Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5

Работа состоит из  1 файл

Диплом(5).docx

— 800.79 Кб (Скачать документ)

Преклонение перед богом, его обожествление, «очеловечение», проведение ритуальных действий предусматривало  включение использования кукол  как средства выразительности театрального искусства. Кукла, как носитель информации о происходящих общественных явлениях, помогала в метафорической, иносказательной  формах передавать мысли и чувства  людей.

Разные виды кукол (марионетки, тростевые, теневые, перчаточные и  др.) вызывали повышенный интерес детской  аудитории. «Театром движущейся скульптуры», обращаясь к эпохе христианства, назвали кукольное представление старые мастера, художники И.С., НЛ.Ефимовы.

Под влиянием исторически-детерминированных  изменений, происходивших в обществе, складываются предпосылки становления театральной педагогики, выражением которой явилась карнавальная культура как область народного художественно-эстетического пространства.

Однако типичными характеристиками схоластических школ являлись рутинная педагогика, «зубрежка» . По мнению М.В.Алпатова, лишь в ремесленных школах, артелях, где ремесло передавалось их уст в уста, из рук мастера - подмастерьям был «живой родник» художественного творчества, символически отражающее средневековое искусство .

Единство, взаимодополнение социокультурного и аксиологического подходов к изучению вопросов становления театральной педагогики позволяет выявить в эпоху средневековья специфику воспитания средствами искусства, заключающегося в определении противоречий. Противоречия возникли в системе художественного воспитания как следствие соединения церковно-догматических установок и прогрессивных тенденций в развитии искусства театра, заключавшихся в развитии художественного творчества в театральном искусстве, овладении индивидуальных, неповторимых образцов как в исполнительском искусстве, так и оформительском.

По мнению Е.С.Деммени, кукольный театр - вид театральных представлений, распространенный в эпоху средневековья, выявил значимость куклы, действий с ней (49). Обращаясь к современному театральному искусству, прежде всего к театральной педагогике, ее средствам воспитания, следует отметить, что театральная кукла, используемая в детском театральном творчестве, берет начало от куклы-символа, куклы-предмета, которые действовали в различных христианских ритуалах и обрядах. Выразительными средствами в театрализованном представлении были сама кукла, ее костюм, обличье, транслирующие характер героя, эмоции и чувства, передаваемые через озвучивание, «оживление»; декорации; бутафория и др. Являясь эмоционально-притягательными, они становились доступными детям разных сословий, возрастов, при этом способствовали воспитанию творческой направленности, проявляющейся при перевоплощении в образ в условиях вымысла, при выборе характерных выразительных движений, жестикуляции, интонации, театральных типажей и др.

Распространению народных педагогических идей (о честности, правдивости обустройства общества) способствовали бродячие актеры, жонглеры, акробаты, скоморохи. Появление русских скоморохов связано с языческими обрядами, имеющими место в эпоху христианства . Скоморохи бродили ватагами, участниками которых были и дети, водили медведей, разыгрывали импровизационные сценки. Например, в Новгородских посадах и слободах были целые улицы, населенные скоморохами. Новгородские скоморохи возникли как лучшие исполнители обрядовых ролей, игра которых более других соответствовала духу представлений и оставляла самые яркие представления. Во время раскопок в Новгороде найдены кожаные маски, деревянные гусли и др. предметы. В Новгородской губернии ряженые звались «кудесниками», а их представления «кудесами»; они разыгрывали целые пьесы литературного происхождения .Скоморохи широко привлекались служителями церкви к использованию театрализованных религиозных обрядов. В церковных спектаклях действия актеров были крайне скованы обязательным соблюдением канонов, примитивным сюжетом. Более естественно чувствовали себя скоморохи в представлениях для народных гуляний, где имелась свобода импровизации. Одновременно на Новгородской земле развивался и своеобразный «театр одного актера» - народного сказителя. Для сказителей характерны высокий уровень владения монологом, большой драматический накал повествования.

С точки зрения социокультурного подхода следует обратиться к мыслителям эпохи, сторонникам выражения свободы мысли, противникам «всякого догматизма, схоластики в обучении». Их философские убеждения основывались на позиции гуманной системы отношений человека к другим людям, к природе, к самому себе. Следует отметить востребованность, актуальность идей на современном этапе развития театральной педагогики, отстаивающего педагогическую модель развития творческой направленности личности ребенка в период детства на основе «Я-концепции», осуществляемой в рамках «уроков театра», стимулирующих разные виды самовыражения и освоения способов импровизации, проживания.

Гуманистические идеи искусства  Возрождения, его влияние на формирование личности стали тем духовным опытом, обогатившим театральную педагогику «познанием тех вещей, которые относятся к жизни и нравам и которые совершенствуются и украшают человека».

Как и всякое искусство, театр  отражал действительность через  систему художественных образов. В эпоху Просвещения театральная педагогика значительно обогатилась новыми представлениями о ценностях человека. Особенно это ярко появлялось в народных празднествах, когда действие, музыка, пение, танец существовали в нерасторжимом единстве.

Провозглашая антикрепостнические  идеи, театральные представления были наиболее зрелищны и популярны. Особой популярностью пользовался кукольный театр Петрушки в XVII в. Русский Петрушка всегда был самобытен, так как отражал общественные явления российской действительности. В это время в Новгороде возник скоморошеский кукольный театр с Петрушкой. Представления вертепа существовали в Новгороде и уездах до середины VIII века .

Русский Петрушка долго оставался  главным лицом кукольного театра. Подтверждение этому мы находим в высказываниях педагога, просветителя А.В.Луначарского, неоднократно обращающего внимание педагогов на такие характерные особенности Петрушки, как задористость, комедийность, неуживчивый характер, он являлся ненавистником, врагом всего грязного, темного, что осталось в нашем быту от старого. О национальном характере героя указывал и А.М.Горький, назвавший Петрушку национальной гордостью .

Русская сказка, изобретательно развернувшаяся на ширме, привлекала детей к активному их участию, к исполнению ролей, требующих проявление добрых и злых, ласковых и жестоких, грустных и веселых и других чувств, в чем мы усматриваем проявление творческого начала в ребенке .

Определяя место «философствующего  века» - века Просвещения (XVII-XVIII вв.) как цивилизации, хотелось бы отметить ее вклад в развитие театрального искусства. Театральное действие было тем жизнеутверждающим фактором развития общества, которое сопровождало бытовые, трудовые процессы его жизнедеятельности, оказывающее его эстетическое, нравственное воздействие на подрастающее поколение. Так, разыгрывая сцены труда, отдыха, праздника, отводя детям при этом особую роль (возглавить, начать посевную, «открыть дорогу свадебному поезду», наступление времени года (игра «Колосок»)), взрослые старались раскрыть последовательность действий, их значение и тем самым подготовить детей к взрослой жизни . Театральное представление выполняло функцию магическую, обрядовую, было своеобразным «оберегом», что могло нарушить естественный ход событий.

Искусство, особенно театральное, не только транслировало информацию, но и активизировало, стимулировало процессы осмысления учения. В эпоху века Просвещения педагогическим идеалом стала реализация творческого потенциала личности, ее способностей к преобразованию действительности, что способствовало приобщению детей к духовным ценностям. Опыт великих заключал в себе творчески конструктивное начало, что является подтверждением аксиологического подхода, выдвинутой концепции историко-педагогического аспекта.

Популярными в эпоху возрождения, особенно в России, были так называемые домашние театры. Самобытными артистами представлений в поместьях и усадьбах были дети крепостных крестьян. Можно предположить при этом, что зрительская аудитория высших сословий общества, получая эстетическое наслаждение, удовольствие, не чувствовала детскую душу не понимая их язык, вкладывая в речевые монологи достаточно трудные тексты, реплики, которые были не доступны детскому восприятию и воображению, что, несомненно тормозило проявления творческой направленности ребенка.

Наряду с домашними  в учебных заведениях в XVI-XV1I вв. появляются школьные театры, впервые ставящие пьесы о русской истории и современной России. Руководители и драматурги театров - замечательные православные просветители и преподаватели Дмитрий Ростовский, Феофан Прокопович и др. Их воспитанники разыгрывали пьесы отечественных и зарубежных авторов.

В первой половине XIX века школьные театральные коллективы широко распространены не только в столичных, но и в провинциальных гимназиях. Из биографии Н.В.Гоголя узнаем, что, обучаясь в Нежинской гимназии, будущий писатель не только успешно выступал на любительской сцене, но и руководил театральными постановками, готовил декорации к спектаклям .

Н.Ф.Бунаков, организовав в 80-х годах XIX века крестьянский театр, в котором играли ученики, ставил своей целью развитие творческих способностей детей, таких как умение перевоплотиться, создать свой образ, интонировать, обращая при этом внимание на воспитательно-эстетическое значение спектаклей (156).

В начале XX века в жизнь  российских школ входят майские праздники древонасаждения. В Новгороде в 1900 году по инициативе местного Педагогического кружка состоялся первый детский театрализованный праздник посадки деревьев. Шествие двигалось по улицам города, сопровождалось театрализованными постановками на темы родной природы; в парке участников ждал оркестр. Накануне «детям специалистами были сообщены краткие сведения о строении, росте, способе посадки деревьев». Праздник древонасаждения отнесли к детским, пробуждая сознание того, что «кривое и дурное предупреждать и исправлять удобно только в молодом деревце».

В 1905г. Вестник Новгородского  земства опубликовал заметку  «Мои первые шаги на поприще земской  учительницы». Молодая учительница описывает опыт работы с «волшебным фонарем», при помощи которого картины в рамке воспроизводятся на холсте-экране. Такие фонари, судя по публикациям тех лет, широко использовались педагогами Новгородской губернии. Своеобразный «театр», который собирал и сельских детишек, и их родителей, сопровождался выразительным чтением. Учительница рассказывает о том, как она придумала дергать за край холста, создавая впечатление «бегущей собаки» и т.д. Такое новшество вызвало у зрителей неописуемый восторг, они пытались «поймать» убегающую собаку за хвост .

Преподаватели учебных заведений  приветствовали театрализованные представления на религиозные темы, чтобы отвлечь от пессимизма, дурных настроений, попыток самоубийства, волна которых захлестнула школы .

В рамках изучения историко-педагогического  аспекта в развитии театрального искусства, формировании идей театральной педагогики были и критические взгляды педагогов Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского и др.

И.Н.Бахтин рекомендовал учителям и родителям целенаправленно развивать в детях «драматический инстинкт». Он считал, что для детей, воспитывающихся в семье, наиболее пригодной формой театра является кукольный театр, комический театр Петрушки, теневой театр, театр марионеток. На сцене такого театра возможна постановка различных пьес сказочного, исторического, этнографического и бытового содержания.

В начальной школе, особенно в деревне, отмечал Н.Н.Бахтин, почва  для кукольного и детского театра особенно благоприятна. Устроить маленькое представление в кукольном театре, при чем говорить за каждую фигуру должен отдельный ученик, стоящий за кулисами, управляя при этом своею куклою, это - целое событие в школе. Важное значение педагог придавал также участию детей в пантомимах, сценических танцевальных и хоровых выступлениях.

Знакомство с публикациями педагогической печати конца XIX - начала XX века, высказываниями учителей и деятелей детского театра свидетельствует о том, что значение театрального искусства как средства воспитания детей и юношества высоко оценивалось педагогической общественностью страны.

Учитывая серьезное образовательное, этическое и эстетическое значение школьного театра, Первый всероссийский съезд деятелей народного театра (1916г.) рекомендовал включение детских праздников и спектаклей в программу деятельности школы, возбуждение ходатайств перед соответствующими ведомствами о выделении специальных средств на устройство школьных спектаклей и праздников. Школьной секцией съезда была принята резолюция, затрагивающая проблемы детского, школьного театра и театра для детей. В ней, в частности говориться: необходимо, чтобы «в детских садах, школах, приютах, школьных помещениях при детских отделениях библиотек и т.п., было отведено надлежащее место разным формам проявления этого (драматического) инстинкта, соответственно возрасту и развитию детей, а именно: устройство игр драматического характера, кукольных и теневых представлений, пантомим, а также хороводам и другим групповым движениям ритмической гимнастики, драматизации песен, шарад, пословиц, басен, рассказыванию сказок, устройству исторических и этнографических процессий и празднеств, постановкам детских пьес и опер» .

В РСФСР в начале 1910-1920-х гг. взаимоотношения театра и детей рассматривались как общекультурная проблема, востребованная временем область творческой деятельности и исследований. В это время появляются профессиональные театры для детей, внедряются в школу методы театральной игры, решая таким образом проблемы с социальной и психологической коррекцией детей.

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности