Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.
Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
3. Характеристики социальной идентичности в большей степени выражены в группе с групповым конфликтом (271 выбор), чем в группе с большим индексом сплочённости (149 выборов). Доказали это на статистическом уровне при помощи U-критерия Манна-Уитни (UЭмп = 25.5).
4. Было выявлено, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост самооценки личности. Доказали это на статистическом уровне при помощи U-критерия Манна-Уитни (UЭмп = 77).
5. Была установлена связь между психологическими характеристиками социальной идентичности и стратегиями поведения в конфликтной ситуации. На статистическом уровне при помощи коэффициента корреляции Спирмена удалось доказать, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост сопернических тенденций (rs = 0,477). С остальными стратегиями поведения в конфликтной ситуации на статистическом уровне связь установить не удалось (избегание: rs = 0,178, приспособление: rs = 0,167, сотрудничество: rs= 0,169, компромисс: rs= 0,103).
6. Были разработаны рекомендации для старших школьников по конструктивному решению конфликтов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идентичность (от англ. Identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания.
Краткий психологический анализ феномена идентичности позволяет сделать некоторые обобщения.
- Поскольку идентичность – существенное, постоянное Я человека, внутреннее, субъективное понятие о себе , вопросы становление и развития идентичности являются актуальными на протяжении всего жизненного пути личности. Идентичность – динамичная структура, она развивается в процессе всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении.
- Идентичность является социальной по происхождению, она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения выработанного в процессе социального взаимодействия опыта. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.
- В качестве основных
функций идентичности
- Идея о наличии
двух аспектов идентичности –
ориентированного на
Личностная идентичность трактуется как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Иными словами, под личностной идентичностью понимается набор характеристик, который делает человека подобным самому себе и отличным от других.
Социальная идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Общим моментом для большинства современных исследований является противопоставление личностной и социальной идентичности.
- Между личностной
и социальной подструктурами
идентичности имеют место
В ходе нашего исследования была достигнута цель исследования: была выявлена и описана социальная идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Также были выполнены поставленные задачи, а именно:
На статистическом уровне было доказано, что содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте. Кроме того, было выявлено, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост самооценки личности.
Была установлена связь между психологическими характеристиками социальной идентичности и стратегиями поведения в конфликтной ситуации. На статистическом уровне удалось доказать, что с усилением социальной идентификации наблюдается рост сопернических тенденций (rs = 0,477).
С остальными стратегиями поведения в конфликтной ситуации на статистическом уровне связь установить не удалось (избегание: rs = 0,178, приспособление: rs = 0,167, сотрудничество: rs= 0,169, компромисс: rs= 0,103).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланки диагностических методик [42]
Тест двадцати ответов М.Куна и Т.Макпартленда “Кто я?” Напишите 20 различных ответов на простой вопрос: «Кто я?». Отвечайте так, как Вы ответили бы себе лично, а не кому-то другому. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову. Не заботьтесь о логике и важности ответов. | |
1 _________________________ 2 _________________________ 3 _________________________ 4 _________________________ 5 _________________________ 6 _________________________ 7 _________________________ 8 _________________________ 9 _________________________ 10 _________________________
|
11 _________________________ 12 _________________________ 13 _________________________ 14 _________________________ 15 _________________________ 16 _________________________ 17 _________________________ 18 _________________________ 19 _________________________ 20 _________________________ |
ТЕСТ К. ТОМАСА
ИНСТРУКЦИЯ:
В каждой из предложенных пар
суждений выберите то, которое наиболее
типично для вашего поведения. На листе
ответов обведите кружочком цифру и букву
соответствующие вашему ответу. Не пропускайте
ни одной пары.
1а |
Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса |
1б |
Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны |
2а |
Я стараюсь найти компромиссное решение |
2б |
Я пытаюсь уладить дело с учётом интересов другого и моих собственных |
3а |
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего |
3б |
Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения |
4а |
Я стараюсь найти компромиссное решение |
4б |
Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека |
5а |
Улаживая спорную ситуацию, я всё время стараюсь найти поддержку у другого |
5б |
Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряженности |
6а |
Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя |
6б |
Я стараюсь добиться своего |
7а |
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно |
7б |
Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего |
8а |
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего |
8б |
Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы |
9а |
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий |
9б |
Я прилагаю усилия, чтобы добиться своего |
10а |
Я твердо стремлюсь достичь своего |
10б |
Я пытаюсь найти компромиссное решение |
11а |
Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и вопросы |
11б |
Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения |
12а |
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры |
12б |
Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идёт мне навстречу |
13а |
Я предлагаю среднюю позицию |
13б |
Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему |
14а |
Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах |
14б |
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов |
15а |
Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения |
15б |
Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности |
16а |
Я стараюсь не задеть чувств другого |
16б |
Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции |
17а |
Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего |
17б |
Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряжённости |
18а |
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность |
18б |
Я даю возможность другому в чём-то настоять на своём при своём мнении, Сли он также идёт мне навстречу |
19а |
Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы |
19б |
Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. |
20а |
Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия |
20б |
Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих |
21а |
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого |
21б |
Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы |
22а |
Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека |
22б |
Я отстаиваю свои желания |
23а |
Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас |
23б |
Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса |
24а |
Если позиция другого кажется ему очень важной, я пойду навстречу его желаниям |
24б |
Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу |
25а |
Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов |
25б |
Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого |
26а |
Я предлагаю среднюю позицию |
26б |
Я всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас |
27а |
Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры |
27б |
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём |
28а |
Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего |
28б |
Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого |
29а |
Я предлагаю среднюю позицию |
29б |
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий |
30а |
Я стараюсь не задеть чувств другого |
30б |
Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха |
Тест на выявление уровня самооценки [35]