Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.
Решение данной проблемы тесным образом связано с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и пошагового коррекционного воздействия, преобразования методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи, а также внедрение тенденции обновления содержания образования.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3

Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы………………. 5
1.1. Развитие лексики детей дошкольного возраста…………………… 5
1.2. Состояние проблемы формирования лексики
у детей с речевой патологией в свете современных исследований…… 11
Выводы по первой главе………………………………………………… 16

Глава II. Особенности усвоения системы лексических
значений, отражающих эмоциональные состояния и
оценки, детьми с общим недоразвитием речи…………………………. 17
2.1. Этапы исследования эмоциональной лексики
детьми с общим недоразвитием речи старшего
дошкольного возраста…………………………………………………… 17
2.2. Проведение исследования………………………………………….. 23
Выводы по второй главе………………………………………………… 52

Глава III. Содержание логопедической работы с
детьми, имеющими общее недоразвитие речи…………………………. 54
Выводы по третьей главе………………………………………………… 72

Заключение……………………………………………………………….. 73

Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Развитие эмоциональной лексики.doc

— 555.50 Кб (Скачать документ)

Фрагмент занятия.

Логопед произносит отдельные слова, а дети должны составить правильное предложение.

Логопед. Ребята, веселый, выбежать, на, улица.

Дети. Веселые ребята выбежали на улицу.

Логопед. Грустный, львица, сидеть, озеро, около.

Дети. Грустная львица сидит около озера.

Этот прием можно использовать в работе с различными группами слов эмоциональной лексики.

Фрагмент занятия на тему «Составление связных рассказов со словами-антонимами».

Логопед показывает детям сюжетную картину (или картины) и сначала  сам рассказывает историю, а дети слушают и отвечают на вопросы.

Логопед. Пришла Маша с прогулки грустная. У нес убежал котенок. Села она  и заплакала. А если Маша плачет, то она какая?

Дети. Грустная, печальная, расстроенная.

Логопед. Вдруг раздался стук в  дверь. Пришла соседка и принесла котенка. Маша взяла его на руки, обняла. Она перестала плакать и улыбнулась. А если Маша улыбнулась, то она стала какой?

Дети. Веселой, радостной.

Затем логопед просит детей придумать  свои истории. Ребята но одному и в  паре рассказывают небольшие истории, рассказы, используя слова-антонимы (первый ребенок рассказывает, что случилось с Машей, а второй продолжает рассказ, сочиняя ситуацию, которая развеселит Машу).

Также при составлении рассказов  можно использовать прием «Расшифруй письмо».

«Почтальон» приносит детям письма, но не обычные, а зашифрованные. В  каждом письме мимически изображено по два-три эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому  ребенку вручается по письму, и  дети рассказывают, о чем они «прочитали»  в своем письме. На первоначальных этапах логопед помогает детям «расшифровывать» письма. Например, прислали письмо с графическим изображением двух эмоциональных состояний: грусти, радости.

Варианты расшифровки письма:

На улице шел сильный дождь. Кирилл сидел дома, и ему было очень грустно. Но прошло время, дождь закончился, и выглянуло солнышко. За Кириллом зашел его друг, и они радостные побежали гулять.

Однажды Таня осталась дома одна. Ей было очень грустно. У нее был маленький  пушистый котенок. Он подошел к Тане и стал с ней играть. Таня очень развеселилась и больше не грустила.

Описанный выше прием «Расшифруй письмо»  применяется на итоговых занятиях в  данном блоке, использование которого помогает определить и дифференцировать эмоциональные состояния, а также закрепить знания детей в подборе синонимов и антонимов, выявить степень выраженности того или иного эмоционального состояния. Кроме того, это задание способствует развитию связных высказываний на основе объединения образных изображений (пиктограмм) единым сюжетом.

На заключительных занятиях первого  блока эмоциональная лексика (состоящая  из слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом) используется детьми при составлении  рассказов по серии картин: «В детском  саду», «Синичка», «Заяц и морковка», «Котенок» и др., а также по сюжетным картинам «Аленушка», «Чиполлино», «Новый год» и др.

Составление рассказов по серии  сюжетных картин помогает продолжению  работы над лексическим материалом. Эмоциональная лексика уточняется и усваивается не путем механического запоминания, а в процессе активного использования ее в самостоятельной связной речи.

При составлении рассказа по серии  картин используются следующие приемы работы:

дети должны расположить в нужном порядке, определить эмоциональное  состояние героев, выложить под соответствующей картиной пиктограмму, выражающую то или иное эмоциональное состояние, и передать содержание картин;

рассказ по картинам составляется «по  цепочке», когда один ребенок начинает рассказ, следующий продолжает, а  третий заканчивает;

дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, затем переворачивают их и составляют рассказ по памяти;

составив рассказ, ребята придумывают  к нему название, а также дополняют  его описанием предыдущего события;

после составления рассказа по серии сюжетных картинок детям предлагается передать его содержание «в лицах»;

составление детьми рассказов из личного  опыта, аналогичных какой-либо серии.

Последний прием позволяет сопоставить  разбираемую серию с жизненным  опытом детей, с их чувствами и переживаниями.

При составлении рассказа по сюжетной картине применяются следующие  виды работы:

детям предлагается ответить на вопросы, касающиеся всех деталей сюжета. Затем  логопед суммирует все ответы в рассказ, вслед за педагогом рассказывают дети. Перед началом рассказа логопед вместе с дошкольниками составляет план рассказа с использованием опорных картинок, пиктограмм, схем, что помогает направить рассказ детей в нужное русло;

самостоятельный рассказ ребенка  без помощи логопеда по новой аналогичной картине;

составление рассказа по цепочке, один ребенок начинает рассказ, другой продолжает и т.д.

Применение зрительных опор в виде пиктограмм помогает детям точно  передать эмоциональное состояние  героев, изображенных на сюжетной картине. На заключительных занятиях при составлении рассказа по картине применяются приемы инсценировки сюжета.

Описанные выше виды работы в рамках первого блока, цель которого состоит  в формировании эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом, способствуют разностороннему употреблению данной лексики в словах, словосочетаниях и предложениях. Применение специальных приемов помогает детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) точно употреблять лексемы, а также использовать их в самостоятельных высказываниях.

Второй блок. Формирование эмоциональной  лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление  лексически с положительной или  отрицательной стороны.

Цель второго блока состоит в формировании эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны.

Достижение поставленной цели зависит  от выполнения ряда задач:

обогащать словарный запас эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления лексически с положительной или отрицательной стороны;

употреблять слова-оценки в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.

Поставленные задачи решаются на логопедических занятиях по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка. Подбор дидактического материала и последовательность предъявления заданий производятся на основе принципа доступности.

С разъяснительной целью применяются специальные цветовые обозначения, служащие зрительной опорой при формировании данной лексики. Например, можно использовать бумажные полоски темного тона: коричневого, серого, черного, которые служат для выражения отрицательного значения: полоски светлого тона – желтого, розового – соответствуют положительному значению слов.

Для оценки того или иного качества предмета в виде опор следует использовать графические изображения лиц. Так, веселое лицо служит опорой для выражения  положительного качества предмета, грустное – отрицательного.

При передаче усиления смыслового значения общеоценочной и частнооценочной  лексики можно употреблять трехцветные  полоски, в которых с помощью  цвета изображается постепенная  насыщенность темного (отрицательная лексика) или светлого (положительная лексика) тона.

Учитывая, что образование иерархии понятий определяется организацией связи номинативных единиц между  собой, обучение носит последовательный характер, что позволяет дошкольникам с общим недоразвитием речи (III уровень) усваивать эмоциональную лексику (слова-оценки) в словосочетаниях, предложениях, связных текстах. В этой связи мы предлагаем использовать следующие приемы работы:

1.Добавление слов в словосочетание (добавление зависимых слов к главному). В качестве исходных детям предлагаются следующие слова: хороший, плохой (общеоценочная лексика); приятный, неприятный, вкусный, невкусный, интересный, скучный, умный, глупый, радостный, печальный, красивый, уродливый, добрый, злой, полезный, вредный, правильный, неправильный, здоровый, больной, нужный, ненужный (частнооценочная лексика), с которыми они должны составить словосочетания: хороший день (вечер, праздник), плохой мальчик (девочка, щенок), вкусный обед (пирог, торт), скучный фильм (дедушка, праздник), умная собака (сова, голова), злой волшебник (колдун, волк), добрая принцесса (история, мама) и т.п.

2. Составление словосочетаний.

а) Составление словосочетаний с  синонимически близкими словами.

б) Составление словосочетаний со словами противоположного значения.

Игра «Скажи наоборот»: хороший  день – плохой день; умный принц  – глупый принц; невкусный обед –  вкусный обед; скучный фильм –  интересный фильм; печальный ослик  – радостный ослик; красивая принцесса  – уродливая принцесса; добрый волшебник  – злой волшебник; правильный ответ – неправильный ответ; неудачная покупка – удачная покупка и т.п.

в) Составление словосочетаний (образование  от имен прилагательных сравнительной  и превосходной степени): суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое самое  вкусное; рассказ скучный, история еще скучнее, фильм самый скучный; слуга умный, принц еще умнее, король самый умный и т.п.

3.Составление предложений.

а) Составить предложение с заданным словом: хорошее: У мамы хорошев настроение; плохой: Ребята совершили плохой поступок; вкусный: Мы купили вкусный торт; невкусный: В столовой приготовили невкусный обед; душистый: В саду вырос душистый цветок и т.п.

б) Распространить предложение с  помощью синонимов.

Мы смотрели интересный фильм, –  Мы смотрели интересный (увлекательный, занимательный) фильм.

Злой волшебник заколдовал все  сказочное царство. – Злой (недобрый, недоброжелательный) волшебник заколдовал все сказочное царство.

Умная собака спасла ребенка из беды. – Умная (мудрая) собака спасла ребенка из беды и т.п.

в) Преобразовать деформированное предложение. Девочка, рисовать, красивая, принцесса. Котенок, глупый, залезать, дерево, на.

Врач, прийти, мальчик, больной, к.

Дом, около, расти, цветы, душистый и  т.п.

г) Дополнить предложение словом с противоположным значением.

Сова умная, а мышонок (глупый).

Карабас-Барабас злой, а Мальвина (добрая).

Петя посмотрел интересный фильм, а Коля (скучный) и т.п.

д) Составить предложение, используя  прилагательные в сравнительной  и превосходной степени.

Сказка интересная, мультфильм еще интереснее, а фильм самый интересный.

Саша печальный, его друг Сергей еще печальнее, а Семен самый  печальный.

Султан глупый, его слуги еще  глупее, а советники самые глупые и т.п.

е) Исправить ошибку и произнести правильно предложение.

Незнайка ест вкусная варенье. Ваня читает интересный книга. Злое собака громко лаять, Витя и Маша попадать к доброй волшебнику и т.п.

В результате использования этих заданий  создается ассоциативный «веер» лексических единиц, что обеспечивает детям максимальное поле доступной языковой деятельности.

4.Составление рассказов:

а) составление небольших рассказов  с использованием слов-антонимов, слов-синонимов;

б) составление рассказов по серии  сюжетных картин;

в) составление рассказов по картине.

При составлении рассказов используются виды заданий, описанные в предыдущем разделе.

Реализация указанных упражнений происходит в игровой форме, значительное место уделяется использованию  внешних опор и наглядно-иллюстративного материала.

Выполнение описанных выше упражнений способствует уточнению семантического значения эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, правильному и точному употреблению лексем в словосочетаниях и предложениях, а также использованию лексики в самостоятельных связных высказываниях дошкольников, что выражается в более точном определении ситуаций, происходящих событий, а также более полной оценке характеров героев, их поступков детьми.

Третий блок. Формирование эмоциональной  лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем  морфологических преобразований.

В русском языке существуют разные формы субъективной оценки предмета и качества (Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова). Эти данные были учтены нами при построении системы работы с детьми.

В третьем блоке основная цель –  формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.

Специфику третьего блока определяет выполнение следующих задач:

уточнение и увеличение объема словаря  детей в области эмоциональной  лексики, включающей слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается словообразовательно;

развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.

Реализация выдвинутых задач осуществляется в процессе изучения разнообразных  лексических тем, таких как «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Транспорт» и др.

Для лучшего усвоения словарного материала  широко используются наглядные средства обучения: геометрические квадратные фигуры различного размера (маленький, средний, большой), которые служат опорой для образования форм субъективной оценки предмета; трехцветные полоски бумаги, служащие основой при работе со словами, в которых с помощью определенных суффиксов и префиксов происходит постоянное изменение семантического значения слова; предметные и сюжетные картины, иллюстративные материалы из сказок, рассказов, стихов. В работе применяются следующие виды заданий.

1.Образование слов.

а) Образование слов с ласкательными  значением (игра «Скажи ласково»).

Информация о работе Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР