Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Развивая творческие способности детей на занятиях изобразительной деятельности, должны соблюдаться следующие правила:
Навыки, приобретенные детьми с первых шагов знакомства с изобразительной деятельностью, закрепляются по мере взросления и постепенного расширения представлений о мире, о жизни, о себе - обо всем, что можно изобразить и выразить к этому свое отношение.
В старшем возрасте дети знакомятся с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры - рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью. В рисунке они учатся передавать движение, пластику предметов, обобщенную форму.
Кроме этого дети получают первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для данного возраста, об искусстве современного дизайна и театрально-декоративном искусстве.
В подготовительной группе дети учатся работать в смешанной технике (карандаши и фломастеры и т.д.), рисовать тушью. Они получают представления о тоне, о жанре портрета и выполняют его с использованием различных техник (объемный из бумаги, скульптурный из глины).
Кроме такой работы дети занимаются вырезанием различных форм (силуэтов) без предварительного рисунка. Достаточно большое место на занятиях уделяется конструированию не только из картона и бумаги, но и из пластичных материалов.
Пример работы с детьми, занимающимися в кружке, на занятии по теме «Рисование животных. Дельфин».
Алгоритм работы с детьми на занятии в кружке рисования.
Особенность
творческих работ и заданий состоит
в том, что они носят открытый
характер, то есть имеют столько
ответов, решений, сколько детей их выполняет.
Роль воспитателя - не только понять и
принять разнообразные решения, но и показать
детям правомерность этих решений и научить
защищать нестандартные решения.
В
данной главе были раскрыты наиболее
точные основные понятия способностей.
Рассмотрены и проанализированы условия
при которых происходит наиболее эффективное
развитие творческих способностей у детей
старшего дошкольного возраста. В этом
нам помогли исследования зарубежных
и отечественных психологов. Работы которых
мы постарались использовать в следующей
главе при наиболее точной оценке развития
творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста.
В данной главе для уровня выявления развития творческих способностей будут использованы диагностические методики, ориентированные на старших дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.
При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э.П. Торренсом.
Тест №1: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.
Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость), гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.
Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).
Материал: 1) Лист бумаги с изображением 10 контуров (Приложение №), простой или черный карандаш
Испытуемому предлагалось:
Из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Оценка результатов:
При интерпретации полученных данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.
Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания .
Дорисовывание
с минимальным количеством
Все
дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив
по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность
и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма
не зависит от возраста, который влияет
только на изменение стимульного материала.
При большом количестве баллов (11 и выше)
можно говорить о высоких творческих способностях
ребенка, его одаренности. Дети набравшие
меньше 2 – 3 баллов практически не обладают
творческими способностями, хотя могут
иметь высокий интеллектуальный уровень.
Тест №2: Для исследования образной креативности использовали тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления
Материал: Испытуемому предлагают лист бумаги с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (2 ряда по 4 кружка) (Приложение №)и просят придумать и изобразить как можно больше предметов и вещей.
Оценка
результатов: Каждая новая идея оценивается
в один балл (0 баллов – отказ от работы).
Изучение особенностей развития творческой деятельности детей имеет большое значение в педагогическом процессе. Выявление уровней творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо для научного отбора творческой работы и ее содержание в системе обучения детей.
Исследования по данной проблеме проводились на базе ЦО № 109 детского сада №1488 Района Теплый стан
Изучение проводилось с целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.
В ходе эксперимента проведено анкетирование воспитателей детского сада с целью получения объективных данных о реальном уровне и выявления знаний воспитателей о сущности и содержании творческого процесса и системе обучения старших дошкольников для повышения уровня творческой деятельности (см. Приложение 1).
Результат анкетирования оценивался с использованием следующих критериев: творческий подход к ответу, полнота ответа, положительное отношение к творчеству, наличие знаний о содержании и сущности творческого процесса.
Результат анкетирования позволил сделать следующий вывод, что у воспитателей есть знания о содержании и необходимости творчества в системе обучения, они осознают значимость элементов творчества в своей работе, но не уделяют этого достаточного внимания. Результаты анкетирования показали, что многие воспитатели проводят творческую работу, но бессистемно; мало уделяют внимания стимулированию творческой деятельности. Это говорит о необходимости проведения соответствующей работы над повышением уровня знаний об особенностях творческого процесса деятельности.
Анализируя ответы воспитателей, можно отметить, что только 25 % воспитателей, ответивших на вопросы анкеты, осознают необходимость творческого процесса в своей работе, организации и проведения творческой работы в системе обучения, стимулирование творческой активности старших дошкольников. Лишь 10 % воспитателей применяют в своей работе элементы творчества, 20 % воспитателей используют элементы творчества не систематически, 40 % не используют элементы творчества.
Результаты
анкетирования позволили
Педагоги отметили также трудности, возникающие в их работе при организации и проведении творческих работ отсутствие необходимого материала, базы, неумение использовать в своей работе различные стимулы, методы и приемы педагогического руководства творческим развитием ребенка, нехватка времени.
Только 33 % воспитателей считают свою подготовку достаточной, 46 % - удовлетворительной, 21 % - недостаточной.
Многие воспитатели высказали пожелание обеспечивать их необходимой психолого-педагогической литературой, необходимыми рекомендациями, направленной на повышение эффективности стимулирования творческой активности старших дошкольников, обмен воспитателей опытом по этой проблеме.
Таким образом, воспитатели понимают необходимость и значение творческого развития детей старшего дошкольного возраста в системе обучения.
На
этом же этапе констатирующего
Таким образом, анализируя ответы детей, можно сказать, что дети испытывают желание творить, любят выполнять различные творческие работы, но отдают предпочтение двум видам деятельности: изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству. Следует сказать о тех детях, которые предпочитают не специально заданные творческие занятия, а творческую самостоятельную деятельность в течение дня в детском саду. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности