Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.

Содержание

Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ .doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

3. Характеристики социальной идентичности в большей степени выражены в группе с групповым конфликтом (271 выбор), чем в группе с большим индексом сплочённости (149 выборов). Доказали это на статистическом уровне при помощи U-критерия Манна-Уитни (UЭмп = 25.5).

4. Было выявлено, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост самооценки личности. Доказали это на статистическом уровне при помощи U-критерия Манна-Уитни (UЭмп = 77).

5. Была установлена связь между психологическими характеристиками социальной идентичности и стратегиями поведения в конфликтной ситуации. На статистическом уровне при помощи коэффициента корреляции Спирмена удалось доказать, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост сопернических тенденций (rs = 0,477). С остальными стратегиями поведения в конфликтной ситуации на статистическом уровне связь установить не удалось (избегание: rs = 0,178, приспособление: rs = 0,167, сотрудничество: rs= 0,169, компромисс: rs= 0,103).

6. Были разработаны рекомендации для старших школьников по конструктивному решению конфликтов.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Идентичность (от англ. Identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания.

Краткий психологический анализ феномена идентичности позволяет сделать некоторые обобщения.

- Поскольку идентичность – существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе , вопросы становление и развития идентичности являются актуальными на протяжении всего жизненного пути личности. Идентичность – динамичная структура, она развивается в процессе всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении.

- Идентичность является  социальной по происхождению,  она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения выработанного в процессе социального взаимодействия опыта. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

- В качестве основных  функций идентичности выделяются  следующие: определение границ  между «Я» и «не-Я», обеспечение  внутренней согласованности, развитие личности, интерпретация социального опыта, регуляция поведения и деятельности.

- Идея о наличии  двух аспектов идентичности –  ориентированного на социальное  окружение и на уникальность  проявлений человека нашла отражение в работах многих представителей различных теоретических направлений. В современной психологической системе знаний утвердилась точка зрения о существовании двух типов идентичности – социально заданной идентичности и отражающей индивидуальное в человеке, т.е. социальной идентичности и личностной (персональной) идентичности.

Личностная  идентичность трактуется как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимается набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.

Социальная  идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Общим моментом для большинства современных исследований является противопоставление личностной и социальной идентичности.

- Между личностной  и социальной подструктурами  идентичности имеют место противоречия. Достижение баланса между этими  подструктурами свидетельствует о благополучном развитии личности, неразрешенные противоречия и конфликты способствуют возникновению кризиса идентичности.

В ходе нашего исследования была достигнута цель исследования: была выявлена и описана социальная идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.

Также были выполнены поставленные задачи, а именно:

  1. Проанализировали структуру социальной идентичности личности и рассмотрели  подходы к ее изучению;
  2. Выявили роль конфликта в процессах социальной идентификации;
  3. Выявили и описали характеристики (категории) социальной идентичности старших школьников;
  4. Выявили особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
  5. Установили взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия;

На статистическом уровне было доказано, что содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте. Кроме того, было выявлено, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост самооценки личности.

Была установлена  связь между психологическими характеристиками социальной идентичности и стратегиями поведения в конфликтной ситуации. На статистическом уровне удалось доказать, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост сопернических тенденций (rs = 0,477).

С остальными стратегиями поведения в конфликтной ситуации на статистическом уровне связь установить не удалось (избегание: rs = 0,178, приспособление: rs = 0,167, сотрудничество: rs= 0,169, компромисс: rs= 0,103).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. 1996. № 1. С.131-143
  2. Агеев, B.C. Психология межгрупповых отношений / В.С. Агеев.- М.: МГУ, 1983.- 144с.
  3. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально психологические проблемы / В.С. Агеев.- М.: МГУ, 1990.- 240с.
  4. Агеев, B.C. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии / В.С. Агеев // Вопросы психологии, 1980.- №4
  5. Агеев, В.С. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации / В.С. Агеев, А.К. Толмасова //Психология самосознания. – Самара, 2000, с. 624-641
  6. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект пресс, 1999.-374с.
  7. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Агеева.- М.: Аспект пресс, 1997
  8. Андреева, Г.М. Современная социальная психология на Западе / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А Петровская. – М.: МГУ, 1978.-269с.
  9. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: теоретические подходы / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М., 2001
  10. Антонова, И.В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения / И.В. Антонова //Вопросы психологии, 1996 №1, с. 23-30
  11. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А.Г. Асмолов. – Москва-Воронеж, 1996
  12. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии / А.Г. Асмолов. – М., 2002
  13. Баклушинский, С.А., Белинская, Е.П.  Развитие представлений о понятии «социальная идентичность / С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Этнос. Идентичность. Образование. М.: ЦСО РАО, 1997
  14. Баскова, И.А. Проблема соотношения ментальности и культуры //Когнитивная эволюция творчества / И.А. Баскова. – М., 1995
  15. Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности / Т.С. Баранова // Психология самосознания. – Самара, 2000, с. 602-612
  16. Белинская, Е.П., Стефаненко, Т.Г. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. –М.- Воронеж, 2000
  17. Белинская, Е.П., Тихомандридская, О.А. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандридская. – М., 2001
  18. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. – М., 1997
  19. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: «Прогресс», 1986
  20. Брудный, А.А. К теории коммуникативного воздействия //Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой / А.А. Брудный. – М., 1977
  21. Брудный, А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. – М., 1998
  22. Большой толковый психологический словарь. Т. 2 (П-Я); Пер. с англ./ Ребер Артур. – М.: ООО «Издательство «Вече», 2001
  23. Волков, Е.Н. Необходимость конфликта / Е.Н. Волков. – Нижний Новгород, 2008
  24. Гнатенко, П.И., Павленко, В.Н. Идентичность: филосовский и психологический анализ / П.И. Гнатенко, В.Н. Павленко. - К., 1999
  25. Голосова, Н.Е. Экопсихологический подход к вопросу о социальной идентификации личности //2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12-14 апреля 2000 г.) / Голосова Н.Е. - М., 2000. – с. 184-186
  26. Джеймс, У. Личность //Психология личности. Тексты / У. Джеймс / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. – с. 61-70
  27. Донцов, А.И. О понятии «группа» в социальной психологии / А.И.  Донцов // Вестник МГУ, серия 14: «Психология», 1997, №4. – с. 17-25
  28. Донцов, А.И. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности / А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А.  Петровская / /Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. – М., 1996
  29. Ерасов Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. – М., 2000
  30. Зимбардо, Ф., Ляйппе, М. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб, 2000
  31. Ионин, Л.Г. Идентификация и инсценировка / Л.Г. Ионин // Психология самосознания. – Самара, 2000, с. 641-655
  32. Ионин, Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ / Л.Г. Ионин. М.: Наука, 1979
  33. Ионин, Л.Г. Социология культуры / Л.Г. Ионин. – М., 1996
  34. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб, 2000
  35. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. Карелин. – М.: «Эксмо», 2007.- 416 с.
  36. Качанов, Ю.Л. Проблема ситуационной идентичности личности //Психология самосознания / Ю.Л. Качанов. – Самара, 2000, с. 613-623
  37. Корнелиус, Х. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. — М.: Стрингер, 1992. — 116 с.
  38. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д, 1998
  39. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении / Р.Л. Кричевский, Е.М.  Дубовская //Психология межличностного познания. М., 1981
  40. Кричевский, Р.Л., Дубовская, Е.М. Социальная психология малой группы / Р.Л. Кричевский, Е.М.  Дубовская. – М., 2001
  41. Кулагина, Н.В. Символ как средство мировосприятия и миропонимания / Н.В. Кулагина. – М.- Воронеж, 1999
  42. Кун, М., Мартпартленд, Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя / М. Кун, Т. Мартпартленд //  Современная социальная психология. Тексты /Под ред. Г.М. Андреевой, Л.А. Петровской. – М., 1984, с. 180-186
  43. Самошкина, И.С. Социальная идентичность как понятие и объяснительный принцип социальной психологии / И.С.  Самошкина //Материалы Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Вып. 6. – М., 2001
  44. Сидоренко, Е.Е. Математические методы в психологии / Е.Е. Сидоренко. – М., 1997
  45. Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под. ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л.А. – М.:МГУ,1984.-255с.
  46. Социальная психология. Хрестоматия.- М.: Аспект пресс, 1999.-474с.
  47. Сушков, И.Р. Социально-психологическая теория Джона Тернера / И.Р. Сушков // Психологический журнал, 1993, том 14.- № 3
  48. Шихирев, П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе / П.Н. Шихирев. – М.,1985
  49. Фрейджер, Р. Теории личности и личностный рост / Р. Фрейджер, Д. Фэйдимен. – 2002. – 690 с.
  50. Хасан, Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. — Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996
  51. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Эриксон, Э.- М., 1996

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Бланки диагностических методик [42]

Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда “Кто я?” Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: «Кто я?». Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов.

1 _________________________

2 _________________________

3 _________________________

4 _________________________

5 _________________________

6 _________________________

7 _________________________

8 _________________________

9 _________________________

10 _________________________  

 

11 _________________________

12 _________________________

13 _________________________

14 _________________________

15 _________________________

16 _________________________

17 _________________________

18 _________________________

19 _________________________

20 _________________________


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ   К. ТОМАСА

ИНСТРУКЦИЯ: 
В каждой из предложенных пар суждений выберите то, которое наиболее типично для вашего поведения. На листе ответов обведите кружочком цифру и букву соответствующие вашему ответу. Не пропускайте ни одной пары.

Иногда я  предоставляю возможность другим взять  на себя ответственность за решение спорного вопроса

Чем обсуждать  то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны

Я стараюсь найти  компромиссное решение

Я пытаюсь уладить  дело с учётом интересов другого  и моих собственных

Обычно я  настойчиво стремлюсь добиться своего

Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения

Я стараюсь найти  компромиссное решение

Иногда я  жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека

Улаживая спорную  ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого

Я стараюсь сделать  всё, чтобы избежать бесполезной  напряженности 

Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя

Я стараюсь добиться своего

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно

Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться своего

Обычно я  настойчиво стремлюсь добиться своего

Я первым делом  стараюсь ясно определить то, в чём  состоят все затронутые интересы и вопросы

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего

10а

Я твердо стремлюсь  достичь своего

10б

Я пытаюсь найти  компромиссное решение 

11а

Первым делом  я стараюсь ясно определить то, в  чём состоят все затронутые интересы и вопросы

11б

Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения

12а

Зачастую я  избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры 

12б

Я даю возможность  другому в чем-то остаться при  своем мнении, если он также идёт мне навстречу

13а

Я предлагаю  среднюю позицию

13б

Я настаиваю, чтобы  было сделано по-моему 

14а

Я сообщаю другому  свою точку зрения и спрашиваю  о его взглядах

14б

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов

15а

Я стараюсь успокоить  другого и главным образом  сохранить наши отношения

15б

Я стараюсь сделать  все необходимое, чтобы избежать напряженности

16а

Я стараюсь не задеть чувств другого 

16б

Я пытаюсь убедить  другого в преимуществах моей позиции 

17а

Обычно я  настойчиво стараюсь добиться своего

17б

Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряжённости 

18а

Если это  сделает другого счастливым, я дам ему возможность

18б

Я даю возможность  другому в чём-то настоять на своём при своём мнении, Сли он также идёт мне навстречу

19а

Первым делом  я стараюсь ясно определить то, в  чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы

19б

Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20а

Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия 

20б

Я стараюсь найти  наилучшее сочетание выгод и  потерь для нас обоих 

21а

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого

21б

Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы

22а

Я пытаюсь найти  позицию, которая находится посредине  между моей позицией и точкой зрения другого человека

22б

Я отстаиваю  свои желания

23а

Как правило, я  озабочен тем, чтобы удовлетворить  желания каждого из нас 

23б

Иногда я  представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса

24а

Если позиция  другого кажется ему очень  важной, я пойду навстречу его желаниям

24б

Я стараюсь убедить  другого прийти к компромиссу

25а

Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов

25б

Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого 

26а

Я предлагаю  среднюю позицию 

26б

Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас

27а

Зачастую я  избегаю занимать позицию, которая  может вызвать споры

27б

Если это  сделает другого счастливым, я  дам ему возможность настоять на своём

28а

Обычно я  настойчиво стремлюсь добиться своего

28б

Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку  у другого 

29а

Я предлагаю  среднюю позицию 

29б

Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий

30а

Я стараюсь не задеть чувств другого 

30б

Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха


 

Тест  на выявление уровня самооценки [35]

    1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?
  • а) очень часто — 1 балл;
  • б) иногда — 3 балла.
    1. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:
  • а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;
  • б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.
    1. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:
  • а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;
  • б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;
  • в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.
    1. Вам показали шарж или пародию на вас, Вы:
  • а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то оригинальное — 3 балла;
  • б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;
  • в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.
    1. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?
  • а) да — 1 балл;
  • б) нет — 5 баллов;
  • в) не знаю — 3 балла.
    1. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:
  • а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;
  • б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;
  • в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.
    1. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?
  • а) да — 1 балл;
  • б) нет — 5 баллов;
  • в) не знаю — 3 балла.

Информация о работе Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников