Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

VI уровень вовлеченности  в употребление алкоголя –  конечный уровень алкогольного  распада личности.

Для него характерно нарастание признаков предыдущего  этапа алкоголизма и появление  новых симптомов. Снижается переносимость  спиртных напитков, развивается запойное пьянство, когда спиртное употребляется несколько дней подряд с утра до вечера. Психическая зависимость от алкоголя во многом перекрывается тяжелой физической зависимостью; прежней яркой эйфории от алкоголя не возникает.

Наблюдаются типичные изменения формы опьянения: со сниженным настроением, злобностью, страхами и галлюцинациями. Характерно алкогольное поражение внутренних органов. Нарастают изменения личности, постепенно развивается алкогольное слабоумие.

Мотивы употребления близки к мотивам V уровня вовлеченности: доминирует стремление устранить болезненное состояние, вызванное предыдущим приемом спиртного. А мотивы отказа от его потребления продиктованы желанием поправить расстроенное здоровье, страхом перед санкциями социальных институтов и конфликтом с обществом.

На VI уровне употребления спиртных изделий больные периодически ищут помощи, обращаются за лечением. Но часто прерывают лечение, вновь  запивая. Они нуждаются в постоянной и длительной терапии, в продолжительно и постоянно действующих мерах запретительного и перевоспитательного характера.

"Согласно  данным отечественных исследователей, по выпиваемым дозам спиртного  к моменту завершения средней  школы юноши и девушки приближаются  к средним показателям взрослых, что свидетельствует о высокой степени вовлеченности учащихся в процесс употребления алкоголя".

Изменился ли уровень  вовлеченности школьников в употребление алкоголя в период действия указа  и постановления о борьбе с  пьянством и алкоголизмом?

"Исследования  авторов, разработавших изложенную выше классификацию степени алкоголизации учащихся старших классов, свидетельствуют: действие антиалкогольного законодательства дало весьма убедительные положительные результаты. Например, среди учащихся восьмых классов тех же школ, обследованных в 1986 г., т.е. после года действия указа, нулевой уровень употребления алкоголя был выявлен у 70% юношей и 81 % – у девушек. А II и III уровни вовлеченности потребления алкоголя, не говоря уже о IV, V и VI уровнях, не были выявлены как среди юношей, так и среди девушек. Значительное снижение потребления алкоголя наблюдалось у юношей и девушек девятых классов. Но в среде десятиклассников результаты действия антиалкогольного законодательства не были столь однозначны: несомненно, отрицательно сказывались высокие показатели вовлеченности в потребление алкоголя, имевшие место в предыдущие годы, когда эти юноши и девушки учились в восьмом и девятом классах, т.е. до принятия указа и постановления о борьбе с пьянством и алкоголизмом".

Анализируя особенности  развития и распространения пьянства и алкоголизма у несовершеннолетних, следует отметить, что к употреблению алкоголя в наибольшей степени причастны мальчики. Однако в последние годы резко возросли темпы вовлечения в пьянство и девочек. По этой причине в некоторых западных странах соотношение между мужчинами и женщинами, страдающими алкоголизмом в молодом возрасте, в 80-х гг. XX в. снизилось до 3:1 и даже до 2:1 против 10:1 и 9:1 в 1950 г. Это следует учитывать, проводя антиалкогольную воспитательную работу среди подростков и молодежи.

По данным В. С. Братусь и П. И. Сидорова, можно  выделить несколько типов приобщения девочек-подростков к алкоголю в  зависимости от микросоциального окружения.

Тип первый. Употребление алкоголя в группе лиц мужского пола:

а) совместная алкоголизация со сверстниками – мальчиками;

б) употребление алкоголя под влиянием пьющего мужчины. И в том, и в другом случае формируется  мужской тип алкоголизации, протекающей  злокачественно.

Тип второй имеет  два подтипа. В обоих случаях  алкоголизация происходит в кругу лиц женского пола.

Подтип 1. Алкоголь в составе слабых спиртных напитков употребляется в кругу сверстниц, в небольших дозах, ситуационно  – перед танцами, на дне рождения, при встречах-девичниках и т.д. Степень  опьянения – легкая. Проявление симптомов заболевания – замедленное, течение болезни относительно доброкачественное. Больные способны критически оценивать свое состояние.

Подтип 2. Употребление алкоголя под влиянием пьющих женщин. Особенности: употребление крепких  спиртных изделий в больших, часто интоксикационных, дозах до выраженной степени опьянения. Заболевание носит злокачественный характер, особенно если партнером девочки-подростка является женщина, больная алкоголизмом. Алкоголизация протекает скрыто, характеризуется запоями, продолжительность которых по мере развития заболевания возрастает. Болезнь часто сопровождается нравственным падением.

Тип третий. Одиночное  пьянство девочки-подростка. Наблюдается  в основном у людей с психопатическим  развитием. Алкоголь потребляется ими  в больших дозах до тяжелой степени опьянения. Цель потребления алкоголя: облегчение контактов, корректировка таких черт характера, как застенчивость, нерешительность, ослабление эмоционального воздействия ситуаций, травмирующих психику. Потребление спиртного при одиночном пьянстве очень быстро приобретает постоянный, а затем и запойный характер.

Таков далеко не полный анализ причин и условий возникновения  пьянства и развития алкоголизма  у подростков. Отмеченный во всем мире рост алкоголизации подрастающего  поколения – показатель социального неблагополучия общества. Доказано, что алкоголизм взрослых зарождается в школьном и юношеском возрасте, а каждое взрослое поколение пьющих формирует себе "смену" из молодых. Начиная борьбу с такой порочной преемственностью, необходимо помнить, что предупредительные меры дают наиболее ощутимые результаты. Поэтому борьба с пьянством и алкоголизмом подростков гораздо действеннее борьбы со сформировавшимся алкоголизмом взрослых, хотя значительный успех может быть гарантирован лишь при фронтальном научно обоснованном наступлении на пьянство населения во всех возрастных группах.

Развивающаяся в настоящее время медицинская  наркологическая служба не в состоянии  решить проблемы пьянства и алкоголизма, так как имеет дело с конечными  результатами алкоголизации людей. Основные меры социального и воспитательного характера должны быть направлены на профессиональную работу с непьющими и малопьющими.

3. Психолого-педагогические  проблемы профилактики алкогольной  зависимости

При всем необозримом  количестве научных, научно-популярных работ, посвященных клиническим и предклиническим формам алкоголизма, ряд проблем остается открытым.

В настоящее  время должен быть предъявлен социальный заказ на поиск сохранения и развития нации, ее здоровья.

Центр тяжести проблемы все в большей степени переносится из сферы научных исследований и разработок в сферу образования.

Безусловно, дальнейшее неблагоприятное социально-экономическое  развитие в стране может привести к увеличению количества детей, употребляющих  алкоголь.

Поэтому одной  из важных задач на современном этапе  является профилактическая работа с  подростками.

Профилактика  должна рассматриваться с позиции  комплексных социальных биологических  аспектов процесса формирования организма  и личности; факторов определяющих наличие в конечном итоге целостного адаптационно-реабилитационного пространства.

В свою очередь  создание целостного адаптационно-реабилитационного  пространства возможно в рамках реализации трех направлений:

1. Санологического  (медико-гигиенического) – подразумевающего лечение, профилактику, коррекцию хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2. Психовалеологического  – формирование здорового образа  жизни, активной мотивации на  здоровье, диагностика показателей  психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья и связи с различными режимами обучения (с учетом возможностей индивидуальной социально-биологической адаптации);

З. Психолого-педагогического – решающего с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию двигательного поведения, наркомании, алкоголизма, формирование готовности к профессиональному самоопределению и выбору сферы профессиональной деятельности.

Если медицина исследует причины болезни, то валеология, являясь комплексом наук, изучает  причины здоровья и методы и средства его развития.

Валеология как  наука о здоровье практически здоровых детей, принципиально отличается от медицины (клинической, профилактической, теоретической) и от гигиены – независимо от направлений последней. Основное отличие состоит в том, что объект валеологии – здоровый человек, тогда как объектом клинической медицины является человек, подверженный заболеваниям, а объектом гигиены – среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Нарушения процессов  воспитания в сочетании с биологически полноценной почвой искажают процессы социализации личности, приводя к неправильному формированию ее структуры, системы потребностей, мотивов, способствую отсутствию у личности социально позитивных установок, несформированности высших эмоций, чувства долга, ответственности. Чем больше у личности выражены диссоциированность структурных элементов, склонность к частым аффективным колебаниям, неспецифические возрастные реакции (протеста, имитации), наличие волевых расстройств с расторможенностью влечений, слабость волевого контроля, патологическое стремление к самоутверждению или патологическое переживание неполноценности, тем, очевидно, выше риск заболевания.

Поэтому современные  психолого-валеологические подходы  включают формирование таких личностных регуляторных поведенческих и правовых навыков, которые отвечают в целом организации здоровья (как, например, предотвращение наркомании, алкоголизма, гомосексуализма, девиантного поведения), методы выбора своей профессии, оценки своих физических, биологических и эмоциональных способностей, анализ цикличности возраста, отношение личности в коллективе, создание психологического климата.

Задачами профилактики употребления алкоголя является повышение  психолого-валеологической культуры школьников: – ранняя диагностика  психологического и психофизического статуса школьников нацеленная на формирование готовности и потребности в здоровом образе жизни, на выявление характера и причин отклонений в поведении, психологизацию медико-психологической деятельности;

- подготовка  специализированных кадров практических  психологов, медицинских и социальных работников, социальных педагогов и реабилитаторов, специализирующихся на психокоррекции детей группы риска и оздоровлений условий их семейного и общественного воспитания;

- разработка  системы валеологического обучения  и воспитания по развитию психологической культуры школьников и коррекционных классов; контроль за проведением указанных мероприятий со стороны школьного психолого-педагогического консилиума;

- создание информационного  банка данных по проблеме накопления  потенциала для совершенствования методики повышения психологической культуры школьников.

Понимая, что  школа является социальным институтом, призванным раскрыть индивидуальность каждого ученика, а не формировать  личность с заданными свойствами, педагогам и психологам следует  видеть задачу в необходимости помочь учащемуся познать и сотворить себя, учить детей сообразно с природой каждого, приспосабливая к ребенку способы и условия обучения, а не наоборот. Главное в решении этих проблем – создание предметно-развивающей среды, ее психо-валеологическое и психологическое сопровождение, предполагая, что образовательная среда будет являться единим адаптационным и реабилитационным пространством для каждого отдельного подростка.

Создание такого пространства следует видеть через: определение адаптационно-реабилитационных условий на основе комплекса методов (социально-педагогических, личностных и психофизических); составление дифференцированных комплексных учебных планов и программ; выход на рекомендации семье, педагогу, ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития.

Все мотивы приобщения к алкоголю (любопытство, потребность  в острых ощущениях, влияние сверстников, стремление к одобрению референтной  группы, бегство от стресса, бунт против обстоятельств и авторитета родителей  и общества, "философские" обоснования, такие как стремление к познанию мира и самопознанию, самораскрытию, просветлению, нирване и т.д.) связаны с ощущением недостаточной идентичности. В данном случае прием наркотиков, алкоголя, токсических веществ связан с достижением состояний, позволяющих (ложно) определить границы собственного "Я", не доступного в обыденной обстановке.

С другой стороны, прием, алкоголя является символическим  действием, позволяющими приобщиться, проявить и почувствовать идентичность с некоторым окружением, которое обычно активно требует этого. И то и другое – проявление кризиса самоопределения личности.

Подростковый  возраст, когда ощущение идентичности носит диффузный характер, и юношеский, прежде всего характеризующийся  актуальным и активным процессом самоопределения, наиболее сензитивны к маргинальным, асоциальным способам нахождения идентичности, в конечном счете ведущим к аномальному самоопределению.

В более поздних  возрастах или у юношей, в достаточной  мере самоопределившихся, начало приема алкоголя может быть связано с жизненным кризисом, вызванным внешними обстоятельствами, начиная от переутомления и психического перенапряжения, заканчивая неудачным социальным выбором, что провоцирует поиск второго "Я", лишенного актуальных проблем первого. Это второе "Я" ускользает от личности в обычных, "трезвых" обстоятельствах жизни и достижимо лишь в состоянии опьянения. Надо полагать, что это второе "Я", являющееся в каком-то отношении "Я-идеальным", существует, наличествует в личности на бессознательном уровне, что открывает перспективы для психотерапии алкоголизма. Однако, трудность состоит в том, что это второе "Я", действуя в галлюцинациях, разворачивается в таких же галлюцинаторных обстоятельствах, которых в реальности человек не видит.

Данные положения, основанные на теоретических положениях Э.Эриксона, В.Франкла, прежде всего, заставляют думать не о психиатрической практике борьбы с алкоголизмом, а о тех  мерах, которые уместно назвать "социальной психотерапией". К настоящему времени  общество и государство эффективно забыли о социально-педагогической и социально-терапевтической роли созданных ими служб: службы занятости, службы социального обеспечения, комитетов по делам молодежи, управлений занятости, управлений образования и т.д. Деятельность большинства из них носит характер распределения неких скудных материальных благ, и уж редкий чиновник осознает необходимость заботы о создании условий для обретения смысла жизни людей, что можно сделать иногда даже без денег.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью