Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

С о д е р ж  а н и е 
 

 

ВВЕДЕНИЕ.

              "Ребенок,  испытавший радость  творчества даже  в самой минимальной  степени, становится  другим, чем ребенок, подражающий актам других."

                      Б.Асафьев

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, освоение полного цикла творчества в одном виде деятельности. Перенос обычно возникает по причине сложности соответствующих видов деятельности. Это позволяет считать, что овладение и повышение уровня способностей в одном виде деятельности позволяет неординарно подходить к решению вопросов в других видах деятельности.

Много таланта, ума и энергии вложили  в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием  личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

Творческое  начало рождает в ребенке живую  фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании  сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия.[Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь.]

Вот такое  творческое начало искусство и воспитывает  в человеке, и в этой своей функции  оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной способности  вызывать в человеке творческую фантазию оно занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Нередко от родителей и даже от учителей-воспитателей можно услышать такие слова: "Ну зачем он тратит дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха какая-то получается!.."

Какое во всех этих словах огромное педагогическое заблуждение! В ребенке надо обязательно  поддерживать любое его стремление к творчеству, какими бы наивными и  несовершенными ни были результаты этих стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их даже самым простейшим аккомпанементом; сочиняет стихи, в которых корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки, на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной ногой…

Ведь  за всеми этими наивностями, нескладностями и корявостями кроются искренние  и потому самые истинные творческие устремления ребенка, самые подлинные  проявления его хрупких чувств и  несформировавшихся еще мыслей.

Он, может  быть, не станет ни художником, ни музыкантом, ни поэтом (хотя в раннем возрасте это  очень трудно предвидеть), но, возможно, станет отличным математиком, врачом, учителем или рабочим, и вот тогда  самым благотворным образом дадут о себе знать его детские творческие увлечения, добрым следом которых останется его творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед дело, которому он решил посвятить свою жизнь. [Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь.]

Об огромной роли искусства, творческой фантазии в  развитии научного мышления свидетельствует  хотя бы тот поразительный факт, что значительная часть научно-технических  проблем выдвигалась сперва искусством, а уже потом, часто через столетия и даже тысячелетия, решалась наукой и техникой.

Цель  исследования: выявить психолога – педагогические  условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    В соответствии с поставленной целью, предметом и объектом исследования,  были сформулированы следующие задачи:

  1. проанализировать исследования  по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии;
  2. осуществить подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
  3. выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
  4. разработать развивающую программу по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности.

Объект  исследования: творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: психолога – педагогические  условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность.

Гипотеза: исследование процесса  развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста  через изобразительную деятельность будет наиболее эффективен при создании следующих условий:

  1. Организация целенаправленной досуговой деятельности ребенка в дошкольном учреждении и семье.
  2. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
  3. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел;
  4. Комплексное и системное использование методов и приемов.

Практическая  значимость:  состоит в выявлении условий для эффективной творческой деятельности старших дошкольников; разработка и апробация программы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности и получение экспериментальных данных.

Методы  исследования:

1. Организационные:

      1) анализ, синтез, моделирование

2. Имперический  метод:

    1) наблюдение;

    2) беседа;

    4) анкетирование;

    5) тестирование.

3. Методы  обработки данных:

     1) количественный метод (статистический анализ, метод мате аттической статистики);

     2) качественный (описание типичных  случаев и исключений)

  1. Интерпретационные:
    1. метод логического  анализа и синтеза 

В соответствии с этим работа была организованна  в 4 этапа:

  • Первый этап: обзор литературы по данной проблеме и написание первой главы;
  • Второй этап: Разработка и подбор адекватных методик для выявления уровня развития творческих способностей в дошкольном возрасте;
  • Третий этап: на основе данных методик выявить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста;
  • Четвертый этап: разработка методических рекомендаций для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

В данной главе будут раскрыты общие понятия способностей; рассмотрено развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста; развитие творчества у детей; выявлены все аспекты развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; основные условия развития творческих способностей; роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников   
 

1.1. Феноменология способностей

Экспериментальная психология родилась в середине XIX века. Ее сверстницами могут считаться генетика и экспериментальная физиология, научная антропология, а старшими сестрами – научная химия и геология.

  Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков. 

    Труды методологов науки – О. Канта, Г. Спенсера, Д.С. Милля – только констатировали начало новой эпохи цивилизации, основанной на достижениях научно-технического прогресса, которые, в свою очередь, не мыслимы без человеческого творчества и труда.

    Существовало  несколько основных отраслей современной  фундаментальной психологии:

  • экспериментальная психология познавательных процессов – в работах Д. Фехнера, Г. Имвигальца, И. Мюллера.
  • дифференциальная психология – в работах Д. Кеттела, Ф. Гальтона.
  • социальная психология – в работах Э. Дюргейма, В. Вундта, В.А. Бехтерева.

    Не  была исключением и психология способностей. Можно сказать, что экспериментальная психология способностей и психодиагностика – близнецы, а их отец – Френсис Гальтон. Он предложил близнецовый метод в психологических исследованиях. Именно он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но главное в его работах были выделены основные задачи дифференциальной психологии, психодиагностики и психологии развития. В 1883 году вышел очередной труд Гальтона «Исследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искусственным.

    Существуют несколько методических подходов, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли.

    Первая  проблема: развитие способностей и  их детерминанты. Основным звеном в  детерминации способностей является соотношение  наследственности и среды.

    Вторая  проблема: взаимосвязь специальных  и общих способностей.

    Третья  проблема: создание методов измерения  способностей, в более широком  смысле – методов измерения психических  свойств индивидуальности.

    Психодиагностика  и психометрия способностей начинаются с работ Гальтона и Пирсона. Проблемы структуры способностей и проблема измерения способностей тесно связаны. Следующая важнейшая проблема: способность и деятельность. Изоморфизм способностей и деятельности, сводящихся к простой формуле: способностей столько же, сколько и видов деятельности, - есть первичное и наивное решение вопроса. Другие варианты, в первую очередь представление о сложных отношениях способностей и видов деятельности, являются более научно обоснованными.

    В меньшей мере Гальтон обращал  внимание на роль социальных условий в развитии способностей. Однако позже этот пробел был восполнен другими исследователями. В частности А.А. Бодалев [Бодалев А.А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей ] считает, что социальная психология способностей является сегодня едва ли не главной проблемной областью психологии способностей в целом.

    Основными проблемами, которые следует решать психологу является: микро- мезо –и макрообщностей, в которое включена личность на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и сменой социальных ролей; влияние оценочных нормативов и общественного мнения; а также различных форм поощрения на развитие способностей; изучения престижа способностей, который формируется средствами массовой информации.

    Развитие  общества связано с изменением отношения  к различным способностям.

    Главная задача социальной психологии – это  прослеживание взаимосвязей: общественная потребность в определенных способностях – условия для их развития – реальное развитие способностей. Общество для личности – это всего лишь условия, к которым она либо адаптируется, модифицирует себя, либо преобразует эти условия, либо ищет новую среду. [Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности.]

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности