Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таблица 2.6.
Экспериментальная группа
Ф.И. ребенка | Изображение темы | Соответствующее количество баллов |
1.Саша Ш. | Лицо, лампа, глаз, помидор | 4 |
2. Даня Е. | Часы, мороженное, сердце, бублик, колесо, мяч, знак, рак | 8 |
3. Дима В. | Арена, подводная лодка, бомба. | 4 |
4. Рита П. | Удочка, сердце, лицо куклы, ромашка. | 5 |
5. Коля Л. | Лампочка, буква, цветок, диск, шарик, колесо, шайба, тарелка. | 8 |
6.Маша М. | Шашка, птица, фрукт, зеркальце, парашют, цветок. | 6 |
7. Алиса П. | Шар, овощ, лампа, лицо Барби, половник, чайник, юла. | 7 |
Таблица 2.6.
Контрольная группа.
Ф.И. ребенка | Изображение темы | Соответствующее количество баллов |
1. Саша З. | Колесо, пуговица | 2 |
2. Айдым Т. | - | 0 |
3. Оля Р. | Свекла, цифра | 2 |
4. Надя И. | Лист, зеркало, дерево, игрушка | 4 |
5. Паша Ч. | Капля, стул, солнце | 3 |
6. Мадина П. | Лампочка, груша, еж, капуста | 4 |
7. Леня К. | Лист, бант, капля | 3 |
По результатам
теста можно отнести каждого
ребенка, экспериментальной (Диаграмма
3) и контрольной групп (Диаграмма 4) к одному
из уровней.
Диаграмма определяющая
уровни сформированности
творческих способностей
экспериментальной
и контрольной групп
детей старшего дошкольного
возраста после эксперимента.
Диаграмма №3 Диаграмма №4
Экспериментальная группа Контрольная группа
К первому уровню относятся дети, предложившие не менее 5 тем. Ко второму уровню отнесены дети, предложившие 3 – 4 темы. К третьему уровню отнесены дети изобразившие одну-две темы. В контрольной группе есть ребенок, который отказался выполнять задания – это Айдым Т..
Только в экспериментальной группе оказались 5 ребят первого уровня, а в контрольной группе детей этого уровня нет совсем. Во втором уровне в экспериментальной и контрольной группах детей поровну, по два испытуемых. На третьем уровне в экспериментальной группе два человека, а в контрольной группе три испытуемых.
Тесты показали, что дети после проведенных занятий (Приложение ) и проведенной воспитателями предварительной работы по развитию творческих способностей на занятии добились определенных результатов. Дети экспериментальной группы: Даня Е., Коля Л., Алиса П., Маша М. повысили уровень творческих способностей. Все они увеличили количество тем после занятия. Саша Ш., Дима В.были на третьем уровне, перешли на второй уровень, Даня Е. и Маша М. были на втором уровне, перешли на первый уровень.
Уровень
творческих способностей после занятий
и предварительной проведенной
работе в экспериментальной группе
на первом уровне вырос на 28 %, на втором
уровне параметры снизились на 28,6%, (график
8). Со второго уровня на первый уровень
переместились два человека (таблица №
2.7).
Таблица 2.7.
Сравнение старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп по уровню творческих способностей до и после эксперимента.
№ | Ф.И. ребенка | До эксперимента | После эксперимента | ||||||
Эксперименталь-
ная группа |
уровень | Контрольная группа | уровень | Эксперименталь-ная группа | уровень | Контрольная группа | уровень | ||
1 | Саша Ш. | 3 | 2 | 3 | 2 | ||||
2 | Даня Е. | 5 | 1 | 5 | 1 | ||||
3 | Дима В. | 2 | 2 | 3 | 2 | ||||
4 | Рита П. | 3 | 2 | 5 | 1 | ||||
5 | Коля Л. | 6 | 1 | 7 | 1 | ||||
6 | Маша М. | 3 | 2 | 5 | 1 | ||||
7 | Алиса П. | 8 | 1 | 8 | 1 | ||||
1 | Саша З. | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
2 | Айдым Т. | 0 | - | 0 | - | ||||
3 | Оля Р. | 2 | 3 | 2 | 3 | ||||
4 | Надя И. | 3 | 2 | 4 | 2 | ||||
5 | Паша Ч. | 2 | 3 | 3 | 2 | ||||
6 | Мадина П. | 3 | 2 | 4 | 2 | ||||
7 | Леня К. | 2 | 3 | 2 | 3 |
График сравнения определяющий уровень сформированности творческих способностей в экспериментальной и контрольной группах детей старшего дошкольного возраста до и после эксперимента.
№5 №6 №7
Экспериментальная группа
1 – до эксперимента
2 – после эксперимента
№8 №9
Контрольная группа
1 – до эксперимента
2 –
после эксперимента
Описывая результаты тестирования детей старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей у детей экспериментальной группы, хочется остановиться на результатах тестирования детей контрольной группы, которые проводились до и после занятий, где ставилась основная задача – развитие творческих способностей.
Эксперимент показал, что дети контрольной группы Паша Ч. повысил свой уровень творческих способностей, перешел с третьего уровня на второй, Мадина П. и Надя И. не перешли на другой уровень, но количество тем увеличили на одну (таблица 2.7.).
Уровень творческих способностей после занятий в контрольной группе на втором уровне возросло на 14,3 %, а третий уровень понизился на 14,3 %. В этой группе отсутствуют дети первого уровня как до занятия, так и после. В этой группе один ребенок, Айдым Т.., отказался отвечать.
Таким образом можно сказать, что детей с первым уровнем развития в экспериментальной группе больше и их способности развиваются гораздо быстрее, но уровень творческих способностей детей контрольной группы на втором уровне вырос на 14,3 %, по сравнению с экспериментальной группой детей второго уровня у них показатели остались прежними до и после занятия (график № 5, 6).
Следующий тест Е.П. Торренса «Дорисовывание» выявления уровня образной креативности у детей старшего дошкольного возраста.
Детям
предлагались листы белой бумаги,
в середине которых простым или
черным карандашом нарисованы контуры.
Детям предлагалось посмотреть на этот
лист. Кто-то из ребят начал рисовать, но
не успел закончить. Подумайте, что из
этого может получиться, и закончите
рисунок.
Таблица 2.8.
Результаты анализа детских рисунков до эксперимента.
Параметры | беглость | гибкость | Оригиаль-ность | характер | Общее количество баллов | |||
Ф.И. ребенка | ||||||||
Экспериментальная группа | ||||||||
1.Саша Ш. | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | |||
2.Даня Е. | 1 | 2 | 1 | 2 | 6 | |||
3.Дима В. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | |||
4.Рита П. | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | |||
5.Коля Л. | 1 | 3 | 2 | 1 | 7 | |||
6.Маша М. | 1 | 2 | 3 | 3 | 9 | |||
7.Алиса П. | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |||
Контрольная группа | ||||||||
1. Саша З. | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 | |||
2. Айдым Т. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | |||
3. Оля Р. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | |||
4. Надя И. | 1 | 3 | 3 | 2 | 9 | |||
5. Паша Ч. | 1 | 3 | 2 | 2 | 8 | |||
6. Мадина П. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | |||
7. Леня К. | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 |
На основе
общего количества баллов по всем критериям
методики выявлены три уровня развития
творческих способностей испытуемых экспериментальной
(график 7) и контрольной группы (график
8).
График
определяющий уровень
сформированности творческих
способностей экспериментальной
и контрольной групп
до эксперимента.
К первому уровню отнесены работы детей набравших 9 баллов. Согласно способу оценки оригинальности детских работ, предложенному Э.П. Торренсом, работы детей по данному оценивались максимально. Ко второму уровню отнесены дети, набравшие 6 – 8 баллов. Рисунки детей дошкольного возраста малооригинальны и в большинстве случаев типичны. Качественный анализ рисунков детей данного уровня показал, что дети получили минимальное количество баллов за гибкость (т.к. использовали при дорисовывании одну категорию), другие – минимальное количество баллов за характер рисунка (изображали предметы с минимальным количеством линий, не детализируя), но за счет высокой оценки по нескольким либо одному параметру многие испытуемые набирали нужное для данного уровня количество баллов. К третьему уровню отнесены дети набравшие 5 и менее баллов. Здесь оказался один ребенок контрольной группы, показавший неоригинальность решения, использовавший при дорисовывании минимальное количество категорий (предметы: очки, меч и т.д.), минимальное количество мнений
Таким
образом детей экспериментальной группы,
рисунки которых относятся к третьему
уровню нет, что касается детей контрольной
группы, то рисунки принадлежащие второму
и третьему уровню есть.
График определяющий уровень сформированности творческих способностей экспериментальной и контрольной групп детей старшего дошкольного возраста после эксперимента.
Экспериментальная
группа
Таблица 2.9.
Результаты анализа детских рисунков после эксперимента.
Параметры | беглость | гибкость | Оригиналь-ность | характер | Общее количество баллов | |||
Ф.И. ребенка | ||||||||
Экспериментальная группа | ||||||||
1.Саша Ш. | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | |||
2.Даня Е. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | |||
3.Дима В. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | |||
4.Рита П. | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 | |||
5.Коля Л. | 2 | 3 | 3 | 1 | 9 | |||
6.Маша М. | 1 | 2 | 3 | 3 | 9 | |||
7.Алиса П. | 1 | 3 | 3 | 2 | 9 | |||
Контрольная группа | ||||||||
1. Саша З. | 1 | 3 | 3 | 2 | 9 | |||
2. Айдым Т. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | |||
3. Оля Р. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | |||
4. Надя И. | 1 | 3 | 3 | 2 | 9 | |||
5. Паша Ч. | 1 | 3 | 3 | 2 | 9 | |||
6. Мадина П. | 1 | 2 | 2 | 1 | 6 | |||
7. Леня К. | 1 | 1 | 2 | 2 | 6 |
Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности