Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

Очень низкий результат  в экспериментальной группе отмечен  по шкале 9. Таким образом, можем сделать  вывод о том что у этих подростков не наблюдается стремления к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.

Экстроверсия и интроверсия  в обеих группах представлена одинаково.

Эмоциональная лабильность  в контрольной и экспериментальной  группе сильно различается. У подростков, употребляющих алкоголь высокие оценки указывают на неустойчивость эмоционального состояния, проявляющуюся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции. Низкие оценки контрольной группы могут характеризовать не только высокую стабильность эмоционального состояния как такового, но и хорошее умение владеть собой.

Маскулинность — фемининность представлена в группах практически  одинаково.

3.2 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.

Мы использовали для  этого методику диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера.

Опросник диагностирует  локализацию контроля над значимыми событиями. В основе его лежит различение двух локусов контроля – интернального и экстернального и, соответственно, двух типов людей – интерналов и экстерналов.

Таким образом, в экспериментальной  группе отмечена большая экстернальность, в то время, как контрольная группа более интернальная.

Соответственно, подростки, употребляющие алкоголь, полагают, что происходящие с ними события  являются результатом действия внешних  сил - случая, других людей и т.д. Они  не видят связи между своими действиями к значимым для них событиям их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

3.3 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

 

Свойства и состояния  личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю были исследованы с  помощью методткт «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе.

 

Таблица 4. Контрольная  группа

Зависимость

Независимость

Сум-ма

Тенденция

Общитель-ность

Необщительность

Сум-ма

Тенденции

Борьба

Избега-ние борьбы

Сумма

Тен-ден-ция

+

-

+

-

+

-

1

2

2

0

10

4

7

-

7

1

8

-

3

2

6

6

0

10

5

5

0

10

0

5

-

5

3

9

7

+

13

8

6

+

12

3

8

-

5

4

5

6

-

9

9

6

+

13

4

5

-

9

5

8

3

+

15

6

9

-

7

3

5

-

8

6

8

6

+

12

7

6

+

11

3

4

-

9

7

6

4

+

12

10

5

+

15

5

3

+

12

8

10

3

+

17

7

5

+

12

4

4

0

10

9

7

4

+

13

10

6

+

14

6

7

-

9

10

7

3

+

14

4

2

+

12

3

5

-

8

11

8

7

+

11

5

6

-

9

5

1

+

14

12

2

2

0

10

4

7

-

7

1

8

-

3

13

6

6

0

10

5

5

0

10

0

5

-

5

14

9

7

+

13

8

6

+

12

3

8

-

5

15

5

6

-

9

9

6

+

13

4

5

-

9

16

8

3

+

15

6

9

-

7

3

5

-

8

17

8

6

+

12

7

6

+

11

3

4

-

9

18

2

2

0

12

10

5

+

15

5

3

+

12

19

6

6

0

17

7

5

+

12

4

4

0

10

20

9

7

+

13

10

6

+

14

6

7

-

9

Итог по группе

131

96

0

247

141

118

0

223

66

104

0

162


 

Таблица 4. Экспериментальная  группа.

Зависимость

Независимость

Сум-ма

Тенденция

Общитель-ность

Необщи-тельность

Сум-ма

Тен-ден-ции

Борьба

Избега-ние борьбы

Сум-ма

Тен-ден-ция

+

-

+

-

+

-

1

2

2

0

10

4

7

-

7

1

8

-

3

2

6

6

0

10

5

5

0

10

0

5

-

5

3

9

7

+

13

8

6

+

12

3

8

-

5

4

5

6

-

9

9

2

2

0

4

5

-

9

5

4

4

0

10

6

9

-

7

3

5

-

8

6

8

6

+

12

7

6

+

11

3

4

-

9

7

2

2

0

10

5

5

0

10

2

2

0

10

8

6

6

0

10

7

5

+

12

4

4

0

10

9

7

4

+

13

10

6

+

14

6

7

-

9

10

7

3

+

14

4

2

+

12

3

5

-

8

11

8

7

+

11

5

6

-

9

2

2

0

10

12

2

2

0

10

4

7

-

7

1

8

-

3

13

6

6

0

10

5

5

0

10

4

4

0

10

14

2

2

0

10

5

5

0

10

3

8

-

5

15

6

6

0

10

9

6

+

13

4

5

-

9

16

8

3

+

15

6

9

-

7

3

5

-

8

17

8

6

+

12

7

6

+

11

3

4

-

9

18

2

2

0

12

5

5

0

10

5

3

+

12

19

6

6

0

17

7

5

+

12

4

4

0

10

20

9

7

+

13

2

2

0

10

6

7

-

9

Итог по группе

113

93

0

231

120

109

2

194

64

103

0

161


 

Таблица 4. Результаты оценки основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе.

Тенденция

Контрольная

Экспериментальная

Зависимость / Независимость

24,1

23,1

Общительность / Необщительность

22,3

19,4

Принятие «борьбы» / Избежание «борьбы»

16,2

16,1


 

В экспериментальной  группе наблюдается внутренний конфликт личности, который находится во власти одинаково выраженных противоположенных  тенденций.

Тенденция к зависимости  определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

В результате анализа  выяснилось, что почти все люди внутренне стремятся к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально – этических. Люди же без алкогольной зависимостью показали одинаковую выраженность противоположных тенденций «зависимость» и «независимость». Также почти все люди проявляют стремление образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Необщительность проявляют либо люди совсем снизкой самоактуализацией, либо редкие индивидуумы, может быть эпизодически или по каким – то временным, веским причинам. Высоко самоактуализирующиеся личности также показали необщительность, но с очень низкой тенденцией, что говорит о проявлении этой тенденции только в каких – то определенных ситуациях (возможно в спорах, конфликтах). Тенденция избегания «борьбы», которая показывает стремление сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям, проявилась почти у всей группы.

Можно сделать вывод, что люди с высокой актуализацией отличаются от остальных тем, что очень осознанно вступают в контакт с людьми. Общение у них происходит в основном по необходимости, в которой они стараются принимать компромиссные решения, сохранять нейтралитет в спорах. Везде и во всем любые ценности и мнения они пропускают через себя и принимают их только после согласования со своими внутренними принципами и ценностями.

 

 

Список литературы

 

    1. Александров А. А., Александрова В. Ю. Алкоголизм и его профилактика в школе. М-: Медиа-Сфера, 1996.
    2. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья. — СПб.: БПА, 1998.
    3. Ананьев В. А. Легальные и нелегальные наркотики. — СПб.: ИМАТОН, 2000.
    4. Антипова О.А. Наркомния – проблема современности / О.А. Антипова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
    5. Басаева И. В. О борьбе с вредными привычками в шко- 
      ле//Предупреждение вредных привычек у школьников. М.:1998. С. 47-53.
    6. Бауман У., Перре М. Клиническая психология. - СПб, 2002.
    7. Белогуров С. Б., Зефиров С. Ю., Софронов А. Г. и др. Предложения по совершенствованию системы медицинской помощи алкоголикам. Северо-Западный медицинский центр. Спб., 1996.
    8. Березин С. В., Лисицкий К. С. Психология ранней 
      алкоголизации. Самара, 2007.
    9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. /Общ. Ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского.– М.: Прогресс, 1986.
    10. Бернс Р. С., Кауфман С. Х.. Кинетический рисунок семьи.- М. 2003.
    11. Бетелева Т. Г. Нейрофизиологические и психофизиологические особенности лиц, употребляющих алкоголь /Предупреждение вредных привычек у школьников. М.:1995
    12. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М. 1984.
    13. Валентин Ю. В., Зыков О. В., Цетлин М. Г. Теория и практика 
      медико-социальной работы в наркологии. Фонд HAH. M., 1997.
    14. Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и её практическое применение, мет. Пособие. – СПб., 2004.
    15. Вермиченко Ю. Подростковый наркотизм: диагностика, превенция, коррекция // Регион: политика, экономика, социология. 1999. № 2.
    16. Врица П. Проблема идентичности. // Идентичность: хрестоматия. – Воронеж, 2003.
    17. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. – М., 2008.
    18. Гульдан В. В., Романова О. Л., Корсун А. М. и др. Эмоционально-когнитивный диссонанс в структуре представлений школьников об алкоголизации //Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л.. 1989. С. 68-74.
    19. Гульдан В. В., Романова О. Л., Сиденко О. К. Представления 
      школьников об алкоголе. //Социологические исследования. 1989. №3.С. 66-71.
    20. Гульдан В. В.. Романова О. Л., Данилин А. Г. и др. Алкоголизм с точки зрения социолога, врача, правоведа и журналистам /Социологические исследования. 1989. N2. С. 37-51.
    21. Гульдан В.В., Корсун А.М.. Поиск впечатлений как фактор приобщения подростков к наркотикам. – М., 2005.
    22. Дебес М. Подросток. – СПб., 2004.
    23. Демьянов Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии.- СПб.,1999.
    24. Егоров А. Ю. Возрастная наркология. - СПб., 2002.
    25. Зыков О. В. Состояние и перспективы развития детско-подростковой наркологической службы //Вопросы наркологии. 1997.№1. С. 27-32.
    26. Казаков Л. X., Колесов Д. В. Любопытство — инстинкт как одна из важных причин вовлечения несовершеннолетних в употребление 
      алкоголя //Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1990- С. 4-12.
    27. Кайгородов Б. В. Самопонимание: миф или реальность. – М. 2000.
    28. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
    29. Корченов В. В. Об изучении проблем формирования здорового образа жизни среди молодого поколения /Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1990- С. 73-82.
    30. Костюк Г. С. Избранные психологические труды. – М., 1988.
    31. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. – СПб, 2004.
    32. Курек Н. С. Медико-психологический подход к диагностике повышенного риска заболевания алкоголизмом у подростков и коррекция их эмоциональных нарушений //Вопросы наркологии. 1993. №1. С. 66-71.
    33. Ласточкин В. А., Якушев А. Н. Педагогические основы формирования трезвого образа жизни старшеклассников /Предупреждение вредных привычек у школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1990. С. 13
    34. Латышев Г. В., Бережная М. А., Речнов Д.. Д. Организация мероприятий по профилактике алкоголиков: Методические рекомендации для педагогических коллективов школ, работников подростковых клубов и социальных педагогов. М.: Медицина, 1991.
    35. Леонова Л.Г., Бочкарева Н.Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. – Новосибирск, 1998.
    36. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1979.
    37. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология- СПб., 2001.
    38. Личко. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – М., 2003.
    39. Максимова Л.Ю. Профилактика алкоголизма и наркомании у несовершеннолетних. - Ростов-на Дону, 2000.
    40. Маршак А. Проблемы молодежной субкультуры // Наука, политика, предпринимательство. 1998. № 1, 2.
    41. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
    42. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 1990.
    43. Методы психологической диагностики. — М., 1993.
    44. Моложавенко А.В. Особенности формирования аддиктивного поведения у старшеклассников // Журнал практического психолога. 1999. №12. С. 109 – 121.
    45. Мухамадеева З.Ф. Основные направления социальной работы с подростками / З.Ф. Мухамадеева // Социально-экономическое положение и актуальные проблемы социальной защиты населения России: Межвузовский сборник научных статей. - Уфа: Восточный институт экономики гуманитарных наук, управления и права, 2006.-С43-51.
    46. Мухамадеева З.Ф. Социальные проблемы подростков группы риска и пути их решения / З.Ф. Мухамадеева // Вестник Башкирского государственного университета. 2007.- №3.-С.
    47. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М. - СПб., 2000.
    48. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
    49. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. № 1.
    50. Попов В.А. Кондратьева О.Ю. Наркотизация в России шаг до национальной катастрофы // Социологические исследования, 1998. № 8. С. 65.
    51. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара, 2000.
    52. Предупреждение подросткового и юношеского алкоголизма /Под. Ред. СВ. Березина, КС. Лисецкого. - М. : Изд.- во Института психотерапии, 2001.-161 с.
    53. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.
    54. Психология подростка под ред. А.А. Реана. - М., 2003.
    55. Пятницкая И.Н.. - Злоупотребление алкоголем и начальная стадия алкоголизма. – М., 1988.
    56. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психодиагностике. - М., 1992.
    57. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.
    58. Ручкин Б.Л. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования. 1998, № 5.
    59. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара 2000.
    60. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
    61. Сиерральта З.Х. Б. Копинг-стратегии учащихся вспомогательных школ. – М., 2003.
    62. Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Хажилина И.И., Видерман Н.С. Профилактика наркомании у подростков. - М.2001.
    63. Флорес-Буено Ф. Ф.“Coping”: психологические стратегии предоления. – М., 2004.
    64. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии под ред. И.И. Ильясова, В.Я.Ляудис.- М., 1981.
    65. Худяков А. В. Клинико-социальные аспекты формирования и профилактики зависимости от психоактивных веществ у подростков. – СПб., 2006.
    66. Шитов Е.А., Шустов Д.И. Взаимосвязь детской психической травмы и диссоциативных процессов психики у больных алкоголизмом // Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П.Павлова. - Москва, 2006. - №2. С. 54-58.
    67. Шитов Е.А., Шустов Д.И., Ховрачев А.П. Процессуальные характеристики «алкогольного» расщепления психики в психотерапии алкогольной зависимости / Современные проблемы наркологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (18 – 20.11.2002, г. Москва). – М., 2002. – С. 54.
    68. Эйдемиллер Э.Г.,, Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2001.
    69. Яванец Н. Н. Медико-социальные проблемы наркологии и пути 
      их решения //Вопросы наркологии. 1997. №4. С. 4-11.

 

 

Приложение 1. Социально-демографическая  анкета для подростка

 

Здравствуйте!

 Ответьте, пожалуйста, на некоторые вопросы о Вашей  жизни. Информация о Вас нужна  нам для исследования и никому  не будет передана. Мы надеемся  на Ваши правдивые ответы. Спасибо за сотрудничество!

Ф.И.О. _______________________________________________________

1п. Укажите Ваш возраст: ______________________________________

2п. Укажите Ваше образование:(несколько классов средней школы, общее среднее, среднее специальное, неоконченное высшее, высшее)

3п. Ваше последнее место учебы :(школа, среднее специальное учебное заведение, вуз, курсы)

_____________________________________________________________

4п. Ваша учебная деятельность: регулярно посещаете занятия, числитесь, находитесь в академическом отпуске, закончили обучение, прервали обучение из-за наркотиков, прервали обучение по другой причине. (нужное подчеркните)

5п. Сколько времени  Вы нигде не учитесь (в месяцах):_____________

6п. Кто Вас воспитывает в настоящее время?: (мать, отец \отчим, мачеха, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сестра, брат) нужное подчеркнуть

7п. Есть ли другие  родственники, проживающие с Вами  совместно: братья, сестры, бабушки,  дедушки (нужное подчеркните), другие (впишите кто)? _____________________________________________________________

8п. Каким ребенком по счету в семье Вы являетесь (первым, вторым, и т.д.)?______________________________________________________________

9п. Укажите условия,  в которых Вы проживаете: (отдельная квартира? коммунальная: много \ мало населенная? общежитие? съемная жилплощадь) нужное подчеркните, другое_________________________________________

10п. Сколько человек проживает вместе с Вами?:________________________________________________________

11п. Имеете ли Вы отдельную комнату (если нет-отдельный

уголок)?______________________________________________________

12п Укажите Ваше Вероисповедание: православный, католик, мусульманин, буддист, иудей, атеист (нужное подчеркните, если другое, впишите рядом) ________________________________________________

13п. Оцените степень своей религиозности: высокая, средняя, низкая, не считаю себя религиозным человеком (нужное подчеркните)

14п. Укажите Ваши занятия помимо учебы: (хобби, увлечения, секции) _________________________________________________________________

15п. Укажите семейные традиции, присущие Вашей семье:_____________________________________________________________

Продолжение на другой стороне

16п. Есть ли у  Вас друзья____ Если есть, то укажите сколько?_______

17п. Есть ли друзья  среди тех, с кем вместе употребляли наркотики? __

18п. Сколько было друзей, с которыми вместе принимали наркотики? _

19п. Остаются ли они сейчас друзьями?__________________________

20п. Были ли друзья до начала употребления наркотиков?____________

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью