Психология экстремальных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 00:15, методичка

Описание

Цели и задачи пособия:
- обобщить и систематизировать научно-психологические подходы к разработке проблемы человека в экстремальной ситуации;
- наряду с концептуальным обобщением клинического материала в области психологических травм, посттравматических расстройств и их коррекции, расширить представления о специфике влияния экстремальной среды на личность, выявить и описать позитивные, развивающие аспекты воздействия экстремальности на личность;
- обобщить экзистенциальные подходы в описании экстремальных ситуаций и т.д.

Содержание

1 Введение: актуальность экстремальной проблематики, существующие теории и практические разработки; смежные направления.
2 История изучения взаимодействия человека с экстремальным событием.
3 Понятие экстремальной ситуации.
4 Экстремальный опыт обычного человека.
5 Социально-психологические подходы к изучению человека в экстремальной среде.
6 Психофизиология экстремального переживания.
7 Взаимодействие личности и экстремальной среды: стресс, острые стрессовые расстройства, ПТСР.
8 Теория и практика коррекции посттравматических расстройств.
9 Психологическая устойчивость и экстремальная толерантность личности.
10 Экзистенциальные аспекты экстремального опыта.
11 Экстремальные ситуации как фактор развития личности.
12 Экстремальный досуг как социопрофилактический фактор.
13 Экстремизм как социальный феномен.
14 Теоретические основы построения системы профилактики посттравматических стрессовых расстройств.
15 Практические аспекты психологии экстремальных ситуаций.
16 Практический инструментарий: методики диагностики, коррекции и профилактики экстремальных состояний
17 Заключение
18 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Уч. пособ Психол ЭСправдина васильева.doc

— 773.00 Кб (Скачать документ)

2. Экзистенциальный подход (психология развития и самореализации, гуманистическая психология, элементы трансперсональной психологии) – с точки зрения этого подхода, ЭС обладает определенным потенциалом для развития личности, и центральный вопрос – как реализовать данный потенциал. Основные вопросы, интересующие исследователей в рамках данного подхода:  сбор фактов, свидетельствующих о развивающем влиянии экстрима, психологический анализ этих фактов, формирование рекомендаций и практических технологий по профилактике                                                                 неблагоприятных последствий ЭС, развитию и укреплению личностной устойчивости. Основные понятия: развитие, личностные смыслы и ценности, преодоление, самоактуализация, выбор, ответственность, трансценденция, личностный рост.

3. Психология здоровья осуществляет системный подход к здоровью, выделяя 4 уровня интегративного феномена здоровья: физический, психологический, социальный, духовный. При этом само здоровье рассматривается как наличие некоего потенциала, определенного количества ресурсов на том или ином уровне. С точки зрения данного подхода главным в переживании ЭС является наличие адаптационных ресурсов человека на каждом из упомянутых уровней. Основные проблемы:  
изучение способов накопления физических, психологических, социальных, духовных ресурсов; разработка системных профилактических программ укрепления здоровья человека для повышения его устойчивости в ЭС. Основные понятия: адаптация, адаптационный барьер, адаптационные ресурсы; здоровье; устойчивость, надежность личности, толерантность к ЭС.

4. Поведенческий подход (бихевиоризм, поведенческая психология и психотерапия) – рассматривает эффективные и неэффективные стратегии преодоления ситуаций, формирует рекомендации и конструирует тренинги  поведения преодоления. Основные понятия: личностный смысл, копинг, стратегии преодоления, защитное и совладающее  поведение.

5. Практико-ориентированный подход складывается из нескольких областей исследований и применения полученных знаний в области практики. В менеджменте и психологии управления рассматриваются вопросы лидерства и управления в ЭС. Это направление сформировалось благодаря пониманию бизнесменами того факта, что от правильных действий руководителя в ЭС зависит многое. И в то же время неправильные действия руководителей – источник т.н. «рукотворных ЧП». Разработаны целые программы преодоления стрессов, например «Стрессменеджмент» и руководства для обучения менеджеров работе «под давлением ситуации».

Военная психология, психология спорта – занимаются вопросами профотбора к экстремальным профессиям, разработкой систем методов профилактики профессионального выгорания. Все более актуальными здесь становятся исследования поведения группы в ЭС, представляющие большую практическую значимость.

6. Педагогический и акмеологический подходы акцентируют внимание на   развивающем влиянии ЭС как на формирующуюся, так и на взрослую личность. Главная задача практических исследований в этом направлении –развить психологическую устойчивость личности, и как следствие, инициировать развитие экстремальных способностей и экстремальной подготовленности личности, сформировать личную культуру безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Понятие экстремальной ситуации

 

 

          Слово «ситуация», пришедшее из франзузского языка, имеет в качестве исходного, базового латинское situs, означающее: 1) положение, расположение; 2) поставленный, положенный, лежащий, находящийся; 3) обитающий, живущий. Эти значения имманентно предусматривают наличие занимающего определенную позицию субъекта /261/. Тем самым понятие «ситуация» существенно отличается от отождествляемого с ним в некоторых работах понятия «среды». С.И. Ожегов определяет ситуацию как «положение, обстановку, совокупность обстоятельств». В общественных науках ситуация трактуется как обстановка, совокупность условий и обстоятельств, детерминирующих тот или иной характер протекания деятельности.

Проблема ситуации признается важнейшим фактором обуславливания поведения, состояния и в конечном итоге большинства черт личности /84/. Понятием ситуации оперируют интеракционизм, психология социального научения, психология среды и психологическая экология, психолингвистика, социальная психология, психология обучения, клиническая психология. Значение факторов ситуации в развитии и проявлении психического фактически признано всеми подходами к объяснению человеческого поведения, а расхождения между ними связаны с тем, в какой степени ситуационные факторы способны детерминировать поведение человека. В подходах, именуемых ситуационными, детерминанты поведения выводятся из самой ситуации; подходы, отдающие приоритет личностным факторам, рассматривают ситуацию как импульс к действию, сводя тем самым ее роль к актуализации соответствующей диспозиции. Но до настоящего времени отсутствует единство в понимании сущности ситуации, концепт ситуации считается не разработанным /14, 84/.

В отечественной психологии «жесткость оппозиции внешнего и внутреннего аспектов ситуации» снимается введением категории отношения, переживания, в этих категориях проявляется единство этих понятий /253/. Л.С. Выготский, изучая взаимосвязь развития ребенка и среды, отмечает, что единицей для изучения личности и среды, в которой эти понятия представлены в неразрывном единстве, является понятие переживания. Эта идея целостности выражается в сформулированном С.Л. Рубинштейном принципе «внешнее через внутреннее» /215/. Б.Ф. Ломов отмечает динамичность ситуации, необходимость учета того, что ситуация не сохраняется в неизменном виде, а под влиянием поведения изменяется, возникают новые воздействия на субъекта /144/. В работах А.В. Брушлинского, К.А. Абульхановой-Славской, В.П. Зинченко, В.В. Знакова человек предстает как активный субъект деятельности, общения, познания, активный субъект понимания ситуации и своего жизненного пути. Вопросы личности как субъекта построения жизненных стратегий анализирует Л.И. Анцыферова /14 – 16/, развитие личности в контексте жизненной ситуации – Е.Ю. Коржова /113/, специфику действий личности в конфликтной ситуации – Н.В. Гришина /84/.

Благодаря работам К. Левина /131/ и других представителей когнитивного феноменологического подхода, сегодня в психологии, независимо от приверженности психолога преимущественно к «личностному» или «ситуационному» объяснению поведения, фактически общепринятым является представление о том, что  поведение определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно» или по согласованному мнению нескольких наблюдателей,  а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него. Возникшая «синтетическая» позиция была резюмирована Д. Магнуссоном и Н. Эндлером: поведение есть результат непрерывного взаимодействия между индивидом и ситуациями, в которые он включен; с личностной стороны существенными являются когнитивные и мотивационные факторы, со стороны ситуации – то психическое значение, которое ситуация имеет для индивида /297, 301/.

Интеракционистское направление в психологии внесло и продолжает вносить наиболее весомый вклад в исследование ситуаций. Интеракционисты (П. Монсон, М. Аргайл, А. Фернхем, Д. Магнуссон и др.) обращают внимание на  изучение того, как происходит взаимодействие человека и ситуации, а также описание, систематизацию и анализ самих ситуаций; они принципиально меняют взгляд на ситуацию: интеракионизм доказывает, что ситуация в той же степени является функцией личности, в какой поведение личности является функцией ситуации. Попытки как-то классифицировать различные виды ситуаций, структурировать их описание можно найти в работах М. Аргайла, Д. Магнусона, У. Томаса и др. В основном они относятся к социальным ситуациям, исследованиями которых заняты большинство психологов. При этом как внешние, так и внутренние (с точки зрения структуры самой ситуации) описания каждый раз оказываются неполными  и оттого невостребованными /84/. Сегодня принято в  каждой ситуации выделять три составляющих /97/:

1. Окружающая среда и ее характеристики (внешние по отношению к человеку): набор стимулов, оказывающих непосредственное влияние на человека; потенциальное поле для реализации личностных смыслов, операциональных, целевых, смысловых установок и т.д.

2. Человек и его характеристики как участника ситуации, его активность или пассивность по преобразованию среды, его поведенческие акты, его переживания и особенности восприятия конкретной ситуации, возникшие на основе приспособительного контакта с окружающей средой. Корректоры процесса: активность, целенаправленность поведения, восприятие ситуации как вызова или задачи, оптимистические эмоциональные установки и владение надситуативными уровнями восприятия.

3. Процесс взаимодействия человека и свойств данного жизненного пространства (собственно контакт с   ситуацией).

Наиболее ярко положение о взаимосвязи личности и ситуации отражается в гипотезе о «сильных» ситуациях /113/, в которых поведение в большей степени определяется особенностями ситуации, и о ситуациях «слабых», в которых поведение определяется больше личностью человека. В последнее время все личные особенности рассматриваются как условные возможности, реализующиеся в актах поведения в конкретной ситуации.

Подход к анализу ситуации с точки зрения «жизненного пути» личности, реализуемый Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю Коржовой,  предполагает, что процесс развития человека происходит непрерывно на протяжении жизни и сопровождается непрерывными изменениями как личности, так и ее жизненных ситуаций /49/. Однако наиболее значимыми являются такие изменения, которые приводят к существенным трансформациям ситуации, т.е. к событию, и к своеобразному новому «рождению» личности. Таким образом, на протяжении жизненного пути  возникают и  исчезают все новые и новые ситуации и «личности». Человек вовлекается в ситуацию через ее означивание; он не выбирает ситуации, но волен повести себя в них тем или иным образом, воспринимая, оценивая их по-своему, что и характеризует «свободу личности». Но можно и предполагать, что существует и определенная «свобода ситуации», которая проявляется в том, что и ситуация «выбирает человека», т.к. возникает не случайным образом, а является  результатом всего предшествующего жизненного пути, результирующей суммы совершенных человеком в своей жизни выборов /49, 113, 253/.

Сегодня становится очевидным, что понимание личности в контексте жизненных ситуаций, сменяющих друг друга в течение жизненного пути, способствует более глубокому и правильному представлению о процессах ее социализации и развития /49, 113/. В таком подходе поведение рассматривается как функция взаимодействия личности  и ситуации в данный момент времени, а стратегии поведения – как особые поведенческие синдромы, характеризующиеся актуализацией адаптивных механизмов психической саморегуляции. Социализацию личности в этом случае можно понимать как совершенствование внутренних механизмов ее поведения.

Если жизненный путь рассматривать как процесс личностного развития, протекающего в жизненных ситуациях, то в качестве единицы его анализа  можно полагать не событие (как это делается в событийно-биографическом подходе), а паттерн личностно-ситуационного взаимодействия. Пространственно-временное развитие личности определяется той или иной формой (типом) личностно-событийного взаимодействия, а последнее находит свое воплощение в поведении личности, в ее конкретной стратегии /49/.

А.В. Филиппов и С.В. Ковалев анализируют понятие ситуации как элемента психологического тезауруса, адекватно репрезентирующего субъект-объекные взаимоотношения /261/.  Кроме того, авторы отмечают, что ситуация является одним из способов организации субъектом явлений внешнего мира, причем внешняя среда здесь представлена  не только в своей предметной и функциональной форме, но и как совокупность общественных и межличностных отношений. Совокупность психологических ситуаций обуславливает социализацию субъекта и формирование элементов образа. Тенденция к преобразованию, реконструкции отраженной субъектом реальности в целостные и завершенные квазисистемные конструкты является одним из универсальных свойств психики. Поэтому можно говорить о ситуации  как об элементарной единице психического, репрезентация которой возможна на самых различных уровнях психического отражения, деятельности и поведения.

К.А. Абульханова-Славская подчеркивает, что ситуация является фактором развития субъекта, в случае, если субъект отличается достаточно высоким уровнем индивидуальных особенностей, связанных с познанием пространственно-временных, причинно-следственных, сущностных, личностных отношений, действующих  в структуре элементов ситуации /1/. При их недостаточной сформированности ситуация представлена исключительно как конкретная, константная данность, не имеющая корней и будущего.

Таким образом, подходы, развиваемые психологией ситуаций, утверждают, что для понимания ситуации  необходим анализ системы «человек-в-ситуации», характеризующейся причинно-следственными зависимостями. Единство обстановочных, личностных и поведенческих компонентов  ситуации объединено в понятии «личностно-ситуационное взаимодействие», означающем, что объективные характеристики ситуации ставят человека в определенные условия, актуализируя наиболее значимые для него компоненты психической деятельности: представления, мотивы, смыслы, намерения, стратегии поведения. Тем самым личность не пассивно следует объективным особенностям ситуации. Любые объективные характеристики  в системе «человек в ситуации» личностно окрашены и трансформированы, интерпретируются личностью по-своему и только в этом виде приобретают регулирующую ее поведение функцию /215/. Поэтому ситуация предстает как личностно-ситуационное взаимодействие, взаимовлияние и является объективно-субъективным феноменом /239/.

Информация о работе Психология экстремальных ситуаций