посмотрим, отличается ли уровень самооценки у школьников в группе 1 и группе 2. Выборка 1-уровень самооценки у школьников в группе 1, выборка 2- уровень самооценки у школьников в группе 2 (см. таблицу П.3.8).

Так как полученное эмпирическое значение попадает в зону значимости, то можно говорить о различиях по уровню самооценки у школьников в условиях группового конфликта и без него. Это значит, что уровень самооценки  выше в группе с групповым конфликтом, нежели в группе, где конфликта не наблюдается.

Проверим на статистическом уровне при помощи метода ранговой корреляции Спирмена, существует ли связь между психологическими характеристиками социальной идентичности (социальное «я») и выбором той или иной стратегии поведения в конфликтной ситуации (см. таблицы П.3.9-П.3.13).

Было выполнено: А- баллы по определённой стратегии в конфликтной ситуации для группы 1 (в каждом приложение своя стратегия); В- уровень выраженности Социального «Я» 1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Произведен подсчет  разности между рангами А и  В (колонка d);

3) Возведение каждой  разности d в квадрат (колонка  d2);

4) Подсчитана сумма  квадратов;

5) Произведен расчет  коэффициента ранговой корреляции rs по формуле:

6) Определены  критические значения.

Результаты, полученные в таблицах П.3.9-П.3.13 занесли в сводную таблицу по всем пяти стратегиям поведения в конфликтной ситуации.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1

Корреляционная связь между характеристиками социальной идентичности (социальное «я») и выбором стратегии поведения в конфликтных ситуациях для школьников с групповым конфликтом (группа 1)

 

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях

Избегание

Приспособление

Сотрудничество

Компромисс

Соперничество

-0,178

0,167

-0,169

0,103

0,477


 

Таким образом, на статическом уровне доказана связь между «социальным я» и стратегией соперничества в конфликтных ситуациях. Так как связь положительная, то можно сделать вывод о том, что, чем в большей степени выражены характеристики социальной идентичности, тем чаще школьники занимают позицию соперничества в конфликтах. С остальными стратегиями поведения в конфликтной ситуации на статистическом уровне связь установить не удалось.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Обобщение , интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников

 

Нами было проведено  исследование в двух группах старших  школьников. В одной из этих групп (группа 1) был диагностирован при помощи социометрии групповой конфликт. Вторая группа, наоборот, отличается высоким уровнем сплочённости (группа 2).

В результате проведённого исследования можно констатировать, что в группе 1 более половины школьников выбирают стратегию соперничества (52 %), тогда как в группе 2 этот показатель намного ниже (12 %). Наоборот, позиция приспособления для группы 1 характерна в меньшей степени (всего 4 %), тогда как в группе 2 этот показатель равен 20 %.

Для изучения социальной идентичности старших школьников мы использовали тест двадцати ответов Куна и Макпартленда. Так категории социальной идентичности чаще писали школьники из группы 1 (271 выбор), чем из группы 2 (149 выборов).

На статистическом уровне было доказано, что содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте. Кроме того, было выявлено, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост самооценки личности.

Была установлена  связь между психологическими характеристиками социальной идентичности и стратегиями  поведения в конфликтной ситуации. На статистическом уровне удалось доказать, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост сопернических тенденций (rs = 0,477).

С остальными стратегиями  поведения в конфликтной ситуации на статистическом уровне связь установить не удалось (избегание: rs = 0,178, приспособление: rs = 0,167, сотрудничество: rs= 0,169, компромисс: rs= 0,103).

 

 

Рекомендации  для старших школьников по разрешению конфликтных ситуаций

 

Нами были разработаны рекомендации для старших школьников по разрешению конфликтных ситуаций.

Этапы разрешения конфликта путем сотрудничества

1. Нормализуйте  эмоциональный фон разговора. Создайте атмосферу сотрудничества. Для этого:

  • Урегулируйте свое эмоциональное состояние
  • Оказывайте позитивное влияние на эмоциональное состояние партнера
  • Учитывайте в разговоре эго-состояние партнера, свое эго-состояние. Ведите разговор во взрослом эго-состоянии, приглашая оппонента занять взрослую позицию (не оценивайте, не критикуйте, не ругайте, не оскорбляйте, не угрожайте, различайте факты и мнения, говорите о фактах, используйте Я-сообщения).
  • Избегайте скрытых трансакций (не пользуйтесь намеками, не пытайтесь «подтолкнуть» оппонента).
  • Выслушивайте оппонента, не вступайте с ним в спор и препирательства.

2. Принимайте  меры к урегулированию отношений,  формированию доверия. Этому способствуют:

Принятие  мнения оппонента

  • Принятие не означает согласия! Если вы не опровергаете оппонента сразу, это не ослабляет ваших позиций! Не демонстрируйте намерения опровергнуть мнение оппонента или доказать его неправоту.

Взаимопонимание

  • Выслушайте оппонента, проверьте, правильно ли его поняли, правильно ли поняли его чувства и переживания. Для этого используйте техники понимающего слушания: парафраз и вербализация.
  • Используя эти техники. Вы одновременно и уточняете свое понимание и демонстрируете оппоненту, что поняли его.
  • Взаимопониманию способствует умение посмотреть на ситуацию глазами партнера, понимать его чувства.

Искренность

  • Используйте однозначные высказывания
  • Отбросьте манипуляции и игры
  • Не используйте скрытые трансакции

3. Признайте  наличие конфликта

  • Конфликты неизбежны. Главное — как с ними справиться. Отрицание наличия конфликта не способствует его разрешению.

4. Сориентируйтесь  в конфликте

  • Определите — в чем состоит основное противоречие между Вами, признайте его существование, опишите его для себя так, как Вы понимаете.
  • Чего хочет оппонент? Предлагает ли он решение? Какое? Какие его реальные интересы затронуты? Не задеты ли его чувства? Чего он опасается?
  • Чего хотите Вы? Какое решение Вас устроит? Какие интересы Вы отстаиваете? Зачем Вам это? Чего Вы реально опасаетесь?
  • Различайте интересы и пути их достижения. Свои интересы мы намереваемся удовлетворять привычными способами. Конфликт развивается, когда спор идет не по поводу интересов, а по поводу способов.
  • Если нет противоречия в интересах, подыщите способы, удовлетворяющие Вас обоих. Примите решение по поводу вашей стратегии в разрешении конфликта.

5. Разрешайте  конфликт. Ведите разговор не  о позициях и способах, а об  интересах.

  • Покажите, что ваши интересы не входят в противоречие с интересами оппонента и могут быть удовлетворены одновременно.

6. Исследуйте  варианты решений

  • Постарайтесь вместе с оппонентом искать варианты решения конфликта. Найдите способы, позволяющие Вам и Вашему оппоненту реализовать свои интересы.

7. Добейтесь  соглашения

  • Зафиксируйте достигнутое соглашение. Подведите итог, резюмируйте достигнутое соглашение: произнесите его вслух и добейтесь однозначного понимания.
  • Старшим школьникам также рекомендовано запомнить ошибки конфликтующего человека и стараться не повторять их.

Десять типичных ошибок конфликтующего человека

  1. Отстаивает свою точку зрения и не думает, как решить проблему.
  2. Ведет себя негибко, не способен изменить тактику, переключиться на другое.
  3. Нетерпим к инакомыслию, не может перейти на другую позицию, пойти на компромисс.
  4. Мыслит стереотипно, стремится втиснуть решение в рамки существующих норм, традиций, правил.
  5. Отвлекается от основной цели на другие, побочные цели, уходит в сторону от главной проблемы.
  6. Видит только один путь решения или одну альтернативу, а не их многовариантность.
  7. Работает только в предметной области, не может рефлексивно анализировать и двигаться к взаимодействию.
  8. Создает препятствия для свободной, творческой полемики, генерированию идей, излишне критикует, нагнетает страх и т.п.
  9. Без нужды соглашается с мнением других, если они уступают, приспосабливаются или уходят от решения проблемы.
  10. Боится риска.

 

Выводы

1. Исследовали две группы старших школьников. В одной из групп диагностировали при помощи социометрии внутригрупповой конфликт.

2. Для группы с внутригрупповым конфликтом в большей степени характерны сопернические тенденции в конфликтной ситуации (52 %), а для группы с большим индексом сплочённости характерно приспособление в конфликтной ситуации (20 %), избегание (28 %) и компромисс (24 %).

Информация о работе Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников