Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:07, дипломная работа
Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
1. Проанализировать структуру социальной идентичности личности и подходы к ее изучению;
2. Выявить роль конфликта в процессах социальной идентификации;
3. Выявить и описать характеристики (категории) социальной идентичности, используя старших школьников;
4. Выявить особенности восприятия межгруппового конфликта старшими школьниками;
5. Установить взаимосвязь социальной идентичности и позиции в межгрупповом конфликте особенностями его восприятия.
Введение
Общая характеристика
1. Теоретические основы изучения социальной идентичности в контексте конфликтов
1.1 Психологический анализ феномена идентичности
1.2 Структура социальной идентичности
1.3 Теоретические подходы к рассмотрению социальной идентичности
1.4 Стратегии поведения в конфликтных ситуациях старших школьников
Выводы
2. Эмпирическое исследование психологических характеристик социальной идентичности в условиях конфликта старших школьников
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
2.2 Описание и анализ полученных результатов
2.3 Обобщение, интерпретация полученных результатов и рекомендации по разрешению конфликтных ситуаций для старших школьников
Выводы
Заключение
Список использованных источников
Приложения
— Каждая стадия — это динамическая пропорция между двумя полюсами, например веры и недоверия. Оба полюса — крайности, золотая середина находится в промежутке между ними. Элементы каждого полюса динамично присутствуют в здоровой личности.
— Концепция идентичности сводит воедино теории когнитивной и эго-психологии. Некоторые аспекты идентичности включают в в себя чувство индивидуальности, целостности и тождества, ощущение синтеза и цельности и чувство социальной солидарности.
— Развитие и расцвет ощущения самости и приводит к ощущению идентичности.
— Недостаток нормального чувства идентичности может вызвать враждебное отношение к существующим ценностям и общественным целям. Трудный подросток, ощущающий неспособность посвятить себя позитивной социальной роли, может выбрать вместо нее негативную роль.
— Ощущение «я тот, кем хочу быть сам» играет решающую роль в развитии нормального чувства идентичности.
— Психобиография и психоистория комбинируют методы психоанализа и истории в изучении частной и коллективной жизни.
Идентичность – динамичная структура, она развивается в процессе всей жизни человека, причем это развитие нелинейно и неравномерно, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении.
Идентичность является социальной по происхождению, она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения выработанного в процессе социального взаимодействия опыта. Изменение идентичности также обусловлено изменениями в социальном окружении индивида.
В качестве основных функций идентичности выделяются следующие: определение границ между «Я» и «не-Я», обеспечение внутренней согласованности, развитие личности, интерпретация социального опыта, регуляция поведения и деятельности.
В современной психологической системе знаний утвердилась точка зрения о существовании двух типов идентичности – социально заданной идентичности и отражающей индивидуальное в человеке, т.е. социальной идентичности и личностной (персональной) идентичности.
Личностная идентичность трактуется как набор черт, отличающийся определенным постоянством или, по крайней мере, преемственностью во времени и пространстве, позволяющий дифференцировать данного индивида от других людей. Социальная идентичность трактуется в терминах группового членства, принадлежности к группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Между личностной и социальной подструктурами идентичности имеют место противоречия. Достижение баланса между этими подструктурами свидетельствует о благополучном развитии личности, неразрешенные противоречия и конфликты способствуют возникновению кризиса идентичности.
Существует пять основных стратегий (стилей) поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу:
1. Подавление: соперничество, конкуренция, открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей позиции.
2. Приспособление: изменение своей позиции, перестройка поведения, сглаживание противоречий, отказ от своих интересов.
3. Уход: уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее.
4. Компромисс: урегулирование разногласий через взаимные уступки.
5. Сотрудничество: совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.
Универсальной и предпочтительной является стратегия сотрудничества, поскольку только она позволяет обеим сторонам в полной мере реализовать свои интересы и при этом сохранить хорошие отношения.
Мы предполагаем, что содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте. У тех старших школьников, у которых характеристики социальной идентичности выражены в большей степени (социальное «я»), чаще присутствуют сопернические тенденции. Они готовы отстаивать свою точку зрения, пытаясь убедить своего оппонента в своей правоте, имеют, как правило высокую самооценку.
Те старшие школьники, у которых характеристики социальной идентичности выражены в меньшей степени, чаще выбирают позицию приспособления. Они готовы отказаться от своих интересов и изменить свою позицию в конфликте под влиянием оппонента. Эти школьники, как правило, не имеют высокой самооценки.
Эти предположения
мы выносим на защиту и исследу
2. ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОНФЛИКТА СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Организация и методика проведения эмпирического исследования
Цель исследования: выявить и описать социальную идентичность старших школьников в условиях межгруппового конфликта.
Задачи исследования:
Гипотеза: содержательные характеристики социальной идентичности взаимосвязаны со стратегиями поведения в конфликте.
Объект исследования: социальная идентичность личности.
Предмет исследования: социальная идентичность старших школьников в условиях конфликта.
Методы исследования: психодиагностический метод (тестирование), количественный и качественный анализ результатов исследования, методы математической статистики- U- критерий Манна – Уитни; метод ранговой корреляции Спирмена.
Диагностические методики: социометрия; тест двадцати ответов М. Куна и Т. Макпартленда «Кто я?»; тест стратегия поведения в конфликтных ситуациях К.Томаса; тест на выявление уровня самооценки А.Корелин.
База исследования: г. Мачулищи, переулок Школьный, осш г. Мачулищи, испытуемые ученики 10-11 классы. В эмпирическом исследовании принимали участие 50 человек (26 юношей и 24 девушки). Возраст школьников- 15-16 лет.
Этапы эмпирического исследования:
1) подготовительный;
2) основной (проведение эмпирического исследования);
Испытуемым раздаются бланки к методикам и объясняются инструкции к выполнению тестов (приложение 1).
3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). В приложении 2 находятся ключи для обработки полученных результатов.
2.2 Описание и анализ полученных результатов
При проведении социометрии получили следующие результаты (см. приложение 5). Индекс сплочённости в группе 2 (0,067) выше индекса сплочённости в группе в группе 1 (0,04). Индекс напряжённости между членами группы 2 (0,253) ниже индекса сплочённости в группе 1 (0,29). Исходя из этих цифр, делаем вывод, что члены группы 1 в большей степени склонны к конфликтам, нежели члены группы 1.
В результате проведённой методики Томаса в группе с конфликтом (группа 1) получили (см. таблицу П.3.1, П.3.2; диаграммы 2.1, 2.2):
В результате проведённой методики Томаса в группе 2 получили:
Таким образом, видно, что в группе 1 более половины школьников (52 %) выбирают стратегию соперничества. Так, в группе 2 этот показатель существенно ниже (всего 12 %). Соперничество, конкуренция– это бескомпромиссная борьба за победу любыми средствами, упорное отстаивание своей позиции. Наиболее острая форма разрешения конфликтных ситуаций. Её использование оправдано в том случае, когда:
Эта стратегия требует подбора весомых аргументов для дискуссии неадекватной оценки позиции оппонентов, а также наличия ресурсов для отстаивания своих позиций.
Необходимо отметить, что стратегия компромисса в равной степени свойственна как группе 1, так и группе 2 (по 24 %). Компромисс– решение конфликта путем взаимных уступок. Компромисс эффективен в тех случаях, когда:
Компромисс
не исключает возобновления
Стратегия приспособления в большей степени выражена в группе 2 (20 %), чем в группе 1 (4 %). Приспособление– стремление сгладить противоречия, часто за счет изменения своей позиции. Это эффективно в случаях, если:
Избегание также в большей степени выражено в группе 2 (28 %), чем в группе 1 (14 %). Избежание, игнорирование – попытка выйти из конфликта, уклоняясь от него. Опасная стратегия. Использовать её можно, если:
• Источник конфликта настолько тривиален, а последствия столь ничтожны, что ими можно пренебречь;
• Конфликтующие стороны могут разобраться и без вашего вмешательства; есть уверенность, что время ослабит напряженность ситуации, и все разрешится само собой;
• Конфликт никак не влияет на производственные проблемы;
• Вовлеченность в конфликт не позволит решить более важные задачи.
Игнорирование конфликта может привести к его неконтролируемому росту.
Самая оптимальная
стратегия поведения в
На диаграмме 2.1 видно, что в группе с конфликтом выражена стратегия соперничества в большей степени, чем все остальные стратегии.
Диаграмма 2.1
Рисунок 2.1 Стили конфликтного поведения у старшеклассников (группа 1)
На диаграмме 2.2 видим существенные различия по сравнению с диаграммой 2.1. Здесь нет ярко выраженной одной стратегии, как в группе 1. Лидирующее место занимает стратегия избегания.
Диаграмма 2.2
Рисунок 2.2 Стили конфликтного поведения у старшеклассников (группа 2)