Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.

Содержание

Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ .doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

— Каждая стадия — это динамическая пропорция между двумя полюсами, например веры и недоверия. Оба полюса — крайности, золотая середина находится в промежутке между ними. Элементы каждого полюса динамично присутствуют в здоровой личности.

— Концепция  идентичности сводит воедино теории когнитивной и эго-психологии. Некоторые аспекты идентичности включают в в себя чувство индивидуальности, целостности и тождества, ощущение синтеза и цельности и чувство социальной солидарности.

— Развитие и  расцвет ощущения самости и приводит к ощущению идентичности.

— Недостаток нормального  чувства идентичности может вызвать  враждебное отношение к существующим ценностям и общественным целям. Трудный подросток, ощущающий неспособность посвятить себя позитивной социальной роли, может выбрать вместо нее негативную роль.

— Ощущение «я тот, кем хочу быть сам» играет решающую роль в развитии нормального чувства идентичности.

— Психобиография и психоистория комбинируют методы психоанализа и истории в изучении частной и коллективной жизни.

Идентичность – динамичная структура, она развивается в процессе всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении.

Идентичность является социальной по происхождению, она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения выработанного в процессе социального взаимодействия опыта. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.

В качестве основных функций  идентичности выделяются следующие: определение границ между «Я» и «не-Я», обеспечение внутренней согласованности, развитие личности, интерпретация социального опыта, регуляция поведения и деятельности.

В современной психологической  системе знаний утвердилась точка  зрения о существовании двух типов идентичности – социально заданной идентичности и отражающей индивидуальное в человеке, т.е. социальной идентичности и личностной (персональной) идентичности.

Личностная  идентичность трактуется как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Социальная идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Между личностной и социальной подструктурами идентичности имеют место противоречия. Достижение баланса между этими подструктурами свидетельствует о благополучном развитии личности, неразрешенные противоречия и конфликты способствуют возникновению кризиса идентичности.

Существует пять основных стратегий (стилей) поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу:

1. Подавление: соперничество, конкуренция, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.

2. Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.

3. Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.

4. Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.

5. Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.

Универсальной и предпочтительной является стратегия  сотрудничества, поскольку только она позволяет обеим сторонам в полной мере реализовать свои интересы и при этом сохранить хорошие отношения.

Мы предполагаем, что содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте. У тех старших школьников, у которых характеристики социальной идентичности выражены в большей степени (социальное «я»), чаще присутствуют сопернические тенденции. Они готовы отстаивать свою точку зрения, пытаясь убедить своего оппонента в своей правоте, имеют, как правило высокую самооценку. 

Те старшие  школьники, у которых характеристики социальной идентичности выражены в меньшей степени, чаще выбирают позицию приспособления. Они готовы отказаться от своих интересов и изменить свою позицию в конфликте под влиянием оппонента. Эти школьники, как правило, не имеют высокой самооценки.

 Эти предположения  мы выносим на защиту и исследуем во второй главе дипломной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования

Цель  исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
  2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
  3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
  4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
  5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия;

 

Гипотеза: содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте.

Объект исследования: социальная идентичность личности.

Предмет исследования: социальная идентичность старших школьников в условиях конфликта.

Методы  исследования: психодиагностический метод (тестирование), количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики- U- критерий Манна – Уитни; метод ранговой корреляции Спирмена.

Диагностические методики: социометрия; тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?»; тест стратегия поведения в конфликтных ситуациях К.Томаса; тест на выявление уровня самооценки А.Корелин.

База  исследования: г. Мачулищи, переулок Школьный, осш г. Мачулищи, испытуемые ученики 10-11 классы. В эмпирическом исследовании принимали участие 50 человек (26 юношей  и 24 девушки). Возраст школьников- 15-16 лет.

 

Этапы эмпирического исследования:

1) подготовительный;

  • Подготовка материалов и оборудования (бланки, ручки, карандаши), которые могут понадобиться в ходе проведения исследования;
  • Выбор помещения, в котором будут наблюдаться испытуемые;
  • Получение из различных доступных источников дополнительной информации о тестируемых.

2) основной (проведение  эмпирического исследования);

Испытуемым раздаются бланки к методикам и объясняются инструкции к выполнению тестов (приложение 1).

3) завершающий  (обработка и анализ данных, формирование  выводов и рекомендаций). В приложении 2 находятся ключи для обработки полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Описание и анализ полученных результатов

 

При проведении социометрии получили следующие  результаты (см. приложение 5). Индекс сплочённости в группе 2 (0,067) выше индекса сплочённости в группе в группе 1 (0,04). Индекс напряжённости между членами группы 2 (0,253) ниже индекса сплочённости в группе 1 (0,29). Исходя из этих цифр, делаем вывод, что члены группы 1 в большей степени склонны к конфликтам, нежели члены группы 1. 

В результате проведённой  методики Томаса в группе  с конфликтом (группа 1) получили (см. таблицу П.3.1, П.3.2; диаграммы 2.1, 2.2):

  • стратегия избегания- 3 человека (12 %);
  • стратегия приспособления- 1 человек (4 %);
  • стратегия сотрудничества- 2 человека (8 %);
  • стратегия компромисса- 6 человек (24 %);
  • стратегия соперничества- 13 человек (52 %).

В результате проведённой  методики Томаса в группе 2  получили:

  • стратегия избегания- 7 человек (28 %);
  • стратегия приспособления- 5 человек (20 %);
  • стратегия сотрудничества- 4 человека (16 %);
  • стратегия компромисса- 6 человек (24 %);
  • стратегия соперничества- 3 человека (12 %).

 

Таким образом, видно, что в группе 1 более половины школьников (52 %) выбирают стратегию соперничества. Так, в группе 2 этот показатель существенно ниже (всего 12 %). Соперничество, конкуренция– это бескомпромиссная борьба за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Её использование оправдано в том случае, когда:

  • Есть уверенность в правильности и правомерности своей позиции, и есть средства её защиты;
  • Конфликт затрагивает область принципов и убеждений;
  • Отказ от занятой позиции чреват невосполнимыми серьезными потерями;
  • В случае поражения произойдет потеря авторитета и товарищей.

Эта стратегия  требует подбора весомых аргументов для дискуссии неадекватной оценки позиции оппонентов, а также наличия ресурсов для отстаивания своих позиций.

Необходимо  отметить, что стратегия компромисса  в равной степени свойственна  как группе 1, так и группе 2 (по 24 %). Компромисс– решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда:

  • Аргументы конфликтующих сторон достаточно убедительны, объективны и правомерны;
  • Необходимо разрешить напряженную ситуация путем принятия приемлемого для сторон решения в условиях недостатка времени;
  • Стороны готовы разрешить конфликт на основе частичного решения проблемы;
  • Путем небольших уступок можно сохранить важные деловые или личные контакты.

Компромисс  не исключает возобновления конфликта, возможно в иной форме.

Стратегия приспособления в большей степени выражена в группе 2 (20 %), чем в группе 1 (4 %). Приспособление– стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:

  • Есть желание разрешить конфликт любой ценой;
  • Конфликт и его результаты мало затрагивают личные интересы;
  • Налицо готовность пойти на односторонние услуги;
  • Отстаивание своей позиции может занять много времени и отнять много сил (когда «игра не стоит свеч»).

Избегание также  в большей степени выражено в группе 2 (28 %), чем в группе 1 (14 %). Избежание, игнорирование – попытка выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать её можно, если:

• Источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;

• Конфликтующие стороны могут разобраться и без вашего вмешательства; есть уверенность, что время ослабит напряженность ситуации, и все разрешится само собой;

• Конфликт никак не влияет на производственные проблемы;

• Вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи.

Игнорирование конфликта может привести к его  неконтролируемому росту.

Самая оптимальная  стратегия поведения в конфликтах- сотрудничество выражена в большей степени в группе 2 (16 %), чем в группе 1 (8 %). Сотрудничество – попытка совместной выработки решения, учитывающего интересы всех сторон. Сотрудничество эффективно в том случае, когда:

  • Есть возможность (время, желание) глубоко разобраться в причинах, вынуждающих стороны придерживаться своих позиций;
  • Можно найти в разногласиях компенсирующие элементы;
  • Нужно разрабатывать различные варианты решений;
  • Конструктивно удается решать возникающие противоречия;
  • Стороны готовы обсуждать варианты выхода из конфликта.

На диаграмме 2.1 видно, что в группе с конфликтом выражена стратегия соперничества в большей степени, чем все остальные стратегии.

 

 

 

Диаграмма 2.1

Рисунок 2.1 Стили  конфликтного поведения у старшеклассников (группа 1)

На диаграмме 2.2 видим существенные различия по сравнению  с диаграммой 2.1. Здесь нет ярко выраженной одной стратегии, как в группе 1. Лидирующее место занимает стратегия избегания.

Диаграмма 2.2

 Рисунок 2.2 Стили конфликтного поведения у старшеклассников (группа 2)

Информация о работе Психологические характеристики социальной идентичности во взаимосвязи со стратегиями поведения в конфликте старших школьников