Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

    Огромную  роль в развитии психологии способностей как научного направления отечественной  психологии в советский период мы обязаны в первую очередь Б.М. Теплову и его школе. Нельзя не отдать должное добросовестности исследователей, богатству фактических результатов и методических находок.

    Б.М. Теплов разделял способности и задатки  на врожденные, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психологических исследований свидетельствуют, что способности измеряемые тестами имеют большой коэффициент детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки – свойства нервной системы способностей.

    Различают общие и специальные способности.

    К общим способностям относят высокий уровень сенсорной организации, умение видеть проблемы, строить гипотезы, решать задачи, критически оценивать результаты, упорство, эмоциональность, трудолюбие и другие. К специальным – те, которые необходимы для деятельности только в отдельных областях, например: художественный вкус и музыкальный слух и т.п. [Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника ].

Среди общих способностей большинство  исследователей выделяют общий интеллект, креативность (общую способность  к творчеству). [ВыготскийЛ.С].

    Креативность – это творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания.

    Креативность  – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. [Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду ].

    Второе  имя – имя К.К. Платонова чья  книга «Проблемы способностей»  долгое время оставалась главным руководством для преподавателей, психологов-практиков. Роль его работы в возрождении и поддержании интереса психологов к психологическим и прикладным проблемам способностей очень велика.

    В 60-70 годы исследовательская работа в области психологии способностей разделилась на ряд частных направлений: изучение математических, психических, литературных и прочих способностей.

    В отечественной психологии авторы давали развернутые понятия способностей.

    Определение способностей и выделение их составляющих мы находим в трудах Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко, А.Г. Ковалева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и др.

  1. А.Г. Ковалев считает, что под способностью нужно понимать синтез свойств человеческой личности, отвечающих требованиям деятельности, а потому обеспечивающих достижение высокого уровня. [Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества]
  2. В трудах С.Л. Рубинштейна мы находим следующие определения способностей: это свойства или качества человека, делающие его пригодным к усиленному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития. [Платонов К.К. Проблемы способностей.]

    Б.М. Теплов в свою очередь дал такое  определение способностям – индивидуально-психические  особенности определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

    В книге «Психология случайности» А.Г. Ковалева мы сталкиваемся с пониманием «склонности». Склонность – это первый и наиболее ранний признак или симптом зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении, тяготения ребенка к определенной деятельности. Очевидно, что склонность сигнализирует о наличии определенных предпосылок к развитию способностей.

    Природные предпосылки способностей состоят  в повышенной чувствительности определенных анализаторов к внешним воздействиям. Вследствие этого музыкальные или зрительные впечатления доставляют особую радость, как и занятие соответствующей деятельностью. А.Г. Ковалев выделяет истинную и ложную склонности. При наличии, в первой, наблюдается тяготение к определенной деятельности, достижение в этой деятельности высоких результатов.

    Всякая  деятельность предъявляет требование к человеку. Если этим требованиям отвечает система свойств личности, человек обнаруживает способность, успешно и на высоком уровне осуществляет деятельность, в противном случае обнаруживается неспособность. [Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества,]

    В литературе мы сталкиваемся с делением способностей на природные и специфические  человеческие.

    Природные способности являются общими у человека и животного (обезьянами). Это восприятие, память, мышление и способность к  элементарным коммуникациям. Эти способности связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы поучения. Специфические способности обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальном обществе. Общие и специфические основы на пользовании речью и логикой, теоретические, практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. [Психологические исследования творческой деятельности].

    Одним словом, способности – используемые свойства личности, развивающиеся (и проявляющиеся в виде склонностей) в деятельности на основе анатомо-физиологических особенностей индивидуума (задатков).

    В работе «Развитие и диагностика  способностей» психологи, в частности В.Н. Дружинин, выделяет следующую структуру способностей: 1) общечеловеческие способности – в основном трудоспособности; 2) общие способности «родовые» разноуровневые возможности нормального человека; 3) специальные способности, - способности требуемые деятельностью. [Ковалев А.Г. Психология личности ].

    В структуре способностей к изобразительной  деятельности А.Г. Ковалев выделяет опорные, ведущие свойства к определенный фон или вспомогательные свойства. К опорным свойствам в изобразительной деятельности ученые относят высокую природную чувствительность зрительного анализатора, развивающего в процессе деятельности и высокоразвитую память.

    Ведущее свойство – это прежде всего художественное творческое воображение. Необходимый фон этой способности – определенная эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к воспринимаемому изображению. [Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольников ].

    На  основе этого можно выделить следующие  компоненты способностей:

  1. Операции, связанные с выполняемой деятельностью.
  2. Свойства высшей нервной деятельности, его личностные качества, способность связанная с анатомическими особенностями структуры мозга.
  3. Отношение индивида к выполняемой деятельности, его личностные качества, наличие таких качеств как самокритичность, требовательность к себе, трудолюбие.

Понятно, что для достижения результатов  в каком-либо виде деятельности необходимо обладать соответствующими способностями. Критериями этих способностей являются:

  1. Быстрота и     быстрое овладение знаниями, умениями и навыками.
  2. Логичность, гибкость и самостоятельность мышления.
  3. Находчивость и сообразительность при решении задач.
  4. Быстрота запоминания материала.
  5. Высокая способность к абстрагированию, обобщению, анализу и синтезу учебного материала.
  6. Пониженная утомляемость.
  7. Владение обыденными операциями мышления.
  8. Целеустремленность.

Способный человек должен иметь определенные интересы. Это широта или узость интереса, практическая направленность интереса, увлеченность интереса.

Борис Михайлович Теплов выделил три признака способностей, которые легли в  основу определения, наиболее часто используемого: 1) способности – это индивидуально психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

Тем самым  область психологии способностей –  это раздел психологии индивидуальных различий.

Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивации, и личностные особенности, что и побудило К.К. Платонова отнести к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющих условия в конкретной деятельности. [Дьяченко О.М. Воображение дошкольника ]. Однако Б.М. Теплов идет дальше и указывает на то, что помимо успеха в деятельности, способность детерминирует скорость и легкость овладения той или иной деятельностью, и это изменяет положение с определением: скорость обучения может зависеть от мотивации, но чувство легкости при обучении скорее обратно пропорционально мотивационному напряжению.

Итак, чем  больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение, или работа в той сфере, в которой он не имеет способности. То есть неспособный проявляет больше пота и слез, чем способный, которому все дается легче.

   Анализ проблемы  развития  творческих  способностей  во  многом  будет предопределяться  тем  содержанием,  которое  мы  будем  вкладывать  в   это понятие.  Очень  часто   в   обыденном   сознании   творческие   способности отождествляются  со   способностями   к   различным   видам   художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи,  писать  музыку  и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?

      Очевидно, что рассматриваемое нами  понятие тесным  образом  связано   с понятием   "творчество",   "творческая   деятельность".    Под    творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате  которой создается нечто новое – будь  это предмет внешнего  мира  или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство,  отражающее  новое отношение к действительности.

      Если внимательно рассмотреть  поведение человека,  его  деятельность  в любой области, то можно  выделить два основных вида  поступков. Одни  действия человека  можно  назвать  воспроизводящими  или  репродуктивными.  Такой  вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в  том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные  и  выработанные приемы поведения и действия.

      Кроме репродуктивной деятельности  в  поведении  человека  присутствует творческая деятельность, результатом  которой  является  не  воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание  новых  образов  или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

      Таким образом, в самом общем  виде определение творческих  способностей выглядит следующим  образом.  Творческие  способности  – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность  выполнения  им творческой деятельности различного рода.

      Так  как  элемент  творчества  может  присутствовать  в   любом   виде

человеческой   деятельности,   то   справедливо   говорить   не   только   о

художественных  творческих  способностях,  но  и  о  технических  творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. 
 

  1.2. Компоненты и развитие  творческих способностей

      Творческие способности представляют  собой  сплав  многих  качеств.  И

вопрос  о компонентах творческого потенциала человека  остается  до  сих  пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько  гипотез,  касающихся этой  проблемы.  Многие  психологи  связывают   способности   к   творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности,  известный американский  психолог  Гилфорд,   занимавшийся   проблемами   человеческого интеллекта установил, что творческим личностям  свойственно  так  называемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким типом  мышления,  при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия  на  нахождение единственно  правильного  решения,  а  начинают  искать  решения   по   всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше  вариантов.

Такие люди склонны образовывать новые  комбинации   из   элементов,   которые большинство людей знают и используют только  определенным  образом,  или формировать связи между двумя элементами,  не  имеющими  на  первый  взгляд ничего общего. Дивергентный  способ  мышления  лежит в основе  творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности