Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

Дети  проявили заинтересованность, внимание при получении задания, были эмоционально восприимчивы и отзывчивы в течение  всего занятия, реже испытывали трудности и показали неплохие результаты.

У половины детей низкого уровня творческой деятельности, в частности у Сони Л.  и Антона Б., уровень творческой деятельности повысился (см. таблицу 2.3.). 

Распределение старших дошкольников по уровням сформированности творческой деятельности после эксперимента.

    Таблица 2.3.

Имя, фамилия  ребенка Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Экспериментальная группа
    1.Андрей В.
  +  
    2.Настя С.
+    
    3.Гриша М.
  +  
    4.ВасяА.
  +  
    5.СоняЛ.
    +
    6.Алиса П.
  +  
    7.Рита П
  +  
    8.Наташа П.
    +
    9.Антон Б.
  +  
    10.Денис Д.
+    
Контрольная группа
    1.Сандра Р.
    +
    2.Оля Р.
    +
    3.Вера С.
    +
    4.Саша З.
  +  
    5.Сережа Б.
    +
    6.Тоня Б.
  +  
    7.Даша С.
  +  
    8.Максим Ф.
  +  
    9.Настя М.
+    
    10.Андрей В.
    +

 

     

В ходе формирующего эксперимента была проведена  групповая консультация с воспитателями с целью повышения уровня знаний педагогов о творчестве и роли стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста (см. Приложение 2).

На этом же этапе экспериментальной работы была проведена беседа-консультация с родителями старших дошкольников, тема которой «Уголок творчества ребенка дошкольного возраста в домашних условиях». Целью этой беседы было раскрытие значение творчества для ребенка дошкольного возраста и пути развития творческой деятельности (см. Приложение 2).

Подводя итоги формирующего эксперимента можно  сделать вывод, что на данных занятиях дети учились самостоятельно и с  помощью воспитателя придумывать  образы, сюжеты и воплощать свой замысел до образа, доводить начатое дело до конца, до желаемого результата. Это говорит о повышении уровня творчества детей старшего дошкольного возраста.

Анализируя  работу детей, можно сказать о  том, что дети справились с заданиями, проявили большую заинтересованность, стремились создать оригинальные рисунки и сочинить сказки. У детей повысилось стремление довести свой замысел до конца, показать свои работы другим детям. Работы детей были очень интересны и разнообразны.

Важным  фактором стимулирования творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста является взаимосвязь различных видов творческой деятельности в системе обучения детей, а также огромную роль при этом играет соответствующая подготовка воспитателей к специфической детской деятельности, владение им воспитателем методами и приемами организации и проведения творческой деятельности в системе обучения детей.

Для выявления  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и было проведено  исследование повышения творческих способностей детей старшего дошкольного возраста путем использования комплекса педагогических стимулов. Для достижения поставленной цели с детьми экспериментальной группы была проведена работа, направленная на исследование уровней творческой активности старших дошкольников и последующего его стимулирования.

Данное  исследование включало в себя серии  занятий (см. Приложение 1 и 2). В ходе обследования у детей проверялся уровень творчества в специфической детской деятельности; сформированности основных компонентов творчества детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Из полученных данных можно сделать вывод, что  уровень творчества в различных  видах деятельности, сформированность ее основных компонентов вследствие применения комплекса педагогических стимулов значительно повысилась.

Результаты  выполнения заданий детьми экспериментальной  группы показали динамику развития творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе стимулирования.

Исходя  из полученных результатов мы отнесли 30 % детей экспериментальной группы к высокому уровню творческой деятельности. В контрольной группе к этому уровню относятся лишь 10 % детей. В экспериментальной группе 50 % старших дошкольников относятся к среднему уровню творчества, в контрольной группе 40 % детей. К низкому уровню относятся 20 % экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста и 50 % детей контрольной группы. Эти данные приведены в таблице 2.4. 

Таблица 2.4.

Распределение старших дошкольников по уровням сформированности творческой деятельности после эксперимента.

Группа Количество Уровни  сформированности творческой деятельности.
высокий средний Низкий
Экспериментальная 10 30 % 50 % 20 %
Контрольная 10 10 % 40 % 50 %

 

Сравнительный анализ данных, представленных в таблице 2.4. позволяет сделать вывод, что уровень творчества детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы под влиянием экспериментального обучения и стимулирования повысился, показатели улучшились. Дети стали относится к занятиям с желанием. На занятиях по изобразительной деятельности, словесному творчеству, в дидактических играх у детей сформировался повышенный интерес к творческой деятельности, повысилась инициативность и активность детей во время занятий, стремление довести замысел до задуманного образа, дети стали более самостоятельны в процессе выполнения заданий.

Так Настя  С. проявила повышенную заинтересованность в процессе выполнения задания, стремилась создать оригинальный образ в изобразительной деятельности (при лепке, рисовании и аппликации) и при составлении сюжета сказки. В ее работах наблюдалась четкая последовательность.

Изучение  творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, выявление уровня сформированности творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Эксперимент был направлен на выявление уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и дал анализ полученных результатов.

Контрольный эксперимент проводился до проведения с детьми занятий, направленных на развитие творческих способностей.

В этой части нашего исследования участвовало 14 детей, из которых 7 испытуемых были на занятиях, а потом в экспериментальную  группу, другие 7 участников не присутствовали на занятиях отнесли их в контрольную  группу.

Для исследования образной креативности использовали тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления

Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными  двумя рядами одинаковых контурных  изображений (Приложение 4) и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей. Каждая новая идея оценивается в один балл (0 баллов – отказ от работы). 

Таблица 2.5.

Распределение старших дошкольников экспериментальной  и контрольной групп по количеству набранных баллов до эксперимента.

Ф.И. ребенка Изображение темы Соответствующее количество баллов
Экспериментальная группа
1.Саша Ш. Глаз, мяч, солнце 3
2. Даня  Е. Солнце, лицо, мяч, мандарин, дорожный знак 5
3. Дима В. Цветок, колесо, киска 3
4. Рита П. Лицо девочки, ваза, белка, 4
5. Коля Л. Солнце, лицо, часы, мяч, заплатка, колесо, 6
6.Маша М. Солнце, роза, поезд, луна, часы. 5
7. Алиса П. Шар, лиса, лицо, мяч, 4

 
 
Ф.И. ребенка Изображение темы Соответствующее количество баллов
Контрольная группа
1. Саша З. Колесо, мяч 2
2. Айдым Т. - 0
3. Оля Р. Мандарин, деньги 2
4. Надя И. Тарелка, лицо, мяч, цветок 4
5. Паша Ч. Стиральная  машина, джип, копейка 3
6. Мадина П. Еж, черепаха, животик, мяч 4
7. Леня К. Решетка для  тюрьмы, глаз 2

 

По результатам  теста можно отнести каждого ребенка экспериментальной (Диаграмма 1) и контрольной группы (Диаграмма 2) к одному из уровней. 

Диаграмма определяющая уровень сформированности творческих способностей экспериментальной и контрольной групп детей старшего дошкольного возраста до эксперимента. 

Диаграмма №1         Диаграмма №2

 Экспериментальная  группа                 Контрольная группа      

     

К первому  уровню относят детей, предложивших не менее пяти тем дорисовывания.

Ко второму  уровню отнесены дети, предложившие 3 – 4 темы.

К третьему уровню отнесены дети, изобразившие 1 – 2 темы.  В ту же группу определен мальчик отказавшийся от выполнения методики. Таким образом, количество детей экспериментальной группы, относящихся к 1 уровню значительно больше, чем детей контрольной группы, а к 3 уровню экспериментальной группы вовсе нет, когда в контрольной группе их большинство.  

Распределение старших дошкольников экспериментальной  и контрольной групп по количеству набранных баллов после эксперимента. 

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности