Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучение возможностей театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников
Задачи:
Изучить психолого-педагогической литературу по теме исследования
Рассмотреть историко-педагогический аспект изучения становления и развития театральной педагогики
Описать формы и методы театрализованной деятельности дошкольников
Проанализировать роль педагога в организации театрализованной игры
Провести экспериментальную работу по теме исследования

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы развития речи дошкольников посредством организации театрализованной деятельности 5
1.1 Историко-педагогический аспект изучения становления и развития театрализованной педагогики 5
1.2 Развитие речи дошкольников 5
1.3 Роль и методы театрализованной деятельности 5
2 Экспериментальное изучение влияния театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников 5
2.1 Изучение уровня развития речи на констатирующем этапе эксперимента 5
2.2 Педагогическая организация театрализованной деятельности, ориентированная на развитие речи 5
2.3 Педагогические рекомендации по организации театрализованной деятельности в ДОУ 5
Заключение 5
Глоссарий 5
Список использованных источников 5
Приложение А 5
Приложение Б 5
Приложение В 5
Приложение Г 5
Приложение Д 5

Работа состоит из  1 файл

Диплом(5).docx

— 800.79 Кб (Скачать документ)

 

 Пишем сценарий

 

 Выбор постановки во  многом определяется возрастом  малыша. Чем он младше, тем проще  должен быть ваш спектакль.  Но, в любом случае, идеальными  будут народные и авторские  сказки. Можно, конечно, взять текст сказки и разыграть его слово в слово. Но гораздо интересней сказку немного изменить: добавить смешные эпизоды и слова героев, переделать концовку, ввести новых персонажей. Например, пофантазируйте, как бы колобок смог обмануть хитрую лисичку, а козлята – злого волка, и придумайте старую сказку на новый лад. Не менее интересно сочинить и разыграть свою собственную историю. Особенно, если вы придумаете и смастерите оригинальную куклу, которая и будет главным героем, и, возможно, станет визитной карточкой вашего театра. Это может быть какой-нибудь совершенно фантастический персонаж с необычной внешностью и именем.

 

 Когда сценарий написан,  подумайте, какие куклы вам  понадобятся. Часто одна кукла  может участвовать во многих  спектаклях, если надеть на нее  другую одежду. Так кукла-девочка  будет и Машей, и Красной  Шапочкой, и Золушкой. Только в  каждом случае поменяем ей  прическу, наряд, головной убор. Второстепенные  персонажи в спектакле не обязательно  должны быть куклами-перчатками. Можно использовать обычные мягкие  игрушки или вырезать силуэт  персонажа из картона, раскрасить  и прикрепить к нему палочку.  Для этой цели купите в магазине  стройматериалов гладкие оконные  штапики. Кстати, также можно поступить с бабочками и птичками, если по замыслу они должны порхать над сценой.

 

 Делаем сцену и декорации

 

 Для самого простого  спектакля, где нет особых декораций,  можно просто натянуть поперек  комнаты веревку, повесить на  нее большой кусок ткани –  вот и вся ширма. Ширму можно  украсить вырезанными из бумаги  цветами, бабочками, рыбками, детскими  рисунками. Все зависит от темы  спектакля. Оригинально будет  смотреться ширма, сшитая из  разноцветных лоскутков. Если  же вы планируете делать декорации,  например, лес или домик, то  с ширмой поступите иначе. Положите  широкую доску на спинки двух  стульев, и это сооружение задрапируйте  тканью. Теперь у вас будет  возможность поставить сверху  все необходимые декорации. Делать  их можно из плотного картона  (в ход пойдут коробки от  бытовой техники) или из фанеры (если папа вспомнит свое творческое  детство и возьмет в руки  лобзик). Декорации тоже старайтесь  делать многофункциональными, чтобы  они использовались в нескольких  спектаклях, и двусторонними. Например, домик разрисуйте и снаружи  и внутри, тогда, повернув его  другой стороной, вы сможете показать  комнату. А лес может быть  с одной стороны — летний, с  другой — зимний или осенний.  На некоторой высоте от ширмы  можно протянуть нитку и на  нее подвесить картонные солнышко, облака, тучи, радугу, если они нужны  по сценарию. Конечно, малыш сможет  принять непосредственное участие  в оформлении сцены. И пусть  его декорации будут, на ваш  взгляд, не очень аккуратными  и красивыми. Но ведь главная  задача вашего занятия, согласитесь,  не в этом. И чем больше творчества, фантазии и нестандартности вы  внесете в подготовку, тем лучше. 

 

 Репетируем

 

 После того, как все  приготовления сделаны, приступаем  к репетициям. В процессе репетиций  подберите музыкальное сопровождение,  которое просто необходимо для  того, что бы спектакль стал  ярким и веселым. Запишите все  необходимые звуковые фрагменты  на кассету или диск по порядку  и включайте музыку в нужное  время. Хорошо бы привлечь кого-нибудь  на роль звукорежиссера, например, папу или старшего ребенка.  Распределите с малышом роли, помня, что, вы сможете одновременно управлять двумя куклами, а малышу первое время доверьте только одну, на правую руку. Самым маленьким деткам подойдут простые роли, где мало слов и действий. А когда они научатся управлять куклами и смогут выучить роль, задание усложните. Помните главное правило: ваша цель, в первую очередь, не идеально поставленный спектакль, а удовольствие и радость, которую он несет юным артистам и зрителям. Научите малыша импровизировать, находить выход из непростой ситуации, если во время спектакля что-то пойдет не так, как задумывалось. Это гораздо важнее, чем многократно отрепетированные, заученные слова и движения.

 

 … Наконец, все готово  к премьере. Оформите с крохой  пригласительные билеты на ваш  первый спектакль. Наверное, вы  раздадите их самым близким  людям: бабушке с дедушкой, крестным, хорошим друзьям. Важно, что  бы премьера оставила в душе  малыша положительные и радостные  переживания. Это будет залогом  успешной конкурентной деятельности  в дальнейшем. Продумайте оформление  “зала”, устройте “буфет” с  напитками и сладостями, преподнесите  дебютанту цветы. А следующий  спектакль, возможно, вы покажете  в детском саду, куда ходит  ребенок. И, очень вероятно, что  к вашей маленькой труппе присоединятся  и другие родители с малышами, образовав настоящий творческий  коллектив.

 

Приложение Д

 

Конспект занятия театрального кружка.

 

Программное содержание: Развивать  интерес к театрально-игровой  деятельности. Добиваться правильного  и четкого произношения звуков и  слогов. Формировать умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции и чувства. Воспитывать чувство  товарищества.

Совершенствовать у детей интонационную  выразительность.

 

Материал: кукла - образ клоуна, чудесный мешочек, колпачки, зеркала, коврик, аудиозапись  звуков леса, музыка “Клоуны” Д. Кабалевского.

 

Ход занятия:

Под музыку “Клоуны” Д. Кабалевского в групповую комнату входит Клоун Тяп-Ляп (напольная кукла – образ) с большим мешком на спине, здоровается, приглашает детей к себе поближе.

Клоун: – Я с мешком к вам  торопился,

Только очень утомился! (Кладет мешок около ног). Такой тяжелый  мешок! Я так устал, я очень  устал… (Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опущены.) Ребята, покажите, как сильно я устал (дети показывают). Ой, да я же забыл  представиться! А может быть вы и так знаете, кто я? (Ответы детей).

Клоун: – Да, я Клоун, я смешу  людей и имя у меня смешное  – Тяп-Ляп. А теперь давайте я с вами познакомлюсь. Каждый назовет свое имя с разной силой голоса, а я его запомню. Только называйте себя ласково. Вот меня, например, друзья зовут ласково Тяп-Ляпочкой. А вас как? (Ответы детей). Вот и хорошо, всегда называйте друг друга ласково и нежно, по-дружески, ведь мы с вами – друзья. А друзья никогда не ссорятся, не обижают друг друга, а наоборот, помогают. Вот и я хочу, чтобы стали моими помощниками. Я – Клоун, а вы будете клоунята, согласны? (Достает из мешка колпаки и надевает их детям).

Клоун: – Какие вы красивые! Настоящие  клоунята! Хотите полюбоваться на себя? А как это сделать? (Дети отвечают, Клоун предлагает взять со стола зеркало каждому ребенку). Правильно, можно использовать зеркало. Правда, зеркало это не простое, а волшебное. Оно умеет плакать, улыбаться, сердиться. Давайте посмотрим. Покажите, как вы умеете радоваться? (Дети изображают на лице улыбку, а воспитатель комментирует их действия: губы растянуты, уголки губ приподняты вверх, глаза веселые. Затем Клоун предлагает детям нахмуриться, дети рассматривают себя в зеркало).

- Скажите, все ли язычки у  вас проснулись? Тогда давайте  сделаем зарядку для язычка.

Язычок проснулся. (язык внутри рта шевелится)

Выглянул в окошко. (высунуть изо рта)

Посмотрел направо. (повернуть язык вправо)

Посмотрел налево. (повернуть налево)

Умылся. (облизнуть верхнюю губу)

Причесался. (облизнуть верхнюю губу)

И пошел гулять. (быстрое движение языком вправо и влево)

- Ну, что все языки готовы  работать дальше?

Ребята, кто мне скажет, что такое  скороговорка, и для чего она нужна.

Ответы детей.

Клоун: Правильно, скороговорка –  это маленькое стихотворение, которое  нужно говорить быстро, а нужно  это для тренировки техники речи.

И сейчас мы с вами будем говорить такую скороговорку:

Заяц, заяц, чем ты занят?

Кочерыжку разгрызаю.

А чему ты заяц рад?

Рад, что зубы не болят.

 

Клоун: – Молодцы, ребятки, а теперь давайте научим зеркальце говорить (Выполняются упражнения на постановку звуков).

За-за-за, на лугу стоит коза.

Зы-зы-зы, колокольчик у козы.

Зу-зу-зу, очень любим мы козу.

- Хорошо, теперь я вижу, что вы  умеете дружить, смеяться и  грустить как настоящие клоуны, поэтому я предлагаю вам поиграть  в настоящую клоунскую игру.

Проводится хороводная игра “Клоун”.

Ход игры:

Дети становятся в круг, держась  за руки. В центре круга сидит  грустный клоун-ребенок. Дети поют:

Клоун, клоун! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной!

Ты вставай, вставай, скачи!

Вот, конфетку получи! (2 раза)

Получи и попляши!

 

- Что должен уметь делать  артист?

(Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться  и др.)

- А вы хотите стать артистами?

- Я предлагаю вам сегодня  попробовать стать артистами.  Давайте представим, что мы попали  в театральную мастерскую.

Начнем с того, что восстановим  правильное дыхание. Садитесь все, выпрямили  спину, положили руку на живот.

Артикуляционная гимнастика.

Актёру необходимо чётко, ясно произносить  текст, а чтобы губы и язык были подвижны и чётко произносили  текст, необходимо заниматься артикуляционной  гимнастикой, развивающей речевой  аппарат. Речевой аппарат-инструмент актёра.

Вдохнули носом и медленно выдыхаем через рот. (1 раз)

Вдохнули – выдыхаем со звуком с-с-с-с-с (так свистит ветер).

Вдохнули – выдыхаем со звуком ш-ш-ш-ш (так шумят деревья).

Представим, что на ладошке перышко. Вдохнули и медленно выдыхаем так, чтобы  перышко осталось на ладошке.

А сейчас мы сделаем гимнастику для  губ и язычка.

Упражнения для жевательно-артикуляцнонных мышц

Голодные птенчики. Максимально  широко открывать рот (язык лежит  на дне ротовой полости, кончик упирается  в нижние зубы) четко произносить  слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Клоун: А артистом стать не так-то просто! Скажите пожалуйста, какими навыками надо обладать, чтобы стать артистом?

Дети: Владеть мимикой, жестами, интонацией, чётко и правильно выговаривать слова.

Клоун: Ребята, что такое мимика? Правильно. А умеете ли вы определять правильно эмоцию и соотносить ее с мимикой мы сейчас и узнаем. Давайте мы с вами ребята поиграем в театр! Наши ладошки окажутся занавесом.

(Дети закрывают лицо. Клоун называет “эмоции”, а дети открывают лицо и изображают мимикой поочерёдно: грусть, радость, злость, гордость, испуг, усталость.)

Клоун: “Заячий дом”.

Был у зайца дом как дом, под  развесистым кустом.

И доволен был косой, (Дети улыбаются)

Дети:

Крыша есть над головой. (Показывают над головой руками крышу)

Клоун:

А настала осень, куст листочки сбросил. (Дети опускают руки)

Дождь как из ведра полил. (Дети бьют руками по коленкам – быстро)

Зайцу шубу промочил (Изображают грусть на лице, и обнимают себя руками)

Мёрзнет заяц под кустом. (Трясут руками перед грудью, как лапки у зайцев)

Дети:

Никудышный этот дом. (Разводят руками).

 

"Эмпатия"

Клоун:

Представьте себя:

1. Ты - уставший кузнечик, заблудился  на лугу. Что ты чувствуешь? (Что ощущают твои ножки? Усики?)

2. Ты - цветочек на солнечной  поляне. Очень хочешь пить. Давно  не было дождя. Что ты чувствуешь? Расскажи.

3. Я - злой мальчишка, а ты - красивая ромашка. Я хочу тебя  сорвать. Уговори меня этого  не делать.

Клоун: (Берёт коврик) Ребята! А вы знаете, что это такое?

Дети: Коврик!

Клоун: А это не простой коврик. Он называется ковёр – самолёт! Хотите прокатиться?

Дети: Да!!!

Клоун: Ну, тогда садитесь на ковёр, закрывайте глазки и полетели!

 

"Дети, мы с вами попали  в лес. Идем по широкой дорожке  парами. Теперь друг за другом  по узкой тропинке. Поднимаемся  в гору. Бежим с горы. Перепрыгиваем  по камушкам через ручеек. Идем  под низкими веточками (наклоняясь). Идем босиком по колкой траве.  И остановились на лесной опушке".

Образно-пластическое творчество детей

Воробушек.

Выполнять движения и действия по ходу чтения сти¬хотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками  и покачать ею из стороны  в сторону, показывая, как у  воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Положить руки на спину и  раскачиваться.)

У воробушка крылышко,

Ох, как болело!

Информация о работе Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности