Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

    Задачи  композиционного характера будут  решаться прежде всего путем построения первоначального графического рисунка, фиксирующего основные размерные, пропорциональные и пространственные особенности. Они включают в себя расположение предметов относительно друг друга и на плоскости листа бумаги, позиции центр-верх-низ и т.д. Эти отношения могут быть включены в эмоционально-выразительный контекст. Особое значение приобретают серии тематически объединенных заданий: «Цирк», «Бродячие артисты». Эти задания, с одной стороны, предполагают возможность передачи в рисунке разнообразных действий участников, объединенных общим пространством, временем и темой, а с другой – эмоционального переживания и сопереживания. Использование таких заданий, рассчитанных на длительное количество занятий, предполагает возможность совместной деятельности и создание на заключительном этапе большой общей работы. Например: «Цирк зажигает огни». Участников создания такой совместной композиции соединяет общий создаваемый замысел рисунка и предварительная индивидуальная проработка отдельных образных решений.

    Не  менее важна для нашей программы  задача передачи личностного мироощущения ребенка в изображении любой темы, которая может быть обеспечена специальными заданиями цикла: «Я и мир вокруг меня». Развитию воображения, творческой фантазии и использованию более полно языка символов и специфической выразительности цвета и формы будут способствовать введение в занятия элементов театрализации, актерского вживания в образ, использование на занятиях костюмов и атрибутов сказочных персонажей, «магическая» условность изменения пространства с помощью золотого ключика и волшебной палочки.

    Задача  педагога – поддержать сказочное  настроение и ощущение необычности  ситуации; зафиксировать момент «перехода» из реальности в сказку, куда он может  отправляться вместе с детьми.

    На  предыдущих этапах обучения дети овладели передачей структуры изображаемых отношений и личного мироощущения ребенка посредством использования композиционных и живописных средств.

    Подход  к решению новых художественных задач усложняется выбором большого количества типов передаваемых отношений, объектов и их связей, большей обобщенностью предлагаемых для изображения тем. Значительная роль отводится сюжету, основообразующему компоненту выражения композиционных отношений. Все средства художественной выразительности используются для передачи смысловых отношений сюжетно-живописной композиции.

    В качестве средства развития художественного  замысла используется эскизная проработка сюжета в графическом изображении; предварительный набросок основного  содержания работы; выражение ее предметно-смыслового ряда в условной обобщенной форме. Дальнейшая графическая разработка идет по линиям утончения структуры смысловых, ролевых и действенных взаимоотношений персонажей, предметно-образного решения отдельных элементов, обогащения символического строя работы.

    Задача  выделения сюжета в качестве основного структурообразующего начала композиции соответствует выделению в самостоятельную и самоценную стадию формирования художественного замысла.

    Темы  для построения изобразительного сюжета хорошо выбирать из народных сказок и былин, строящихся на противопоставлениях доброго и злого начала.

    Индивидуальный  контакт взрослого и ребенка  должен строится как разговор двух самоценных людей по поводу создания творения, то есть художественного образа. 

 

Заключение.

 

    К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в природе, люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей, люди научаться выращивать таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков удивительны.

    И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще должен родиться, вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

    Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все.

    Проведенное исследование показало, что система  дошкольного образования имеет большие неиспользованные ресурсы развития творческих способностей детей. Эти ресурсы не могут быть реализованы эпизодическим и бессистемным использованием содержания материала, методик дошкольного образования.

    Полученные  в нашем исследовании данные позволяют  говорить о возможности формирования такой системы занятий, которая бы способствовала развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Оптимальным является обучение, связанное с пополнением знаний и представлений детей, с вариативностью способов изображения и изображаемого, помимо этого развивать творческие способности позволяет наличие проблемной ситуации.

    Проблемы  развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на современном этапе развития общества является наиболее актуальной, так как творческие способности в жизни ребенка играют исключительно важную роль в его развитии как личности.

    Формирование  творческих способностей личности ребенка – одна из главнейших задач детского сада. Это является необходимым условием для развития личности в целом. При этом ведущая роль принадлежит взрослым – воспитателям и родителям. Особое значение для развития творческой деятельности ребенка имеет стимулирование творчества в системе обучения детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи, поставленные перед детьми опытно-экспериментальной  работой, были полностью решены. На этапе формирующего эксперимента реализовались и проверялись педагогические психологические условия стимулирования творческих способностей активности детей старшего дошкольного возраста в специфических детских деятельностях. Важным условием при этом, на наш взгляд, является понимание сущности, содержание творческого процесса с учетом особенностей детей старшего дошкольного возраста и стимулирования творческой деятельности детей в различных видах деятельности.

    Проведение  экспериментального исследования, анализ психолого-педагогической литературы по данному вопросу дают основание сделать вывод о том, что стимулирование творческой активности в системе обучения детей старшего дошкольного возраста имеют теоретическое и практическое значение.

    Изучение  психолого-педагогической литературы, проведенное исследование показало, что стимулирование творческой активности в различных видах деятельности в системе обучения детей старшего дошкольного возраста имеет большое значение для развития творчества старших дошкольников и развития ребенка в целом.

    Пути  применения только традиционных методов является малоэффективными. Необходимо использование таких методов и средств, которые бы способствовали повышению потенциальных возможностей и интереса детей старшего дошкольного возраста в творческой деятельности.

    Результаты  проведенного исследования по изучению творческих способностей позволили решить поставленные задачи.

    Результаты  исследований показали, что творческие способности детей у большинства  старших дошкольников характеризуются  средним уровнем и нуждаются  в повышении данных показателей.

    Важным  показателем эффективности экспериментальной  работы стало изменение уровня творческих способностей детей экспериментальной  и контрольной групп.

    Сравнение полученных результатов в ходе контрольного эксперимента позволило сделать  вывод, что группа детей в условиях опытно-экспериментальной работы показала динамику развития творческих способностей в процессе. Таким образом, наша гипотеза подтверждена.

 

Приложение.

 

    Приложение 1. 

    Анкета  для воспитателей. 

  1. Что такое, по Вашему мнению, творческая активность?
  2. Считаете ли Вы возможным развитие творческой активности у всех детей группы?
  3. Какие виды деятельности используются для стимулирования творчества старших дошкольников?
  4. Какие средства развития творческой Вы используете в своей работе с детьми?
  5. Какие условия, по Вашему мнению, способствуют стимулированию творческой активности старших дошкольников в 葀азличных видах деятельности?
  6. Какие трудности Вы испытываете в о䑀ганизации творческой деятельности?
  7. Изучается ли Вами литература по этому вопросу?
  8. Обсуждаются ли на педсовете и методическом объединении проблемы творческого развития дошкольников?
  9. Как вы оцениваете подготовку к творческому развитию дошкольников, полученную Вами в ВУЗе (педучилище)?

 

Анкета  для родителей. 

  1. Что такое, по Вашему мнению, творчество?
  2. Нужно ли развивать детское творчество?
  3. Кто, на Ваш взгляд, должен заниматься развитием детского творчества?
  4. Имеется ли в Вашем доме «уголок творчества» ребенка?
  5. Приобретаете ли Вы ребенку материалы для изобразительного творчества (краски, кисточки, карандаши, пластилин, цветную бумагу и т.д.)?
  6. Достаточное ли количество времени, по Вашему мнению, Вы уделяете играм и занятиям с детьми?

 

    Вопросы для беседы с детьми. 

  1. Какие виды деятельности в детском саду тебе нравятся больше всего?
  2. Нравится ли тебе придумывать разные истории, сказки?
  3. Любишь ли ты сочинять занимательные задачки, загадки?
  4. Хочется ли тебе изобрести что-нибудь?
  5. Любишь ли ты рисовать?
  6. Нравится ли тебе конструировать?
  7. Ты сам справляешься со всеми заданиями или тебе необходима помощь взрослого?

 

Конспект занятия по изобразительной деятельности на тему: «Среди невиданных зверей». 

Цель: выявить уровень творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

    Ход занятия.

    Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в волшебной стране, которая называется «Среди невиданных зверей». В этой стране побывали очень многие дети. Попасть в нее не сложно, надо только иметь карандаши и лист бумаги, а еще немного фантазии. Все необходимое у нас с вами есть.

    А теперь давайте возьмем лист бумаги и свои карандаши, закроем глаза и скажем про себя волшебные слова, которые помогут на придумать волшебного животного. Вы согласны? Дети соглашаются.

    Воспитатель: Ребята, ваше животное не должно быть похоже на тех, которых вы уже знаете. Оно должно быть волшебным, необычным. Ваше животное будет жить вместе с животными ваших друзей в одной стране, название которой вы должны уже запомнить. Как эта страна называется?

    Дети: Среди невиданных зверей.

    Воспитатель: Правильно! А теперь взяли в руки свои карандаши и принялись за работу, нарисуйте своих невиданных, волшебных животных. А после того, как вы нарисуете, вы должны рассказать, как ваше животное называется, где оно живет, что ест, чем занимается. Хорошо?

    Дети  выполняют задание.

    Воспитатель: Будьте смелее, проявляйте свою фантазию. У вас хорошо получается, молодцы? А теперь давайте вместе с вами рассмотрим рисунки, что у кого получилось и расскажем о своих волшебных животных всем.

    Дети  рассказывают о своих рисунках.

    Воспитатель: Молодцы ребята! У вас получилось замечательно, интересные рисунки. Придуманные вами животные, действительно, необычные, волшебные. Давайте мы вместе с вами отправим их в волшебный лес, в страну невиданных зверей.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности