Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).
Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю
21п. Сколько друзей было до начала употребления?________________
22п. Сколько из них остаются друзьями сейчас?___________________
23п. Как Вы проводите свободное время?:
______________________________
Спасибо! Проверьте, все ли пункты анкеты Вы заполнили. Благодарим Вас за уделенное нам время! Вы нам очень помогли!
Добавлено: 30.09.2012
Рубрика: Педагогика
Курсовая работа на тему: Алкогольная зависимость у подростков.
В медицинской практике описано немало примеров алкогольного отравления детей после рождения, если мать или кормилица пили вино или пиво с целью "стимуляции" образования грудного молока. У детей при этом возникали судороги, а иногда даже приступы эпилепсии. Известно судебное дело, возбужденное родителями четырехмесячного ребенка против приходящей няни, которая в их отсутствии потчевала своего подопечного вином из бутылочки с соской, чтобы он крепко спал.
Иногда, считая, будто алкоголь усиливает аппетит, родители дают грудному ребенку те или иные спиртные изделия в небольшом количестве. Существует мнение, что это излечивает малокровие, улучшает сон и облегчает прорезывание зубов. В некоторых местностях бытует также опасное представление о том, что употребление небольших доз спиртного в раннем детстве будто бы предотвращает возможность пристрастия к алкоголю в зрелом возрасте. Такие заблуждения и предрассудки приводят зачастую к трагическим последствиям, прежде всего к отравлению ребенка.
Алкогольные отравления составляют примерно 7 % всех случаев отравления детей. Минимальную дозу спиртного, вызывающую гибель ребенка, назвать трудно, так как дети пьют его тайком от взрослых. По мнению некоторых врачей, младенец может погибнуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую он завернут. Описан случай смерти ребенка в возрасте до года в результате трехкратного (за сутки) наложения водочного компресса на грудную клетку при кашле. По мнению фармаколога Н. П. Кравкова, минимальной смертельной дозой для ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, можно считать примерно 15 г чистого спирта (2–3 столовые ложки водки). Однако практике известен случай гибели пятилетнего малыша, выпившего 10 г спирта.
Не менее трагично и второе из наиболее частых последствий употребления детьми спиртного – привыкание их к алкоголю, т. е. возникновение наркотической зависимости.
Положительное отношение детей к алкоголю формируется очень рано. Это в определенных условиях может отрицательно повлиять на процесс формирования и развития личности. Маленькие дети, зачастую сидя со взрослыми за одним праздничным столом, могут наблюдать, а нередко и участвовать в застолье. Этот факт свидетельствует о безответственном отношении взрослых к тому, что дети при этом перенимают алкогольные традиции. Мнение, что малыши 2–3 лет мало что понимают и запоминают, – очень опасное, но весьма распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, и особенно родителям, как самым близким и авторитетным людям.
В семьях, где традиционное употребление спиртного по праздникам и дням рождения еще не перешло в пьянство, дети воспринимают алкогольное застолье как естественное, причем обязательное явление. Об этом свидетельствуют сюжеты детсадовских послепраздничных игр, имитирующих поведение взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей найдется организатор "празднества", объявляющий себя "тамадой", строго соблюдающий "правила" застолья, например такие: "После первой рюмки не закусываем", "Пить надо до дна" и др. Участники игры, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями о том, какие алкогольные изделия подавались к столу, как и по какой рецептуре можно приготовить самогон или "слезы садовода", сообщают, сколько водки, самогона, чачи или других подобных изделий им предложили попробовать или дали выпить их родители.
Одним словом, программирование
уважительного отношения к
В процессе детских игр с "алкогольным содержанием" ясно проявляются аспекты оценки детьми роли алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы формируют у ребенка уважительное отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее действие спиртного воспринимается как положительный факт, дающий повод дня необычных форм поведения, непозволительных для трезвого человека. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Таким образом, уже в первые годы жизни у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения.
Родителям необходимо помнить об ответственности за антиалкогольное воспитание детей начиная с первых лет их жизни (а в соответствии с современными рекомендациями – даже с эмбрионального периода), не ограничиваясь высказываниями о вреде алкоголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни собственным примером. Мировая статистика свидетельствует о прямой зависимости между уровнем потребления алкоголя родителями и злоупотреблениями спиртными изделиями их детей. А ключевым периодом в антиалкогольном воспитании являются младший школьный и особенно подростковый возрасты.
Необходимо знать, что у детей и подростков алкоголизм развивается катастрофически быстро. Если у взрослых людей переход от простого пьянства к алкоголизму в зависимости от интенсивности пьянки занимает от 5 до 10 лет, то формирование хронического алкоголизма у подростка происходит в 3–4 раза быстрее, иногда минуя этап регулярного потребления. И чем молниеноснее развитие алкоголизма, тем необратимее его последствия.
Явление это объясняют так. Мозговая ткань ребенка гораздо богаче водой и беднее белком, чем у взрослого. В воде же алкоголь прекрасно растворяется. Всасывание спирта в организме ребенка тоже происходит быстрее, чем у взрослого. Лишь 7% из всосавшегося алкоголя выводится легкими и почками. Остальные 93 %, окисляясь в самом организме, действуют как яд, не встречающий практически никакого противодействия. В детском и подростковом возрасте алкоголь особенно разрушительно влияет на печень, находящуюся в стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени приводит к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов; отрицательно реагируют на присутствие в организме алкоголя сердце, легкие, желудок, кроветворные органы, эндокринная и нервная системы. Алкоголь нарушает и функцию почек. Активные клетки почек погибают, следовательно, организм в меньшей степени освобождается от вредных шлаков. Поэтому молодой человек, часто употребляющий спиртное, постоянно находится в состоянии отравления: с одной стороны, сам алкоголь является сильным ялом, а с другой – в тканях всех органов накапливаются необеззараженные вещества, мешающие дальнейшему росту и развитию организма. Алкоголь ослабляет, тормозит и угнетает развитие всех органов и систем. Чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкогольного яда. Это определяет высокую смертность среди подростков и юношей, страдающих алкоголизмом.
У здорового ребенка не может быть влечения к алкоголю. Наоборот, вкус и запах спиртных напитков вызывают у него отвращение.
Почему же первоначальное неприятие не исключает повторных выпивок? Что заставляет детей преодолеть в себе отвращение к хмельным напиткам и стать в конце концов рабами алкоголя?
"Исследованиями
установлено, что подростка
Каковы же основные побудительные мотивы выпивок несовершеннолетних?
Рассмотрим главные причины ранней алкоголизации подростков, указываемые большинством исследователей этой проблемы.
"Социологические
исследования подтверждают, что
первым фактором, провоцирующим
пьянство детей, является
"Вторая причина
пьянства подростков –
Привлекательность для подростков спиртного усугубляется популяризацией алкоголепития в кино и телевизионных передачах. "Социологи США считают, что для подростков, проводящих до 5 ч у телевизора, примеры пьющих кино- и телегероев наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Подсчитано, что в самых популярных программах, идущих в США с 20 до 23 ч, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных".
Наши юные телезрители лишь в период действия известных постановлений и указа по борьбе с пьянством и алкоголизмом были в значительной мере избавлены от подобной рекламы потребления спиртного.
"Еще одна
причина подросткового
Если у сверстников с трезвенническими установками этот период жизни связан с максимальным духовным ростом, с учебными и профессиональными интересами, то у пьющих подростков такие формы деятельности становятся несовместимыми с постоянной и уже непреодолимой потребностью в алкоголе. У них нарушается внимание, память, мышление, падает работоспособность, изменяется обмен веществ, поскольку организм уже не может обходиться без алкоголя. Диагноз состояния – алкоголизм. Избавиться от него самостоятельно подросток не может, необходимо лечение.
"В последние
годы выявлена еще одна
Не все несовершеннолетние, так или иначе вовлекаемые в выпивки, становятся на путь регулярного пьянству. Объясняется это тем, что помимо перечисленных факторов в приобщении к пьянству и в развитии алкоголизма большую роль играют особенности личности самого человека. "Психологи утверждают, что наибольшая вероятность заболевания алкоголизмом наблюдается у детей с мозговой недостаточностью, выраженной часто в стертой форме и обусловленной различными, в том числе и родовыми, черепно-мозговыми травмами, неблагоприятно протекающей беременностью, задержкой физического и умственного развития, синдромами психической заторможенности или возбуждения, психопатиями".
Сейчас активно изучаются биологические аспекты алкоголизма. Исследуется значение наследственности и особенностей обмена веществ, предрасполагающих к этой болезни. Согласно имеющимся данным, с помощью биологических маркеров можно выделить группы риска, что позволит вести целенаправленную профилактическую работу по отношению к людям с врожденной склонностью к алкоголизму.
Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью