Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5

Работа состоит из  1 файл

Диплом(5).docx

— 800.79 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

 

 

 

Заклички, приговорки

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко.

Там твои детки

Кушают конфетки

А тебе не дают,

Всем ребятам раздают.


 

Вёдрышко! Покажись.

Солнышко.Погляни! 

Солнышко!Посмотри!

Твои дети плачут,

Есть хотят,пить просят!

 

Солнышко –  вёдрышко!

Выгляни в окошко:

Посыплю  горошку.

Бояре-то едут

В красненьких  сапожках,

В беленьких  чулочках.

 

Солнышко-вёдрышко,

Выгляни в окошечко,

Твои дети на повети

 Мёд колупают,

Деткам кидают.

 

 

 

Приложение

Театрализованные  игры

«Чей теремок»

Дети строят себе «теремки» из стульчиков. Из числа  игроков выбирается водящий, который  вместе с педагогом будет обходить теремки и стучаться в каждый домик. Дети — «зверушки» — сидят  на стульчиках каждая группа в своем  «теремке». «Зверушки» произносят речитативом текст и жестами показывают «лапки, крылышки, хвосты, клювики и ушки».

Дети: Теремки, теремки!

Здесь живут  зверушки.

Лапки, крылышки, хвосты,

 Клювики и  ушки.

Под музыку воспитатель вместе с водящим обходят «теремки». По окончании музыкальной фразы стучатся в каждый «теремок» и спрашивают: «Кто в этом теремочке живет?» «Зверушки» останавливают танец и отвечают. Например: «Мяу-мяу!»

Водящий угадывает: «Здесь кошки живут!»

Подходят к  следующему «теремку», стучат и спрашивают: «Кто в этом теремочке живет?» Дети отвечают: «Га-га-га». Ребенок-водящий угадывает: «Здесь гуси живут!» И т.д.

Затем дети придумывают  себе новые образы. Игра повторяется.

 Сопровождает  игру  любая полька. Дети в «теремках»  могут под  музыку «танцевать»  сидя.

Образная игра «Цветы»

(музыка В.  Витлина «Цветок»)

Описание игры

Из числа игроков  выбирается водящий. Дети стоят свободно или в кругу, соединив ладошки над головой и закрыв глаза—бутоны закрыты. Водящий произносит . следующие слова: «Во саду, садочке, расцвели цветочки!» Далее называет цветы по очереди. Звучит музыка. Названный ребенок-«цветок» под музыку «расцветает»: открывает глаза, плавно поднимает одну руку, затем вторую, плавно разводит в стороны поднятые руки, «тянется к солнцу», кружится и по окончании музыки замирает. Игра продолжается до тех пор, пока все «цветы не расцветут». Тот, кто окажется невнимательным, не выполнит свое движение или опоздает, отдает свой фант. После того, как все цветы «расцвели», фанты разыгрываются. Дети выбирают себе названия других цветов, игра повторяется.        

Образная игра «Венок»

Подготовка к  игре

Музыкальный руководитель рассказывает детям о цветах, которые  растут на лугу или в поле.Дети рассматривают изображение полевых цветов  на  картинках и выбирают себе названия полевых цветов. Дети разучивают песню.

 

 Описание  игры

Стульчики стоят  по кругу в центре игровой комнаты  Дети-«цветы» под музыку бегут по кругу, по окончании музыки садятся на стульчики. Одному из участников игры стульчика не хватает, поэтому он становится водящим. Дети-« цветы», сидя на стульчиках, поют «Утреннюю песню». Водящий ходит вокруг стульчиков — «плетет венок». Водящий:

Раз, два, три! К  цветку цветок, Я плету себе венок. Выходи ко мне, дружок, Замечательный  цветок...

Называет какой-нибудь цветок. Названный «цветок» встает, водящий берет его за руку, они  вдвоем продолжают движение по кругу, повторяя слова. Водящий каждый раз называет новый цветок, который присоединяется к «венку». Так до тех пор, пока все игроки не поднимутся и не сплетут «венок». Дети начинают петь «Утреннюю песню», по окончании куплета разбегаются и садятся на стульчики. Тот, кому места не досталось, становится новым водящим. Игра повторяется.

Примечание

Если в группе оказалось много детей, то некоторые  «цветы», возможно, будут одинаковыми.

В этом случае в  «венок» вплетаются одновременно все  «ромашки» или все «одуванчики».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

Музыкально-хореографическая сказка про волка и семеро козлят

 

 

Стол  и стулья для козлят, книга, игрушка, кувшин, полотенце, травка, балалайка, посуда для  козлят, печка.

Справа муравейник, слева полянка цветов, на заднем плане справа - логово волка.

1 картина.

Под музыку выходит  ведущий:

Сказку известную  всем давно,

Переделали мы на новый лад.

Вы смотрели в театре ее, и в кино.

А наша сказка пришла в детский сад.

Просим вас  слушать внимательно,

Различать, кто  в ней добро, а кто зло несет.

И тогда, друзья, обязательно в жизни вам повезет. (отходит в сторону и показывает)

Посмотрите-ка, ребята, Дом простой стоит в  лесу.

Там живут наши козлята,

Маму ждут свою - Козу. (козлята выходят «паровозиком» и говорят):

Мы спешим, мы спешим, и копытцами стучим,

Топаем мы ножками  и бодаем рожками.

Ты не стой на пути, разреши-ка нам пройти.

Семь носов, семь хвостов, серые шубейки.

Дверь закрыла  на засов дружная семейка. (Козлята занимают свои места и поют песенку, каждый своп куплет).

Песня «Знакомство козлят».(Музыка О.Романовой)

Козленок:   Хватит вам братцы забавляться!

Пойдем в дом, приберем там. Да будем маму поджидать! Выходит Коза с песней:

Ах, козлятушки, вы, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

С молоком иду  и с капустою,

Чай голодные - сердцем  чувствую.

Тук! Тук! Тук!

-Козлятки, козлятки, родные ребятки, откройте мне  дверь. Стою у порога, молочка  очень много, откройте мне дверь!  Маму впустите свою, это я вам  пою, откройте мне дверь.

Козлята: Мы тебя узнаем! Сейчас, сейчас отопрем! (выбегают из домика, обнимают маму Козу)

-  Мама! Мама!

Коза: Ах, мои  дорогие детушки! Все живы, здоровы!

Проголодались? Сейчас я вас травкой покормлю, молочком напою! Но прежде чем за стол садиться, что надо сделать?- Умыться!!!

Песня «Мойте ручки чисто».

(умываются, садятся за стол, едят и пьют)

Козлята говорят: Очень вкусно! Спасибо!

Коза: Милые мои  детки, как не хочется мне уходит, но пора идти в лес за травкой  и молочком. Если кто придет к  дому, станет петь низким голосом, да не перескажет всего, что я вам причитываю,- дверь не отворяйте, никого не пускайте, (уходит с песней)

Песня Козы:

1.Ах, козлятушки, вы ребятушки,

Остаетеся вы без матушки.

В огород иду  за капустою, может волк прийти.

Сердцем чувствую!

Пр. Надо сидеть слышите вы, тише воды, ниже травы. 2.   Вы на семь замков запирайтеся,

Лишь на голос  мой откликайтеся.

Ох! Боюсь я  за вас, ребятушки.

Ох, не вышли  бы обознатушки!

Пр. Козленок: - Не волнуйся, мамочка, будет все в  порядке!

-   Знаем  мы из сказочки волк ужасно  гадкий!

(Коза уходит, звучит музыка Волка и он забегает, козлята пугаются и сбиваются в кучку)

 Волк поет: Я волчище лесной,

уж совсем не молодой, старый и худой, совсем не молодой. Ну а семеро козлят одни дома сидят, Семеро козлят одни дома сидят

-Скучно козляткам  одним. Пойду-ка, я в гости к ним. (стучит Волк в домик)

Козлята (по очереди):- Колокольчик не звенит,

-   И копытце  не стучит.

-    Слышен  голос низкий, низкий

-   Значит Волк здесь ходит близко!

-   В дом  его вы не пускайте,

-   Дверь  покрепче закрывайте!

Все: Мы тебя не узнаем! Ни за что не отопрем!

Волк: Колокольчик  не звенит... и копытце не стучит... Гол ос низкий! А схожу- ка я к кузнецу да скую голос высокий, нежный -- как у Козы. Посмотрим, что вы тогда скажете!

(Волк убегает. Козлята расставляют деревья, уходят за кулисы)

Картина 2.

Песня цветов.

Выбегают Цветы, поют песню

Мы, цветочки , растем на полянке, Солнце нежно тепло на дарит, Ветерок, баловник и проказник, В вальсе кружит и нам говорит: "Цветов букет, цветов букет, сейчас мы соберем, Для всех друзей станцуем мы и песенку споем."

(На конец песни вылетают Бабочки)

Бабочки:   1. Мы бабочки-летуньи, Веселые шалуньи,

                       С цветочка на цветок порхаем  весь денек.

                     2. Нам солнышко сияет и ветерок  играет.

                     3.   Нас кружит хоровод и  никаких забот.

Вальс Бабочек  и Цветов.

Выходит Коза:

Ох, устала я , притомилася. Уж я сяду на пенек. Полюбуюсь на лужок.

(Вылетают пчелки, собирают с  цветов мед в туесок, подлетают  к Козе.)

Пчелки: Мы в  лугах летаем, меду набираем,

Возьми медку  козляткам

-маленьким ребяткам. Коза: Спасибо пчелки.{пчелки улетают)

Появляются муравьишки и исполняют

«Марш муравьев»(муз.Чайковского)

Муравьи: Травку быстро соберем И в корзинку сложим И до дома донести Мы тебе поможем.

Коза: Спасибо, муравьишки!

Я заботливая мама

И люблю своих  ребят-

Озорных, веселых, глупых

И рогатеньких козлят!

И трусишку, и  обжору,

Да и плаксу я люблю,

Да и самого большого,

Смелого и боевого.

А малышку свою Козю

Уж как сильно я люблю.

Для нее по больше травки

Я в лукошко  наберу.

И сама наемся травки,

А пойду я  далеко,

Скачут семеро по лавкам,

Ждут парное молоко.

Спасибо вам  за танец, за подарок. До свидания.

Картина 3.

Козлята играют в чехарду. Забегает волк.

(Стучится в дверь, поет песенку) - Ах. козлятушки, вы ребятушки, Отопритеся, отворитеся. С молоком иду и с капусткою,

Чай голодные- сердцем чувствую.

Козлята: «Мама! Мама!» Волк: «А-а. попались!!!»

Волк бегает за козлятами, один прячется за печь, один берет ружье. Козленок: Спрячьтесь, я возьму его на мушку!

Руки вверх! Ты на мушке!

Волк: Нет никакой  мушки! Ах ты мой хорошенький! У-тю-тю-тю! (отвлекает) Ой, смотри, мама идет. (Козленок оборачивается, волк выхватывает ружье, бросает) -А! Вот вы и попались! (Волк бежит за козлятами, все убегают из зала.)

Выходит Волк и поглаживает живот

-Бедные мои  козлятки,

Как бежали без  оглядки.

Все равно я  их поймал,

Обогрел и приласкал.

(поглаживает живот, потягивается)

 Надо б мне теперь поспать.

Только где  найти кровать?

Съем еще я  мухомор 

Да прилягу  на бугор.

(Волк пытается лечь на муравейник.)

Муравьи:   Злой волчище берегись,

Уходи отсюда!

В муравейник не ложись,

А то будет худо!

(муравьи палочками прогоняют  волка)

Волк: Нет спасенья от мурашек,

Лишь скорей бежать,

Вон, гляжу полно  ромашек,

Лягу в них  поспать!

(Залетают пчелки)

Пчелы:  

Не дадим тебе поспать,

Хитрый волк, довольный,

Будем громко мы жужжать 

И ужалим больно!

Волк: Аи, а-я-я-я-я-яй! Муравьи меня побили, пчелы покусали. Ох, бедный я, бедный. Пойду-ка я лучше к себе в логово!(ушел в логово)

Картина 4

(Коза подходит  к домику )

Коза: А, дверь  то открыта!!! Козлятки, козлятки, где  же вы?

(козочка-дочка выбегает из-за  печки) 

Козочка: Мама, мама! Злой волк приходил,

всех козлят проглотил!

А меня он не нашел, рассердился и ушел!

Коза: Ах козлятушки, обозналися,

Злому волку  досталися.

-Ну что ж,  берегись волк!!! Пойдем искать  твоих братиков.

(Навстречу им шагают муравьи)

 Коза: Муравьишки, муравьишки, злой волк проглотил моих козляток. Вы не знаете, где он живет?

Муравьи: -Нет, не знаем. Пчелки знают!

Коза: Прорводите нас к ним. (все уходят за кулисы)

Танец пчелок.

(на конец музыки появляется  Коза, Козочка, 2-3 муравья)

Коза: Пчелки, пчелки, злой волк проглотил моих козляток. Вы не знаете, где он живет?

 Пчелы: Знаем.  Знаем! 

Коза: Проводите  нас к нему. (все подходят к логову волка)

Коза: Проснись волк!

Волк: Ну кто еще мне спать мешает?

Коза: Это я  коза ! Ты моих козлят проглотил?

Волк: Да чего ты, кума, на меня грешишь!?

Не трогал я  твоих козлят!

Козочка- дочка: Ты проглотил, ты!

Я в печке  сидела и все видела!

Волк: Да я и  тебя сейчас проглочу! (Коза наступая на волка)

Коза: Ах ты глупый серый волк,

Не возмешь, ты видно в толк,

Ведь рогами подцеплю

И живот твой распорю.

Все: Возвращай  наших козлят, а то сам не будешь рад!!!

Волк: Да ну вас!

Коза: Ах не хочешь нас послушать, по заслугам получай.

(муравьи гонят волка палками,  пчелы кусают, Коза бодает и  все за кулисы. Выбегают козлята.) Козлята: Мама, мама!

Коза: Ах вы мои козлятушки, все живы здоровы!

Козлята: Мы веселые  козлята и не будем унывать,

Мы теперь умнее  стали,

Будем танец  танцевать.

Танец Козы и  козлят.

(Входит Волк с поднятыми лапами, муравьи подталкивают его палочками)

Волк: Я больше не буду! Простите меня, пожалуйста!

Коза: Волк просит прощение... Простим его? Оставим  его в сказке?- Оставим! И тогда  сказка повторится сначала.

(На сцену выходят все участники  спектакля, исполняют песню)

песня «Сказка  не кончается»

(муз. и сл. О.Романовой)

 

 

 

 

Приложение В

 

 

Игра-спектакль «Сорока-белобока»

Педагог.

Чики-чики-кички

Березовые лычки.

Летели две  птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели,

Как они садились,

Все люди дивились!

На музыку вступления к опере Н.Римского-Корсакова  «Сказка о царе Салтане» вбегают двое детей,изображающие птиц. С окончанием музыки они останавливаются и имитируют игру на трубе. Звучат фанфары.

Птички (вместе) .

Как Сорока-Белобока

На заре вставала,  

На заре вставала,

 Стряпню затевала.

Е.Благинина

Под фонограмму «Я с комариком плясала» ансамбля «Русская балалайка» вбегает Сорока-Белобока.

Сорока.

Я, Сорока-Белобока,

Кашу варила,

Деток кормила.

Звучат 3-я и 4-я  вариации «Я с комариком плясала». Сорока варит кашу, а дети-сорочата бегают вокруг и на окончание музыки присаживаются около сороки.

Сорока (изображает соответствующие  действия).

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности