Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа
Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования
Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5
Театрально-игровая
Т. о. вначале текста пишется полностью, театр для детей в соответствии с делением на предметную и непредметную театрализованную деятельность предстает в двух видах – кукольном и драматическом.
Кукольный театр – особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого, где кукла выступает как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познавать мир, отражает его в образах-символах, показывает способ общения с игрушкой.
Игра-драматизация – это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя.
Вместе с тем игра-драматизация
при соответствующем оформлении
легко может перерасти в
В нашем дошкольном учреждении используются два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр в нашем детском саду существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети. Чаще используются совместные постановки, в которых: а) в основном участвуют дети, а взрослые исполняют наиболее трудные, цементирующие роли; б) в основном играют взрослые, а дети лишь эпизодически ходят в канву сюжета.
Театрализованная деятельность в детском саду организационно пронизывает все режимные моменты: включается в занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.
Чаще всего, говоря о театрализованной деятельности, мы имеем в виду наиболее ее яркие продукты - инсценировки, спектакли, концерты, которые могут вноситься в содержание праздников и развлечений. Это, в определенной степени, уже итоговый результат поэтапной работы.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы используем приведенные ниже формы театрализованной деятельности.
Игры-хороводы включают в себя индивидуальные кратковременные выходы героев в их четкой последовательности и ориентированы на выразительное исполнение текста.
Этюды – эмоционально-игровые
ситуации, в которых ребенок по
предложенной взрослым теме создает
определенные художественные образы («Расцветает
цветок», «Котята просыпаются»). Такие
этюды можно назвать играми-
Упражнения и игры-разминки – служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Упражнения требуют активного движения, но обязательно с постановкой художественных задач, использования образных сравнений («Маши руками как бабочка крылышками; еще мягче, легче»). Как и этюды, упражнения сопровождаются музыкой, соответствующей определенному движению, настроению.
Театрализованная игра на занятиях - во время занятий педагоги включают театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровые приемы, используемые на занятии, помогают более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекают своей ненавязчивостью, отсутствием жесткой регламентации деятельности, излишней сухости в изложении материала. Игровая форма проведения занятий способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.
Театрализованная игра
в свободной совместной
- игровые ситуации прогулок;
- организация игр в игровых комнатах;
- чтение художественной
литературы с последующим
- игры-рисования на свободную тему;
- строительные игры с драматизацией.
Диалоги - для вовлечения детей в ролевое взаимодействие используются стихи с ярко выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь ролями.
Инсценировки – т. е. (по определению Фурминой), игры-представления, в которых по ролям с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, разыгрывается литературное произведение, т. е. воссоздаются конкретные образы.
Спектакли кукольного театра: настольный, на ширме, пальчиковый, на фланелеграфе и т. д.
Все перечисленные различные формы театрализованной деятельности стимулируют двигательную, интонационно-речевую, творческую активность детей. В процессе игр, этюдов, упражнений педагоги заботятся о развитии интонации, мимики и произвольных движений детей.
Так как театральная игра есть творчество коллективное, и успех представления зависит от слаженной работы каждого в отдельности и всей группы артистов, у детей возникает новое содержание потребности в общении – сопереживание и взаимопонимание. У ребенка возрастает потребность во взаимодействии со сверстниками, формируется умение сопереживать, появляется признание достоинств ровесника, восхищение товарищем, формируется чувство симпатии, в результате чего резко снижаются количество и острота конфликтов, реже проявляются агрессивность и застенчивость.
В тесной взаимосвязи между
действием в роли персонажа и
своими личностными характеристиками
обогащаются представления
Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка. Сказка, являясь одним из элементов культуры, создает возможности для развития творческого воображения ребенка. При этом социализируется вся сенсорная система: зрение, слух, осязание, пространственно-моторные механизмы. Сказка дает возможность использовать диалоговые методы коррекции.
В театрализованной деятельности активно развивается диалог как форма социализированной (коммуникативной) речи. Сценические диалоги идеальные, «правильные», т. е. выверенные хронологически, логически, эмоционально. Заученные во время подготовки к спектаклю литературные образцы речи дети используют впоследствии как готовый материал в свободном общении. Происходит практическое усвоение формальной и содержательной стороны речевой коммуникации.
Театрализованная деятельность
детей характеризуется
Распределяя роли в драматизации, необходимо учитывать речевые возможности каждого ребенка в определенный период логопедической работы и развития .Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь, учиться преодолевать речевые трудности и справляться с застенчивостью. Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для продуктивного усвоения навыков правильного звукопроизношения.
Наиболее сложным этапом театрализованной деятельности и, вместе с тем, заветным желанием большинства детей является участие в представлениях. Конечно, исполнение роли сказочного или реального персонажа под силу далеко не каждому ребенку логопедической группы, но практика работы показала, что многие дети, освоившие определенные сценические движения, овладевшие основными приемами выразительной и чистой по качеству звукопроизношения речи, достаточно хорошо справляются с выбранной ролью.
Тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей.
Однако необходимо помнить, что речевая продукция, возникающая в результате выполнения того или иного задания, предоставляет материал для анализа по многим параметрам, например: количественный состав словаря и объем вербальной памяти; уровень сформированности системных связей в лексиконе и словообразовательных процессов; концентрация и распределение внимания, словесно-логическое мышление и словоизменительные навыки. Кроме того, при обследовании необходимо дифференцировать виды речевой деятельности: продуктивные (говорение) и репродуктивные (аудирование, восприятие).
Оценить речевую продукцию ребенка во время проведения диагностической процедуры, учитывая сразу все параметры в комплексе, очень сложно. Поэтому каждое тестовое задание предполагает оценку речи ребенка не более чем по двум-трем определенным параметрам.
Наиболее четкому
-сформированность лексической системности;
-сформированность грамматической компетенции;
-сформированность фонологической компетенции.
Психологическая база речи (оперативная и долговременная память, способность концентрировать и распределять внимание, когнитивные процессы), а также смысловая адекватность высказывания оцениваются по результатам выполнения всех диагностических заданий в целом.
Инновационная сущность предлагаемой методики заключается прежде всего в том, что определение уровня речевого развития не сводится собственно к его квалификационной оценке (уровень А; Б; С ... или уровень 1; 2; 3... и т.п.), так как она малоинформативна с точки зрения прогнозирования перспектив дальнейшего речевого развития ребенка. Не говоря уже о том, что оценка речи в «чистом виде», т.е. безотносительно к конкретным ситуациям (уровень притязаний, бытовые условия жизни, социальная среда, соматическое состояние и др.), не представляется эффективной.
Оценка речевой продукции проводится на основе качественных характеристик. Параметры, выведенные в сводных таблицах для каждого возраста, легко комбинируются в модульные ряды в зависимости от интересующего аспекта речи. Таким образом, результаты тестирования могут дать и общую оценку речевого развития ребенка в баллах относительно максимально возможного, и детальную описательную характеристику отдельных звеньев речеязыкового механизма, которые порой развиты у детей весьма неравномерно. В подобных ситуациях одинаковое общее количество баллов у детей вовсе не отражает истинную картину их речевого развития и тем более не определяет единый маршрут их логопедического сопровождения.
Использование этих тестов позволяет проанализировать динамику речевого развития по определенным параметрам.
Особенно хотелось бы подчеркнуть, что результаты данного тестирования следует рассматривать в описательном плане как развернутую характеристику речевого развития ребенка.
В итоге
проведения диагностической процедуры
должна сложиться целостная картина
речевого развития ребенка, позволяющая
спрогнозировать и оценить
Итак, на данном этапе эксперимента мы провели диагностику уровня развития речи дошкольников.
Собственно языковое тестирование мы предварили небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности