Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 16:30, курсовая работа
Цель работы - на основе всесторонней и обстоятельной оценки современных теорий и концепций и применения современных методологических принципов и подходов, а также практического анализа (на примере ЧТУП «СтройКомГрупп») психологического климата в коллективе определить и разработать меры по его улучшению.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
- раскрыть понятие трудового коллектива как малой группы;
- рассмотреть сущность, значение и особенности формирования социально-психологического климата в коллективе;
- определить показатели и методы оценки социально-психологического климата в трудовом коллективе;
- выполнить анализ движения кадров в ЧТУП «СтройКомГрупп» как составляющей оценки социально-психологического климата коллектива;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕГО УСПЕШНОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………….
1.1. Трудовой коллектив как малая группа……………………………….
1.2. Сущность и особенности формирования социально-психологического климата……………………………………………..
1.3. Показатели и методы оценки социально-психологического климата в коллективе………………………………………………......
2. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА ЧТУП «СТРОЙКОМГРУПП»………….
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧТУП «СтройКомГрупп»……………………………………………………...
2.2. Анализ движения кадров в ЧТУП «СтройКомГрупп»………………
2.3. Оценка социально-психологического климата в коллективе ЧТУП «СтройКомГрупп»……………………………………………………...
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ЧТУП «СТРОЙКОМГРУПП».
3.1. Совершенствование механизма управления персоналом…………...
3.2. Мероприятия по разрешению конфликтов в трудовых коллективах и адаптации работников в коллективе………….................................
3.3. Совершенствование социальной политики предприятия…………...
3.4. Работа с персоналом на предприятии………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………
Взаимосвязь между эффективностью организации и ее социально-психологическим климатом - важнейшая проблема для руководителей компании, фирмы. Поэтому так важно знание основных составляющих социально-психологического климата (СПК) организации, разработанных как отечественными, так и зарубежными исследователями. Благоприятный СПК - это итог систематической работы и мероприятий руководителей, менеджеров, психологов и всех сотрудников организации.
На формирование социально-психологического климата оказывают влияние факторы макро- и микросреды.
К факторам макросреды относятся следующие:
-
общественно-политическая
-
экономическая ситуация в
- уровень жизни населения;
- организация жизни населения;
-
социально-демографические
- региональные факторы;
- этнические факторы.
Среди факторов микросреды, обуславливающих формирование социально-психологического климата можно выделить:
-
служебно-функциональные
-
экономические факторы (
-
управленческие факторы (стиль
и методы управления
- психологические факторы (взаимоотношения работников между собой; степень социально-психологической совместимости; уровень конфликтности; состояние взаимодействия между подразделениями; взаимоотношения сотрудников с непосредственным руководителем; групповое мнение, нормы и традиции поведения; характер восприятия и оценки работниками друг друга и т.д.);
-
факторы профессионально-
-
правовые факторы (
Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
-
совокупность социально-
-
преобладающий и устойчивый
-
характер взаимоотношений в
-
интегральная характеристика
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный
СПК характеризуют пессимизм, раздражительность,
скука, высокая напряженность и
конфликтность отношений в
Психологический климат коллектива зависит от размеров и состава рабочих групп, групповых норм, сплоченности людей, степени конфликтности, статуса и функциональных ролей членов групп. Эффективной считается группа, размер которой соответствует ее задачам и в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, при этом групповые нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, в которой преобладает здоровый уровень конфликтности и имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
Для создания работоспособного, организованного коллектива с нормальным морально-психологическим климатом следует проводить социологические, психологические и иные исследования.
Для изучения социально-психологического климата используют следующие приемы:
- опрос;
- анкетирование;
-
составление социоматриц и
- составление карт удовлетворенности работников трудом;
- оценка мотивации работников;
- анализ конфликтных ситуаций в организации и др.
Так,
при формировании коллектива и исследовании
межличностных отношений
Таблица 1.1 Социоматрица для группы из 5 человек
№ п/п | Кто выбирает | Кого выбирает | Сделанные выборы | Всего | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | + | - | |||
1 | А | х | - | - | + | - | 1 | 3 | 4 |
2 | В | + | х | - | + | - | 2 | 2 | 4 |
3 | С | - | + | х | 0 | 0 | 1 | 1 | 2 |
4 | D | + | 0 | 0 | х | + | 2 | 0 | 2 |
5 | E | - | + | - | + | х | 2 | 2 | 4 |
Полученные выборы | + | 2 | 2 | 0 | 3 | 1 | |||
- | 2 | 1 | 3 | 0 | 2 | ||||
Всего | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 8 | 8 | 16 |
Примечание.
Источник: [26, c.265]
Для составления социограммы прежде всего устанавливают символику, например:
Рисунок 1.2 а) Положительный выбор Б по отношению к Г;
б) Отрицательный выбор Г по отношению к Б;
в) Взаимная положительная связь;
г) Взаимная отрицательная
связь
Такая социоматрица позволяет выяснить отношение членов группы друг к другу, установить сплоченность группы, выявить лидера, установить социометрический статус и эмоциональную экспансивность членов группы.
Далее
с помощью определенных вопросов
следует проводить социально-
Ответы членов данного коллектива, используя введенную символику, следует оформить графически в виде социограмм (рисунок 1.2).
Рисунок 1.3 Результаты ответа на вопрос: «С кем бы вы хотели
продолжать работу?»
Примечание. Источник: [26, c.266]
Из рисунка 1.2 видно, что формальным начальником является «Н», а неформальным лидером — «Б».
Таким образом, психологический климат коллектива зависит от размеров и состава рабочих групп, групповых норм, сплоченности людей, степени конфликтности, статуса и функциональных ролей членов групп. Эффективной считается группа, размер которой соответствует ее задачам и в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, при этом групповые нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, в которой преобладает здоровый уровень конфликтности и имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
Для создания работоспособного, организованного коллектива с нормальным морально-психологическим климатом следует проводить социологические, психологические и иные исследования.
Благоприятный
социально-психологический
2.
АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-
2.1.
Организационно-экономическая
характеристика ЧТУП
«СтройКомГрупп»
Унитарное предприятие «СтройКомГрупп» создано и осуществляет свою деятельность на основании Учредительного договора и Устава в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
ЧТУП «СтройКомГрупп» является юридическим лицом, осуществляет деятельность на основе полного хозяйственного расчёта и самофинансирования.
Частное торговое унитарное предприятие «СтройКомГрупп» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков Республики Беларусь.
ЧТУП «СтройКомГрупп» обладает обособленным имуществом, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, вправе от своего имени совершать сделки, приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в хозяйственном и третейском судах.
Основной целью предприятия является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение и распределение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов Учредителя и членов трудового коллектива.
Местонахождение ЧТУП «СтройКомГрупп»: 220073, г. Минск, пер. Ольшевского,7-1.
Основными видами деятельности являются:
- перевозка грузов;
- перевозка пассажиров;
- оказание услуг по ремонту и сервисному обслуживанию автомобилей;
- оптовая и розничная торговля.
Отношения с юридическими и физическими лицами во всех сферах предпринимательской деятельности строятся на основе договоров. ЧТУП «СтройКомГрупп» реализует услуги по свободным тарифам, складывающимся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции, а в случаях, предусмотренных законодательством - по регулируемым ценам и тарифам.
ЧТУП «СтройКомГрупп» участвует в формировании централизованных фондов (инновационного, фонда развития науки и др.) в порядке, установленном законодательством.