Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Дети проявили заинтересованность, внимание при получении задания, были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение всего занятия, реже испытывали трудности и показали неплохие результаты.
У половины
детей низкого уровня творческой
деятельности, в частности у Сони Л.
и Антона Б., уровень творческой деятельности
повысился (см. таблицу 2.3.).
Распределение старших дошкольников по уровням сформированности творческой деятельности после эксперимента.
Таблица 2.3.
Имя, фамилия ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Экспериментальная группа | |||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
Контрольная группа | |||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ |
В ходе формирующего эксперимента была проведена групповая консультация с воспитателями с целью повышения уровня знаний педагогов о творчестве и роли стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста (см. Приложение 2).
На этом же этапе экспериментальной работы была проведена беседа-консультация с родителями старших дошкольников, тема которой «Уголок творчества ребенка дошкольного возраста в домашних условиях». Целью этой беседы было раскрытие значение творчества для ребенка дошкольного возраста и пути развития творческой деятельности (см. Приложение 2).
Подводя
итоги формирующего эксперимента можно
сделать вывод, что на данных занятиях
дети учились самостоятельно и с
помощью воспитателя
Анализируя работу детей, можно сказать о том, что дети справились с заданиями, проявили большую заинтересованность, стремились создать оригинальные рисунки и сочинить сказки. У детей повысилось стремление довести свой замысел до конца, показать свои работы другим детям. Работы детей были очень интересны и разнообразны.
Важным фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей, а также огромную роль при этом играет соответствующая подготовка воспитателей к специфической детской деятельности, владение им воспитателем методами и приемами организации и проведения творческой деятельности в системе обучения детей.
Для выявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и было проведено исследование повышения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста путем использования комплекса педагогических стимулов. Для достижения поставленной цели с детьми экспериментальной группы была проведена работа, направленная на исследование уровней творческой активности старших дошкольников и последующего его стимулирования.
Данное исследование включало в себя серии занятий (см. Приложение 1 и 2). В ходе обследования у детей проверялся уровень творчества в специфической детской деятельности; сформированности основных компонентов творчества детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Из полученных данных можно сделать вывод, что уровень творчества в различных видах деятельности, сформированность ее основных компонентов вследствие применения комплекса педагогических стимулов значительно повысилась.
Результаты выполнения заданий детьми экспериментальной группы показали динамику развития творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе стимулирования.
Исходя
из полученных результатов мы отнесли
30 % детей экспериментальной группы
к высокому уровню творческой деятельности.
В контрольной группе к этому уровню относятся
лишь 10 % детей. В экспериментальной группе
50 % старших дошкольников относятся к среднему
уровню творчества, в контрольной группе
40 % детей. К низкому уровню относятся 20
% экспериментальной группы детей старшего
дошкольного возраста и 50 % детей контрольной
группы. Эти данные приведены в таблице
2.4.
Таблица 2.4.
Распределение старших дошкольников по уровням сформированности творческой деятельности после эксперимента.
Группа | Количество | Уровни сформированности творческой деятельности. | ||
высокий | средний | Низкий | ||
Экспериментальная | 10 | 30 % | 50 % | 20 % |
Контрольная | 10 | 10 % | 40 % | 50 % |
Сравнительный анализ данных, представленных в таблице 2.4. позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы под влиянием экспериментального обучения и стимулирования повысился, показатели улучшились. Дети стали относится к занятиям с желанием. На занятиях по изобразительной деятельности, словесному творчеству, в дидактических играх у детей сформировался повышенный интерес к творческой деятельности, повысилась инициативность и активность детей во время занятий, стремление довести замысел до задуманного образа, дети стали более самостоятельны в процессе выполнения заданий.
Так Настя С. проявила повышенную заинтересованность в процессе выполнения задания, стремилась создать оригинальный образ в изобразительной деятельности (при лепке, рисовании и аппликации) и при составлении сюжета сказки. В ее работах наблюдалась четкая последовательность.
Изучение творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, выявление уровня сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент был направлен на выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и дал анализ полученных результатов.
Контрольный эксперимент проводился до проведения с детьми занятий, направленных на развитие творческих способностей.
В этой части нашего исследования участвовало 14 детей, из которых 7 испытуемых были на занятиях, а потом в экспериментальную группу, другие 7 участников не присутствовали на занятиях отнесли их в контрольную группу.
Для исследования образной креативности использовали тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления
Испытуемому
предлагают лист бумаги с нарисованными
двумя рядами одинаковых контурных
изображений (Приложение 4) и просят
придумать и изобразить как можно больше
предметов и вещей. Каждая новая идея оценивается
в один балл (0 баллов – отказ от работы).
Таблица 2.5.
Распределение старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп по количеству набранных баллов до эксперимента.
Ф.И. ребенка | Изображение темы | Соответствующее количество баллов |
Экспериментальная группа | ||
1.Саша Ш. | Глаз, мяч, солнце | 3 |
2. Даня Е. | Солнце, лицо, мяч, мандарин, дорожный знак | 5 |
3. Дима В. | Цветок, колесо, киска | 3 |
4. Рита П. | Лицо девочки, ваза, белка, | 4 |
5. Коля Л. | Солнце, лицо, часы, мяч, заплатка, колесо, | 6 |
6.Маша М. | Солнце, роза, поезд, луна, часы. | 5 |
7. Алиса П. | Шар, лиса, лицо, мяч, | 4 |
Ф.И. ребенка | Изображение темы | Соответствующее количество баллов |
Контрольная группа | ||
1. Саша З. | Колесо, мяч | 2 |
2. Айдым Т. | - | 0 |
3. Оля Р. | Мандарин, деньги | 2 |
4. Надя И. | Тарелка, лицо, мяч, цветок | 4 |
5. Паша Ч. | Стиральная машина, джип, копейка | 3 |
6. Мадина П. | Еж, черепаха, животик, мяч | 4 |
7. Леня К. | Решетка для тюрьмы, глаз | 2 |
По результатам
теста можно отнести каждого ребенка
экспериментальной (Диаграмма 1) и контрольной
группы (Диаграмма 2) к одному из уровней.
Диаграмма
определяющая уровень
сформированности творческих
способностей экспериментальной
и контрольной групп
детей старшего дошкольного
возраста до эксперимента.
Диаграмма №1 Диаграмма №2
Экспериментальная
группа
Контрольная группа
К первому уровню относят детей, предложивших не менее пяти тем дорисовывания.
Ко второму уровню отнесены дети, предложившие 3 – 4 темы.
К третьему
уровню отнесены дети, изобразившие 1 –
2 темы. В ту же группу определен мальчик
отказавшийся от выполнения методики.
Таким образом, количество детей экспериментальной
группы, относящихся к 1 уровню значительно
больше, чем детей контрольной группы,
а к 3 уровню экспериментальной группы
вовсе нет, когда в контрольной группе
их большинство.
Распределение
старших дошкольников
экспериментальной
и контрольной групп
по количеству набранных
баллов после эксперимента.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности