Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основе
общего количества баллов по всем критериям
методики выявлены три уровня развития
творческих способностей у испытуемых
экспериментальной (график № 9) и контрольной
группы (график № 10).
Таблица 2.10.
Сравнение старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы по уровню творческих способностей до и после эксперимента.
№ | Ф.И. ребенка | До эксперимента | После эксперимента | ||||||
Эксперименталь-ная группа | уровень | Контрольная группа | уровень | Эксперименталь-ная группа | уровень | Контрольная группа | уровень | ||
1 | 1.Саша Ш. | 6 | 2 | 6 | 2 | ||||
2 | 2.Даня Е. | 6 | 2 | 6 | 2 | ||||
3 | 3.Дима В. | 6 | 2 | 6 | 2 | ||||
4 | 4.Рита П. | 6 | 2 | 6 | 2 | ||||
5 | 5.Коля Л. | 7 | 1 | 9 | 1 | ||||
6 | 6.Маша М. | 9 | 1 | 9 | 1 | ||||
7 | 7.Алиса П. | 7 | 1 | 9 | 1 | ||||
1 | 1. Саша З. | 7 | 2 | 9 | 1 | ||||
2 | 2. Айдым Т. | 6 | 2 | 6 | 2 | ||||
3 | 3. Оля Р. | 6 | 2 | 6 | 2 | ||||
4 | 4. Надя И. | 9 | 1 | 9 | 1 | ||||
5 | 5. Паша Ч. | 8 | 2 | 9 | 1 | ||||
6 | 6. Мадина П. | 6 | 2 | 6 | 2 | ||||
7 | 7. Леня К. | 5 | 3 | 6 | 2 |
График сравнения определяющий уровень сформированности творческих способностей в экспериментальной и контрольной группах детей старшего дошкольного возраста до и после эксперимента.
№ 11.
№14 №15 №16
Экспериментальная группа
1 – до эксперимента
2 – после эксперимента.
№ 12. Контрольная группа.
На основании теста Торренса «Дорисовывание» была проведена экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление уровня образной креативности.
После эксперимента к первому уровню были отнесены работы следующих детей: Маша М., Коля Л., Алиса П.,Саша З., Надя И, Паша Ч. Оригинальностью отличаются работы Маши М., Коли Л., уровень оригинальности после эксперимента повысился у Саши З., Нади И.,. Количество детей с первым уровнем образной креативности после эксперимента возрос в экспериментальной и контрольной группе на 29 %. До эксперимента первый уровень был только у двух детей, после эксперимента у шести детей.
Ко второму уровню образной креативности после эксперимента можно отнести работы детей: Саши Ш., Дани Е., Димы В., Риты П., Айдым Т., Оля Р., Мадина П., Леня К.
Все эти
рисунки малооригинальны и
После эксперимента было выявлено, что детей с третьим уровнем образной креативности ни в экспериментальной ни в контрольной группе нет, после эксперимента Айдым Т. перешел с третьего уровня на второй повысив уровень оригинальности в работах по изобразительной деятельности
Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающий наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Естественно, что не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.
Центральная задача развития художественных способностей детей всех возрастов. Это развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, в живописи, музыке, а также в исполнении этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.
Программа направлена на развитие художественных способностей детей. В ней отсутствуют специальные указания, касающиеся нравственного воспитания, оно достигается общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой.
Основная линия в развитии ребенка – это способности (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами решения задач. Способности позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства и осознанно относится к собственной деятельности.
Основными целями программы являлись развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфически дошкольных видов деятельности. Это требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми, новых форм и методов работы. Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Естественно, что не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.
Программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей.
Центральными задачами развития умственных способностей во второй младшей группе являются развитие сенсорных способностей и простейших форм символизации.
Программа средней группы предполагает продолжение работы, начатой во второй младшей группе детского сада.
Основной задачей развития умственных способностей, начиная со средней группы является развитие способности к наглядному моделированию.
Овладение наглядным моделированием в старшей группе проходит по нескольким линиям.
Первая линия – это расширение диапазона моделируемых отношений. В старшей группе к моделированию пространственных отношений добавляется моделирование временных отношений.
Вторая линия изменений касается степени обобщенности моделируемых отношений внутри каждого типа. Если вначале дети овладевают моделированием единичных конкретных ситуаций, то в старшей группе они учатся строить модели, имеющие обобщенный смысл и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.
Третья линия состоит в изменении самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. Здесь движение идет от моделей, имеющих «иконический» характер, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемыми объектами.
В старшем возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования и его включение в решение собственно интеллектуальных задач.
В подготовительной группе происходит интериоризация действий моделирования, т.е. их перевод во внутренний план. Само овладение построением моделей включает два последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу. В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.
Что же касается развития художественных способностей, то центральную задачу в этом направлении авторы видят в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.
Кроме своих теоретических оснований построенная на новых принципах программа отличается от традиционной следующими особенностями:
Программа предусматривает проведение большинства занятий в подгруппах численностью 8-10 детей.
В то же время, как одна подгруппа выполняет задания воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью. Если занятия проводятся в групповой комнате, то остальная часть детей может находиться в спальне, а в теплое время года – на участке.
Успешное выполнение программы требует создания в группе благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного отношения к детям. Естественно, что проведение занятий по подгруппам создает известные трудности, связанные с тем, что дети, занятые свободной деятельностью, могут шуметь, отвлекать тех, кто участвует в занятии. Грубо пресекать этого не следует, наоборот, необходимо, чтобы дети чувствовали себя свободно, и лишь постепенно можно приучать их к тому, чтобы считаться с тем, что делают другие, не мешать им. Если занятия проводятся в доступной и интересной для детей форме, они вполне могут выполнять задания воспитателя, не нуждаясь в «тепличной» обстановке. Желательно, однако, избегать, чтобы дети, участвующие в занятии, покидали его самостоятельно до завершения и отправлялись заниматься другими делами. Но достигать этого следует не «дисциплинарными» мерами, а индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, если требуется – помощью в ее выполнении или изменении предложенного ему задания. Во всех случаях, когда это возможно, детям, участвующим в занятии, предлагаются разные варианты задания. Детям, выполнившим свои задания раньше других, можно (в зависимости от желания и психологического состояния самого ребенка) либо дать дополнительное задание, либо предложить покинуть занятие и присоединиться к играющим сверстникам.
Поскольку программа направлена на развитие умственных и художественных способностей детей, в ней отсутствуют специальные указания, касающиеся нравственного воспитания. Авторы считают, что оно достигается не столько какой-либо системой специальных мероприятий, сколько общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально-привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой.
Для детей старшего дошкольного возраста основной является художественная задача передать средствами изобразительной деятельности отношения разного типа (взаимоотношения между человеком окружающим его миром живой и неживой природы, отношения между предметами, отношения в мире людей, действенные и эмоциональные). Эта задача решается путем построения выразительно сюжетно-образной композиции, отражающей особенности таких отношений. Композиционные задачи в беспредметной живописи также должны быть направлены на поиск средств выразительности, передающих эмоциональные отношения, состояния, настроения и впечатления.
Большое внимание в этом возрасте уделяется построению двухфигурных композиций и предметно-сюжетному рисунку, передающему парные отношения: человек – предмет, человек – животное, животное – животное, человек – человек. Такие задания потребуют анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных отношений.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности