Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5

Работа состоит из  1 файл

Диплом(5).docx

— 800.79 Кб (Скачать документ)

Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности.

Совокупность развитых у  ребенка речевых умений и навыков  и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

В ряде исследований и методических пособиях по развитию речи до сих пор  сохраняется абсолютно неприемлемое положение о том, что в дошкольном детстве родной язык усваивается  только на основе подражания, интуитивно, даже инстинктивно. Так, в учебнике для учащихся педагогических училищ мы читаем: «Речь развивается в  процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т.е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т.д.» . Ребенок «бессознательно перенимает ту речь, которую он слышит из уст окружающих» ,«... речь усваивается интуитивно (неосознанно)...» .

Однако даже если резко  разделить обучение языку и развитие речи, то в отношении дошкольников не только можно, но и нужно говорить как о развитии речи, так и об обучении родному языку, поскольку развитие речи с необходимостью включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи.

Эта точка зрения обосновывается в работах отечественного психолога  и лингвиста Феликса Алексеевича  Сохина.

Ф.А. Сохин считал, что  направление исследований в психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма овладения языком: развивается ли речь ребенка только на основе подражания речи взрослых, или здесь существенную роль играют «неподражательные» элементы — обобщение языковых и речевых явлений и их осознание? Не отрицая влияния подражания в качестве действующего фактора речевого развития, Ф.А. Сохин настаивал, что его нельзя считать ядром психологического механизма речевого развития. Работы Ф.А. Сохина убедительно показывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.

Результаты многолетних  исследований, выполненных им и сотрудниками лаборатории развития речи дошкольников Института дошкольного воспитания АПН СССР, показали: даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития — постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

Обобщая взгляды лингвистов и психологов, Ф.А. Сохин обосновал необходимость формирования осознания явлений языковой действительности и подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.

Эта идея стала центральной  в исследовании всех сторон речи дошкольника. Подчеркивая, что без речевого общения  невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» . Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследованиях, выполненных в этом направлении.

С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью специально организованная система последовательного  обучения родному языку включает:

— отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника  и его методическое обеспечение;

— вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре — это работа над смысловой стороной слова, грамматике — формирование языковых обобщений, в монологической речи — развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);

— уточнение структуры  взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;

— преемственность содержания и методов речевой работы с  дошкольниками и учениками начальной  школы;

— выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;

— взаимосвязь речевой  и художественной деятельности в  развитии творчества дошкольников.

Овладение родным языком —  стержень формирования личности дошкольника.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Словесно-логическое мышление возникает не сразу, не на первых порах  усвоения ребенком родного языка. Начальные  формы мышления дошкольника —  наглядно-действенное и наглядно-образное . Затем они взаимодействуют со словесно-логическим мышлением, которое постепенно становится ведущей формой мыслительной деятельности. Мыслительная форма деятельности осуществляется на базе лексических, грамматических и других речевых средств. Здесь развивается интеллектуальная функция языка.

Эта взаимосвязь рассматривается  и в обратном направлении —  с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Н.Н. Поддьяков считает, что соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно-действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познавательной деятельности детей. «Речь, речевая деятельность, — пишет Н.Н. Поддьяков, — благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности подвижности их смысла выступает как чрезвычайно гибкая, пластичная система, создающая уникальные возможности с помощью ограниченного арсенала речевых средств отражать безграничное многообразие окружающего мира».

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества.

Теоретические основы методики развития речи дошкольников разные отношения (причинно-следственные, временные) между  предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связей, используя разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь  речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач  формирования художественно-речевой  деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных  и литературных произведений в целях  формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.).

Вместе с тем, владение этими средствами углубляет, делает тоньше художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного отношения к художественному тексту, сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер, т.е. остается подлинно эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи ребенка.

В формировании творческого  рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку  в его эстетической функции, которое проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.

Обучение дошкольников родному  языку предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания — прежде всего, для воспитания любви и интереса к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, начиная с произведений устного народного творчества, а также содержание картин, народных игрушек и пособий развивает у детей любознательность, гордость и уважение к их создателям. Кроме того, такие методы, как рассказывание совместно, группами («командами») предполагает и умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д.

Ознакомление детей с  литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению  коллективного рассказа способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.

Работа над смысловой  стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика может и должна включать введение в речь детей (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков человека, так же, как и эстетические качества и оценки.

Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности  задач по развитию речи, которые  решаются в предыдущей и последующей  возрастной группе, и комплексный  характер развития каждой задачи.

Так, все воспитатели знают, что необходимо пополнять словарь  детей новыми словами. Они стараются  называть детям все окружающие их предметы, игрушки. Однако далеко не все заботятся о том, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение. Особенность словарной работы заключается в том, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников, а значит, такая работа осуществляется в разных видах ознакомления детей с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Всё это является необходимым звеном для развитии речи детей .

 Основная цель работы  по развитию речи в детском  саду – формирование устной  речи и навыков речевого общения  с окружающими. 

Таким образом, задачи развития речи в дошкольном возрасте:

1.развитие словаря детей.  Она предполагает обогащение, уточнение,  активизацию словаря.

2.воспитание звуковой  культуры речи. Она предполагает  развитие речевого слуха, обучение  правильного звукопроизношению,  воспитание орфоэпической правильной  речи, четкой дикции. Большое внимание  уделяется воспитанию культуры  речевого общения.

3.формирование грамматического  строя речи. Эта задача предполагает  формирование морфологической стороны  речи (изменение слов по числам, родам, падежам), освоение способов  словообразования и синтаксиса (освоение  разных типов предложений).

4.развитие связной речи. Включает развитие диалогической  и монологической речи. Диалог  является основной формой общения.  Детей учат вести диалог, т.е.  слушать и понимать обращенную  речь; вступать в разговор и  поддерживать его; развивать умения  речевого этикета. Работа по  развитию связной монологической  речи осуществляется через обучение  рассказыванию. Детей учат рассказывать  тексты, строить грамматические  высказывания, повествования, составлять  рассказы по игрушке и т.д.

5.формирование элементарного  осознания языка и речи. Эта  задача обеспечивает подготовку  к обучению грамоте (чтению  и письму). Цель этой работы  в детском саду привлечь внимание  детей к слоговому составу  слова, анализу состава предложений.

6.ознакомление с художественной  литературой. Не является чисто  речевой задачей, а рассматривается  как средство осуществления всех  задач  развития речи. В содержание  этой задач входит знакомство  с произведениями русской, зарубежной, современной, классической литературы  различных жанров; воспитание интереса  любви к родному языку. 

1.3 Роль и методы  театрализованной деятельности

 

Воздействие театрализованной деятельности на психоречевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, мини-культурные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Ребенок с нарушениями речевого развития, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии театрализованной деятельностью, несмотря на ограниченные речевые возможности. Искусство обладает способностью превращать объекты в субъекты путем одушевления всего, что окружает человека (предметный мир, мир природы). Особенно ярко это проявляется в сказках, где животные, растения, природные явления наделены человеческими чертами и качествами. Это воспитывает в ребенке способность различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей, передавая их различными средствами драматизации.

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности