Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

    4. Важнейшим условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и системное использование методов и приемов. Мотивация задания – не просто мотивация, а предложение действенных мотивов и поведения детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослыми. [Любимова Т.Г. Развиваем творческую активность ].

    Для оптимизации творческого процесса необходимо формирование для каждого ребенка индивидуальной зоны – ситуации творческого развития. Зона творческого развития – это та основа, на которой строится педагогический процесс. Л.С. Выгодский замечал, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде, где ребенок воображает, изменяет, создает что-то новое». [Дружинин В.Н. Психология общих способностей ]. Любой ребенок способен к такой деятельности. Следовательно, необходимо ее организовать. Воспитатель здесь выступает не просто как педагог, который учит, а как искренне увлеченный творческий человек, который привлекает к творчеству своего младшего коллегу.

    В исследовании В.И. Тютюнника [Выготский  Л.С. Воображение и творчество в  детском возрасте ] показано, что  потребности и способности к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Главным фактором определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция, занимаемая взрослыми по отношению к ребенку.

    Огромную  роль в развитии творческих способностей ребенка играет среда.

    До  сих пор отводится решающая роль специальной микросреде, в которой формируется ребенок, и, в первую очередь, влияние семейных отношений. Большинство исследователей выявляют при анализе семейных отношений следующие параметры: 1) гармоничность – не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи либо ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижений или независимости». [Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей ].

    Если  в семье культивируется регламентация  поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Были обнаружены положительные корреляции между негармоничными эмоциональными отношения в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей. Похоже на то, что больший спектр допустимых поведенческих проявлений (в том числе – эмоциональных), меньшая однозначность требований не способствует раннему образованию жестких социальных стереотипов и благоприятствует развитию креативности. Тем самым творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Требование достижения успехов через послушание не способствует развитию независимости и, как следствие, креативности.

    Огромную  роль в развитии творческих способностей детей играет роль семейно-родительских отношений:

  1. Большие шансы проявит творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье.
  2. Меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов быть креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения.
  3. Чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери.
  4. Ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения в детстве. Это событие характерно для жизни как крупных политиков, выдающихся ученых, так и преступников и психически больных.
  5. Благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье.

Итак, семейная среда, где с одной стороны, есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется нестереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка.

    Гипотеза  о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития символических способностей ребенка необходимо, чтобы среди близких ребенку людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители, а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере чем родители.

    Негармонические эмоциональные отношения в семье  способствуют эмоциональному отдалению  ребенка от, как правило, нетворческих родителей, но сами по себе они не стимулируют развитие креативности.

    Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями  и подражание ребенка творческой личности.

    Развитие  креативности идет по следующему механизму: на основе общей одаренности под влиянием микросреды и подражания формируется система мотивов и личностных свойств (нонконформизм, независимость, мотивация самоактуализации), и общая одаренность преобразуется в актуальную креативность (синтез одаренности и определенной структуры личности).

    Формирование  этих личностных свойств пользуясь  немногочисленными исследованиями посвященные синзетивному периоду  развития креативности, то наиболее вероятно этот период в 3-5 лет.

    К трем годам у ребенка, по данным Эльконина появляется потребность действовать как взрослый, «сравняться со взрослыми» (Е.В. Субботский). У детей появляется «потребность в компенсации» – и развиваются механизмы бескорыстного подражания деятельности взрослого. Попытки подражать трудовым действиям взрослого начинают наблюдаться с конца второго и четвертого года жизни. Скорее всего, именно в это время ребенок максимально сензитивен к развитию творческих способностей через подражание.

    Одним из основных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятствующей появлению идей и мнений.

    Первая  ситуация на пути создания такой атмосферы  – развитие чувств психологической  защищенности у детей. Следует помнить, что критические высказывания в  адрес детей и создание у них ощущения, что их предложения неприемлемые или глупые, - это самое верное средство подавить их творческие способности. К мыслям, высказываемым детьми, воспитателю следует относится с уважением. Более того, учитель должен поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость.

    Фельдхузен  и Треффингер (1980г.) отмечаются важное значение обстановки и физической среды в развитии творческих способностей. Групповая комната, в которой проходят занятия дошкольников, должна быть устроена таким образом, чтобы в соответствии с выбранным занятием дети имели возможность свободно перемещаться из одной части комнаты в другие, не спрашивая разрешения у воспитателя. Группа должна быть снабжена всевозможными материалами и оборудованием, предоставленными в полное распоряжение детей.

    Воспитатель становится консультантом и помощником детей. Оставляя за собой функции  общего контроля за происходящим в  классе, воспитатель дает возможность  детям строить творческий процесс  самостоятельно.

    Часто сам творческий процесс рассматривается  в виде трех взаимосвязанных этапов.

  1. Ребенок ставит задачу и собирает необходимую информацию.
  2. Ребенок рассматривает задачу с разных сторон.
  3. Ребенок доводит начатую работу до завершения.

Каждый  из этих этапов требует определенных затрат времени, поэтому воспитатель не должен подгонять детей, а в случае тупиковой ситуации быть способным оказать им помощь.

    Богоявленская Д.Б. В своей работе «Основные  современные концепции творчества»  выделяет 12 стратегий обучения творчеству (условия развития творчества и повышения творческой активности):

  1. Быть примером для подражания.
  2. Поощрять сомнения возникающие по отношению к общепринятым предположениям и допущениям.
  3. Разрешать делать ошибки.
  4. Поощрять разумный риск.
  5. Включать в программу обучения разделы, которые бы позволяли детям демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у детей была возможности применить и продемонстрировать их творческий потенциал.
  6. Поощрять умение находить, формулировать и переопределять проблему.
  7. Поощрят, и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.
  8. Предоставлять время для творческого мышления.
  9. Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.
  10. Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности.
  11. Стимулировать дальнейшее развитие.
  12. Найти соответствие между творческой личностью и средой. [Комарова Т.С. Условия и методика развития детского творчества ].

При проведении различных работ с детьми воспитатель  должен знать об основных этапах творческой деятельности детей, в которой выделяют три основных этапа, последовательно  взаимосвязанных между собою:

    1 этап – возникновение замысла;

    2 этап – процесс создания продукта творческой деятельности;

    3 этап – анализ результатов.

    Первый  этап – возникновение, развитие, осознание  и оформление замысла. Чем старше дети и чем богаче их опыт изобретательной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

    Второй  этап – процесс создания изображения  детьми. Изображение по теме, названной  воспитателем, не лишает ребенка возможности  проявить творчество, помогая направить  его воображение, разумеется, если при  этом воспитатель не регламентирует решение изображения. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования, лепки, аппликации.

    Третий  этап – анализ результатов. Он тесно  связан с двумя предшествующими этапами, является логическим их продолжением и завершением, просмотр и анализ созданного детьми должен осуществляться при максимальной их активности.

    К созданию творческих произведений побуждают определенные мотивы, какие-либо чувства, впечатления, отношение к поразившему его явлению. Эти мотивы приводят к возникновению замысла, который будет возникать в процессе создания продукту творческой деятельности. Суть этого этапа – в переводе представления в конкретный образ. Отмечается взаимосвязь и взаимовлияние воображения и чувств, которые ярко проявляются в творческой деятельности.

    Второй  этап может быть различным по времени  и более длительным, чем другие этапы, так как процесс создания продукта деятельности является сложным процессом.

Последний этап – окончательная оценка полученного  результата и его доработка, если в этом есть необходимость. Такова структура  творческой деятельности.  
 
 

1.4. Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей. 

  

“Воспитание способности вносить  во всякий труд творческое начало останется  одним из краеугольных камней педагогики. Если потребность  в творческом труде  не станет неотъемлемым свойством личности, то в условиях общего достатка и прогрессирующего сокращения рабочего дня человеку будет грозить пресыщение, опустошение, паралич духа”.

Даниил  Андреев “Роза  мира” 

Развитие  творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование. Научить ребенка правильно и по достоинству ценить прекрасное в жизни и искусстве, творить его - это значит обогатить его внутренний мир такими существенными качествами, без которых нет и не может быть гармонично развитой личности. Путь человека в мир прекрасного, в мир творчества  начинается в семье, в детских садах. Одной из важных ступеней развития в ребенке творческих способностей  является изобразительное искусство.

      Анализ  процесса создания ребенком  изображения  показывает, что для создания рисунка  ему необходимы, с одной стороны, наличие отчетливых представлений  об объекте  изображаемого, с другой стороны, умение и средства выразить эти представления в графической и цветовой форме на плоскости листа бумаги.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности