Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

 

На основе общего количества баллов по всем критериям  методики выявлены три уровня развития творческих способностей у испытуемых экспериментальной (график № 9) и контрольной группы (график № 10). 

Таблица 2.10.

Сравнение старших дошкольников экспериментальной  и контрольной группы по уровню творческих способностей до и после эксперимента.

Ф.И. ребенка До эксперимента После эксперимента
    Эксперименталь-ная группа уровень Контрольная группа уровень Эксперименталь-ная группа уровень Контрольная группа уровень
1 1.Саша Ш. 6 2     6 2    
2 2.Даня Е. 6 2     6 2    
3 3.Дима В. 6 2     6 2    
4 4.Рита П. 6 2     6 2    
5 5.Коля Л. 7 1     9 1    
6 6.Маша М. 9 1     9 1    
7 7.Алиса П. 7 1     9 1    
                   
1 1. Саша З.     7 2     9 1
2 2. Айдым Т.     6 2     6 2
3 3. Оля Р.     6 2     6 2
4 4. Надя И.     9 1     9 1
5 5. Паша Ч.     8 2     9 1
6 6. Мадина П.     6 2     6 2
7 7. Леня К.     5 3     6 2

 

График  сравнения определяющий уровень  сформированности творческих способностей в экспериментальной и контрольной группах детей старшего дошкольного возраста до и после эксперимента.

№ 11. 

      №14     №15    №16 

Экспериментальная группа

1 –  до эксперимента

2 – после  эксперимента.

№ 12. Контрольная  группа.

На основании  теста Торренса «Дорисовывание»  была проведена экспериментальная работа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление уровня образной креативности.

После эксперимента к первому уровню были отнесены работы следующих детей: Маша М., Коля Л., Алиса П.,Саша З., Надя И, Паша Ч. Оригинальностью отличаются работы Маши М., Коли Л., уровень оригинальности после эксперимента повысился у Саши З., Нади И.,. Количество детей с первым уровнем образной креативности после эксперимента возрос в экспериментальной и контрольной группе на 29 %. До эксперимента первый уровень был только у двух детей, после эксперимента у шести детей.

Ко второму  уровню образной креативности после эксперимента можно отнести работы детей: Саши Ш., Дани Е., Димы В., Риты П., Айдым Т., Оля Р., Мадина П., Леня К.

Все эти  рисунки малооригинальны и типичны. После проведения экспериментальной работы уровень образной креативности у детей старшего дошкольного возраста не изменился ни в экспериментальной, ни в контрольной группах.

После эксперимента было выявлено, что детей  с третьим уровнем образной креативности ни в экспериментальной ни в контрольной группе нет, после эксперимента Айдым Т. перешел с третьего уровня на второй повысив уровень оригинальности в работах по изобразительной деятельности

 

2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

 

    Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающий наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Естественно, что не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.

    Центральная задача развития художественных способностей детей всех возрастов. Это развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в  литературе, в живописи, музыке, а  также в исполнении этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

    Программа направлена на развитие художественных способностей детей. В ней отсутствуют  специальные указания, касающиеся нравственного  воспитания, оно достигается общей  организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой.

    Основная  линия в развитии ребенка –  это способности (в отличие от знаний, умений и навыков). Способности понимаются как ориентировочные действия со специфическими для дошкольника образными средствами решения задач. Способности позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях, произвольно, а к концу дошкольного детства и осознанно относится к собственной деятельности.

    Основными целями программы являлись развитие умственных и художественных способностей ребенка, а также развитие специфически дошкольных видов деятельности. Это требует установления новых взаимоотношений взрослых с детьми, новых форм и методов работы. Полноценная реализация программы возможна на основе личностно-ориентированной модели воспитания, предполагающей наличие между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и партнерства. Естественно, что не только воспитатели, но и родители включаются в развивающую образовательную работу с детьми.

    Программа направлена на развитие у детей умственных и художественных способностей.

    Центральными  задачами развития умственных способностей во второй младшей группе являются развитие сенсорных способностей и простейших форм символизации.

    Программа средней группы предполагает продолжение  работы, начатой во второй младшей  группе детского сада.

    Основной  задачей развития умственных способностей, начиная со средней группы является развитие способности к наглядному моделированию.

    Овладение наглядным моделированием в старшей  группе проходит по нескольким линиям.

    Первая  линия – это расширение диапазона  моделируемых отношений. В старшей  группе к моделированию пространственных отношений добавляется моделирование временных отношений.

    Вторая  линия изменений касается степени  обобщенности моделируемых отношений  внутри каждого типа. Если вначале  дети овладевают моделированием единичных  конкретных ситуаций, то в старшей группе они учатся строить модели, имеющие обобщенный смысл и отображающие существенные черты многих объектов и ситуаций.

    Третья  линия состоит в изменении  самих наглядных моделей, с которыми действуют дети. Здесь движение идет от моделей, имеющих «иконический» характер, т.е. сохраняющих известное сходство с моделируемыми объектами.

    В старшем возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм наглядного моделирования и его включение  в решение собственно интеллектуальных задач.

    В подготовительной группе происходит интериоризация действий моделирования, т.е. их перевод  во внутренний план. Само овладение  построением моделей включает два  последовательных этапа: построение модели по наличной ситуации и по собственному замыслу. В последнем случае моделирование выступает в функции планирования деятельности, а возможность построения модели и ее особенности свидетельствуют о степени сформированности внутренних, идеальных форм моделирования. Они же и представляют собой ядро умственных способностей ребенка.

    Что же касается развития художественных способностей, то центральную задачу в этом направлении авторы видят  в развитии эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности в литературе, живописи, музыке, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности.

    Кроме своих теоретических оснований  построенная на новых принципах  программа отличается от традиционной следующими особенностями:

  1. Основное место в программе для детей второй младшей группы занимает система занятий по сенсорному воспитанию.
  2. Познавательный материал, в основном, дается, через чтение литературы и ее обсуждение.
  3. Занятия по изобразительному искусству «очищены» от технической стороны и насыщены заданиями на эмоциональное восприятие и выражение.
  4. Работа по развитию игры, а также по физическому воспитанию вынесена за пределы занятий и проводится путем организации самостоятельной деятельности детей.
  5. Ознакомление с природой дается через усвоение простейших форм символизации, условного обозначения объектов, а также через чтение детям художественной литературы и ее обсуждение.
  6. В программу для детей старшей и подготовительной групп вводятся занятия по логике.

    Программа предусматривает проведение большинства  занятий в подгруппах численностью 8-10 детей.

    В то же время, как одна подгруппа выполняет  задания воспитателя, остальные  дети под наблюдением помощника  воспитателя заняты играми или самостоятельной  деятельностью. Если занятия проводятся в групповой комнате, то остальная часть детей может находиться в спальне, а в теплое время года – на участке.

    Успешное  выполнение программы требует создания в группе благоприятного психологического климата, теплого и доброжелательного  отношения к детям. Естественно, что проведение занятий по подгруппам создает известные трудности, связанные с тем, что дети, занятые свободной деятельностью, могут шуметь, отвлекать тех, кто участвует в занятии. Грубо пресекать этого не следует, наоборот, необходимо, чтобы дети чувствовали себя свободно, и лишь постепенно можно приучать их к тому, чтобы считаться с тем, что делают другие, не мешать им. Если занятия проводятся в доступной и интересной для детей форме, они вполне могут выполнять задания воспитателя, не нуждаясь в «тепличной» обстановке. Желательно, однако, избегать, чтобы дети, участвующие в занятии, покидали его самостоятельно до завершения и отправлялись заниматься другими делами. Но достигать этого следует не «дисциплинарными» мерами, а индивидуальным обращением к ребенку, поощрением его деятельности, если требуется – помощью в ее выполнении или изменении предложенного ему задания. Во всех случаях, когда это возможно, детям, участвующим в занятии, предлагаются разные варианты задания. Детям, выполнившим свои задания раньше других, можно (в зависимости от желания и психологического состояния самого ребенка) либо дать дополнительное задание, либо предложить покинуть занятие и присоединиться к играющим сверстникам.

    Поскольку программа направлена на развитие умственных и художественных способностей детей, в ней отсутствуют специальные указания, касающиеся нравственного воспитания. Авторы считают, что оно достигается не столько какой-либо системой специальных мероприятий, сколько общей организацией жизни группы и насыщенностью эмоционально-привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку в отдельности и к взаимоотношениям детей между собой.

    Для детей старшего дошкольного возраста основной является художественная задача передать средствами изобразительной  деятельности отношения разного типа (взаимоотношения между человеком  окружающим его миром живой и неживой природы, отношения между предметами, отношения в мире людей, действенные и эмоциональные). Эта задача решается путем построения выразительно сюжетно-образной композиции, отражающей особенности таких отношений. Композиционные задачи в беспредметной живописи также должны быть направлены на поиск средств выразительности, передающих эмоциональные отношения, состояния, настроения и впечатления.

    Большое внимание в этом возрасте уделяется  построению двухфигурных композиций и  предметно-сюжетному рисунку, передающему  парные отношения: человек – предмет, человек – животное, животное – животное, человек – человек. Такие задания потребуют анализа способов взаимодействия между объектами, особенностей действий и изобразительных характеристик взаимодействующих персонажей, анализа их эмоциональных отношений.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности