Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

    Реализация  системы педагогических стимулов творческой активности старших дошкольников в  условиях специфической детской  деятельности необходимо осуществлять поэтапно:

  • установка на творческую деятельность;
  • развертывание разнообразной творческой деятельности;
  • подведение итогов и выдвижение новых перспектив.

Формирование  направленности детей на творчество и соответствующему повышению творческой деятельности дошкольников будет способствовать создание стимульных ситуаций, в которых внешние побудители к творческой деятельности естественно преобразуются во внутренние, овладевают мотивационно-потребностной сферой старших дошкольников.

    Педагогическими условиями стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного  возраста являются:

  • реализация личностно-ориентированного подхода к дошкольникам в процессе специфической детской деятельности;
  • обеспечение в процессе стимулирования творческой активности дошкольника тесной взаимосвязи различных видов творческой деятельности.

Для экспериментальной  группы дошкольники старшей группы детского сада. Нам представляется, что именно этот возраст интересен для осуществления исследовательских задач, так как дети этого возраста сенситивны творчеству, творческому саморазвитию.

Основная  опытно-экспериментальная работа велась на базе старшей группы №12 и старшей группы №11 дошкольного образовательного учреждения № 1488 района Теплый стан руководителем изобразительной деятельности Сельской Ю.А. и воспитателями Сорокиной Т.Б. и Никишиеой Т.А. С самого начала эксперимента воспитатели проявили к нему живой, неподдельный интерес. В ходе всей экспериментальной работы мы учитывали их мнение, советовались по многим методическим вопросам. Перед экспериментом мы познакомили воспитателей с его целями и задачами. С воспитателем экспериментальной группы мы обговорили последовательность экспериментальной работы, познакомились с методикой использования предлагаемых комплексов стимулов для старших дошкольников разных уровней творческой деятельности.

В основу опытно-экспериментальной работы была положена ведущая идея о необходимости осуществления взаимосвязи различных видов деятельности.

В опытно-педагогической работе за основу была взята видоизмененная методика поэтапного применения комплекса  педагогических воздействий, выделены следующие этапы стимулирования творческой деятельности старших дошкольников в различных видах деятельности:

  • установка дошкольников на творческую деятельность;
  • организация и развертывание разнообразной творческой деятельности;
  • анализ достигнутых результатов и выдвижение новых перспектив.

При этом необходимо учесть, что перечисленные  выше этапы находятся в диалектическом единстве, они взаимосвязаны и  взаимообусловлены. Так, установка  на творческую деятельность невозможна вне организации деятельности, успешность которой в свою очередь зависит от активного воспитания дошкольника выдвигаемыми перед ним перспективами. Точно также и выдвижение новых перспектив происходит на основе анализа достигнутых результатов творческой деятельности и является предпосылкой установки на творческую деятельность дошкольников.

Так ни в каких педагогических ситуациях  стимул не может выступать изолировано, на каждом этапе использовался комплекс педагогических стимулов, сочетания стимулов не являлись стихийными и случайными. Они определялись целями и задачами, которые ставил педагог, а также организуемый им детский коллектив при подготовке различных видов деятельности. Поэтому многообразие комбинаций стимулов являлось отражением многообразия воспитательных и дидактических задач.

Комплексы взаимодействующих стимулов были направлены на побуждение проявления старшими дошкольниками творчества в различных видах деятельности. Специфику применяемых стимулов обусловили особенности старшего дошкольного возраста и состояние творческой активности дошкольников экспериментальной группы.

На первом этапе организации различных видов творческой деятельности огромное значение имела подготовка дошкольников к активному восприятию выдвигаемых перед ними перспектив. На этом этапе в качестве решающего фактора выступают стимулы, побуждающие дошкольников на, самостоятельное активное участие в этом процессе, вызывающие у них заинтересованность в нем, положительное эмоциональное отношение ко всем видам и формам творческой деятельности.

Так, для  детей с низким уровнем творческих способностей в качестве ведущих, лидирующих на первом этапе, выступали вербальные эмоциональные стимулы, которые подкреплялись стимулами познавательной перспективы и личной значимости деятельности. На втором этапе, задачей которого была подготовка и проведение творческого дела, лидирующим был частично-поисковой поисковой стимул с использованием игровых приемов и занимательности, подкреплявшийся стимулом доверия и оценкой деятельности.

Для дошкольников со средним уровнем творческой деятельности на первом этапе в качестве ведущего был выделен стимул познавательного интереса, подкрепленный эмоциональными стимулами и стимулом общественной деятельности. На следующем этапе доминирует поисковый стимул с использованием игровых приемов, подкрепляющими способы творческого сотрудничества, стимул доверия.

На последнем  этапе ведущим для этой группы детей являлся стимул оценки результата, подкрепленный стимулом эффекта  результата, стимулом общественного  мнения и укрепления статуса в  коллективе.

Для старших  дошкольников с высоким уровнем  творческой деятельности была разработана такая комбинация стимулов, которая обеспечивала создание условий для проявления ими знаний, творческих умений. Стимул познавательной перспективы, который являлся ведущим, подкреплялся стимулом доверия к творческим познавательным силам, поисково-исследовательский с усиленными элементами творчества был подкреплен личной значимостью дела, эффекта результата. На завершающем этапе комбинацию усиливал стимул общественного мнения, подкрепленный повышением статуса в коллективе.

Стимулирование  творческой деятельности проводилось на специальных занятиях направленных на развитие и повышение уровня творчества детей старшего дошкольного возраста.

Средствами  решения данной проблемы определили дидактические игры, нетрадиционные занятия по изобразительной деятельности, дидактические игры для развития познавательных процессов и словесного творчества детей.

Реализация  различных педагогических стимулов для повышения уровней творчества старших дошкольников осуществлялось в процессе различных видов творческой деятельности, которые были объединены общей темой в блоки-циклы.

Серия занятий каждого блока направлена на развитие и стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного  возраста. При этом большое значение играла роль воспитателя. Необходима подготовленность воспитателя к данной работе, которая включает в себя разнообразные методы и приемы, организацию атмосферы творчества и сотрудничества с детьми. Также необходимо учитывать и уделять внимание мотивации к занятию, заинтересованности детей, вызвать желание к деятельности. Педагог должен раскрыть значение творческой деятельности и структуру ее выполнения.

Соблюдение  перечисленных условий будет  способствовать стимулированию творческой деятельности старших дошкольников. Система работ по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста была выделена в работах Комаровой Т.С. Блоки занятий проводились с учетом последовательной сложности. В каждый блок-цикл вошли следующие занятия и средства стимуляции творческой активности: чтение литературы (сказок, рассказов); разучивание стихотворений; слушание музыки; просмотр диафильмов, картин иллюстраций; беседы с детьми; дидактические игры; игры-драматизации; подвижные игры; пение песен; экскурсии и др.

Серия занятий с детьми проводилась  до получения желаемого результата, то есть до повышения уровня творчества (см. Приложение 2).

Так, первый блок занятий «Волшебный сад» применялся с целью развития воображения, творческого мышления, творческой активности.

В процессе занятий воспитателем для повышения  творческой деятельности старших дошкольников использовались различные педагогические стимулы, в зависимости от уровней проявления творческой активности дошкольниками. При этом большую роль играла деятельность педагога. На занятии он заинтересовал детей тем, что были использованы необычные игровые приемы. Наблюдалась атмосфера сотрудничества с детьми, педагог все в доступной форме объяснял детям, вызывал положительный настрой к занятию. Наблюдалась заинтересованность детей, желание выполнить задание, довести начатую работу до конца.

Второй  блок занятий «Моя любимая игрушка» проводится с целью повышения творческой активности, развития творческого воображения детей во время занятия по изобразительной деятельности, вызвать положительный, эмоциональный интерес к изобразительной деятельности. Этим занятиям предшествовала предварительная работа: чтение книг об игрушках, дидактические игры, в процессе которых дети знакомились с игрушками, рассматривали и описывали их качества, создание вместе с детьми дидактических игр с изображением игрушек, сочинение детьми сказок об игрушках. В заключение этого блока было проведено занятие по изобразительной деятельности: коллективная композиция (аппликация) «Витрина магазина игрушек».

Третий  блок занятий «Любимые животные»  проводился с той же целью, что и остальные блоки. Главная цель всех занятий в блоках – повышение уровня творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством стимулирования. В заключение каждого блока проводилось занятие по изобразительной деятельности, в котором эта цель реализовывалась. Этому занятию предшествовала предварительная работа: чтение произведений русских и советских поэтов и писателей о природе во все времена года; наблюдение природы в разные времена года; слушание произведений музыки и др. В заключение этого блока было проведено занятие: рисование на тему: «Осень». На занятии воспитателем использовались комплексы педагогических стимулов соответственно уровням творческой деятельности детей. Воспитателем была создана атмосфера творчества. Ребята чувствовали себя комфортно, свободно. Царила атмосфера доверительного общения и сотрудничества с детьми. Педагог поддерживал детей, говорил, что у них все хорошо получается. На занятиях была такая обстановка, которая позволяла каждому ребенку реализовать свой замысел, что немаловажно для развития творчества детей в данном возрасте. Педагог сообщал детям в интересной форме о занятии, заинтересовал и настроил их на практическую деятельность. На следующем этапе он сообщил детям о структуре творческой работы и побудил детей к составлению плана работы, чтобы была правильно осуществлена их практическая деятельность. После предварительной работы дети выполняли задание самостоятельно. В процессе выполнения задания воспитатель оказывал помощь некоторым детям с низким уровнем сформированности творческой деятельности, используя стимулы поощрения и частично-поисковый стимул с использованием игровых приемов.

После выполнения задания все работы были анализированы самим воспитателем с детьми.

В ходе занятия по изобразительной деятельности воспитателем с целью стимулирования творческой деятельности детей были использованы следующие игровые приемы обыгрывания игрушки; обыгрывание изобразительного материала; использование сказочных персонажей и др.

Аналогичная работа проводилась по всем блокам занятий. Каждый блок-цикл имеет свое название (тему). Исходя из этой темы в блок включаются занятия и игры, беседы с детьми и просмотр диафильмов и т.д. Вся эта предварительная работа также является стимулом повышения творческой деятельности детей по изобразительной деятельности.

Все занятия  были интересны детям. Дошкольники, все без исключения, проявили любознательность при получении знаний. Дети с удовольствием  приступили к интересной работе. В  процессе занятия дети проявляли  большое внимание, заинтересованность, задания выполняли с удовольствием. Все дети были эмоциональны в течении всего занятия.

Для дошкольников с высоким уровнем творческой деятельности, к которым относилась Настя С. воспитателем использовались такие стимулы, как: стимул познавательной перспективы; поисково-исследовательский с усиленными элементами творчества, а также стимул общественного мнения. В результате этого Настей С. были достигнуты хорошие результаты (см. Приложение 3).

Она была внимательна при получении задания, эмоционально отзывчива и активна в процессе выполнения. Сюжеты ее рисунков были продуманы и интересны, наблюдалось желание довести замысел до конца.

Для дошкольников со средним уровнем творчества, к  которым относились Наташа П, Андрей В., Денис Д. были использованы стимулы познавательного интереса, подкрепленные эмоциональными стимулами и стимулом общественной значимости, а также поисковый стимул с использованием игровых приемов, стимул поощрения. На последнем этапе использовался стимул оценки результата, подкрепленный стимулом общественного мнения. В результате уровень творческой деятельности двоих детей Андрея В. И Васелисы М. повысился (см. таблицу 2.3.).

У детей  наблюдалась большая заинтересованность, стремление довести дело до конца. В  процессе выполнения заданий повысилась инициативность и самостоятельность детей, радость от процесса деятельности.

Для детей  с низким уровнем творческой деятельности, каковыми были Гриша М., Вася А., Соня.Л, Антон Б., мы использовали следующий комплекс стимулов: на первом этапе выступали вербальные эмоциональные стимулы, которые подкреплялись стимулами личной значимости деятельности. На втором этапе занятия был использован частично-поисковой стимул с использованием игровых приемов и занимательности, подкреплявшийся стимулом доверия и оценкой деятельности, на последнем этапе стимул эффекта результата, подкрепленный оценкой деятельности.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности