Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5

Работа состоит из  1 файл

Диплом(5).docx

— 800.79 Кб (Скачать документ)

На занятиях по изобразительной  деятельности знакомятся с репродукциями  картин, иллюстрациями, близкими по содержанию спектакля, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказок или  ее персонажей.

Особое содержание приобретает  вся игровая деятельность детей  в свободное от занятий время  под руководством воспитателя и  в самостоятельной деятельности.

Дети играют в « театр». Они выступают в роли актеров, то зрителей, то контролеров, билетеров, дежурных по залу и т.д. Они рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих  работ.

В театральном кружке средствами театрализованных игр, упражнений, этюдов создаются условия для индивидуального  подхода и раскрытия творческого  потенциала каждого ребенка.( Приложение А)

Благодаря такой систематической  работе в течении года детьми подготовили 2-3 спектакля ( музыкальные сказки, детские  оперы, хореографические постановки) и  большое количество других театрализованных игр (настольные, стендовые, игры-драматизации), которые вводились в жизнь  детей, как зрелищные развлечения, как фрагменты праздничных концертов  и представлений.( Приложение Б, В)

Занятия кружка «Школы театра»  проводились во второй половине дня  с группой детей старшей группы (16 человек) по 30-40 минут в музыкальном  зале. Дети не специально отобраны, а  посещают кружок по желанию. В детском  саду оборудовано специальное для  театральных занятий помещение - «Гримерно-костюмерная».

Процесс театральных занятий  строится на основе развивающих методик, они представляют собой систему  творческих игр и этюдов. Театральные  игры рассчитаны на активное участие  детей, как равноправных участников педагогического процесса. Новые  знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и  взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется  эмоциональной насыщенностью и  стремлением достичь продуктивного  результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности  основываясь на сюжетном построении.

Театральные занятия «Школы театра» строятся на таких видах  детской деятельности, как:

-театральная игра;

-ритмопластика;

-культура и техника  речи;

-основы театральной культуры.

Через эти виды деятельности ребенок не только попадает в мир  прекрасного, но и происходит раскрепощение  его творческих возможностей и музыкальных  способностей.

Результатом занятий «Школы театра» становятся музкально-театрализованные представления в виде спектаклей, сказок-опер, театрализованных сценок к музыкальным развлечениям. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе работы должны соблюдаются следующие необходимые правила:

-не перегружать детей;

-не навязывать своего  мнения;

не позволять одним  детям вмешиваться в действия других;

-    предоставлять  всем детям возможность попробовать  себя в разных ролях, не распределяя  их среди наиболее способных.


При соблюдении этих основных условий дети ждут каждой репетиции  с нетерпением, работают с желанием и радостью.

Этапы работы над театральным  представлением:

Выбор сказки или театральной  сценки, обсуждение ее с детьми:

Чтение с детьми сказки или стихотворения;

Беседа по сказке;

Предварительное прослушивание  песен и музыкальных произведений к сказке;

Просмотр иллюстраций  по сюжету сказки.

Деление пьесы на эпизоды  и пересказ их детьми. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им названия;

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с  импровизированным текстом.

Сначала участниками этюдов становятся более активные дети, но, постепенно надо привлекать в процесс  всех членов коллектива.

Знакомство детей с  музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-нибудь конкретный персонаж, например, Бабу-Ягу, Речку, Гусей-лебедей, Ежа др. При этом, меняя походку, позы, жесты и наблюдают друг за другом.

Разучивание солистами песен  и танцев оперы.

Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов сказки по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.

Работа над ролью. Ребенок  в силу возрастных психологических  особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощается, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном  опыте и памяти, он может вспомнить  ситуацию в своей жизни, когда  ему пришлось переживать чувства, похожие  на ощущения героев сказки. Ни в коем случае не надо навязывать детям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Очень  важно добиться взаимодействия с  партнерами, умения слышать и слушать  друг друга и соответственно менять свое поведение.

Не следует предлагать заранее придуманные педагогом  мизансцены и устанавливать линию  поведения каждого персонажа, оно  должно возникать по инициативе детей, опираясь на их творческое воображение. Добиваясь выразительности и  четкости речи, надо выявлять речевые  характеристики героев.

Репетиция отдельных картин.   Надо следить за тем, чтобы дети  не повторяли поз. Жестов, интонаций  других исполнителей, а иссекали свои собственные варианты. Необходимо учить  детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.

Репетиция  театральной  постановки целиком.     Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки. Платочки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.

Репетиция идет с музыкальным  сопровождением, происходит уточнение  темпоритма спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности детей общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.

Презентация театрального представления.

Премьера – это всегда волнение и суета. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя  зависит успех спектакля. В беседе о прошедшем спектакле, дети учатся оценивать искренность и правдивость  поведения на сцене, отмечать выразительность  и находчивость отдельных исполнителей.

Работа над постановкой  спектакля была зафиксирована (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).

На основе небольшого опыта организации театральной деятельности в детском саду нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей Мы тесно  сотрудничали с родителями по данному направлению: проводили консультации для родителей (Приложение Г), привлекали их для изготовления атрибутов и декораций к спектаклям. Родителям были показаны такие театральные представления, как «Заячья избушка», «Теремок», «Муха-цокотуха», «Волк и семеро козлят», «Кот Федот и кошка Матрешка», «Снежная королева» и др.. было показано открытое занятие. ( Приложение Д)

Результатом работы по данной теме стало развитие у детей не только речи, но и :     -творческих способностей, памяти, воображения, фантазии;

-навыков действий с  воображаемыми предметами;

-навыков импровизации  игр драматизации на темы знакомых  сказок;

-двигательных способностей, ловкости, подвижности;

-музыкальных   способностей   (чувства   ритма,   координации   движений, пластической выразительности).

 

Работа осуществлялась в тесном взаимодействии со специалистами: с учителем-логопедом (речевая работа); с педагогом-психологом (коррекция поведения, релаксация, тренинги, формирование личностной активности); с физкультурным и музыкальным руководителями. Неоднократно проводились для педагогов семинары, мастер-класс, открытые занятия для молодых специалистов нашего детского сада. Работа в этом направлении позволила сплотить родителей, вызвала у них интерес к педагогическому процессу, сделала их равноправными и равноответственными участниками этого процесса.

Работа показала, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

В процессе работы в данном направлении был накоплен большой дидактический материал: картотека этюдов психогимнастики; перспективный план (средняя, старшая и подготовительная группы); конспекты занятий; консультаций для воспитателей и родителей; изготовлена ширма; изготовлены различные виды театров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Педагогические  рекомендации по организации  театрализованной деятельности  в ДОУ

 

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию речи, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Для того, чтобы успешно  решать эти задачи желательно наличие  педагога - руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач о театрализованной деятельности .

Педагог детского театра помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Воспитатель должен быть предельно  тактичен. Например, фиксация эмоциональных  состояний ребенка должна проходить  естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

В примерных требованиях  к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделяется раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» и обязанности педагога:

-создавать условия для  развития творческой активности  детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

-приобщать детей к  театральной культуре (знакомить  с устройством театра, с видами  кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

-обеспечивать взаимосвязь  театрализованной деятельности  с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

-создавать условия для  совместной театрализованной деятельности  детей и взрослых (спектакли с  участием детей, родителей, сотрудников;  организация выступлений детей  старших групп перед малышами  и пр.).

Правильная организация  театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.

Методические рекомендации к организации  театральных занятий.

Во время занятий необходимо:

-внимательно выслушивать ответы  и предложения детей;

-если они не отвечают, не требовать  объяснений, переходить к действиям с персонажем;

-при знакомстве детей с героями  произведений выделять время  на то, -чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

-спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;

в заключении различными способами  вызывать у детей радость.

 Основные требования  к организации театрализованных  игр в детском саду :

Содержание и разнообразие тематики.

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности