Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

        1. Быстрота - способность высказывать  максимальное  количество  идей

         (в данном случае важно не  их качество, а их количество).

        2. Гибкость - способность высказывать  широкое многообразие идей.

        3. Оригинальность - способность порождать  новые  нестандартные  идеи

         (это  может  проявляться   в  ответах,  решениях,  несовпадающих   с

         общепринятыми).

        4. Законченность - способность совершенствовать  свой  "продукт"  или

         придавать ему законченный вид.

      Известный отечественный исследователи  проблемы  творчества  А.Н.  Лук,  опираясь  на  биографии  выдающихся  ученых,  изобретателей,  художников   и музыкантов выделяет следующие  творческие способности /14,6-36/

      1. Способность видеть проблему  там, где её не видят другие.

      2. Способность сворачивать мыслительные  операции,  заменяя  несколько  понятий одним и используя  всё более ёмкие в информационном  отношении символы.

      3. Способность  применить  навыки,  приобретённые  при  решении  одной задачи к решению другой.

      4. Способность воспринимать действительность  целиком, не дробя  её  на

        части.

      5. Способность легко ассоциировать  отдалённые понятия.

      6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.

      7. Гибкость мышления.

      8. Способность выбирать одну из  альтернатив  решения  проблемы  до  её

        проверки.

      9. Способность включать вновь  воспринятые  сведения  в   уже  имеющиеся системы знаний.

      10.  Способность  видеть  вещи  такими,  какие  они   есть,   выделить

        наблюдаемое из того, что привносится  интерпретацией.

      11. Лёгкость генерирования идей.

      12. Творческое воображение.

      13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

      Кандидаты  психологических   наук  В.Т.  Кудрявцев  и   В.  Синельников,

основываясь на широком  историко-культурном  материале  (история  философии, социальных наук, искусства,  отдельных  сфер  практики)  выделили  следующие универсальные креативные способности, сложившиеся  в  процессе  человеческой истории /12, 54-55/.

      1. Релизм воображения – образное  схватывание  некоторой  существенной, общей тенденции или закономерности  развития  цедостного  объекта,  до  того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему  строгих логических категорий.

      2. Умение видеть целое раньше  частей.

      3. Надситуативно – преобразовательный  характер  творческих  решений   –способность при решении проблемы не  просто  выбирать  из  навязанных  извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

      4. Экспериментирование -  способность   сознательно  и  целенаправленно

создавать условия,  в которых предметы наиболее  выпукло  обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность,  а  также  способность  проследить  и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.

      Ученые  и  педагоги,  занимающиеся  разработкой  программ  и   методик

творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских  задач) и АРИЗ (алгоритм  решения  изобретательских  задач)  считают,  что  один  из компонентов   творческого   потенциала   человека    составляют    следующие способности /9/.

      1. Способность рисковать.

      2. Дивергентное мышление.

      3. Гибкость в мышлении и действиях.

      4. Скорость мышления.

      5. Способность высказывать оригинальные  идеи и изобретать новые.

      6. Богатое воображение.

      7. Восприятие неоднозначности вещей  и явлений.

      8. Высокие эстетические ценности.

      9. Развитая интуиция.

      Анализируя представленные выше  точки зрения по вопросу о   составляющих творческих способностей  можно  сделать  вывод,  что   несмотря  на  различие подходов  к их определению,  исследователи единодушно  выделяют  творческое воображение и качество  творческого мышления  как обязательные  компоненты творческих способностей.

      Исходя из этого, можно  определить  основные  направления  в   развитии

творческих  способностей детей:

      1. Развитие воображения.

      2. Развитие качеств мышления, которые  формируют креативность.

        Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста  следует  развивать  творческие  способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора  до  пяти  лет.  Также существует гипотеза,  что  развивать  творческие  способности  необходимо  с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

      Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет  и  "дозревает"  в

первые  годы жизни. Это дозревание,  т.е.  рост  количества  клеток  мозга  и

анатомических связей между ними зависит как  от многообразия и  интенсивности работы уже существующих структур, так и  от  того,  насколько  стимулируется средой образование новых. Этот  период  "дозревания"  есть  время  наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и  самых широчайших возможностей к  развитию.  Это  самый  благоприятный  период  для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но  у  ребенка начинают развиваться только те способности,  для  развития  которых  имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем  благоприятнее  условия, чем  ближе  они  к  оптимальным,  тем  успешнее  начинается  развитие.  Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по  времени,  идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с  наивысшим  из возможных ускорений. Развитие может достичь  наибольшей  высоты,  и  ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

      Однако  возможности  развития  способностей,  достигнув  максимума   в

"момент" созревания,  не  остаются  неизменными.  Если  эти  возможности  не используются,  то  есть  соответствующие  способности  не  развиваются,   не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами  деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем  быстрее,  чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию -  необратимый процесс.  Борис  Павлович  Никитин,  в  течение  многих   лет   занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это  явление  НУВЭРС (Необратимое Угасание  Возможностей  Эффективного  Развития  Способностей).

Никитин  считает,  что  НУВЭРС  особенно  негативно   влияет   на   развитие

творческих  способностей.  Разрыв  во  времени  между  моментом   созревания структур,  необходимых  формирования  творческих  способностей   и   началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному  затруднению их развития, замедляет  его  темпы  и  ведет  к  снижению  конечного  уровня развития творческих способностей. По мнению  Никитина  именно  необратимость процесса деградации возможностей развития  породило  мнение  о  врожденности творческих  способностей,  так  как  обычно  никто  не  подозревает,  что  в дошкольном  возрасте  были   упущены   возможности   эффективного   развития творческих способностей. И малое  количество  в  обществе  людей  с  высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве  лишь  очень  немногие оказались   в   условиях,   благоприятствующих   развитию   их    творческих способностей /17, 286-287/.

      С   психологической   точки   зрения   дошкольное   детство   является

благоприятным периодом для развития творческих способностей  потому,  что  в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них  есть  огромное  желание познавать окружающий  мир.  И  родители  поощряя  любознательность,  сообщая детям знания,  вовлекая  их  в различные виды  деятельности,  способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и  знаний  -  это  необходимая предпосылка  для  будущей  творческой  деятельности.  Кроме  того,  мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно  еще  не задавлено догмами и стереотипами,  оно  более  независимо.  А  это  качество необходимо   всячески   развивать.   Дошкольное   детство   также   является сензитивным периодом для развития творческого  воображения.  Из  всего  выше сказанного можно сделать вывод,  что  дошкольный  возраст,  даёт  прекрасные возможности для развития способностей к творчеству.  И  от  того,  насколько были использованы эти  возможности,  во  многом  будет  зависеть  творческий потенциал взрослого человека. 
 

1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.

Старший дошкольный возраст благоприятен для  развития способности к творчеству, так как именно в это время  закладывается психологическая  основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных  видах деятельности представляет собой  совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, усвоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

    1. Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Единая позиция педагогов понимание перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном вилянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства изобразительно-выразиельные средства [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

    2. Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. Поэтому он чувствует себя свободно, комфортно. Это не возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в ребенка, поддержки его неудач». [Венгер А.А. Педагогика способностей ].

    3. Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел. Для этого знания, умения должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимым в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности