Психологический климат в коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:30, курсовая работа

Описание

Цель работы - на основе всесторонней и обстоятельной оценки современных теорий и концепций и применения современных методологических принципов и подходов, а также практического анализа (на примере ЧТУП «СтройКомГрупп») психологического климата в коллективе определить и разработать меры по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- раскрыть понятие трудового коллектива как малой группы;
- рассмотреть сущность, значение и особенности формирования социально-психологического климата в коллективе;
- определить показатели и методы оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе;
- выполнить анализ движения кадров в ЧТУП «СтройКомГрупп» как составляющей оценки социально-психологического климата коллектива;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО УСПЕШНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………….
1.1. Трудовой коллектив как малая группа……………………………….
1.2. Сущность и особенности формирования социально-психологического климата……………………………………………..
1.3. Показатели и методы оценки социально-психологического климата в коллективе………………………………………………......
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ЧТУП «СТРОЙКОМГРУПП»………….
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧТУП «СтройКомГрупп»……………………………………………………...
2.2. Анализ движения кадров в ЧТУП «СтройКомГрупп»………………
2.3. Оценка социально-психологического климата в коллективе ЧТУП «СтройКомГрупп»……………………………………………………...
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ЧТУП «СТРОЙКОМГРУПП».
3.1. Совершенствование механизма управления персоналом…………...
3.2. Мероприятия по разрешению конфликтов в трудовых коллективах и адаптации работников в коллективе………….................................
3.3. Совершенствование социальной политики предприятия…………...
3.4. Работа с персоналом на предприятии………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 868.50 Кб (Скачать документ)

     6. К направлениям совершенствования организации управления персоналом на предприятии можно рекомендовать внесение определенных изменений в принятый в организации механизм оплаты труда; повышение эффективности психологического управления мотивацией; дополнение механизма оплаты труда формами социально-психологической поддержки  персонала; повышение квалификационного уровня и должностного статуса сотрудников через процесс их профессионального развития; повышение информированность сотрудников о положении дел в организации и перспективах ее развития, а также степени децентрализации; активизация группового поведения сотрудников.

     Для обеспечения большей оперативности  в использовании инструмента  оплаты труда экономического управления трудовой деятельностью  персонала  рекомендуется устанавливать более  широкий диапазон гарантируемого оклада. Так, увеличение отклонения в 40-50% позволит существенно изменять  его диапазон  без перемещения соответствующего исполнителя на новую должность. Основным критерием при этом может выступать непрерывный стаж работы в  организации и результаты оценки ее продуктивности со стороны непосредственного руководителя.  Изменение конкретного размера гарантируемого должного оклада в рамках установленного для соответствующей должности диапазона должно осуществляться через формализованную процедуру аттестации.

     7. Мерами по разрешению конфликтов в организации являются предупреждение, регулирование и стимулирование. Предупреждение конфликтов – это своего рода «отмена» конфликта. Поэтому данная деятельность является разумной и социально значимой. На наш взгляд в ЧТУП «СтройКомГрупп» необходимо больше внимания уделять профилактике конфликтных ситуаций. Так, избеганию возникновения конфликтов в ЧТУП «СтройКомГрупп» способствовала бы реализация в организации следующих направлений: четкое разъяснение задач и требований к деятельности каждого работника (конкретных показателей работы, функциональных обязанностей, критериев оценки результата, сроков отчетности), установление системы полномочий и ответственности, информационных взаимоотношений и ответственности, что в настоящее время имеет ряд недостатков на предприятии; использование координационных и интеграционных механизмов: установление иерархии полномочий, цепи отдачи команд, распоряжений и получения обратной связи (реализация принципа единоначалия); постановка комплексных целей; установление системы вознаграждений. Другими мерами по разрешению конфликтов в организации являются: внедрение компьютерных программ в процесс принятия управленческих решений; посещение сотрудниками предприятия тренингов по стрессоустойчивости. Цель проведения тренингов по стрессоустойчивости: повысить стрессоустойчивость сотрудников организации, наработать базовые навыки управления стрессом, лежащие в основе профилактики профессионального выгорания, создать собственную систему управления временем, контролировать свое рабочее время.

     8. Включению нового работника в коллектив должна способствовать адаптация, что будет способствовать улучшению социально-психологического климата в коллективе. Организация адаптации персонала в ЧТУП «СтройКомГрупп» должна проходить с использованием следующих методов: проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника или консультанта с новым сотрудником; интенсивные краткосрочные курсы для руководителей впервые вступающих в руководящую должность; проведение организационно-подготовительной работы при нововведениях; специальные курсы подготовки наставников; использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником; проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.

     9. Социально - экономическая политика в организации должна дополнять механизм оплаты труда наемных сотрудников для существенного усиления ее стимулирующего воздействия. Методы социального характера способны также активно влиять на состояние психологического климата в трудовом коллективе. Активная социальная политика  оказывает прямое влияние на эффективность управления организацией. Например, осуществление собственной программы жилищного строительства (на паевой или индивидуальной основах) существенно повышает результативность привлечения персонала и его лояльность. Совместный оплачиваемый отдых позволяет расширить возможности механизма оценки кадров (личностные качества человека наиболее полно раскрываются иногда именно во время отдыха, а не рабочем месте). Централизованно оплачиваемые организацией медицинские, и особенно пенсионные страховки выступают как эффективный инструмент борьбы с текучестью кадров. Для реализации социальной политики возможно формирование социального пакета.

     Реализация на практике указанных предложений будет способствовать формированию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата в коллективе и повышению эффективности функционирования организации в будущем.

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

        
  1. Абчук, В.А. Менеджмент/ В.А. Абчук  – СПб.: ИВЭСЭП, 2002. – 361 с.
  2. Альгина, М.В. Качество менеджмента организации / Стандарты и качество/ М.В. Альгина – 2005. - №5. – С.66-71.
  3. Бакштанский, В.Л. Менеджмент вашего здоровья/ В.Л. Бакштанский – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 298 с.
  4. Брасс, А. Менеджмент/ А.Брасс – Мн.: Современная школа, 2007. – 348 с.
  5. Брасс, А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства/ А. Брасс – Мн.: Современная школа, 2006. – 192 с.
  6. Веснин, В.Р. Менеджмент/ В.Р. Веснин – М.: ИНФРА-М, 2007. – 451 с.
  7. Герчикова, И.Н. Менеджмент/ И.Н. Герчикова – М.: Финансы и статистика, 2007. – 347 с.
  8. Гончаров, В.И. Менеджмент/ В.И. Гончаров – Мн.: Юнипресс, 2003. – 356 с.
  9. Грошев, И. Особенности влияния личности руководителя на искусство управления // Проблемы теории и практики управления/ И. Грошев – 2006. – №7. – С.114-119.
  10. Дойль, П. Маркетинг-менеджмент и стратегии/ П. Дойль – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 298 с.
  11. Иванов, А.А., Бочаров, С.А. Управление персоналом/ А.А. Иванов, С.А. Бочаров – М.: МЭСИ, 2005. – 93 с.
  12. Ильин, А.И. Управление предприятием/ А.И. Ильин – Мн., 2008. – 212 с.
  13. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента/ Н.И. Кабушкин – Мн.: Новое знание, 2002. – 336 с.
  14. Казанцев, А.К., Крупанин, А.А. Менеджмент в предпринимательстве/ А.К. Казанцев, А.К. Крупанин – М.: Инфра-М, 2003. – 229 с.
  15. Карпов, А.В. Психология менеджмента/ А.В. Карпов – М.: Гардарики, 2007. – 376 с.
  16. Князев, С.Н. Управление: искусство, наука, практика/ С.Н. Князев – Мн., 2002. – 288 с.
  17. Кобриков, Б.С. Управление персоналом/ Б.С. Кобриков – Мн.: МИУ, 2008. – 178 с.
  18. Кремень, М.А. Пути эффективного руководства/ М.А. Кремень – Мн., 2000. – 128 с.
  19. Курганов, В.М. Современный менеджмент/ В.М. Курганов – М.: Книжный мир, 2007. – 182 с.
  20. Балдин, И.В. Менеджмент / И.В. Балдин. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 306 с.
  21. Мескон, М. Основы менеджмента/ М. Мескон – М.: Дело, 2001. – 796с.
  22. Молл, Е.Г. Менеджмент: организационное поведение/ Е.Г. Молл – М.: Дело, 2000. – 247 с.
  23. Беляцкий, Н.П. Основы менеджмента / Н.П. Беляцкий. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 351 с.
  24. Пейдж, К.Р. Навыки разрешения конфликтов // Современное управление/ К.Р. Пейдж – 2000. – № 3. – С.29-42.
  25. Пригожин, А.И. Организационное управление и его преобразование // Общественные науки и современность/ А.И. Пригожин – 2003. – №5. – С.12-22.Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая - Мн., 2002. - 704с.
  26. Семенов, А.К., Набоков, В.И. Основы менеджмента/ А.К. Семенов, В.И. Набоков – М.: Дашков и К, 2005. – 300 с.
  27. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология в трудах отечественных психологов / А.Л. Свенцицкий. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
  28. Стишенок, И. Конфликты в организациях // Кадровик. Управление персоналом/ И. Стишенок – 2007. – № 9. – С.76-80
  29. Трудовые конфликты: понятие и пути разрешения // Экономика и учет труда. – 2002. – № 10. – С.15-28.
  30. Управление персоналом: Учебное пособие/Под ред. Б.Ю. Сербиновского и С.М.Самыгина. – М.: «Издательство Приор», 1999. – 432 с.
  31. Урбанович, А.А. Психология управления/ А.А. Урбанович – М., 2001. – 290 с.
  32. Цыпкин, Ю.А. Управление персоналом/ Ю.А. Цыпкин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446 с.
  33. Шестиловская, Н.И. Как повысить мотивацию персонала // Управление персоналом/ Н.И. Шестиловская – 2002. – № 7.
  34. Афанасьева, Т.А. Социально-психологический климат организации [Электронный ресурс]/ Т.А. Афанасьева Режим доступа: http: // www.psi.lib.ru
  35. Жданов, О.И. Социально-психологический климат в коллективе [Электронный ресурс]/ О.И. Жданов Режим доступа: http: // www.elitarium.ru
  36. Морозов, А.В. Деловая психология/ А.В. Морозов – С.-П.,2000.

 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     П Р И Л О Ж Е Н И Я 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИЛОЖЕНИЕ  А

     

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок П.А.1 Организационная структура управления ЧТУП «СтройКомГрупп»

Примечание. Источник: собственная разработка.

 

     ПРИЛОЖЕНИЕ Б

     Таблица П.Б.1 Карта оценки удовлетворенности работой сотрудников ЧТУП «СтройКомГрупп»

Оцените, насколько вас удовлетворяют  перечисленные аспекты баллы Отметьте  самые значимые для вас аспекты (не более 6) Отметьте  аспекты, состояние которых за последний  год
улучшилось ухудшилось
Организация и условия труда        
Содержание  труда        
Заработная  плата        
Степень вашего участия в принятии решений        
Распределение премий        
Отношения в коллективе        
Отношения с руководством        
Стиль и методы работы руководителя        
Возможность влиять на дела коллектива        
Отношение администрации к нуждам работников        
Перспективы роста        
Перспективы повышение квалификации        
Объективность оценки вашей работы руководителем        
 

Примечание. Источник: собственная разработка. 

    ПРИЛОЖЕНИЕ В 

     Анкета «Социально-психологический климат в коллективе»

     Уважаемые сотрудники ЧТУП «СтройКомГрупп»! В целях изучения психологической обстановки в коллективе нами проводится исследование. Просим Вас ответить на нижеприведенные вопросы, выбрав наиболее правильный, на Ваш взгляд, вариант ответа. 

    1. Устраивает  ли Вас социально-психологическая  обстановка в коллективе?

    а) да;

    б) нет. 

    2. Часто  ли у Вас возникают конфликты  с сотрудниками по работе?

    а) часто;

    б) иногда;

    в) редко;

    г) никогда. 

    3. Как  Вы оцениваете свой коллектив?

    а) сплоченный;

    б) разрозненный;

    в) конфликтующий. 

    4. У  Вас складываются положительные  отношения со всеми членами  коллектива?

    а) да;

    б) нет. 

    5. Зависит  ли эффективность Вашей работы  от психологической обстановки  вокруг Вас?

    а) всегда;

    б) бывает;

    в) нет. 

    6. Выделите  причины конфликтов, возникающих  в трудовом коллективе (можно  несколько)

      а) несовпадение личных интересов;

      б) разногласия по рабочим вопросам;

      в) плохое настроение отдельных работников;

      г) грубость по отношению к коллегам;

      д) невыполнение своих должностных обязанностей.

Информация о работе Психологический климат в коллективе