Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа
Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования
Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5
Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности.
Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.
Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточно высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.
В ряде исследований и методических
пособиях по развитию речи до сих пор
сохраняется абсолютно
Однако даже если резко разделить обучение языку и развитие речи, то в отношении дошкольников не только можно, но и нужно говорить как о развитии речи, так и об обучении родному языку, поскольку развитие речи с необходимостью включает формирование у детей элементарного осознания некоторых явлений языка и речи.
Эта точка зрения обосновывается
в работах отечественного психолога
и лингвиста Феликса
Ф.А. Сохин считал, что направление исследований в психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма овладения языком: развивается ли речь ребенка только на основе подражания речи взрослых, или здесь существенную роль играют «неподражательные» элементы — обобщение языковых и речевых явлений и их осознание? Не отрицая влияния подражания в качестве действующего фактора речевого развития, Ф.А. Сохин настаивал, что его нельзя считать ядром психологического механизма речевого развития. Работы Ф.А. Сохина убедительно показывают, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.
Результаты многолетних исследований, выполненных им и сотрудниками лаборатории развития речи дошкольников Института дошкольного воспитания АПН СССР, показали: даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития — постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.
Обобщая взгляды лингвистов и психологов, Ф.А. Сохин обосновал необходимость формирования осознания явлений языковой действительности и подчеркивал связь этого осознания с развитием функций детской речи, формированием речевых умений и навыков и развитием языковой способности в целом.
Эта идея стала центральной в исследовании всех сторон речи дошкольника. Подчеркивая, что без речевого общения невозможно полноценное развитие ребенка, Сохин писал: «Усвоение детьми родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности (на основе практического усвоения средств языка), а также формирование осознания языковой действительности, которое может быть названо лингвистическим развитием ребенка» . Необходимость лингвистического развития ребенка в настоящее время доказана во многих исследованиях, выполненных в этом направлении.
С учетом психолого-педагогических особенностей овладения речью специально организованная система последовательного обучения родному языку включает:
— отбор речевого содержания, доступного для ребенка-дошкольника и его методическое обеспечение;
— вычленение приоритетных линий в освоении речи (в словаре — это работа над смысловой стороной слова, грамматике — формирование языковых обобщений, в монологической речи — развитие представлений о структуре связного высказывания разных типов);
— уточнение структуры взаимосвязи разных разделов речевой работы и изменение этой структуры на каждом возрастном этапе;
— преемственность содержания
и методов речевой работы с
дошкольниками и учениками
— выявление индивидуальных особенностей овладения языком в разных условиях обучения;
— взаимосвязь речевой и художественной деятельности в развитии творчества дошкольников.
Овладение родным языком — стержень формирования личности дошкольника.
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Словесно-логическое мышление
возникает не сразу, не на первых порах
усвоения ребенком родного языка. Начальные
формы мышления дошкольника —
наглядно-действенное и
Эта взаимосвязь рассматривается и в обратном направлении — с точки зрения выявления роли интеллекта в овладении языком, т.е. как анализ языковой (лингвистической) функции интеллекта. Н.Н. Поддьяков считает, что соотношение основных форм детского мышления можно рассмотреть в пользу логического, которое возникает рано и оказывает решающее влияние на развитие образного и наглядно-действенного мышления. При этом логическое мышление определяет общую стратегию познавательной деятельности детей. «Речь, речевая деятельность, — пишет Н.Н. Поддьяков, — благодаря непрерывному развитию значений слов и динамичности подвижности их смысла выступает как чрезвычайно гибкая, пластичная система, создающая уникальные возможности с помощью ограниченного арсенала речевых средств отражать безграничное многообразие окружающего мира».
Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать отбирать основные свойства и качества.
Теоретические основы методики развития речи дошкольников разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связей, используя разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.
В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного, эстетического, эмоционального развития ребенка.
Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений в целях формирования у дошкольников умений строить связное монологическое высказывание с необходимостью включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами и др.).
Вместе с тем, владение
этими средствами углубляет, делает
тоньше художественное восприятие литературных
произведений, которое, включая элементы
сознательного отношения к
В формировании творческого
рассказывания очень важно
Обучение дошкольников родному
языку предоставляет
Ознакомление детей с литературой, пересказ художественных произведений, обучение детей составлению коллективного рассказа способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения детей.
Работа над смысловой стороной слова, семантическое обогащение словаря детей, их развивающаяся лексика может и должна включать введение в речь детей (и в понимание речи) групп слов, обозначающих качества человека, его эмоциональные состояния, оценки поступков человека, так же, как и эстетические качества и оценки.
Основные задачи развития речи — воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. Удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер развития каждой задачи.
Так, все воспитатели знают, что необходимо пополнять словарь детей новыми словами. Они стараются называть детям все окружающие их предметы, игрушки. Однако далеко не все заботятся о том, чтобы ребенок осознавал смысл слова, его значение. Особенность словарной работы заключается в том, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников, а значит, такая работа осуществляется в разных видах ознакомления детей с окружающим, с предметами и явлениями быта, повседневной жизни, с природой. Ребенок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений. Всё это является необходимым звеном для развитии речи детей .
Основная цель работы
по развитию речи в детском
саду – формирование устной
речи и навыков речевого
Таким образом, задачи развития речи в дошкольном возрасте:
1.развитие словаря детей. Она предполагает обогащение, уточнение, активизацию словаря.
2.воспитание звуковой
культуры речи. Она предполагает
развитие речевого слуха,
3.формирование
4.развитие связной речи.
Включает развитие
5.формирование элементарного
осознания языка и речи. Эта
задача обеспечивает
6.ознакомление с
Воздействие театрализованной деятельности на психоречевое развитие ребенка с общим недоразвитием речи основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, мини-культурные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Ребенок с нарушениями речевого развития, усваивая свою роль в сказке, попадая в конкретную этническую среду, проявляет активность и заинтересованность в участии театрализованной деятельностью, несмотря на ограниченные речевые возможности. Искусство обладает способностью превращать объекты в субъекты путем одушевления всего, что окружает человека (предметный мир, мир природы). Особенно ярко это проявляется в сказках, где животные, растения, природные явления наделены человеческими чертами и качествами. Это воспитывает в ребенке способность различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей, передавая их различными средствами драматизации.
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности