Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:29, курсовая работа
На современном этапе развития интеграционных процессов в образовании проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение.
Решение данной проблемы тесным образом связано с осуществлением индивидуализированного, а также более дифференцированного и пошагового коррекционного воздействия, преобразования методических систем, учитывающих сложность и неоднородность контингента детей с нарушениями речи, а также внедрение тенденции обновления содержания образования.
Введение………………………………………………………………….. 3
Глава I. Теоретические основы исследуемой проблемы………………. 5
1.1. Развитие лексики детей дошкольного возраста…………………… 5
1.2. Состояние проблемы формирования лексики
у детей с речевой патологией в свете современных исследований…… 11
Выводы по первой главе………………………………………………… 16
Глава II. Особенности усвоения системы лексических
значений, отражающих эмоциональные состояния и
оценки, детьми с общим недоразвитием речи…………………………. 17
2.1. Этапы исследования эмоциональной лексики
детьми с общим недоразвитием речи старшего
дошкольного возраста…………………………………………………… 17
2.2. Проведение исследования………………………………………….. 23
Выводы по второй главе………………………………………………… 52
Глава III. Содержание логопедической работы с
детьми, имеющими общее недоразвитие речи…………………………. 54
Выводы по третьей главе………………………………………………… 72
Заключение……………………………………………………………….. 73
Список литературы…………………
Имена существительные: дом – домик, огурец – огурчик, халат – халатик, город – городок, воробей – воробышек и т.п. Имена прилагательные: вкусный – вкусненький, хитрый – хитренький, веселый – веселенький, сухой – сухонький и т.п.
б) Образование слов со значением увеличительности. Имена существительные: нос – носище, хвост – хвостище, глаз – глазище, великан – великанище и т.п. Имена прилагательные: злой – злющий, большой – большущий, высокий – высоченный, умный – умнющий и т.п.
в) Образование превосходной степени имен прилагательных: глупый – наиглупейший, хитрый – наихитрейший, умный – наиумнейший, вкусный – наивкуснейший, чистый – наичистейший и т.п.
г) Образование имен прилагательных
путем чистого или префиксирова
2. Образование словосочетаний.
а) Добавление главного слова к зависимому: лом – домик: большой дом – маленький домик; огурец – огурчик: зеленый огурец – зелененький огурчик; рука – ручища: сильная рука – сильнющая ручища и т.п.
б) Добавление зависимых слов к главному: высокий – высоченный: высокий дом – высоченный ломище; глупый – наиглупейший: глупый слуга – наиглупейший султан; злобный – презлобный: злобный волк – презлобный медведь и т.п.
3.Составление предложений.
а) Составление предложений с указанным словом: Домище: У великана огромный домище. Воробышек: Маленький воробышек прыгает по дорожке. Хитрая-прехитрая: У одного старика хитрая-прехитрая дочка. Наиглупейший: Во дворце жил наиглупейший султан и т.п.
б) Составление предложений из отдельных слов: в, лес, жить, злющий, волчище. На, окно, сидеть, веселенький, гном. Маша, сорвать, грядка, с, огурчик, зелененький. Мальчики, девочки, и, смотрят, интереснейший, фильм и т.п.
в) Дополнение и завершение предложений: У большого медведя огромные.., (глазищи, усищи, лапищи и т.п.). У зайчика маленький... (хвостик, ротик, носик и т.п.). В сказочном королевстве живет звездочет. Он очень умный ... (умный-умный, умный-преумный, умнейший и т.п.)
4.Составление рассказов.
Работая над составлением рассказов, следует использовать следующие приемы.
а) Составление рассказов по серии сюжетных картин по мотивам сказок: «Три медведя», «Гномы и великаны», «Белоснежка и семь гномов», «Кот в сапогах», «Храбрый портняжка» и др.
Фрагмент занятия
Логопед предлагает детям прослушать сказку «Гномы и великаны». Затем педагог задает ребятам вопросы по сюжету сказки, отвечая на которые дошкольники описывают внешний вид гномов и великанов, как выглядят их жилища и какие приключения с ними происходят. Потом дети выкладывают в логической последовательности сюжетные картинки, которые служат для них планом и зрительной опорой при составлении связного рассказа с применением эмоциональной лексики.
б) Составление рассказов по иллюстрации сказки: «Гулливер в стране лилипутов», «Фея и великан», «Мальчик с пальчик», «Дюймовочка» и др.
Фрагмент занятия
Педагог демонстрирует иллюстрацию из сказки «Гулливер в стране лилипутов» и читает детям эту сказку. Затем с помощью вопросов ребята пересказывают ее. Потом они самостоятельно составляют рассказ по иллюстрации из сказки. При рассмотрении иллюстративных материалов уделяется большое внимание анализу и оценке эмоциональных состояний персонажей и происходящих событий.
в) Рассказывание сказки и ее инсценировка (игра-драматизация).
В работе можно использовать сказки: «Лиса и рак», «Лиса и муравей», «Кот и петух» и др.
Фрагмент занятия
Педагог зачитывает детям письмо Старика-Годовика с приглашением в комнату сказок: «Друзья вас ждет сказка. Приходите». Когда ребята займут свои места, из-за ширмы появляются сказочные персонажи. Педагог рассказывает сказку «Лиса и рак». Затем дошкольники отвечают на вопросы, уточняющие повадки героев, их отличительные черты, используя при этом эмоциональную лексику. Потом педагог предлагает разыграть сказку по ролям.
г) Придумывание и рассказывание своих историй, рассказов с использованием лексики третьего блока.
Выводы по третьей главе
В результате проведения специальной
работы на основе вышеописанных приемов
дети учатся образовывать формы субъективной
оценки предметов и их качеств, правильно
и точно употреблять
Таким образом, логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) старшего дошкольного возраста позволяет качественно изменить уровень их речевого развития. Следует отметить, что коррекционное обучение не ограничивается предложенной системой методических приемов. Далее необходимо проводить работу по активизации эмоционального пласта лексики в процессе речевого общения детей с нарушениями речи.
Заключение
Подводя итоги теоретической части, следует отметить, что развитие эмоциональной лексики обеспечивается комплексом многоступенчатых процессов высших психических функций (восприятия, памяти, внимания, мышления), а также протекает при взаимодействии перцептивного, когнитивного и эмоционального опыта.
Анализ программ обучения детей с ОНР (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) показал, что одной из основных задач коррекционного воздействия является практическое усвоение лексических средств языка. В дошкольных логопедических учреждениях реализация данной задачи происходит на логопедических фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в работе над лексическими темами («Осень», «Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда» и т.п.).
Вместе с тем следует отметить, что в программе для детей с ОНР формирование эмоциональной лексики происходит фрагментарно. Так, например, программой обучения предусмотрено усвоение доступных антонимов; употребление слов с эмоционально-оценочным значением; введение в речь детей слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений. При развитии самостоятельной связной речи дошкольников особое внимание уделяется сравнению детей с поведением героев сказок, рассказов, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц.
В настоящее время отсутствуют специальные поэтапные разработки, позволяющие постепенно формировать эмоциональную лексику у детей с ОНР, которая в дошкольном возрасте наиболее точно позволяет оценить и выразить свои переживания и чувства других людей, героев сказок, стихов и рассказов.
В настоящее время в специальной литературе по логопедии существует значительное количество исследований, в которых большое внимание уделяется проблеме выявления особенностей нейтральной лексики и ее формирования у детей с речевыми нарушениями. Проблема изучения эмоциональной лексики как составной части лексической системы, ее особенностей, а также возможных методов и приемов формирования разработана недостаточно и требует специального изучения.
Подводя итоги проведенного эксперимента, направленного на изучение особенностей усвоения эмоциональной лексики детьми с ОНР (III уровень) старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы.
1.Частота употребления
2.Коэффициент лексического
3.У дошкольников с общим
4.В коротких высказываниях, а
также при составлении
5.При определении и назывании
эмоциональных состояний по
6.Детям с общим недоразвитием
речи (III уровень) особенно трудно
мимическими средствами
7.При изучении интонационной стороны речи выявлено, что у дошкольников с речевой патологией наименьшие трудности возникают при произнесении предложения с интонацией радости. В некоторых случаях дети говорят фразу с восклицательной интонацией, в то время как ее требуется сказать испуганно. Наибольшие трудности отмечены у дошкольников с ОНР (III уровень) при произнесении предложения с интонацией удивления, они произносят его радостно или нейтрально.
8.Сопоставительный анализ
Все вышеизложенное указывает на то, что процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной лексики, у детей с ОНР (III уровень) не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая поэтапная логопедическая работа, направленная на формирование эмоционального пласта лексики.
В результате проведения специальной работы на основе вышеописанных приемов дети учатся образовывать формы субъективной оценки предметов и их качеств, правильно и точно употреблять эмоциональную лексику, в которой эмоциональное отношение к называемому выражается особыми аффиксами на уровне словосочетаний, простых и сложных предложений, а также в самостоятельных связных высказываниях.
Таким образом, логопедическая работа по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) старшего дошкольного возраста позволяет качественно изменить уровень их речевого развития. Следует отметить, что коррекционное обучение не ограничивается предложенной системой методических приемов. Далее необходимо проводить работу по активизации эмоционального пласта лексики в процессе речевого общения детей с нарушениями речи.
Список литературы
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
Алексеева М. М. Овладение оценочной лексикой как условие формирования социальной активности старшего дошкольника // Психолого-педагогические механизмы формирования качеств социально активной личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М: МШИ, 1986. – С. 72-77.
Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
Антипова Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис.... канд. пед. наук / Ж. В. Антипова. – М., 1998. – 16 с.
Барминкова Т.Д. Характеристика нарушения связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР: дис.... канд. пед. наук / Т.Д. Барминкова. – М., 1996. – 177 с.
Белянин В. П. Введение в психолингвистику / В. П. Белянин. – М.: ЧеРо, 2000. – 128 с.
Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.
Власенко И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи / И. Т. Власенко. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во АПН РСФСР 1960. – 500 с.
Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
Глухов В. П. О формировании связной описательной речи старших дошкольников с недоразвитием речи // Дефектология / B. П. Глухов. – 1990. – №6. – С. 63-70.
Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 373 с.
Жукова П. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1973. – 222 с.
Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2001. – 137 с.
Коломинский Я. Л. Психология детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Минск: Университетское, 1999. – 316 с.
Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Прогр. эмоцион. разв. детей дошк. и мл. шк. возраста / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. – М.: Генезис, 1999. – 200 с.
Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций: Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 159 с.
Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 205 с.
Лалаева Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 224 с.
Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей / Р. Е. Левина. – М-: АПН РСФСР, 1958. – 31 с.
Леонтьев А. Н.. Избранные психологические произведения: в 2 т / А. И. Леонтьев. – М.: Педагогика, 1983. – Т 1. – 391 с.
Лурия А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 416 с.
Методы обследования речи у детей. Вып. 2 / Под ред. И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной – М., 1996. – 146 с.
Милованова Н. Я. Об особенностях употребления оценочной лексики в стиле научной прозы // Проблемы функционирования языка и специфики языковых разновидностей / Н. Я. Милованова. – Пермь: ИГУ. 1985. – 174 с.
Информация о работе Развитие эмоциональной лексики у детей с ОНР