Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5

Работа состоит из  1 файл

Диплом(5).docx

— 800.79 Кб (Скачать документ)

1.Как тебя зовут?

2.Сколько тебе лет?

Давай поговорим, как ты проводишь день.

3.Когда ты завтракаешь? (Утром.)

4.Когда ты обедаешь? (Днём.)

5.Когда ты ужинаешь? (Вечером.)

6.Для чего нужен светофор?

7.Что нужно делать, если  горит красный свет?

8.Что нужно делать, если  горит зелёный свет?

9.Какое сейчас время  года?

10.Когда дети катаются  на лыжах, санках и коньках?

11.Когда птицы вьют  гнезда и выводят птенцов?

12. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им 
подарки?

ОЦЕНКА: адекватный ответ  — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

1 блок

Основная цель тестовых заданий  этого блока заключается в  определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Задание 1

Назови то, что ты видишь на рисунках.

A. Рисунки: санки, цыпленок, полотенце, бусы, замок, 
автобус, апельсин, земляника, скамейка / лавочка .

Б. Рисунки: шапка, жук, ежик, ножницы, лягушка, душ, шляпа, вишня, шкаф .

B. Рисунки: чашка, очки, чемодан, щетка, котенок, 
утенок, щенок, велосипед, щука .

Г. Рисунки: майка, юбка, елка, яблоко, лимон, платье, лестница, самолет (лист 4).

Д. Рисунки: сковорода, кастрюля, крокодил, верблюд, воробей, дятел, трамвай, вертолет, светофор .

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 44.

Задание 2

Рассмотри рисунки. Назови все  предметы, изображенные в каждой рамке, одним словом.

Рисунки: земляника, малина, вишня, туфли, сапоги, ботинки, яблоко, груша, лимон роза, ромашки, тюльпаны (лист 6).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 3

Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: веник, удочка, топор, ножницы, половник, сачок, иголка швейная, лопата, карандаш (лист 7).

ОЦЕНКА: адекватный ответ  — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 9.

Задание 4

Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено.

Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай (лист 8).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 5

Рассмотри рисунки и скажи, что общего между парами предметов, изображенных на них, и чем они  различаются.

Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта— свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай (лист 8).

ОЦЕНКА: правильно указано  только общее — 1 балл, правилно указано общее и различия — 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Задание 6

Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Рисунки: бабушка вяжет носок, мальчик ловит рыбу, девочки подметают пол, мальчик умывается, тетя поливает цветы (лист 9).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 7

Рассмотри рисунки и покажи: письменный стол, мужские сапоги, железную лопату, женский зонт.

Рисунки: письменный стол, обеденный стол, мужские сапоги, женские сапоги, железная лопата, деревянная лопата, зонт мужской, зонт женский (лист 10).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Задание 8

Какие цветы называют комнатными? Какую куртку называют детской? Какой  мяч называют футбольным? Какую лампу  называют настольной? Какую обувь  называют уличной?

ОЦЕНКА: адекватный ответ  — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

2 блок

Основная цель тестовых заданий  этого блока  заключается в  определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.

Задание 9

Послушай предложения  и ответь на вопросы:

Если бочку сделали  из дуба, какая это бочка, как ее можно назвать?

Если дом построили  из кирпича, какой это дом, как  его можно назвать?

Если кораблик сделали  из бумаги, какой это кораблик, как  его можно назвать?

Если варенье сварили  из малины, какое это варенье, как  его можно назвать?

Если ложку сделали  из серебра, какая это ложка, как  ее можно назвать?

ОЦЕНКА: адекватный ответ  — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 10

Внимательно послушай пары слов, которые я буду произносить, и объясни, почему я их произношу  вместе.

Пары слов: хлеб — хлебница, сахар — сахарница, корм — кормушка, велосипед — велосипедист, фокус — фокусник.

ОЦЕНКА: адекватный ответ (правильная смысловая связь) — 1 балл, неадекватный (не удалось установить адекватную смысловую связь) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 11

Закончи предложение:

Хлеб хранят в хлебнице, а масло в ... Свиньи живут в  свинарнике, а куры живут в . Двор убирает дворник, а за садом ухаживает . Сапожник чинит сапоги, а часовщик — ... Суп из рыбы — рыбный суп, а суп из мяса — ...

ОЦЕНКА: адекватный ответ  — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 12

Рассмотри рисунки и скажи, как называются детеныши этих животных.

Рисунки: курица, медведь, белка, тигр, корова, собака (лист12).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 13

Рассмотри рисунки и покажи, где: А. куклы, мяч, молотки, ведра, дом (лист12). Рисунки: кукла — куклы, мяч — мячи, ведро — ведра, молоток — молотки, дом — дома;

Б. чайки над водой, кошка  под деревом, птица на клетке.

Рисунки: чайки над водой, чайки на воде, кошка под деревом, кошка на дереве, птица в клетке, птица на клетке (лист13).

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 14

Найди нужную картинку и  ответь на вопрос:

Чем забивают гвозди? Чем  пилят доски? Чем вытирают посуду? На чем дети любят кататься зимой? Из чего делают яблочный сок? В чем  люди ходят в холодную погоду? Рисунки: молоток, пила, полотенце, санки, коньки, яблоки, варежки, сапоги (лист 14).

ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 15

Рассмотри рисунки и скажи, чем они различаются.

Рисунки:

Собака залезает (влезает, забирается ...) в конуру — собака вылезает (выбегает, выползает ...) из конуры.

Кошка сидит (находится ...) на стуле — кошка сидит (прячется ...) под стулом.

Птица сидит (живет, находится ...) в клетке — птица сидит (находится, поет ...) на клетке.

Кошка сидит (прячется, находится ...) на дереве — кошка сидит (прячется, находится ...) за деревом (лист 15).

ОЦЕНКА: адекватный ответ (грамматически  правильное употребление предлога и  соответствующего окончания существительного) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Задание 16

Послушай предложения  и ответь на вопросы.

Бабушка читает книгу своим  внукам.

Кому бабушка читает? Что  бабушка читает? Осенью птицы улетают  на юг.

Когда улетают птицы? Куда улетают птицы?

Лена и Катя подарили маме букет васильков.

Какие цветы подарили Лена и Катя? Кому подарили цветы?

ОЦЕНКА: правильный ответ  на первый вопрос — 1 балл, правильный ответ на второй вопрос — 1 балл.

Максимальное количество баллов — 6.

3 блок

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и  умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа  и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Задание 17

Повтори слова (по одному).

Бульдозер, аквариум, мотоциклист, чертежник, баобаб, милиционер.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов (неправильным ответом считаются пропуски, искажения, перестановки). Максимальное количество баллов — 6.

Задание 18

Повтори слоги:

та-да-та; сы-сы-ши; ка-га-ка, жо-зо-жо, ма-мя-ма.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Задание 19

А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [Ш]. (5 баллов)

Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.

Б. Послушай слова и скажи, какие из них начинаются со звука [С]. (2 балла)

Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.

В. Послушай слова и скажи, какие из них оканчиваются на звук [Ш]. (2 балла)

Слова: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш.

Рисунки: шуба, санки, самокат, подушка, шкаф, бусы, душ, карандаш (лист 16).

Г. Сколько звуков в слове "душ"? (правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов)

Максимальное количество баллов — 10.

Задание 20

Повтори слоги с различным  ударением:

Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та; Ля- ля-ля, Ля-ля-ля, Ля-ля- ля.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Задание 21

Повтори это предложение  за мной с разной интонацией.

Миша / купил цветы? Миша / купил / цветы? Миша купил / цветы?

ОЦЕНКА: правильное воспроизведение  интонации — 1балл, неправильное — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Задание 22

Дай утвердительные ответы на вопросы.

Миша / купил цветы?

(Да, Миша или Цветы купил Миша.)

Папа / ходил / в магазин? (Да, ходил.)

Бабушка сварила / суп? (Да, суп.)

ОЦЕНКА: адекватный ответ  — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.

Все итоги диагностики  суммировали и определили уровень  развития детей дошкольного возраста, исходя из следующей таблицы:

Таблица.1 Определение уровня речевого развития детей

Кол-во баллов

Уровень речевого развития

0-80

Очень низкий ( 5 уровень)

81-160

Низкий ( 4 уровень)

161-240

Средний ( 3 уровень)

241-300

Высокий ( 2 уровень)

301-387

Очень высокий ( 1 уровень)


 

 

 

 Рис.1 Процентное соотношение  уровней развития речи у дошкольников

 Таким образом, уровень  развития речи детей не у  всех детей высокий и достаточный  для  дальнейшего успешного  обучения в школе. Поэтому необходима  формирующая работа по развитию  речи детей средствами театрализованной  деятельности.

 

 

 

2.2 Педагогическая  организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие  речи

 

Формирующую работу мы провели  в  МДОБУ «Детский сад» № 2, работающего по программе «Детство», в которой театральная деятельность занимает центральное место. В рамках данной работы мы организовали  кружок «Школа театра». Опираясь на методику ведущих в этой области специалистов, таких как Э.Г.Чурилова, М.Д.Маханева, А.И.Буренина, Т.И.Петрова и др., мы не ограничились  сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми.  А через всю жизнь детского сада, через все виды деятельности проложили решение задач, направленных на развитие речи детей . Организовали консультации и беседы с родителями детей, посещающих кружок, воспитателями детского сада, посвященные организации театрализованной деятельности. Работа кружка «Школы театра», которая охватывала лишь небольшую группу детей старшего возраста, не проводится в изоляции от всей воспитательно-образовательной деятельности детского сада.

Опишем формы и методы нашей работы на данном этапе. На музыкальных занятиях (используя как сверхпрограмму программу Э.Г.Чуриловой «Арт-фантазия»), дети учатся слышать в музыке различное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Дети слушают музыку к определенному спектаклю, отмечая ее разнохарактерное содержание, занимаются упражнениями по ритмопластике, разучивают игры на развитие дыхания, голосового аппарата, на артикуляцию и т.д.

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности