Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5

Работа состоит из  1 файл

Диплом(5).docx

— 800.79 Кб (Скачать документ)

Этому дала чашку,

      Этому дала ложку, 

Этому поварешку.

Положила каши

Всем понемножку.

Кашу на пол  на бросайте,

Клюв салфеткой  вытирайте.

Сорочата едят кашу, а Сорока улетает.

Сорочата (по очереди).

После завтрака нам нужно 

За работу взяться  дружно.

Я цветочки все  полью!

Чашки, ложки  уберу!

В руки веник я возьму 
И квартиру подмету!

Наша  мамочка придет 
Ни пылинки не найдет!

Звучат 5-я и 6-я вариации «Я с комариком  плясала». Сорочата убираются в квартире.

Педагог.    Сорока-Белобока, Где была?

Сорока.     Далеко!

Кашу варила,

 На стол  становила, 

На крыльцо  скакала,

Гостей поджидала!

Педагог.  

А Ворона-Барабона

     По  лесу летала,

     На  Сорокину стряпню

     Гостей  созывала.

  Вновь звучит фонограмма вступления к сказке «О царе Салтане» Н.Римского-Корсакова.

Ворона летает по лесу, подлетая к гостям, жестами  приглашает их к сороке.

Ворона

 Ой, вы пташечки-канареечки!


 Вы слетайтеся, собирайтеся,

 Нынче у  нас праздник,

Шумное веселье:

У Сороки-Белобоки

 В дому  новоселье!

Журавль услышал,

Из болота вышел,

 Сапоги начистил,

В гости отправился!

Под фонограмму песни «По улице мостовой»  журавль идет важной походкой, следом скачут лягушки.

Лягушки.

Мы лягушечки ква-ква,

Как зеленая  трава.

Голоса настроили,

В гости отправились!

 (Подходят к Сороке.)

Сорока (лягушке).

Кума, ты к нам?

Лягушка.

 К вам,  к вам! 

 К воде  скачу, Ловить хочу!

Сорока

 А кого, кого, кума?

Лягушка

Карпа, рака и  сома.

Сорока

 Как поймаешь,

Дашь ли нам?

Лягушка

 Как не  дать? Конечно дам!

По широкой  улочке

Маршируют уточки.

Топают вразвалочку,

Крякают считалочку:

Кря-кря-кря, Кря-кря-кря!

Что нам реки и моря?!

П.Синявский

Уточки танцуют  под фонограмму песни  «Самара-городок» в исполнении квартета «Сказ».

Педагог.    Вот воробушек по улице идет,

В левом крылышке он скрипочку несет, Правым крылышком  наигрывает, С ног на ногу попрыгивает.

Выходит Воробей  и играет на скрипочке.

Воробей.   Ой, вы, пташечки, канареечки, Начищайтесь, наряжайтесь, В гости собирайтесь!

Птички летают под фонограмму «Польки» Сиротина в  исполнении оркестра «Русские народные инструменты».

Педагог.    Тут Сорока-Белобока

На порог скакала,

Дорогих своих  гостей

В горницу пускала...

Е.Благинина

Сорока.    

 Вот, друзья, мы здесь живем!

 Гости (поочередно).

Ах, какой красивый дом!

Много здесь игрушек, 
Звонких погремушек.

Комнаты все светлые, 
Стены разноцветные.

Стульчики дубовые.

Занавески новые.

Ложки расписные, 
Яркие, резные.

Эти ложки мы возьмем

 И сыграем,  и споем.

Н.Лагунова

Дети исполняют  «Танец с ложками» под фонограмму песни «Ах ты, береза». На первую часть музыки дети свободно ходят  врассыпную, любуясь ложками, на вторую - играют на ложках, используя при этом любой знакомый прием игры.

Педагог.

И пошел тут  пир –

Шумное веселье.

 У Сороки-Белобоки

 В доме  новоселье!

 Звучит свободная  русская плясовая под «Камаринскую»  в исполнении ансамбля «Русская балалайка». Все дети пляшут, используя знакомые движения.

Педагог.   

А пока плясали, пели,

Длинноногий журавель

 Тут никак  уж не стерпел,

 Отодвинул  кружку,

Хап!.. И съел лягушку!

Лягушка в это  время прячется за столом. Все гости  изображают ужас и удивление.

Педагог.  

Рассердилась  Сорока,

Да как затопочет,

Рассердилась  Белобока,

Да как застрекочет...

Сорока.    

Не бывать тому,

У меня в дому!

Где это видано,

Чтобы гостей ели  сами гости?

Педагог.  

Журавушка задрожал,

Длинный клюв разинул,

Воробышек прискакал

И лягушку вынул!

Обрадовались  гости!

Тут взялись  играть грачи,

Музыканты-трубачи.

 А все пташечки-канареечки

Опрокинули скамеечки

И пошли ходить,

Краковяк водить!

Е.Благинина

Под фонограмму «Подмосковной польки» А.Беляева  дети исполняют парный танец.

Педагог.   

Вот и сказка отзвучала,

Мы начнем ее сначала.

Или новую начнем?

Но сначала  отдохнем.

В.Берестов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

Домашний кукольный театр (консультативный материал для родителей)

 Устройте вместе с  малышом познавательное и веселое  путешествие в мир кукол. А  кукольный театр можно создать  своими руками

 

 Когда Маша была  совсем еще крошкой, у нее  было два друга: ежик Колючка  и лягушонок Ква. Они появлялись из-за кроватки, когда Маша капризничала и не хотела спать или из-за детского столика, если Маша плохо кушала. Ежик, своей мягкой, совсем не колючей лапкой вытирал Маше слезки, а лягушонок смешно квакал, и даже иногда кормил Машу с ложечки. Мама часто звала их на помощь, если не могла справиться с упрямством или капризами своей дочки. И добрые игрушки всегда помогали. А сейчас Маша немножко подросла, и сама рассказывает и показывает веселые истории про своих друзей. Но иногда приносит игрушки маме и просит: “Погладь меня ежиком”. И мама одевает ежика на руку и его лапками обнимает Машу, гладит ее по голове, а холодный ежиков носик тычется Маше в щечку совсем как тогда, когда она была еще крошкой…

 

 Эти удивительные куклы

 

 Многие мамы, которые  играли с малышами куклами-перчатками, согласятся: для крохи это действительно  чудо. Ребенок часто старается  одушевить игрушку, относится  к ней, как к живой. А если она еще и двигается, разговаривает, радуется и грустит, то может надолго стать настоящим другом для малыша. Наверняка, вы уже побывали в кукольном театре и с удивлением наблюдали, как искренне кроха смеется веселым проделкам героев. Или может совсем по-настоящему расплакаться, жалея куклу. В этом нет ничего удивительного. Для малыша кукла — живая и настоящая. И часто именно кукла может в два счета объяснить то, что маме не удавалось втолковать упрямому сыну или дочурке. Но, одно дело, смотреть, другое — самому стать творцом кукольного представления. В детской психологии уже давно существует целое направление — куклотерапия. Одевая на руку куклу, малыш как бы сливается с ней, через нее переживает различные жизненные ситуации, может справиться со своими страхами, выплеснуть негативные эмоции или, наоборот, поделиться своей радостью.

 Создавая домашний  кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. Итак, попробуем…

 

 Немного истории

 

 До сих пор не  известно точно, как и когда  появилась идея кукольного театра, и кто показал первый в истории  кукольный спектакль. Одни исследователи  считают, что театр кукол возник  из детской игры. Другие придерживаются  мнения, что истоком театра стали  народные праздники, игры и  обряды с их песнями, переодеваниями, участием масок и чучел животных. Некоторые говорят о происхождении  театра из религии и ее обрядов, а кто-то это отрицает, доказывая, что театр возник еще до зарождения религии. Но, в любом случае, кукольный театр удивительно, почти магически воздействует на человека, особенно ребенка.

 Изначально, кукольный  театр был народным зрелищем. Вспомним хотя бы ярмарки на  Руси, которые не обходились без  кукольного балагана и веселого, неунывающего Петрушки. Он появлялся  над ширмой, здоровался с публикой, а затем начинались его приключения.  Петрушка наказывал всех, кто  его обижал, высмеивал жадность, обман, лживость. В других странах  тоже были свои народные герои: итальянский Пульчинелла, французский Полишинель, английский Панч, чешский Кашпарек.

 

 Каждый народ имел  свои традиции кукольных спектаклей. Например, в Китае, Индии, Турции  и других странах Азии был  распространен театр теней. В  этом театре нет традиционных  кукол и красочных декораций.  Вместо них — экран, на который  проецируются силуэты людей, животных, птиц, предметов. А в Японии  традиционным был театр дзёрури, где старинный народный песенный сказ соединяется с кукольным представлением. Декорации для такого театра рисовались очень тщательно и реалистично. Куклы изготовлялись большого “роста” (100-130 см), у них двигались не только ноги и руки, но даже пальцы, глаза и брови. Управляли такой куклой сразу три кукловода, и чтобы добиться слаженной работы, они должны были тренироваться не один год. Конечно, для вас с малышом нет необходимости создавать дома театр дзерури, но некоторую подготовку сделать все-таки придется.

 

 Какие бывают куклы?

 

 Существует множество  видов кукол для театра: марионетки, тростевые, планшетные, куклы-перчатки  и даже пальчиковые куклы. Марионетка  — это кукла на ниточках. Суставы  у такой куклы подвижные, поэтому  она может ходить и танцевать  почти, как настоящая. Обычно  их делают из дерева. Но, если  пофантазировать, марионетку можно  сделать из пенопласта, картона,  консервных банок, пластиковых  бутылок и даже спичечных коробков.

 С планшетными куклами  актер-кукловод работает на специальном  устройстве, которое называется  планшетом. В домашних условиях  его заменит невысокий журнальный  столик, завешенный тканью. Декорации  располагаются прямо на столике,  и здесь же разыгрывается спектакль.  Специальные планшетные куклы  имеют рукоятки, которые крепятся  к голове и туловищу куклы.  С их помощью актер и управляет  куклой. В своей домашней постановке  можно использовать большие мягкие  игрушки, пришив к ним кожаные  ремешки, куда можно будет вставить  руку. Такой вид спектакля напоминает  творческую ролевую игру и  удобен тем, что вам и малышу  не нужно прятаться за ширму.

 Бывают и куколки-малышки,  которые одеваются на пальчики. Их легко сделать, свернув в  трубочку бумагу, разрисовав красками  или фломастерами и приклеив  ушки, усики и другие необходимые  детали. Такие куколки просто  не заменимы в дороге или  длинной очереди, когда нужно  чем-то развлечь малыша. Ну, а если  куколок под рукой нет, можно  просто разрисовать фломастером  пальчики и показать веселый  пальчиковый театр. Но, конечно,  для домашнего театра чаще  всего используются куклы-перчатки.

 

 Куклы-перчатки

 

 Для того чтобы организовать  домашний кукольный театр, такие  игрушки можно купить. Они продаются  и по отдельности, и целыми  наборами, где есть все герои  той или иной сказки. Но у  покупных игрушек есть несколько  недостатков. Во-первых, кукла-перчатка  должна соответствовать ладошке  маленького артиста, а покупные  куклы, чаще всего, для нее  слишком велики. Самое обидное,  что мамина рука, напротив, туда  не всегда влазит. Что уж говорить про огромную папину ладонь, если он тоже захочет поучаствовать в маленьком семейном спектакле? Во-вторых, покупные куклы лишены индивидуальности. В-третьих, кукол нужно много, а стоят они не дешево. И, в-четвертых, вы можете просто не найти в продаже нужного персонажа для своего спектакля. Поэтому, наравне с покупными игрушками, в домашнем спектакле будут с удовольствием участвовать и самодельные. Тем более, что сделать их не сложно.

 

 Перво-наперво, необходимо сшить саму перчатку, которая будет играть роль туловища куклы. Но сначала нужно сделать выкройку. Положите на бумагу руку в таком виде, как будто на нее одета кукла (указательный палец управляет головой, большой и мизинец — руками, два других пальца поджаты). Теперь обведите руку с припуском на объем. Если кукла шьется для малыша, то обводить нужно его ручку. По бумажной выкройке сделайте выкройку из ткани. Ткань должна быть мягкой и достаточно плотной. Подойдет байка, бязь или флиз. Теперь сошьем перчатку и наша основа готова. Сделать голову для куклы можно разными способами. Самый простой — модифицировать старую мягкую игрушку или куклу, пришив ее голову, ладошки, хвост к нашей перчатке-основе. Для этих же целей можно купить дешевые мягкие игрушки и вместе с малышом “оживить” их, превратив в куклы-перчатки. Но есть способ поинтересней, который, кстати, используется и при изготовлении кукол для профессионального кукольного театра.

 

 Жеваная бумага?

 

 Да, именно так переводится  с французского словосочетание  папье-маше. И эта интересная техника  работы с бумагой поможет нам  не только сделать оригинальных  кукол, но и потренирует мелкую  моторику малыша, даст ему возможность  почувствовать себя настоящим  волшебником и творцом. Начинаем  с того, что сделаем из пластилина  шар по размеру головы нашей  куклы. Теперь, как настоящие скульпторы, на основе этого шара слепим  лицо или мордочку с глазницами, носом, ушами. Пусть малыш попробует  это сделать сам, а вы слегка  помогайте и корректируйте его  работу. Когда нужное лицо получилось, острым тонким ножом разрежьте  пластилиновую заготовку на две  части: “лицо” и “затылок”.  Теперь, пока вы на кухне варите  клейстер — клей из воды  и муки — малыш делает важную  работу: рвет старые газеты на  маленькие кусочки. После этого  обмакиваем каждый кусочек в  клейстер и обклеиваем наши  пластилиновые половинки. Наклеили  слой, высушили, наклеиваем следующий.  И так 5-6 слоев. После полного  высыхания, аккуратно убираем  пластилин из нашего папье-маше. Теперь соединяем две половинки  головы вместе и склеиваем  полоской бумаги или ткани.  Почти готово! Осталось самое интересное — раскрасить. Сначала покройте всю кукольную голову белой гуашью или темперой в несколько слоев. После того, как грунтовка высохнет, можно приступить к раскрашиванию. Для этого лучше взять не гуашь, а темперу — она хорошо ложится и совсем не пачкается после высыхания. Последний штрих — волосы. Их можно сделать из кусочков меха, шерстяных ниток, шнурков, войлока, тесьмы. Все зависит от того, какой персонаж у вас должен получиться. Теперь делаем в голове отверстие для пальца и прикрепляем к перчатке. Получилась замечательная кукла, со своим характером и индивидуальностью, в которую было вложено так много сосредоточенного сопения и труда маленького кукольника.

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности