Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:26, курсовая работа

Описание

Цель работы: поведенческих характеристик , оценка уровня субъективного контроля, характерологических особенностей и социальных показателей (пол, возраст, ближайшее окружение, семья) у подростков, склонных к употреблению алкоголя и обоснование основных направлений профилактики алкоголизма в молодежной среде.
Объект исследования - 40 подростков средней школы в возрасте 15-17 лет (1 группа – употребляют алкоголь – 20 подростков и 2 группа – не употребляют алкоголь – 20 подростков).

Содержание

Введение
Глава 1. Проблема профилактики наркомании и алкоголизма у молодежи
1.1 Понятие, причины наркомании и ее профилактика
1.2 Алкогольная зависимость как социальная проблема: понятие, стадии и профилактика
1.3 Психолого-социальная работа по профилактике наркомании и алкоголизма в молодежной среде
1.4 Медико-социальные меры борьбы с наркоманией среди молодежи
1.5 Социально-психологическая помощь и меры борьбы с алкоголизмом
Глава 2. Организация исследования. Методы и экспериментально – психологические методики
2.1 Методический инструментарий и ход исследования
2.2 Краткая характеристика используемых методик
2.2.1 Анкетирование
2.2.2 Методика исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
2.2.3 Методика диагностики уровня субъективного контроля Д. Роттера
2.2.4 Методика «Q-сортировка» В.Стефансона для оценки основных тенденций поведения человека в реальной группе и представлений о себе
2.2.5 Методика для оценки склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Влияние половозрастных характеристик, состава семьи и ближайшего социального окружения на отношение подростков к алкоголю
3.2 Результаты исследования личности с помощью опросника FPI (модифицированная форма В)
3.3 Локус контроля у подростков с различным отношением к алкоголю
3.4 Свойства и состояния личности и поведенческие характеристики у подростков с различным отношением к алкоголю

Работа состоит из  1 файл

Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью.doc

— 926.00 Кб (Скачать документ)

Итак, похмельный синдром у подростков формируется  спустя 1 – 3 года после начала систематического пьянства. "Последовательность развития этого негативного процесса такова:

I этап – начальная  адаптация к спиртному;

II этап – усвоение  стереотипов алкогольного поведения;

III этап –  формирование психической зависимости  от алкоголя;

IV этап – отчетливо  выраженная физическая зависимость  от алкоголя".

У подростков, страдающих алкоголизмом, спиртное становится необходимым компонентом обменных процессов в организме, именно поэтому при воздержании возникает похмельный синдром. Он проявляется в виде общего недомогания, головных болей, нарушения сна, деятельности сердечно-сосудистой и желудочной систем, пониженного настроения, выраженного желания принять спиртное. Известны случаи суицида подростков в состоянии похмельного синдрома.

Говоря об особенностях подросткового возраста, нельзя не учитывать и такой важной социально-гигиенической проблемы, как акселерация.

Современные условия  жизни оказывают на нервную систему  ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад. Поток информации стал несравненно обильнее, впечатления  – разнообразнее и богаче, темп жизни ускорился. Происходит определенное ускорение и психического развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальным статусом. При неустойчивой нервной системе, еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях подросток под влиянием алкоголя становится более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения. Ранняя алкоголизация выступает, как правило, индикатором социально-психологической несостоятельности личности, бедности и неразвитости ее нравственно-ценностной сферы, является признаком дефицита социально значимого поведения, носит компенсаторный характер, создавая иллюзию деятельности и эмоциональности.

2. Протекание алкоголизации подростков

Употребление  спиртного подростками, независимо от дозы, рассматривается как патология, так как в любом случае приводит к алкогольному отравлению. Особенность  алкоголизации несовершеннолетних состоит в том, что у них  отсутствует этап умеренного употребления. Любая принятая доза алкоголя является для подростка чрезмерной, поэтому сам факт ее приема должен рассматриваться как злоупотребление. Основанием для такого утверждения является очень часто встречающаяся у подростков тяжелая алкогольная интоксикация с рвотой и потерей сознания. Чтобы не выглядеть в кругу пьющих ребят "белой вороной", многие подростки "тренируют" себя спиртным, убегая при позывах к рвоте подальше от компании (иногда вызывая рвоту искусственно), и, освободившись таким образом от части принятого алкоголя, возвращаются и продолжают пить, надеясь приобрести устойчивость к этому интоксиканту, т.е. "пить как все". При этом степень опьянения несовершеннолетних может достичь такого уровня, когда без медицинской помощи возможен смертельный исход. Но даже если этого не произошло, передозировка алкоголя приводит к амнезии, т.е. потере памяти вследствие повреждения клеток головного мозга. Подросток, придя затем в сознание, в лучшем случае может вспомнить только начало выпивки. Если опьянения такого уровня у подростков неоднократны, а амнезии длительны, то это отрицательно сказывается на психическом состоянии, и прежде всего на уровне интеллекта.

Утрата спасительного  рвотного рефлекса, происходящая по мере алкоголизации несовершеннолетних, повышает переносимость спиртного, формируя влечение к нему, причем гораздо быстрее, чем у взрослых. В состоянии опьянения подросток на этой стадии уже не испытывает дискомфорта. Ему, наоборот, очень весело, он весьма активен, готов к "подвигам", ищет "приключений". Но контролировать свое поведение опьяневший подросток не в состоянии. Изменяются интересы и характер. Учащиеся теряют интерес к занятиям, пропускают уроки, грубят учителям и родителям. Любыми способами добывают деньги на выпивку. Отсюда – драки, кражи, грабежи, а затем – беспорядочные половые связи, изнасилования и другие криминальные действия, вплоть до убийств. А так как преступления, совершаемые несовершеннолетними, чаще всего остаются безнаказанными, противоправное поведение подростков не только продолжается, но и усугубляется. Главное: по разным причинам, образ жизни таких подростков для большинства их родителей остается тайной вплоть до задержания юных нарушителей законов работниками правоохранительных органов.

Между началом  злоупотребления спиртными изделиями и характером протекания алкоголизма у подростков существует достоверно определяемая связь: чем раньше начинается потребление алкоголя, тем тяжелее протекает заболевание. Самым опасным, безусловно, является злокачественное (ускоренное) течение алкоголизма.

Вот как характеризует  эту форму алкогольной болезни  Д. Д. Еникеева: "Злокачественное  течение алкоголизма характеризуется  стремительным формированием патологического  влечения к алкоголю (в некоторых  случаях после одно- двукратного приема спиртного), отсутствием этапов борьбы мотивов "выпить" или "не выпить" (возникшее влечение без раздумий реализуется), изначальным отсутствием количественного контроля (т.е. с самого начала пьющий подросток не контролирует количество потребляемого алкоголя и пьет до состояния тяжелого опьянения) или его ранней утратой, систематическими передозировками и последующими амнезиями, появлением неуправляемого поведения уже на начальной стадии алкоголизма и социальными конфликтами".

Описанная патология  характерна для подростков, страдавших еще до начала алкоголизации различными психическими заболеваниями, такими, например, как психопатия, эпилепсия, последствия черепно-мозговых травм и др. Основная черта характера таких детей – неконтролируемое поведение. Их родители, будучи пьющими, а чаще алкоголиками с низким интеллектом, сами приобщают своих отпрысков к спиртному. Они не обременяют себя воспитанием детей, так как и сами пренебрегают общепринятыми правилами поведения, а иногда просто не знают, что таковые существуют.

"Кумиры" подобных  подростков – социально неблагополучные  взрослые люди, как правило с  криминальным прошлым, неумеренно  пьющие. Подражание таким людям  приводит подростков к деградации  и декомпенсации, опережающим  по срокам возникновения основные симптомы алкоголизма. Дети прекращают учебу, не могут выполнять даже несложную работу, не требующую квалификации, не удерживаются ни на одном рабочем месте из-за нарушений трудовой дисциплины и систематического пьянства.

При злокачественном  варианте подросткового алкоголизма родители вынуждены прибегать к помощи нарколога. Но и на этом этапе подростки с такой формой алкоголизма даже в условиях типового наркологического отделения ведут себя неадекватно: отказываются от лечения или имитируют прием назначаемых лекарств (кладут таблетки за щеку, а затем потихоньку их выплевывают; а иногда, проглотив лекарство, при первой возможности избавляются от него, искусственно вызывая рвоту), не соблюдают режим лечебного учреждения. А главное, при содействии друзей или пьющих родителей подростки продолжают пить, что приводит к алкогольным галлюцинациям, сопровождаемым судорожными припадками.

Как правило, попытки  близких избавить подростков от злокачественной  алкогольной болезни не дают желаемого  результата. Родственники в конце концов не выдерживают их безобразного поведения и непрекращающегося пьянства, предоставляют им полную свободу, фактически отказываясь от них.

Дальнейший сценарий жизни подростков, страдающих злокачественной  формой алкоголизма, как правило, весьма однообразен: вначале они попрошайничают, затем начинают воровать и после неоднократных судимостей попадают в колонии для несовершеннолетних, покидая которые пополняют "армию" бомжей.

К счастью, далеко не все подростки обречены на описанный  выше образ жизни. Абсолютное большинство детей в нашей стране получает среднее образование, многие – высшее. Каково же их отношение к употреблению спиртного?

Результаты различных  исследований позволили выделить семь уровней вовлеченности учащихся старших классов в употребление спиртных изделий.

Нулевой уровень  характеризует школьников, не знакомых с опьянением и эйфоризирующим действием  спиртного. Алкоголь не употребляется  ими либо в соответствии с традициями семьи, либо благодаря личной установке  на полную трезвость. Отношение к спиртным изделиям активно (реже – пассивно) отрицательное. У школьников данной группы выработана личная стратегия поведения, направленная на отказ от употребления алкоголя в любых ситуациях.

I уровень –  начальный, характеризуется единичными  или очень редкими случаями употребления спиртного. Употребление алкоголя сопровождается комплексом неприятных ощущений как от органолептического действия спиртного (запах, вкус), так и от опьянения, заканчивающегося явлениями астении. Эйфории от употребления этанола обычно не возникает. Переносимость алкоголя низкая. Школьники, относящиеся к этому уровню, к потреблению алкоголя не стремятся. Выпивают только в тех случаях, когда нельзя отказаться. Большинство их близких, знакомых и друзей редко употребляют алкоголь и относятся к нему отрицательно или безразлично. На I уровне вовлеченности в употребление спиртного меры воспитательного и запретительного характера могут привести к прерыванию или полному прекращению алкоголизации.

II уровень –  эпизодическое употребление алкоголя, характеризуется знакомством старшеклассников с различными изделиями, содержащими алкоголь. Небольшие дозы спиртного хорошо переносятся, вызывая эйфорию, что придает привлекательность потреблению алкоголя. Но сами учащиеся редко становятся инициаторами выпивок. Мотивы употребления разнообразны: повысить коммуникабельность, поступать "как все", выглядеть более взрослым и самостоятельным.

На этом уровне вовлеченности в употребление спиртных напитков хорошо скоординированные  меры воспитательного характера могут приостановить процесс алкоголизации.

III уровень –  уровень высокого риска развития  алкоголизма, отличается усилением  эйфоризирутощего, активирующего и  релаксирующего действия спиртного.  Алкоголь все еще доставляет  больше приятных ощущений, чем  неприятных. Расширяется число поводов для выпивок, алкоголь употребляется уже более 2 раз в месяц. За алкогольными эксцессами следует утренняя сомато-психическая астения. Отношение к алкоголю активно или пассивно положительное. Формируются товарищеские отношения с выпивающими людьми. Возникают эпизодические конфликты с различными социальными институтами как результат пьянства.

Мотивы употребления: улучшить настроение, повысить тонус  или расслабиться, повысить уверенность  в себе, весело провести время в  компании, временно уйти от реальности.

Учащиеся с III уровнем вовлеченности в употребление алкоголя нуждаются в мерах социального  контроля, ограничивающих развитие пьянства. Еще существует вероятность прекратить пьянство на основе убедительного разъяснения  реальной опасности развития алкоголизма в ближайшее время. Существенно могут повлиять также медицинские и психологические меры воздействия, направленные на профилактику и лечение дисгармонии в формировании характера и личности.

IV уровень –  уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Учащиеся сами становятся активными инициаторами выпивок. Отношение к алкоголю безусловно положительное. Частота его потребления – несколько раз в неделю. Влечение к спиртному отмечается не только в вечерние часы, но и в течение всего дня. Алкогольное опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние, а эйфория от спиртного бывает особенно яркой. Алкоголь используется как допинг, как регулятор поведения и настроения. Теряют значение конструктивные, одобряемые обществом мотивы, связанные с обучением, повышением профессионального уровня, интересами семьи, укреплением здоровья, творческими увлечениями. Прерываются контакты с прежними друзьями, а новые знакомства, как правило, обусловлены совместным употреблением алкоголя.

К мотивам употребления спиртного, выявленным для III уровня, добавляется  стремление уйти от неприятностей. В  той же степени, что и на III уровне, мотивы отказа от алкоголя также не формируются или обусловлены  санкциями со стороны социальных институтов.

Характерно, что  на IV уровне вовлеченности в употребление алкоголя учащиеся (теперь уже фактически больные) оказывают выраженное сопротивление  попыткам ограничить их пьянство. Тем  не менее меры запретительного и  воспитательного характера еще  могут подействовать. Возрастает роль медицинского вмешательства. Лечение у нарколога, постоянный контроль со стороны учебного заведения, семьи как во время активной терапии, так и в последующем оставляют надежды на успешное преодоление алкогольной болезни.

V уровень – уровень физической зависимости от алкоголя. На фоне усиливающейся психической зависимости от алкоголя формируется повышенная переносимость спиртного, подавляется защитная рвотная реакция на его передозировку. Все чаще нарушается память в периоды опьянения. Наблюдаются изменения личности алкогольной природы, происходит десоциализация.

Основным признаком  этого уровня вовлеченности в  употребление алкоголя является похмелье, или абстинентный синдром. Он выражается ощущением разбитости, понижением настроения, взрывчатостью, тревожностью, обидчивостью. Соматовегетативный симптомокомплекс характеризуется головными болями, головокружением, нарушением сна, потливостью, снижением аппетита, утренней тошнотой и рвотой, ознобом, дрожанием пальцев рук или всего тела. Если у взрослых похмелье длится обычно от 2 до 8 сут, то в подростковом возрасте оно короче – от 24 до 36 ч.

Проявления абстинентного  синдрома смягчаются новой дозой  алкоголя.

Второй существенный признак V уровня вовлеченности в  употребление алкоголя – потеря количественного контроля в процессе его приема. Примета этого признака состоит в том, что первая доза спиртного уже не вызывает состояние эйфории, а, наоборот, создает ощущение дискомфорта, психического напряжения. Надеясь на то, что дополнительные порции алкоголя устранят неприятное самочувствие, больной принимает новые дозы спиртного до опьянения тяжелой степени, иногда вопреки противодействию со стороны компании.

Мотивы употребления алкоголя на V уровне алкоголизации: устранить  плохое самочувствие – следствие предыдущей выпивки, добиться эйфории, устраниться от реальности, повысить свой тонус или расслабиться, весело провести время, забыть неприятности. Мотивы отказа от спиртного обусловлены страхом перед санкциями со стороны социальных институтов, ухудшением здоровья, желанием жить, как "другие люди". Иногда на этой стадии подростки уже понимают болезненный характер своего состояния. Они то ищут помощи, чтобы избавиться от своего пристрастия к хмельному, то оказывают отчаянное сопротивление любым попыткам ограничить их пьянство. Налицо – борьба мотивов. Такие юноши нуждаются в продолжительном лечении и постоянном контроле. Длительные меры запретительного характера и перевоспитание необходимы для поддержания ремиссий, состояний воздержания от алкоголя.

Информация о работе Психологические особенности подростков с алкогольной зависимостью