Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа
Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования
Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5
На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию спектакля, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказок или ее персонажей.
Особое содержание приобретает
вся игровая деятельность детей
в свободное от занятий время
под руководством воспитателя и
в самостоятельной
Дети играют в « театр». Они выступают в роли актеров, то зрителей, то контролеров, билетеров, дежурных по залу и т.д. Они рисуют афиши и пригласительные билеты на спектакли, готовят выставку своих работ.
В театральном кружке средствами
театрализованных игр, упражнений, этюдов
создаются условия для
Благодаря такой систематической
работе в течении года детьми подготовили
2-3 спектакля ( музыкальные сказки, детские
оперы, хореографические постановки) и
большое количество других театрализованных
игр (настольные, стендовые, игры-драматизации),
которые вводились в жизнь
детей, как зрелищные развлечения,
как фрагменты праздничных
Занятия кружка «Школы театра» проводились во второй половине дня с группой детей старшей группы (16 человек) по 30-40 минут в музыкальном зале. Дети не специально отобраны, а посещают кружок по желанию. В детском саду оборудовано специальное для театральных занятий помещение - «Гримерно-костюмерная».
Процесс театральных занятий
строится на основе развивающих методик,
они представляют собой систему
творческих игр и этюдов. Театральные
игры рассчитаны на активное участие
детей, как равноправных участников
педагогического процесса. Новые
знания преподносятся в виде проблемных
ситуаций, требующих от детей и
взрослого совместных активных поисков.
Ход занятий характеризуется
эмоциональной насыщенностью и
стремлением достичь
Театральные занятия «Школы театра» строятся на таких видах детской деятельности, как:
-театральная игра;
-ритмопластика;
-культура и техника речи;
-основы театральной культуры.
Через эти виды деятельности ребенок не только попадает в мир прекрасного, но и происходит раскрепощение его творческих возможностей и музыкальных способностей.
Результатом занятий «Школы театра» становятся музкально-театрализованные представления в виде спектаклей, сказок-опер, театрализованных сценок к музыкальным развлечениям. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе работы должны соблюдаются следующие необходимые правила:
-не перегружать детей;
-не навязывать своего мнения;
не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
- предоставлять
всем детям возможность
При соблюдении этих основных условий дети ждут каждой репетиции с нетерпением, работают с желанием и радостью.
Этапы работы над театральным представлением:
Выбор сказки или театральной сценки, обсуждение ее с детьми:
Чтение с детьми сказки или стихотворения;
Беседа по сказке;
Предварительное прослушивание
песен и музыкальных
Просмотр иллюстраций по сюжету сказки.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, и придумывают им названия;
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Сначала участниками этюдов становятся более активные дети, но, постепенно надо привлекать в процесс всех членов коллектива.
Знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле. Яркие музыкальные образы, помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем они двигаются, превращаясь в какой-нибудь конкретный персонаж, например, Бабу-Ягу, Речку, Гусей-лебедей, Ежа др. При этом, меняя походку, позы, жесты и наблюдают друг за другом.
Разучивание солистами песен и танцев оперы.
Одновременно на занятиях по изодеятельности дети учатся создавать эскизы декораций и костюмов, делают рисунки отдельных эпизодов сказки по творческому замыслу, подбирая краски в соответствии со своей фантазией.
Работа над ролью. Ребенок в силу возрастных психологических особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощается, играть чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию в своей жизни, когда ему пришлось переживать чувства, похожие на ощущения героев сказки. Ни в коем случае не надо навязывать детям логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Очень важно добиться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.
Не следует предлагать заранее придуманные педагогом мизансцены и устанавливать линию поведения каждого персонажа, оно должно возникать по инициативе детей, опираясь на их творческое воображение. Добиваясь выразительности и четкости речи, надо выявлять речевые характеристики героев.
Репетиция отдельных картин. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз. Жестов, интонаций других исполнителей, а иссекали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.
Репетиция театральной постановки целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки. Платочки), то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа.
Репетиция идет с музыкальным сопровождением, происходит уточнение темпоритма спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. В зависимости от возможностей и подготовленности детей общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трех.
Презентация театрального представления.
Премьера – это всегда
волнение и суета. Дети на практике
начинают понимать, что такое коллективность
театрального искусства, как от внимания
и ответственности каждого
Работа над постановкой спектакля была зафиксирована (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись).
На основе небольшого опыта организации театральной деятельности в детском саду нами были разработаны методические рекомендации для воспитателей Мы тесно сотрудничали с родителями по данному направлению: проводили консультации для родителей (Приложение Г), привлекали их для изготовления атрибутов и декораций к спектаклям. Родителям были показаны такие театральные представления, как «Заячья избушка», «Теремок», «Муха-цокотуха», «Волк и семеро козлят», «Кот Федот и кошка Матрешка», «Снежная королева» и др.. было показано открытое занятие. ( Приложение Д)
Результатом работы по данной теме стало развитие у детей не только речи, но и : -творческих способностей, памяти, воображения, фантазии;
-навыков действий с воображаемыми предметами;
-навыков импровизации
игр драматизации на темы
-двигательных способностей, ловкости, подвижности;
-музыкальных способностей (чувства ритма, координации движений, пластической выразительности).
Работа осуществлялась в тесном взаимодействии со специалистами: с учителем-логопедом (речевая работа); с педагогом-психологом (коррекция поведения, релаксация, тренинги, формирование личностной активности); с физкультурным и музыкальным руководителями. Неоднократно проводились для педагогов семинары, мастер-класс, открытые занятия для молодых специалистов нашего детского сада. Работа в этом направлении позволила сплотить родителей, вызвала у них интерес к педагогическому процессу, сделала их равноправными и равноответственными участниками этого процесса.
Работа показала, что в соприкосновении с театром вырастают активные творческие личности, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.
В процессе работы в данном направлении был накоплен большой дидактический материал: картотека этюдов психогимнастики; перспективный план (средняя, старшая и подготовительная группы); конспекты занятий; консультаций для воспитателей и родителей; изготовлена ширма; изготовлены различные виды театров.
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию речи, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога - руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач о театрализованной деятельности .
Педагог детского театра помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.
Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.
В примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделяется раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» и обязанности педагога:
-создавать условия для
развития творческой
-приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);
-обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
-создавать условия для
совместной театрализованной
Правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.
Методические рекомендации к организации театральных занятий.
Во время занятий необходимо:
-внимательно выслушивать
-если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
-при знакомстве детей с
-спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
в заключении различными способами вызывать у детей радость.
Основные требования
к организации
Содержание и разнообразие тематики.
Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности