Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа
Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования
Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности :
В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. М.В.Ермолаевой представлен комплекс занятий по развитию познавательного и аффективного воображения ребенка средствами театрализованной деятельности.
Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности .
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т. д.
На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.
Особое содержание и настроение
должна приобрести вся игровая деятельность
детей в свободное от занятий
время в самостоятельной
Регламентация занятий.
Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей - 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут, желательно проводить и артикуляционную гимнастику. ( Приложение Е)
Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.
Данная работа осветила вопрос развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности. Изучив данную проблему, можно сформулировать некоторые выводы.
Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е.социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка.
Театральное искусство близко и понятно детям уже потому, что в основе театра (любого) лежит игра, а дошкольники очень любят играть, ведь это их основная деятельность. В играх можно видеть, что дети любят играть роли в ролевых играх – «Магазин», «Дочки-матери», «Школа» и т. д. Дети прирождённые артисты, и надо всячески поощрять и развивать в них стремление к театрализованной деятельности, позволяющей ребёнку узнавать себя, свой эмоциональный мир, обогащать свой личностный опыт.
Этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей. Ребёнок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства, используя интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. Театрализованная деятельность является богатым источником развития эмоционального мира ребёнка (чувств, переживаний и эмоциональных открытий), приобщает его к духовному богатству. Синтетический характер театрального искусства (взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления) выступает как активный индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создаёт условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей.
Детский сад - это, конечно, не театр. На этом основании многие считают, что не нужно прыгать выше головы. Но мы должны стремиться к тому, чтобы дети были вовлечены в настоящее, волшебное, манящее искусство, чтобы на спектакле интересно было не только их родителям, но в первую очередь самим маленьким артистам.
В результате проведенной практической работы, мы сможем ставить более сложные и интересные спектакли. Я думаю, что занимаясь постоянно и планомерно театральной деятельностью, к выпуску детей в школу в детях будут развиты такие качества как:
-коммуникабельность, взаимовыручка,
заботливое отношение к другим
людям, хорошо будут развиты
речь, память, воображение, мышление.
В некоторых детях уже сейчас
видны изменения. Они более
раскованны, общительны, а в некоторых
детях раскрывается талант
Мы считаем, что основной закон детского творчества в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении.
На наших занятиях звучал смех, царила радостная творческая атмосфера. У детей исчез страх-главный враг свободного развития личности и речи.
Начиная работать по данной теме, мы ставили перед собой главную задачу- развивать речь детей через театрализованную деятельность. В заключении практической работы мы отметили, что у детей улучшилась не только речь, но и они стали музыкальнее , внимательнее слушать музыку и передавать музыкальный образ, с удовольствием и творчеством стали играть на музыкальных инструментах. Движения приобрели большую уверенность и выразительность. Дети стали быстрее входить в образ героев сказок и драматизаций. Стали значительно лучше понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека. И мне бы очень хотелось, чтобы навыки, приобретённые в детском саду, пригодились детям в повседневной жизни.
Итак, педагогически целесообразно организованная театрализованная деятельность детей позволяет решать многие проблемы современной педагогики и психологии. Целенаправленная организация восприятия разных видов искусства театра детьми дошкольного возраста и их собственная театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого возраста, и прежде всего – на развитие такого важнейшего психического процесса, как речь.
Понятие |
Значение |
Самоорганизация |
процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим воздействием). Результат — появление единицы следующего качественного уровня. |
Способности |
Способности — это индивидуальные
свойства личности, являющиеся субъективными
условиями успешного |
Эмоциональная сфера |
одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь выражаются в виде разнообразных эмоций |
Восприятие |
познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. |
Импровизация |
такой вид творчества, при к-ром и "замысел" произведения и "претворение" его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. |
Интеллектуализация |
процесс мыслительной деятельности,
подменяющий эмоциональное |
Чувство |
эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам |
Воображение |
способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память |
Гуманизм |
мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения |
Искусство |
одна из форм общественного
сознания, составная часть духовной
культуры человечества, специфический
род практически-духовного |
Искусствоведение |
комплекс наук, изучающих
искусство (преимущественно |
Аллегория |
условное изображение
абстрактных идей (понятий) посредством
конкретного художественного |
Парадигма |
понятие, характеризующее конкретное взаимоотношение духовной реальности и объектов материальной действительности. |
Метафора |
троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. |
Коммедийность |
свойство, качество, присущее комедии, являющееся отличительной чертой этого жанра |
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности