Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5

Работа состоит из  1 файл

Диплом(5).docx

— 800.79 Кб (Скачать документ)

Постоянное, ежедневное включение  театрализованных игр вовсе формы  педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей  друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности :

В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

Механизм воображения  в театрализованной деятельности активно  влияет на развитие эмоциональной сферы  ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

При систематических занятиях театрализованной деятельностью у  детей развивается способность  активно использовать различные  виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

Подходить к организации  театрализованной деятельности нужно  с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.

Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Таким образом, комплексный  подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. М.В.Ермолаевой представлен комплекс занятий по развитию познавательного и аффективного воображения ребенка средствами театрализованной деятельности.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности .

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т. д.

На речевых занятиях у  детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.

На занятиях по изобразительной  деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.

Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий  время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ. В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.

Регламентация занятий.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей - 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут, желательно проводить и артикуляционную гимнастику. ( Приложение Е)

Занятия желательно проводить  в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  Данная работа осветила вопрос  развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности. Изучив данную проблему, можно сформулировать некоторые выводы.

Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она  необходима для нормального вхождения  ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т.е.социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей (достижений) ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка.

Театральное искусство близко и понятно детям уже потому, что в основе театра (любого) лежит  игра, а дошкольники очень любят  играть, ведь это их основная деятельность. В играх можно видеть, что дети любят играть роли в ролевых играх  – «Магазин», «Дочки-матери», «Школа»  и т. д. Дети прирождённые артисты, и  надо всячески поощрять и развивать  в них стремление к театрализованной деятельности, позволяющей ребёнку  узнавать себя, свой эмоциональный  мир, обогащать свой личностный опыт.

Этот вид игры оказывает  большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной  и богатой по содержанию речи детей. Ребёнок осваивает богатство  родного языка, его выразительные  средства, используя интонации, соответствующие  характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы  его все поняли. Театрализованная деятельность является богатым источником развития эмоционального мира ребёнка (чувств, переживаний и эмоциональных  открытий), приобщает его к духовному  богатству. Синтетический характер театрального искусства (взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно-художественного оформления) выступает как активный индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство и осуществлять разные по характеру творческие действия  (продуктивные, исполнительские, оформительские). Такой синтез создаёт условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей.

Детский сад - это, конечно, не театр. На этом основании многие считают, что не нужно прыгать выше головы. Но мы должны стремиться к тому, чтобы  дети были вовлечены в настоящее, волшебное, манящее искусство, чтобы  на спектакле интересно было не только их родителям, но в первую очередь  самим маленьким артистам.

В результате проведенной  практической работы, мы сможем ставить  более сложные и интересные спектакли. Я думаю, что занимаясь постоянно  и планомерно театральной деятельностью, к выпуску детей в школу  в детях будут развиты такие  качества как:

-коммуникабельность, взаимовыручка,  заботливое отношение к другим  людям, хорошо будут развиты  речь, память, воображение, мышление. В некоторых детях уже сейчас  видны изменения. Они более  раскованны, общительны, а в некоторых  детях раскрывается талант артистов.

Мы считаем, что основной закон детского творчества в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении  и его воплощении.

На наших занятиях звучал смех, царила радостная творческая атмосфера. У детей исчез страх-главный  враг свободного развития личности и  речи.

Начиная работать по данной теме, мы  ставили перед собой  главную задачу- развивать речь детей через театрализованную деятельность. В заключении практической работы мы отметили, что у детей улучшилась не только речь, но и они стали музыкальнее , внимательнее слушать музыку и передавать музыкальный образ, с удовольствием и творчеством стали играть на музыкальных инструментах. Движения приобрели  большую уверенность и выразительность. Дети стали быстрее  входить в образ героев сказок и драматизаций. Стали значительно лучше понимать оттенки и нюансы в выражении лица, в жестах и движениях другого человека. И мне бы очень хотелось, чтобы навыки, приобретённые  в детском саду, пригодились детям в повседневной жизни.

Итак, педагогически целесообразно  организованная театрализованная деятельность детей позволяет решать многие проблемы современной педагогики и психологии. Целенаправленная организация восприятия разных видов искусства театра детьми дошкольного возраста и их собственная  театрализованная деятельность является разновидностью ведущей (игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на психическое развитие детей этого  возраста, и прежде всего – на развитие такого важнейшего психического процесса, как речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глоссарий

 

Понятие

Значение

Самоорганизация

процесс упорядочения элементов  одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение  внешних условий может также  быть стимулирующим воздействием). Результат — появление единицы  следующего качественного уровня.

Способности

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными  условиями успешного осуществления  определённого рода деятельности.

Эмоциональная сфера

одна из сфер проявления темперамента. Его проявления здесь  выражаются в виде разнообразных  эмоций

Восприятие

познавательный процесс, формирующий субъективную картину  мира.

Импровизация

такой вид творчества, при  к-ром и "замысел" произведения и "претворение" его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро.

Интеллектуализация

процесс мыслительной деятельности, подменяющий эмоциональное переживание  и препятствующий чувственному восприятию реальности

Чувство

эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное  отношение к реальным или абстрактным  объектам

Воображение

способность сознания создавать  образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих  психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память

Гуманизм

мировоззрение, в центре которого находится идея человека как  высшей ценности; возникло как философское  течение в эпоху Возрождения

Искусство

одна из форм общественного  сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический  род практически-духовного освоения мира

Искусствоведение

комплекс наук, изучающих  искусство (преимущественно изобразительное) и художественную культуру общества в целом, отдельные виды искусства  и их отношение к действительности, совокупность вопросов формы и содержания художественных произведений.

Аллегория

условное изображение  абстрактных идей (понятий) посредством  конкретного художественного образа или диалога.

Парадигма

понятие, характеризующее  конкретное взаимоотношение духовной реальности и объектов материальной действительности.

Метафора

троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное  сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Коммедийность

свойство, качество, присущее комедии, являющееся отличительной  чертой этого жанра


 

Список использованных источников

 

  1. Актуальные проблемы психологии: теория и практика [Текст] : материалы Международной заочной научной конференции, 16-17 мая 2010 г. / Шадринский гос. пед. ин-т ; [сост. О. А. Спицына]. - Шадринск : Шадринский гос. пед. ин-т, 2010. - 245 с.
  2. Акулова, О. В. Устное народное творчество как средство развития выразительности речи старших дошкольников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.07. - Санкт-Петербург, 1999. - 18 с.
  3. Антипина, Е. А. Кукольный театр в детском саду : сценарии с нотным приложением / Е. А. Антипина. - Москва : Творческий центр "Сфера", 2010. - 78 с.
  4. Бушуева, А. И.Театральная деятельность как средство приобщения детей к гуманистическим ценностям / Бушуева А. И. ; Региональный социопсихологический центр. - Самара ; Тольятти : РИО ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», 2009 (Самара : РИО ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»). - 182 с.;
  5. Васильева, Н. Н.Развивающие игры для дошкольников : Попул. пособие для родителей и педагогов / Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева. - Ярославль : Акад. развития : Академия К°, 2000. - 204, [2] с.
  6. Игры-драматизации в детском саду : Метод. рекомендации / М-во нар. образования Украины, Респ. метод. каб. дошк. воспитания; [Составитель Е. Л. Трусова]. - Киев : РМК дошк. воспитания, 1991. - 34,[1] с.
  7. Дыкман, Л.Я. Гармоничный ребенок : Как этого достичь?. : Труд. Игры. Творчество. Праздники года : Из опыта воспитания дошкольников по вальдорф. педагогике / Лилия Дыкман. - СПб. : Петро-РИФ, 1998. - 172,[2] с.
  8. Доронова, Т.Н. Играем в театр : театрализ. деятельность детей 4-6 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Т. Н. Доронова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2005. - 125, [2] с.
  9. Додокина, Н. В. Семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.07. - Москва, 2006. - 213 с.
  10. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : (Дети с общ. недоразвитием речи). Пособие для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1981. - 112 с.
  11. Коллективное творчество дошкольников : конспекты занятий / [Г.В. Кушнир и др.] ; под ред. А. А. Грибовской. - М. : Твор. центр Сфера, 2004. - 185, [2] с.
  12. Кошманская, И. П. Театр в детском саду / И.П. Кошманская. - Ростов н/Д : Феникс, 2004 (Тип. АО Мол. гвардия). - 315 с.
  13. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей : Попул. пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новоторцева. - Ярославль : Гринго, 1995. - 235,[1] с.
  14. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошк. учреждений / Маханева М.Д. - М. : Сфера, 2001. - 125 с.
  15. Мигунова, Е. В. Театр, в котором играют дети... : Учеб.-метод. пособие / Е. В. Мигунова; М-во образования Рос. Федерации, Новгор. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород : НовГУ, 2003. - 163 с.
  16. Мирясова, В. И. Играем в театр : Сценарии дет. спектаклей о животных / В. И. Мирясова. - М. : Гном-Пресс, 1999. - 48 с.
  17. Павлова, Н.Н. Послушай, прочитай - перескажи : [Для детей от 5 до 7 лет. Учимся пересказывать. Играем в домаш. театр] / Наталья Павлова ; [Худож. Наталья Мельникова]. - М. : Б-ка Ильи Резника : Эксмо, 2004. - 53, [3] с.
  18. Пугачева, И. Ю. Культурологическое образование детей дошкольного возраста : Метод. пособие : Рекомендации по формированию театр.-игровой культуры детей мл. и сред. дошк. возраста / Пугачева И. Ю., Бочкарева Л. П.; Упр. образования администрации Ульян. обл. и др. - Ульяновск, 1998,- 20 см.Вып. 3: Школа театра в детском саду : Прогр. поиск. исслед. эксперим. работы: ПИЭР. - 1998. - 91 с.
  19. Развитие речи дошкольников и младших школьников : Сб. ст. / НИИ нац. шк., Чуваш. лаб.; [Под ред. Сергеева Л. П., Волкова М. К.]. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1984. - 95 с.
  20. Сазонова, В. А. Театральная педагогика Ю. А. Завадского : Учеб. пособие / В. А. Сазонова; М-во образования Рос. Федерации. Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. - 2. изд., доп. - Тамбов : Изд-во ТГУ, 2000. - 127 с.
  21. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / [Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, В. А. Езикеева и др.]; Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Педагогика, 1980. - 208 с.
  22. Сорокина, Н. Ф. Сценарии театральных кукольных занятий : календар. планирование : пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов / Н. Ф. Сорокина. - М. : АРКТИ, 2004. - 286,[1] с.
  23. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр : Программа «Театр - Творчество – Дети» : Пособие для воспитателей, педагогов доп. образования и муз. рук. дет. садов / Н. Ф. Сорокина. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2002. - 207 с.
  24. Театр кукол и игрушек в детском саду : кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет / сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009. - 266 с.
  25. Ты и твоя речь : [Учеб. пособие] : Для обучения детей культуре речи в семье, дет. саду и далее... / [Авт.-сост. Морозова Л. Н.]. - Екатеринбург : ТОО «У-фактория», 1997. - 176,[1] с.
  26. Фатеев, С. Театр в школе, дома и детском саду / Сергей Фатеев. - М. : Этрол : Лада, 2005 (ГП Владимир. книж. тип.). - 318, [1] с.
  27. Фольклор - музыка - театр : Программы и конспекты занятий для педагогов доп. образования, работающих с дошкольниками : Программно- метод. пособие / Под ред. С. И. Мерзляковой. - М. : Владос, 1999. - 212, [2] с.
  28. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду : для занятий с детьми 4-5 лет / А. В. Щеткин. - Москва : Мозаика-Синтез, 2007. - 127 с.
  29. Цукасова, Л.В.Л. А. Волков. Театральная педагогика / Л. В. Цукасова. - Ташкент : Изд-во Узгосфилармонии, Б. г. (1992). - 103 с.
  30. Якушина М. С.Поиск, открытие, творчество : Образовательная программа для дошкольников и ее реализация в образовательном учреждении. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2004 (ЦОП тип. Изд-ва С.-Петерб. ун-та). - 91 с.

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности