Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Все это говорит о том, что воспитатель в своей работе должен уделять больше внимания тем видам деятельности. Педагог должен создать для выполнения с детьми специфических работ (рисования, лепки, аппликации) атмосферу творчества и сотрудничества. Это повысит желание детей участвовать в специфических детских деятельностях, а помощь взрослого в работе с детьми – применение различных методов и средств работы, разнообразных педагогических стимулов, способствует развитию и повышению уровня творческой деятельности в системе обучения детей.
Изучение особенностей творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ходе констатирующего эксперимента позволило получить качественные характеристики творческих способностей и выделить три качественно различных уровня их сформированности: низкий, средний, высокий.
Качественные характеристики уровней творческих способностей.
Низкий
уровень – потребность в
Средний
уровень – потребность в
Преодолевают трудности только в группе со сверстниками или с помощью взрослого. В случае получения искомого результата испытывают радость.
Высокий уровень – стремятся постоянно удовлетворять потребность в пополнении знаний, умений и навыков. Устойчивый познавательный интерес. Всегда самостоятельны в выполнении работ творческого характера. Часто предлагают оригинальные решения. Поиск ответа на нестандартные задания, как правило, завершается успешно.
В процессе специфической детской деятельности дошкольники высокого уровня развития творческих способностей проявляют высокую умственную активность: легко осуществляют перенос знаний, умений в новые ситуации.
Ответственны. Начатую работу всегда доводят до конца, справляясь с возникшими трудностями самостоятельно. Любой вид творческой деятельности способен увлечь их.
В предпочитаемом виде деятельности достигают как правило хороших результатов.
С
целью выявления уровней
При отнесении дошкольников к группам с определенным уровнем сформированности основных компонентов творческой деятельности был избран такой подход, при котором отнесение дошкольника к данной группе осуществлялось путем установления превалирования определенного уровня по показателю над другим.
Результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента представлены в таблице 2.1.
Распределение старших дошкольников по уровням сформированности творческой деятельности до эксперимента.
Таблица 2.1.
Имя, фамилия ребенка | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Экспериментальная группа | |||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
Контрольная группа | |||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ | ||
|
+ |
На основании полученных результатов данного эксперимента можно сделать следующий вывод: в экспериментальной группе высокий уровень развития творческих способностей показал 1 ребенок (Настя Соколова). Девочка всегда очень активна. Живо откликается на все, что привлекает ее внимание. Любая, даже самая скучная информация, способна увлечь ее. Любит общаться со взрослыми. Главный мотив такого общения – получение информации о мире явлений и предметов. Задает много вопросов. Любит поиск решений. Особенно интересны нестандартные задания. Успех побуждает выбирать трудные задания, но при неудачах интерес к ним не ослабевает, а растет. Все задания выполняет самостоятельно. Очень редко обращается за помощью.
У
девочки высокая степень
В контрольной группе высокий уровень творческой деятельности показал тоже один ребенок (Настя Макарова.). Все вышесказанное о Насте Соколовой можно также сказать и о Насте Макаровой. Обе девочки проявили высокую творческую деятельность на занятии, были активны и ответственны, проявили инициативность, повышенную эмоциональность, интерес к творческой деятельности. Рисунки этих детей отличаются оригинальностью, содержание замысла было доведено до образа.
Средний уровень творческой деятельности в экспериментальной группе показали пять детей (Наташа П., Андрей В., Денис Д., Алиса П., Рита П.), в контрольной группе три ребенка показали средний результат (Тоня Б., Даша С., Максим Ф.).
Группа дошкольников, проявляющих средний уровень творческой деятельности представим характеристикой Максима Ф..
Мальчик
подвижный, эмоциональный. В общении
со взрослыми еще может
Предпочтительный вид деятельности – игра. Любит игровые и занимательные формы работы на занятиях. Удачное преодоление трудностей при выполнении заданий вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Но при первой же неудаче охладевает к выполнению задания, хотя и берется за него с энтузиазмом. Не всегда может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Планирование деятельности вызывает затруднения. Не всегда активен на занятиях. Однако в свободное от занятий время пытается себя проявить. Всегда живо откликается на то, что привлекает его внимание. Охотно берется за работу, но в его творческой деятельности преобладаю стереотипы.
Часто не уверен в себе. Любит выполнять задания, работу либо в паре, либо в группе. Очень редко может быть лидером в группе детей своего уровня. Любит конструировать, но творчество проявляет недостаточно. Хотя его поделки разнообразны.
Остальные дети данного уровня творческой деятельности, кроме вышеперечисленных, характеризуются еще и такими показателями: у Даши., Тони невысокая инициативность в процессе выполнения задания, невысокая заинтересованность при получении и в процессе его выполнения, не ярко выражено побуждение к деятельности. Менее выражен интерес к творческой деятельности у Лизы Р., Наташи П. Содержание рисунков этих детей на основе уже имеющихся образов, шаблонов. Решить творческую задачу самостоятельно они не могут, нечетко выражена последовательность действий.
Низкий уровень в экспериментальной группе показали четыре ребенка (Гриша М., ВасяА., СоняЛ., Антон Б.), в контрольной группе – шесть детей (Сандра Р.,Оля Р.., Вера С., Саша З., Сережа Б., Андрей В. ).
Типичный представитель группы детей с низким уровнем творческой деятельности – Вера С. Девочка пассивная, медлительная. С трудом сосредотачивает свое внимание. На занятиях чаще всего вяла и апатична. Очень трудно переключается с одного вида деятельности на другой. Трудно привыкает к другому виду деятельности и обстановке.
В числе последних улавливает суть заданной проблемы, при поиске использует только известные решения. Не стремиться к самостоятельному поиску ответов на вопросы. При первой же неудаче отказывается от дальнейших стремлений найти решение. В случае непонимания не задает вопросы, а в ответах и действиях обычно подражает другим детям. Не проявляет самостоятельности и инициативы.
Задания творческого характера или не выполняет (старается увильнуть), или выполнение заданий сводит к уже известным решениям.
Заинтересовать ее может только игровой сюжет, деятельность. Не проявляет стремления включиться в свободную от занятий деятельность с другими детьми. Если иногда и участвует, то только по предложению взрослого и берет на себя только второстепенные роли. Много времени отдает рисованию. Рисует охотно, но сюжеты однообразны. Творчество проявляет недостаточно – рисунки стереотипны.
Таким
образом, в результате проведенного
на этапе констатации исследования
было также выяснено распределение старших
дошкольников по уровням развития творческой
деятельности в изобразительной деятельности.
Данные приведены а таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Распределение старших дошкольников по уровням сформированности творческой деятельности до эксперимента.
Группа | Количество | Уровни сформированности творческой деятельности. | ||
высокий | средний | Низкий | ||
Экспериментальная | 10 | 10 % | 40 % | 50 % |
контрольная | 10 | 10 % | 30 % | 60 % |
Средний
и низкий уровень творческой деятельности
свидетельствует о
В настоящее время в решении проблемы выявления уровня творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста накоплен определенный положительный опыт, о чем свидетельствует эксперимент.
В
сфере различных видов
Уровень проявления творческих способностей старшими дошкольниками в различных видах деятельности характеризуется сформированностью мотивационного, содержательно-операционного и эмоционально-волевого компонентов в творческой деятельности. В исследовании выделены показатели творческой деятельности старших дошкольников: 1) понимание важности достижения высокого образовательного уровня, совершенствования получаемых в детском саду знаний, умений и навыков; 2) любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры; 3) потребность к самостоятельному оригинальному выполнению работ творческого характера; 4) проявление тяготения к определенному виду деятельности, к занятиям по интересам; 5) проявление высокой умственной активности, догадливости, сообразительности в процессе открытия новых знаний, способов действий, извлечения информации; 6) проявление самостоятельности в расширении своего кругозора, внесение новых приемов и путей в процесс фиксирования результатов наблюдения предметов, явлений, осуществление самоконтроля; 7) способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, способность моделировать нестандартные ситуации; 8) умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; 9) проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности