Психология экстремальных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка

Описание

Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.

Содержание

1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Уч. пособ Психол ЭСправдина васильева.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Л.Р. Правдина

О.С. Васильева

 

Психология экстремальных ситуаций

 

Учебное пособие

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2007


СОДЕРЖАНИЕ

 

1              Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.

2              История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.

3              Понятие экстремальной ситуации.

4              Экстремальный опыт обычного человека.

5              Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.

6              Психофизиология экстремального переживания.

7              Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.

8              Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.

9              Психологическая устойчивость и экстремальная  толерантность личности.

10              Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.

11              Экстремальные ситуации как фактор развития личности.

12              Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.

13              Экстремизм как социальный феномен.

14              Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.

15              Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.

16              Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний

17              Заключение

18              Список литературы

 

    

     Цели и задачи пособия:

- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;

- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;

- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций;

- описать феномены психологической устойчивости и толерантности личности к стрессу;

- систематизировать материалы по профилактике стрессового напряжения и посттравматических расстройств;

- проанализировать социально-психологические аспекты экстремальных проявлений: экстремизм и увлечение экстремальными видами досуга;

- выявить методы и технологии развития экстремальных способностей и экстремальной подготовленности человека, показать психолого-педагогические пути формирования культуры безопасности современного человека;

- описать особенности деятельности человека и группы в экстремальной среде, специфику общения и принятия решений, разработать модель ситуационного анализа для случая экстремальных ситуаций;

- описать конкретные технологии оказания первой психологической помощи, дебрифинга, простейшие техники срочной и отсроченной саморегуляции.

 

    Целевая аудитория пособия: студенты, обучающиеся на специальностях, предполагающих пересечение деятельности профессионала с экстремальной средой; психологи воинских и спасательных подразделений, специалисты «экстремальных» профессий, а также все, желающие расширить свой уровень экстремальной подготовленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

"Жизнь требует от нас знания худшего, чтобы делать из него лучшее"

      (Олпорт, 2002, с.448)

  

Техногенные катастрофы и природные катаклизмы, эскалация социальных конфликтов, экстремизм, усиливающиеся для многих сфер деятельности профессиональные риски, возрастание частоты экстраординарных, чрезвычайных событий в жизни человека и всего человеческого сообщества, усиление нервно-психической симптоматики и ухудшение психического статуса среднего человека под воздействием многообразных стрессоров обуславливают чрезвычайную актуальность изучения личности в экстремальной ситуации. Экстремальность проникает и в профессиональную среду – среди профессий, относимых к «экстремальным», мы встречаем менеджеров (особенно бренд – или PR- менеджеров), бухгалтеров, работников банков, не говоря уже о традиционных профессионалах экстрима – летчиках, военных, спасателях и пожарных. Фактически экстремальность становится значимым и неотъемлимым компонентом социальной среды, в которой происходит развитие личности. До недавнего времени эксремальные ситуации не выделялись в качестве отдельного объекта исследования и даже не обозначались таким именем.

Слово “экстремальное” в качестве термина используется лишь последние 30 - 40 лет. Впервые в человеческой истории экстремальные явления выведены за пределы нормального жизненного опыта и противопоставлены ему даже в самом названии. Фактически получается, что экстремальный опыт более не является необходимой составляющей человеческого развития и люди, испытавшие воздействие экстремальных факторов (в том случае, если они не являются специально подготовленными для работы в экстремальных зонах профессионалами), рассматриваются как потерпевшие, подлежащие реабилитации. Внезапное пристальное внимание к этой теме свидетельствует об определенных изменениях в культуре доминирующих на Земле обществ (Бахтияров О.Г.).

Однако не всегда человечество выделяло экстрим в специфическую сферу опыта: войны, религиозное подвижничество, столкновения вероучений и идеологий были обычным фоном, на котором протекала человеческая жизнь, и никто не считал этот опыт излишним. Пропасти между экстремальной зоной и регулярной жизнью не существовало. В современной социокультурной ситуации вся реальность, с которой соприкасается человек, четко делится на регулярную и экстремальную зоны. Работа и деятельность  в экстремальных зонах становится уделом специализированных профессиональных групп, смысл практики которых сводится к технологизации деятельности в ней, последовательной адаптации человека к специфике экстремальных явлений и постепенное превращение превращение экстремальной зоны в особый фрагмент регулярной жизни.

Научное исследование экстремальных явлений фактически сводится к исследованию разнообразных фактов влияния экстремальности того или иного уровня на психику и личность человека. При этом на экстремальные явления переносятся те же принципы описания и анализа, которые успешно применяются для исследования, моделирования и реконструкции стабильных областей жизни. Тем самым подавляется специфика экстремального опыта, не отражаемая ни в методологических конструкциях, ни в самом языке описания экстремальных явлений. Если раньше экстремальный опыт говорил языком культуры, включающей его в свой состав в качестве равноправного и равноценного фрагмента реальности, то теперь он отражается в понятийных схемах, графиках и моделях, выработанных в регулярной зоне существования и способствующих воспроизведению и распространению регулярных структур. Такие модели порождают предписания, ведущие не к ассимиляции и использованию экстремального, а к созданию замкнутых очагов регулярности подобно тому, как оболочка и искусственная атмосфера космической станции ограждает ее обитателей от непосредственного контакта с космической средой (Бахтияров О.Г.).

Сегодня на смену поколению, не желающему включать экстремальное в свой жизненный опыт в благополучных странах приходит поколение, совершенно неподготовленное к жизни и деятельности в экстремальных условиях. Потребность широких масс в экстремальном удовлетворяется в замкнутых видеомирах триллеров, садистских фильмов и черной фантастики, где можно отдаваться изображению экстремального, не рискуя подвергнуться реальному действию экстремальных факторов.

Однако потребность в экстремальном опыте сохраняется обществе: мы видим ее отголоски как в массовом участии добровольцев в повстанческих войнах, сохранении и усилении позиций экстремистских политических движений, глубоком религиозном поиске, лавинообразному расширению спектра экстремальных видов спорта и досуга.

 

        Источниками экстремальных ситуаций являются два типа событий: антропогенные (которые подразделяются на техногенные катастрофы; события, связанные с конфликтами между людьми и их сообществами – войны, конфликты, терроризм и т.п.; антропонатурогенные - природные катастрофические явления, вызванные безответственной и экспансивной деятельностью человека на земле; и добровольно выбираемый экстрим – различного рода экстремальные увлечения). Второй тип событий – натурогенные, полностью не зависящие от человека или социума природные катаклизмы – цунами, землетрясения, наводнения, космические катастрофы и т.д. Причем для обоих типов экстремальных событий наблюдается стремительное нарастание частоты и масштабности катастроф. Для объяснения такой экспансии экстремальности на современном этапе существует несколько классов гипотез. Технократические гипотезы объединяют идеи, сконцентрированные на «губительном влиянии техносферы», при этом ЭС (экстремальные ситуации)  рассматриваются как результат диспропорционального, чрезмерно технического (в ущерб культурному или психологическому) развития человеческой цивилизации. Геоцентрические гипотезы связывают эскалацию экстремальности с разрушительным характером «геологической силы» общества (В.И. Вернадский); ЭС предстает здесь как ответная адекватная реакция природы на  неэкологичное поведение человека.

Деятельностная гипотеза в большей степени объясняет возрастание  случаев межнациональных, политических и межличностных чрезвычайных ситуаций. Увеличивающийся по мере информационного взрыва отрыв человека от освоения и обогащения общечеловеческим опытом порождает у него тревогу и специфические состояния, которые описываются в терминах посттравматических стрессовых расстройств. Кроме того, сегодня человек организует свое бытие в очень быстро меняющемся мире, поэтому его ментальная конструкция потенциально более субъектна, чем это было вчера. Он более активно воздействует на структурирование событий и среды. Субъективное обретает все большую реальность и возрастает опасность его вмешательства в события мира (например, терроризм). Мир по психологическим причинам становится  более опасным. Таким образом, ЭС – порождение деятельностной активности человека, роста человечества и ухудшения психического статуса среднего человека. Историко-социальную гипотезу эскалации экстремальности мы находим у М. Бубера и А. Тойнби. Первый описывает закономерные периоды в развитии общества, когда происходит утрата равновесия, стабильности, когда надежность человеческого существования оказывается под сомнением. Механизм Вызова-и-Ответа А. Тойнби по отношению к человеческой цивилизации может рассматриваться как фактор эволюции, способствующий развитию и усложнению больших социальных групп. ЭС предстает здесь как некое явление, поддерживающее механизм естественного социального отбора.

Еще более обобщенный подход к анализу возрастания частоты появления в жизни человека экстремальных ситуаций предлагает теория самоорганизующихся систем, в понимании которой неравновесность – это основание для установления упорядоченности. Синергетический циклизм предполагает чередование порядка и хаоса, при этом хаос (процессы деиерархизации) создает новые элементы, на базе которых может возникнуть спектр совершенно новых возможных структур (новый тезаурус); именно деирархизация придает переменам в развитии системы радикальный (а не косметический) характер. Неравновесные состояния выступают как естественные для всех явлений действительности, и наблюдаемая  «волна» экстремальности свидетельствует о наступлении определенного естественного этапа в истории человечества, итогом которого станут серьезнейшие изменения в его жизни.

       Современный этап развития нашего общества характеризуется радикальными, интенсивными, глубокими, разноплановыми и часто непредсказуемыми преобразованиями социальной действительности. Полная неопределенность и кризис экономической и общественно-политической ситуаций в постсоциалистическом пространстве приводит к несостоятельности прежнего привычного образа  и стиля жизни, а также к болезненной ломке стереотипов сознания нашего современника.  Он лицом к лицу встречается с новой реальностью, единственной стабильной характеристикой которой предстает ее нестабильность.  Далеко не каждому человеку дано выдержать такой темп  социальных изменений, поэтому сегодня мы наблюдаем резкое увеличение расстройств и дезадаптаций функционирования психики, и поэтому все ярче высвечивается очевидная необходимость разработки социально-психологических систем развития психологической устойчивости личности.

         Разрушение традиций  также переживается человеком как культурный или экзистенциальный шок, как своего рода экстремальная ситуация. Жизнь в условиях неопределенности, кардинальной смены устоявшихся стереотипов повышает уровень тревоги, беспокойства за свое будущее, что отражается на развитии нервно-психической и психосоматической патологии. Неоднозначность и многовариантность грядущих изменений  приводит к четкому определению и даже обострению экзистенциальных проблем развития личности: все более актуализируются для индивида проблемы личностной  и социальной  идентификации, проблемы свободы и ответственности за собственную жизнь и профессиональную деятельность, проблемы самостоятельности и инициативы в принятии решений, проблемы толерантности к изменяющемуся миру, саморегуляции, стойкой мотивации к самореализации. Таким образом, актуализируются проблемы психической устойчивости/ неустойчивости личности как субъекта существования в современном мире.

Информация о работе Психология экстремальных ситуаций