Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа
Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).
Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю
Очень низкий результат в экспериментальной группе отмечен по шкале 9. Таким образом, можем сделать вывод о том что у этих подростков не наблюдается стремления к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.
Экстроверсия и интроверсия в обеих группах представлена одинаково.
Эмоциональная лабильность
в контрольной и
Маскулинность — фемининность представлена в группах практически одинаково.
Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.
Мы использовали для этого методику диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера.
Опросник диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями. В основе его лежит различение двух локусов контроля – интернального и экстернального и, соответственно, двух типов людей – интерналов и экстерналов.
Таким образом, в экспериментальной группе отмечена большая экстернальность, в то время, как контрольная группа более интернальная.
Соответственно, подростки, употребляющие алкоголь, полагают, что происходящие с ними события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т.д. Они не видят связи между своими действиями к значимым для них событиям их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.
Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю были исследованы с помощью методткт «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе.
Таблица 4. Контрольная группа
№ |
Зависимость Независимость |
Сум-ма |
Тенденция |
Общитель-ность Необщительность |
Сум-ма |
Тенденции |
Борьба Избега-ние борьбы |
Сумма |
Тен-ден-ция | |||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- | |||||||
1 |
2 |
2 |
0 |
10 |
4 |
7 |
- |
7 |
1 |
8 |
- |
3 |
2 |
6 |
6 |
0 |
10 |
5 |
5 |
0 |
10 |
0 |
5 |
- |
5 |
3 |
9 |
7 |
+ |
13 |
8 |
6 |
+ |
12 |
3 |
8 |
- |
5 |
4 |
5 |
6 |
- |
9 |
9 |
6 |
+ |
13 |
4 |
5 |
- |
9 |
5 |
8 |
3 |
+ |
15 |
6 |
9 |
- |
7 |
3 |
5 |
- |
8 |
6 |
8 |
6 |
+ |
12 |
7 |
6 |
+ |
11 |
3 |
4 |
- |
9 |
7 |
6 |
4 |
+ |
12 |
10 |
5 |
+ |
15 |
5 |
3 |
+ |
12 |
8 |
10 |
3 |
+ |
17 |
7 |
5 |
+ |
12 |
4 |
4 |
0 |
10 |
9 |
7 |
4 |
+ |
13 |
10 |
6 |
+ |
14 |
6 |
7 |
- |
9 |
10 |
7 |
3 |
+ |
14 |
4 |
2 |
+ |
12 |
3 |
5 |
- |
8 |
11 |
8 |
7 |
+ |
11 |
5 |
6 |
- |
9 |
5 |
1 |
+ |
14 |
12 |
2 |
2 |
0 |
10 |
4 |
7 |
- |
7 |
1 |
8 |
- |
3 |
13 |
6 |
6 |
0 |
10 |
5 |
5 |
0 |
10 |
0 |
5 |
- |
5 |
14 |
9 |
7 |
+ |
13 |
8 |
6 |
+ |
12 |
3 |
8 |
- |
5 |
15 |
5 |
6 |
- |
9 |
9 |
6 |
+ |
13 |
4 |
5 |
- |
9 |
16 |
8 |
3 |
+ |
15 |
6 |
9 |
- |
7 |
3 |
5 |
- |
8 |
17 |
8 |
6 |
+ |
12 |
7 |
6 |
+ |
11 |
3 |
4 |
- |
9 |
18 |
2 |
2 |
0 |
12 |
10 |
5 |
+ |
15 |
5 |
3 |
+ |
12 |
19 |
6 |
6 |
0 |
17 |
7 |
5 |
+ |
12 |
4 |
4 |
0 |
10 |
20 |
9 |
7 |
+ |
13 |
10 |
6 |
+ |
14 |
6 |
7 |
- |
9 |
Итог по группе |
131 |
96 |
0 |
247 |
141 |
118 |
0 |
223 |
66 |
104 |
0 |
162 |
Таблица 4. Экспериментальная группа.
№ |
Зависимость Независимость |
Сум-ма |
Тенденция |
Общитель-ность Необщи-тельность |
Сум-ма |
Тен-ден-ции |
Борьба Избега-ние борьбы |
Сум-ма |
Тен-ден-ция | |||
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- | |||||||
1 |
2 |
2 |
0 |
10 |
4 |
7 |
- |
7 |
1 |
8 |
- |
3 |
2 |
6 |
6 |
0 |
10 |
5 |
5 |
0 |
10 |
0 |
5 |
- |
5 |
3 |
9 |
7 |
+ |
13 |
8 |
6 |
+ |
12 |
3 |
8 |
- |
5 |
4 |
5 |
6 |
- |
9 |
9 |
2 |
2 |
0 |
4 |
5 |
- |
9 |
5 |
4 |
4 |
0 |
10 |
6 |
9 |
- |
7 |
3 |
5 |
- |
8 |
6 |
8 |
6 |
+ |
12 |
7 |
6 |
+ |
11 |
3 |
4 |
- |
9 |
7 |
2 |
2 |
0 |
10 |
5 |
5 |
0 |
10 |
2 |
2 |
0 |
10 |
8 |
6 |
6 |
0 |
10 |
7 |
5 |
+ |
12 |
4 |
4 |
0 |
10 |
9 |
7 |
4 |
+ |
13 |
10 |
6 |
+ |
14 |
6 |
7 |
- |
9 |
10 |
7 |
3 |
+ |
14 |
4 |
2 |
+ |
12 |
3 |
5 |
- |
8 |
11 |
8 |
7 |
+ |
11 |
5 |
6 |
- |
9 |
2 |
2 |
0 |
10 |
12 |
2 |
2 |
0 |
10 |
4 |
7 |
- |
7 |
1 |
8 |
- |
3 |
13 |
6 |
6 |
0 |
10 |
5 |
5 |
0 |
10 |
4 |
4 |
0 |
10 |
14 |
2 |
2 |
0 |
10 |
5 |
5 |
0 |
10 |
3 |
8 |
- |
5 |
15 |
6 |
6 |
0 |
10 |
9 |
6 |
+ |
13 |
4 |
5 |
- |
9 |
16 |
8 |
3 |
+ |
15 |
6 |
9 |
- |
7 |
3 |
5 |
- |
8 |
17 |
8 |
6 |
+ |
12 |
7 |
6 |
+ |
11 |
3 |
4 |
- |
9 |
18 |
2 |
2 |
0 |
12 |
5 |
5 |
0 |
10 |
5 |
3 |
+ |
12 |
19 |
6 |
6 |
0 |
17 |
7 |
5 |
+ |
12 |
4 |
4 |
0 |
10 |
20 |
9 |
7 |
+ |
13 |
2 |
2 |
0 |
10 |
6 |
7 |
- |
9 |
Итог по группе |
113 |
93 |
0 |
231 |
120 |
109 |
2 |
194 |
64 |
103 |
0 |
161 |
Таблица 4. Результаты оценки основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе.
Тенденция |
Контрольная |
Экспериментальная |
Зависимость / Независимость |
24,1 |
23,1 |
Общительность / Необщительность |
22,3 |
19,4 |
Принятие «борьбы» / Избежание «борьбы» |
16,2 |
16,1 |
В экспериментальной группе наблюдается внутренний конфликт личности, который находится во власти одинаково выраженных противоположенных тенденций.
Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
В результате анализа выяснилось, что почти все люди внутренне стремятся к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально – этических. Люди же без алкогольной зависимостью показали одинаковую выраженность противоположных тенденций «зависимость» и «независимость». Также почти все люди проявляют стремление образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Необщительность проявляют либо люди совсем снизкой самоактуализацией, либо редкие индивидуумы, может быть эпизодически или по каким – то временным, веским причинам. Высоко самоактуализирующиеся личности также показали необщительность, но с очень низкой тенденцией, что говорит о проявлении этой тенденции только в каких – то определенных ситуациях (возможно в спорах, конфликтах). Тенденция избегания «борьбы», которая показывает стремление сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям, проявилась почти у всей группы.
Можно сделать вывод, что люди с высокой актуализацией отличаются от остальных тем, что очень осознанно вступают в контакт с людьми. Общение у них происходит в основном по необходимости, в которой они стараются принимать компромиссные решения, сохранять нейтралитет в спорах. Везде и во всем любые ценности и мнения они пропускают через себя и принимают их только после согласования со своими внутренними принципами и ценностями.
Список литературы
Приложение 1. Социально-демографическая анкета для подростка
Здравствуйте!
Ответьте, пожалуйста, на некоторые вопросы о Вашей жизни. Информация о Вас нужна нам для исследования и никому не будет передана. Мы надеемся на Ваши правдивые ответы. Спасибо за сотрудничество!
Ф.И.О. ______________________________
1п. Укажите Ваш возраст: ______________________________
2п. Укажите Ваше образование:(несколько классов средней школы, общее среднее, среднее специальное, неоконченное высшее, высшее)
3п. Ваше последнее место учебы :(школа, среднее специальное учебное заведение, вуз, курсы)
______________________________
4п. Ваша учебная деятельность: регулярно посещаете занятия, числитесь, находитесь в академическом отпуске, закончили обучение, прервали обучение из-за наркотиков, прервали обучение по другой причине. (нужное подчеркните)
5п. Сколько времени
Вы нигде не учитесь (в месяцах
6п. Кто Вас воспитывает в настоящее время?: (мать, отец \отчим, мачеха, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сестра, брат) нужное подчеркнуть
7п. Есть ли другие
родственники, проживающие с Вами
совместно: братья, сестры, бабушки,
дедушки (нужное подчеркните), другие
(впишите кто)? ______________________________
8п. Каким ребенком по счету в семье Вы являетесь (первым,
вторым, и т.д.)?________________________
9п. Укажите условия,
в которых Вы проживаете: (отдельная квартира? коммунальная: много \ мало
населенная? общежитие? съемная жилплощадь)
нужное подчеркните, другое________________________
10п. Сколько человек проживает вместе с
Вами?:________________________
11п. Имеете ли Вы отдельную комнату (если нет-отдельный
уголок)?______________________
12п Укажите Ваше Вероисповедание: православный,
католик, мусульманин, буддист, иудей,
атеист (нужное подчеркните, если другое,
впишите рядом) ______________________________
13п. Оцените степень своей религиозности: высокая, средняя, низкая, не считаю себя религиозным человеком (нужное подчеркните)
14п. Укажите Ваши занятия помимо учебы: (хобби,
увлечения, секции) ______________________________
15п. Укажите семейные традиции, присущие
Вашей семье:________________________
Продолжение на другой стороне
16п. Есть ли у Вас друзья____ Если есть, то укажите сколько?_______
17п. Есть ли друзья
среди тех, с кем вместе
18п. Сколько было друзей, с которыми вместе принимали наркотики? _
19п. Остаются ли они сейчас друзьями?_____________________
20п. Были ли друзья до начала употребления наркотиков?____________
Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью