Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

      В среднем дошкольном возрасте, да и  в старшей группе детского сада (пятый  и шестой год жизни) еще не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают большие трудности  в передаче образов  окружающей жизни, что мешает  их радости творчества, Вызывает отрицательное отношение к рисованию.[Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать]

        Чтобы дошкольник испытывал радость  творческого созидания, желание  творить красивое, прекрасное, не  овладев еще в достаточной  мере техникой рисования, Необходимо  его обучить методам и приемам  рисования различными материалами, не требующими от ребенка четкого графического изображения, и все таки постепенно формирующими технику рисования, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

      Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в  создании изображений, если не владеют техникой  рисования. Под техникой рисунка  следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их  использования  для целей  изображения и художественного выражения. В понятии техники рисунка включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Техника рисования понимается художниками  широко: сюда включается  техника линии, тушевки, способ использования тех или иных  материалов (бумаги, картона, холста, карандаша угля, пастели, акварели, гуаши и т.п.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными способностями. 

      В настоящее время  в изобразительном  искусстве используются  более  разные  технико-выразительные  решения, более свободные  соединения различных  изобразительных  материалов. И в детское  творчество  также  необходимо включать разные краски, карандаши, мелки  и т. п.; и учить  детей пользоваться этими материалами в соответствии с их средствами выразительности. Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от  окружающей жизни. Разнообразие изобразительных  материалов обогащает восприятие  и представления детей,  способствует расширению их знаний об изобразительном искусстве, изобразительной деятельности, делает её для них более привлекательной, интересной, а по мере овладения различными материалами у детей формируется своя манера изображения.[ Комарова Т.С. Дети в мире творчества] 

   Изобразительная деятельность человека формирует способности  к творчеству, проявление инициативы, самодеятельности, эмоциональной отзывчивости, а такие качества нужны каждому  человеку, чем бы он не занимался, какую бы профессию в жизни он ни выбрал.

   Современная человеческая история, по образному  выражению Герберта Уэллса, все более  становится соревнованием между  воспитанием и катастрофой. Глубинную  суть этого высказывания в полной мере ощущаем в настоящее время. В системе образования и воспитания каждого человека в нашей стране есть предмет – изобразительное искусство. Это один из самых необходимых предметов для развития качественных сторон личности.(2)

   Чем характеризуется эстетический облик личности, воспитанной, в том числе, и средствами изобразительного искусства ?

   Высоко  развитый вкус.

   Развитие  потребности художественных впечатлений.

   Знание  и понимание искусств прошлого и  их памятников.

   Органическая  потребность художественного творчества.

   Счастливое чувство восхищения перед явлениями прекрасного.

   Чем характеризуется нравственный облик человека, воспитанного, в том числе, и средствами изобразительного искусства?

   Деятельная  доброта к окружающим.

   Способность к состраданию, сочувствию, сотворчеству, взаимопомощи.

   Чувство единства всего общечеловеческого.

   Чем характеризуется умственный облик человека, развивающегося, в том числе, и средствами изобразительного искусства?

   Растущая  жажда знаний.

   Эрудиция.

   Самостоятельное мышление.

   Интеллектуальная  независимость.

   Жажда творчества во всей жизни.

   Все это приобретает человек, если рядом  с ним от первых до последних его  дней присутствует в разных его проявлениях  изобразительное искусство. Сама изобразительная  деятельность в воспитании, развитии ребенка как личности имеет огромнейшее значение. Творческие способности заложены в человеке от природы.

   Главная суть в том, чтобы условия жизни, наличие воли дали возможность развиваться  тем способностям, которые заложены природой в данном человеке.

   Успешная  изобразительная деятельность осуществляется в нашей системе образования при наличии квалифицированных педагогических кадров и материальной базы для творческой работы.

   К ведущим свойствам художественных способностей, необходимых для развития творческой личности относятся:

   Художественное  воображение и мышление, обеспечивающее отбор главного, конкретного для  создания образа и оригинальной композиции.

   Зрительная  память, способствующая созданию ярких  образов, помогающая успешной трансформации  их в художественный образ.

   Эмоциональное отношение (особенно развитые эстетические чувства к воспринимаемому и изображаемому явлению).

   Волевые свойства личности художника, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.

   Продуктивная  работа воображения, мышления, зрительной памяти, эмоционального и волевого настроя имеют первостепенное значение на всех этапах развития творческих способностей личности.

   Далее, на примерах истории и личного  сорокалетнего педагогического  опыта работы в области изобразительной  деятельности с учащимися от 6 лет и до пенсионного возраста разберем развитие творческих способностей личности. Воспитание и образование осуществлялось и осуществляется путем интеграции всех видов изобразительной деятельности с литературой, музыкой, театром, краеведением, историей, природоведением, экологией. Разработана авторская программа, которая предусматривает развитие, и образование в области изобразительной деятельности с 6 лети до 15 (подготовительная группа ДОУ, 1-8 классы). [Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте]

   Дошкольный  период

   Историей  педагогики доказано, что чем раньше начинается развитие творческих способностей, тем быстрее развиваются природные  задатки и более легким становится выбор профессии в жизни. В  начальной стадии развития творческих способностей (в детском саду) средствами изобразительного искусства является развитие эмоционально-образного мышления.

Приобщение  детей к мировой культуре начинается с раннего детства, так как  каждый вступающий в мир человек  обладает определенным потенциалом художественного развития. Этот потенциал надо раскрыть.

Главное в создании предпосылок для самостоятельного вхождения ребенка в «большое искусство», определении  этого пути и  в расшифровке понятий и термин изобразительного искусства.

Новизна в разработке системы по развитию творческих способностей детей средствами изобразительного искусства.

Воспитатель должен знать основные виды, жанры  изобразительного искусства, различные  техники и материалы, использующиеся живописцами, графиками, скульпторами, дизайнерами.

Детей отличают умения: создавать сюжетную композицию (фризовую, многоплановую, линейную), конструировать при помощи различных материалов, свободно планировать  деятельность, занимаясь рисованием, лепкой и аппликацией.

   Система по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста основывается на раскрытии воспитателем творческого потенциала ребенка через создание необходимой атмосферы психологического комфорта, через убеждение в необходимости принятии малыша таким, какой он есть, через веру в его творческие возможности и создание условий для самовыражения. 

   Умело, используя такие качества дошкольника, как эмоциональность, отзывчивость детской души, зоркость и впечатлительность  малыша в стремлении к познанию, мы должны  максимально стимулировать развитие потенциальных возможностей каждого ребенка на разных возрастных этапах.

   Вводить детей в «большое искусство», следует  как можно раньше. Для самостоятельного вхождения ребенка в мир прекрасного  необходимо создать предпосылки, определив  фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему с целью постепенного постижения языка изобразительного искусства. Воспитатель не боится оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с маленькими, так как, воспринимая на слух, дети быстро привыкают и в дальнейшем используют их осознанно. 

   Главное для воспитателя - расшифровать смысл  понятий и терминов, что даст возможность  прочно заложить их в память детей. 

   Развитие  творческих способностей воспитатель  начинает с обучения «азбуке» изобразительной деятельности, постепенно расширяя арсенал выразительных изобразительных средств. Эти первые элементарные шаги помогут детям овладеть технологичными, рациональными приемами изображения, без которых невозможен полет детской мысли, фантазии.

   Важное  значение на занятиях изобразительной  деятельностью воспитатель уделяет  таким элементам, как линии, пятну, элементам декора и особенно цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна.

   Для совершенствования хроматического вкуса ребенка используются следующие способы:

  1. при раскрашивании рисунка у ребенка можно спросить (какие ассоциации возникают у него при выборе цвета, какой у цвета запах, какой это цвет - горячий, или холодный, или гладкий, или шероховатый, или прозрачный, с чем его можно сравнить);  
  2. отметить соответствие между ответами ребенка и цветом нарисованного предмета, а затем дать вновь, но уже противоположное задание: нарисовать прозрачный (или блестящий, или холодный, или душистый предмет);
  3. проверить устойчивость соответствия цветов: как часто, например, гладкие предметы окрашиваются в желтый цвет, шероховатый - в зеленый, горячие - в красный и т.д.

    На  занятиях обязательно нужно с  детьми обсуждать, какие чувства  и впечатлений вызывает у них  тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.

Алгоритм  деятельности детей, способствующий развитию

  творческих способностей  дошкольников на  занятиях изобразительной  деятельностью

  1. Знакомство с кисточкой и красками. Какими бывают кисти, как правильно нужно держать кисть, хранить ее. Какие бывают краски (акварель, гуашь, масляные), какие бывают цвета (холодные, теплые).
  2. Рассматриваем репродукции и картины (подлинники). Определяем, какие краски использовал мастер, какими цветами он пользовался.
  3. Играем в дидактическую игру «Холодно - тепло». Словом, жестом, мимикой дети показывают холодный или теплый цвет использован. 
  4. Показ приема закрашивания в воздухе воспитателем и детьми.
  5. Объяснение последовательности действий при закрашивании красками:

      А ) беру кисть правильно: тремя пальчиками, над железным пояском;

      Б )обмакиваю кисть в баночку  с краской, лишнюю краску снимаю о  край;

      В )плавными движениями, не прижимая кисть  к бумаге до конца, закрашиваю объект, стараясь не заходить за линию наброска;

      Г )промываю кисть в воде;

      Д )сушу ее о салфетку;

      Е )кладу кисть на подставку.

  1. Дидактические упражнения «Закрась лист теплым цветом», «Нарисую холодный ветер», «Закрась веселого клоуна».
  2. Знакомство с приемами ТРИЗ (набрызг, закрашивание паралоновым тампоном, налепом). 

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности