Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Реализация системы педагогических стимулов творческой активности старших дошкольников в условиях специфической детской деятельности необходимо осуществлять поэтапно:
Формирование направленности детей на творчество и соответствующему повышению творческой деятельности дошкольников будет способствовать создание стимульных ситуаций, в которых внешние побудители к творческой деятельности естественно преобразуются во внутренние, овладевают мотивационно-потребностной сферой старших дошкольников.
Педагогическими условиями стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста являются:
Для экспериментальной группы дошкольники старшей группы детского сада. Нам представляется, что именно этот возраст интересен для осуществления исследовательских задач, так как дети этого возраста сенситивны творчеству, творческому саморазвитию.
Основная опытно-экспериментальная работа велась на базе старшей группы №12 и старшей группы №11 дошкольного образовательного учреждения № 1488 района Теплый стан руководителем изобразительной деятельности Сельской Ю.А. и воспитателями Сорокиной Т.Б. и Никишиеой Т.А. С самого начала эксперимента воспитатели проявили к нему живой, неподдельный интерес. В ходе всей экспериментальной работы мы учитывали их мнение, советовались по многим методическим вопросам. Перед экспериментом мы познакомили воспитателей с его целями и задачами. С воспитателем экспериментальной группы мы обговорили последовательность экспериментальной работы, познакомились с методикой использования предлагаемых комплексов стимулов для старших дошкольников разных уровней творческой деятельности.
В основу опытно-экспериментальной работы была положена ведущая идея о необходимости осуществления взаимосвязи различных видов деятельности.
В опытно-педагогической работе за основу была взята видоизмененная методика поэтапного применения комплекса педагогических воздействий, выделены следующие этапы стимулирования творческой деятельности старших дошкольников в различных видах деятельности:
При этом
необходимо учесть, что перечисленные
выше этапы находятся в
Так ни в каких педагогических ситуациях стимул не может выступать изолировано, на каждом этапе использовался комплекс педагогических стимулов, сочетания стимулов не являлись стихийными и случайными. Они определялись целями и задачами, которые ставил педагог, а также организуемый им детский коллектив при подготовке различных видов деятельности. Поэтому многообразие комбинаций стимулов являлось отражением многообразия воспитательных и дидактических задач.
Комплексы взаимодействующих стимулов были направлены на побуждение проявления старшими дошкольниками творчества в различных видах деятельности. Специфику применяемых стимулов обусловили особенности старшего дошкольного возраста и состояние творческой активности дошкольников экспериментальной группы.
На первом этапе организации различных видов творческой деятельности огромное значение имела подготовка дошкольников к активному восприятию выдвигаемых перед ними перспектив. На этом этапе в качестве решающего фактора выступают стимулы, побуждающие дошкольников на, самостоятельное активное участие в этом процессе, вызывающие у них заинтересованность в нем, положительное эмоциональное отношение ко всем видам и формам творческой деятельности.
Так, для детей с низким уровнем творческих способностей в качестве ведущих, лидирующих на первом этапе, выступали вербальные эмоциональные стимулы, которые подкреплялись стимулами познавательной перспективы и личной значимости деятельности. На втором этапе, задачей которого была подготовка и проведение творческого дела, лидирующим был частично-поисковой поисковой стимул с использованием игровых приемов и занимательности, подкреплявшийся стимулом доверия и оценкой деятельности.
Для дошкольников со средним уровнем творческой деятельности на первом этапе в качестве ведущего был выделен стимул познавательного интереса, подкрепленный эмоциональными стимулами и стимулом общественной деятельности. На следующем этапе доминирует поисковый стимул с использованием игровых приемов, подкрепляющими способы творческого сотрудничества, стимул доверия.
На последнем этапе ведущим для этой группы детей являлся стимул оценки результата, подкрепленный стимулом эффекта результата, стимулом общественного мнения и укрепления статуса в коллективе.
Для старших дошкольников с высоким уровнем творческой деятельности была разработана такая комбинация стимулов, которая обеспечивала создание условий для проявления ими знаний, творческих умений. Стимул познавательной перспективы, который являлся ведущим, подкреплялся стимулом доверия к творческим познавательным силам, поисково-исследовательский с усиленными элементами творчества был подкреплен личной значимостью дела, эффекта результата. На завершающем этапе комбинацию усиливал стимул общественного мнения, подкрепленный повышением статуса в коллективе.
Стимулирование творческой деятельности проводилось на специальных занятиях направленных на развитие и повышение уровня творчества детей старшего дошкольного возраста.
Средствами решения данной проблемы определили дидактические игры, нетрадиционные занятия по изобразительной деятельности, дидактические игры для развития познавательных процессов и словесного творчества детей.
Реализация различных педагогических стимулов для повышения уровней творчества старших дошкольников осуществлялось в процессе различных видов творческой деятельности, которые были объединены общей темой в блоки-циклы.
Серия
занятий каждого блока
Соблюдение перечисленных условий будет способствовать стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. Система работ по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста была выделена в работах Комаровой Т.С. Блоки занятий проводились с учетом последовательной сложности. В каждый блок-цикл вошли следующие занятия и средства стимуляции творческой активности: чтение литературы (сказок, рассказов); разучивание стихотворений; слушание музыки; просмотр диафильмов, картин иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры; игры-драматизации; подвижные игры; пение песен; экскурсии и др.
Серия занятий с детьми проводилась до получения желаемого результата, то есть до повышения уровня творчества (см. Приложение 2).
Так, первый блок занятий «Волшебный сад» применялся с целью развития воображения, творческого мышления, творческой активности.
В процессе занятий воспитателем для повышения творческой деятельности старших дошкольников использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. При этом большую роль играла деятельность педагога. На занятии он заинтересовал детей тем, что были использованы необычные игровые приемы. Наблюдалась атмосфера сотрудничества с детьми, педагог все в доступной форме объяснял детям, вызывал положительный настрой к занятию. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.
Второй блок занятий «Моя любимая игрушка» проводится с целью повышения творческой активности, развития творческого воображения детей во время занятия по изобразительной деятельности, вызвать положительный, эмоциональный интерес к изобразительной деятельности. Этим занятиям предшествовала предварительная работа: чтение книг об игрушках, дидактические игры, в процессе которых дети знакомились с игрушками, рассматривали и описывали их качества, создание вместе с детьми дидактических игр с изображением игрушек, сочинение детьми сказок об игрушках. В заключение этого блока было проведено занятие по изобразительной деятельности: коллективная композиция (аппликация) «Витрина магазина игрушек».
Третий блок занятий «Любимые животные» проводился с той же целью, что и остальные блоки. Главная цель всех занятий в блоках – повышение уровня творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством стимулирования. В заключение каждого блока проводилось занятие по изобразительной деятельности, в котором эта цель реализовывалась. Этому занятию предшествовала предварительная работа: чтение произведений русских и советских поэтов и писателей о природе во все времена года; наблюдение природы в разные времена года; слушание произведений музыки и др. В заключение этого блока было проведено занятие: рисование на тему: «Осень». На занятии воспитателем использовались комплексы педагогических стимулов соответственно уровням творческой деятельности детей. Воспитателем была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Царила атмосфера доверительного общения и сотрудничества с детьми. Педагог поддерживал детей, говорил, что у них все хорошо получается. На занятиях была такая обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Педагог сообщал детям в интересной форме о занятии, заинтересовал и настроил их на практическую деятельность. На следующем этапе он сообщил детям о структуре творческой работы и побудил детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания воспитатель оказывал помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности творческой деятельности, используя стимулы поощрения и частично-поисковый стимул с использованием игровых приемов.
После
выполнения задания все работы были
анализированы самим
В ходе занятия по изобразительной деятельности воспитателем с целью стимулирования творческой деятельности детей были использованы следующие игровые приемы обыгрывания игрушки; обыгрывание изобразительного материала; использование сказочных персонажей и др.
Аналогичная работа проводилась по всем блокам занятий. Каждый блок-цикл имеет свое название (тему). Исходя из этой темы в блок включаются занятия и игры, беседы с детьми и просмотр диафильмов и т.д. Вся эта предварительная работа также является стимулом повышения творческой деятельности детей по изобразительной деятельности.
Все занятия были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием приступили к интересной работе. В процессе занятия дети проявляли большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течении всего занятия.
Для дошкольников с высоким уровнем творческой деятельности, к которым относилась Настя С. воспитателем использовались такие стимулы, как: стимул познавательной перспективы; поисково-исследовательский с усиленными элементами творчества, а также стимул общественного мнения. В результате этого Настей С. были достигнуты хорошие результаты (см. Приложение 3).
Она была внимательна при получении задания, эмоционально отзывчива и активна в процессе выполнения. Сюжеты ее рисунков были продуманы и интересны, наблюдалось желание довести замысел до конца.
Для дошкольников со средним уровнем творчества, к которым относились Наташа П, Андрей В., Денис Д. были использованы стимулы познавательного интереса, подкрепленные эмоциональными стимулами и стимулом общественной значимости, а также поисковый стимул с использованием игровых приемов, стимул поощрения. На последнем этапе использовался стимул оценки результата, подкрепленный стимулом общественного мнения. В результате уровень творческой деятельности двоих детей Андрея В. И Васелисы М. повысился (см. таблицу 2.3.).
У детей
наблюдалась большая
Для детей с низким уровнем творческой деятельности, каковыми были Гриша М., Вася А., Соня.Л, Антон Б., мы использовали следующий комплекс стимулов: на первом этапе выступали вербальные эмоциональные стимулы, которые подкреплялись стимулами личной значимости деятельности. На втором этапе занятия был использован частично-поисковой стимул с использованием игровых приемов и занимательности, подкреплявшийся стимулом доверия и оценкой деятельности, на последнем этапе стимул эффекта результата, подкрепленный оценкой деятельности.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности