Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа
Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования
Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5
Диплом
«Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
1 Теоретические
основы развития речи
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и
методы театрализованной
2 Экспериментальное
изучение влияния
2.1 Изучение
уровня развития речи на
2.2 Педагогическая
организация театрализованной
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5
Актуальность темы. Речь – это важнейшая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями.
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова,Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)
Поэтому включение театрализованной деятельности в работу детских образовательных учреждений позволяет сформировать у детей не только правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, раскрыть творческий потенциал самого ребенка, но и обогатить и активизировать словарь детей, дать образцы использования грамматических конструкций, развить звуковую сторону и связную речь.
Синтетический характер театрального
искусства выступает как
-у дошкольников отсутствует
опыт восприятия театрального
искусства. Приобщение к
-наблюдается бессистемность
и поверхностность
-театрализованные игры
детей характеризует
-отсутствует готовность
педагогов к руководству
Возникает противоречие: между признанием искусствоведческой и педагогической наукой значения театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка и дефицитом театрального искусства в жизни детей. К тому же интеллектуализация обучения и воспитания детей дошкольного возраста оказала отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка: снизилось внимание к развитию чувств, воображения и творчества. Преодоление этих противоречий возможно путем ознакомления детей с театром как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.
В связи с этим является актуальным использование разнообразных элементов театрализованной деятельности как в организованной образовательной деятельности, так и повседневной жизни для развития речи детей.
Исходя из актуальности проблемы определена тема исследования: «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Объект исследования: дети дошкольного возраста
Предмет исследования: развитие речи в театрализованной деятельности.Изменить предмет в соответствии с темой (сузить)
Гипотеза исследования: использование театрализованной деятельности в воспитательном процессе ДОУ способствует эффективному развитию речи дошкольников
Задачи:
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, количественная и качественная обработка результатов тестирования
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что изучена актуальность театрализованной деятельности в жизни ребёнка, определена объективная возможность педагогической работы по развитию речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Перед современной
Воспитание творческой направленности личности дошкольников в театрализованной деятельности предполагает не только осознанное осмысление приобретенного опыта, его «проживание» (ВГ.Давыдов, ИА.Генералова, А.П.Ершова, АЛ. Михайлова, Э.Г.Чурилова и др.), но и усвоение нравственных, эстетических образцов поведения, «проникновение» в их сущность, сознание посредством взятой на себя роли, ее исполнения перед зрителями, перевоплощение.
Педагог ориентируется в образовательном процессе на фундаментальные принципы гуманизма, обращенности к личности каждого ребенка, удовлетворению духовных потребностей и разносторонние интересы, что возможно в совместной продуктивной деятельности (Н.А.Короткова, Н-Я.Михайленко, Ю.И.Рубина и др.)), такой как театрализованная деятельность (АДЕршова, П.М.Ершов, А.Я. Михайлова, А.Б.Никитина, Т.ГЛеня, Э.Г.Чурилова и др.) , где коммуникативное пространство предполагает «творческую» интерпретацию образов, анализ характерных черт, нравственное и эстетическое воспитание (об этом свидетельствует исторический экскурс воспитания детей средствами театрального искусства, проведенный Е.А.Ильиной).
Принимая во внимание непреходящее значение системы К.С.Станиславского, положившей начало развитию театральной педагогики, ведущими факторами определения приоритетных направлений, содержания театральной педагогики, выступают представления о целях воспитания, обучения подрастающего поколения. Эти цели находят свое конкретное выражение в содержании образования, реализуемого в методах, приемах, средствах, формах организации процесса, сохраняя традиции, заложенные К.С.Станиславским, развивая теоретические идеи театральной педагогики.
О. Орлова в своем исследовании, утверждает, что театральная педагогика - процесс воспитания будущих актеров и педагогическое взаимодействие с группой детей (представляющих труппу театра), нацеленное на расширение творческого диапазона актеров среднего и старшего поколения в процессе театрально-постановочной работы .
АЛ.Ершова, рассматривая вопросы о привнесении основ техники действий как элементов театрально-исполнительской культуры в учебно- воспитательный процесс, рассматривает театральную педагогику как искусство живого действия, которое легко осваивается при заинтересованном и творческом отношении к обучению и воспитанию детей.
Исходя из вышесказанного,
мы рассматриваем театральную
Теоретические основы изучения данного вопроса обеспечиваются сочетанием нескольких подходов к анализу педагогических картин прошлого. Одним из них может выступать социокультурный (цивилизованный) подход, который предполагает рассмотрение историкопедагогического процесса (ключевые позиции в котором занимает театрализованная деятельность) с учетом специфики типичных для общества социальных и культурных образцов театрального искусства, обращенность к особенностям постановки и решения педагогических проблем, обусловленных этими образцами.
Театральное искусство, как и другие искусства, является формой общественного сознания. Театр имеет первостепенное значение в жизни общества в качестве способа художественного отражения действительности и эстетического воспитания масс. Историческое развитие театра неотделимо от развития общества, от состояния культуры в целом.
Яркими представителями
философии гуманизма
В отечественной науке предпосылки для рассмотрения историкопедагогического процесса с точки зрения цивилизованного подхода создали исследователи, разрабатывающие общетеоретические проблемы цивилизации (М.А.Барг, Н.Р.Моисеев, Н.С.Розов и др.). Известные педагоги, ориентирующиеся ка социокультурную, антропологическую интерпретацию истории педагогики (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Р.Б.Вендровская и др.), утверждают гуманистическую, личностно- ориентированную модель воспитания.
Обращаясь к нашему исследованию, следует отметить, что историкопедагогический процесс воспитания творческой направленности личности младшего школьника средствами театрализованной деятельности рассматривается с учетом тех социальных, культурных образцов театрального искусства, которые отвечают нравственным идеалам, задачам эстетического воспитания, культурной цивилизации.
Рассмотрим с точки зрения исторически сменяющихся формаций значение их социокультурных законов, влияние театрального искусства на процесс воспитания, обогащение духовного опыта как педагога, так и воспитанника.
Игровая сущность театра имеет историческую закономерность: театр возник из охотничьих, сельскохозяйственных и других ритуальных игрищ, массовых народных обрядов, празднеств, в основе которых лежала аллегория природных явлений или трудовых процессов.
История общества рассматривает также и такие театральные системы, в основе которых лежало мастерство риторики, танца, пения, где игровой принцип был выдвинут на первый план (8). При всей своей «условности» сценический образ оставался, однако вполне содержательным и понятным в системе спектакля. Классическим примером была широко распространенная народная комедия масок с ее открытой условностью, подчеркнутой театральностью приемов игры, весьма доступная как для «воспитателей», так и просто граждан, берущая начало с эпохи Возрождения.
Обращаясь к характерным особенностям, ведущим идеям цивилизации Древней Греции, ее театральное искусство явилось средством выражения интересов общества, ориентированного на воспитание гражданина, исполняющего долг перед обществом. А, исходя из концептуальных основ аксиологического подхода, включение духовного опыта в общую педагогическую парадигму выявило педагогически ценные идеи, сохраняющие творческое начало - «идея оздоровление общества и связь его с правильным воспитанием» (Сократ), «утверждение справедливости» (Платон), желание и воля человека» (Аристотель), находящее свое воплощение в театральном искусстве.
Повышенное влияние к внутреннему миру личности, ее индивидуальным чувствам наблюдалось в эпоху становления христианства. Эмоциональная сфера личности могла с особой силой найти свое выражение в искусстве. Театр был средством нравственного воспитания и обращением к его канонам - смысл жизни (смиренность души, покаяние), ценность разума (обучение).
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности