Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования: Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагоги

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПСИХОЛОГА - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1.Феноменология способностей.
1.2. Компоненты и развитие творческих способностей
1.3. Основные условия развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
1.4. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
II. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
2.1. Методики изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Результаты экспериментального исследования по выявлению условий развития творческих способностей у старших дошкольников.
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

diplom.doc

— 644.50 Кб (Скачать документ)

    Разнообразная творческая деятельность детей проявляется  уже в раннем дошкольном возрасте, но свою силу набирает лишь к старшему возрасту. Творческая деятельность детей  этого возраста часто имеет синтетический характер: дети могут одновременно рисовать и напевать знакомые мелодии, рассматривать картинки и рассказывать любимые стихи. Творческая деятельность постепенно обогащается по содержанию, в то же время разнообразна по видам. Креативность наиболее ярко проявляется в языковом творчестве и специфических детских деятельностях: конструировании, рисовании, лепке, музицировании. Ребенок может увидеть в одном и том же материале, формах различные образы  и назвать их, отразить свое видение в рисунках, поделках и др.

    В творчестве детей старшего дошкольного  возраста происходит взрыв рисовательной  активности, которая максимально  открывает для них изобразительные возможности. Рисование является формой самореализации. Необходимо готовить к творчеству каждого растущего человека. Именно воспитывать творческую активность, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

    Развитие  творчества как качества личности дошкольника  должно стать одной из основных задач  в системе воспитания ребенка.

    Одно  из важнейших условий проявления творчества – это организация интересной жизни ребенка в семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

 

    

    Блоки (циклы) занятий. 

    Цель: Стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.

    1. Волшебный сад.

    Чтение  сказок: «Дивный сад», «Аленький  цветочек» Аксакова, «Конек-Горбунок»  Ершова, «Чудо-дерево» Чуковского.

    Дидактические игры выкладывание цветов из мозаики. Парные картинки (на темы растений); разрезанные  картинки и др.

    Музыка (для слушания): П.И. Чайковский «Мой садик».

    Разучивание стихотворений: В. Серовой «Цветы», И. Токмаковой «О деревьях», «Вечерняя композиция» и др.

    Создание  коллективной композиции «Волшебный сад», используя разные виды изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование). 

    2. Моя любимая игрушка.

    Чтение  книг: А.Барто «Игрушки», В. Маяковского  «Конь-огонь», А. Линдгрен «Малыш и Карлсон», Э. Успенского «Чебурашка и крокодил Гена» и др.

    Дидактические игры «Какой игрушки не стало», «Чудесный  мешочек», «Домино» и др., в процессе которых дети знакомятся с игрушками, рассматривают их, описывают их качества. Рассматривание игрушек в процессе ролевых игр.

    Создание  вместе с детьми дидактических игр  с изображением игрушек «Лото», «Домино» и др.

    Сочинение с детьми сказок об игрушках.

    Изготовление  игрушек из бумаги, картона, тканей и др.

    Рисование, лепка разных игрушек. Коллективная композиция (аппликация) «Витрина магазина игрушек». 

    3. Мои любимые животные.

    Чтение  книг: Е. Чарушина «О животных», С.Я. Маршака  «Сказка о глупом мышонке», «Пудель», Э. Успенского «Трое из Простоквашино», Милна «Винни-Пух», Д. Мамина-Сибиряка «Старый воробей», «Богач и Еремка», стихотворений С. Михалкова и др.

    Рассматривание  иллюстраций с изображениями  животных.

    Разучивание стихотворений, просмотр видеофильмов.

    Пение песен о животных и птицах, слушание музыки.

    Разыгрывание  игр-драматизаций.

    Беседы  с детьми о животных, которые есть у них дома (в детском саду) или которых они видели на улице, у своих друзей.

    Подвижные игры «Кот и мыши», «Караси и щука», «Бездомный заяц», «Гуси-лебеди» и  др.

    Слушание  музыки Н.А. Римского-Корсакова из оперы  «Садко».

    Рисование «Путешествия в подводное царство». 

    4. Круглый год. («Двенадцать месяцев»).

    Чтение  произведений русских и советских  поэтов и писателей о природе  во все времена года: К. Ушинский «Четыре желания», А.С. Пушкин «Отрывки из разных произведений и стихотворений о природе, временах года», С. Маршак «Круглый год», «Времена года», «Двенадцать месяцев», произведения Г. Сладкова и других писателей о природе.

    Наблюдение  природы в разные времена года, в разную погоду.

    Слушание  произведений музыки, отражающих объекты и явления природы, народные песни, Н.И. Чайковского «Времена года», Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (отрывки). 

    5. Твоя любимая сказка.

    Чтение  сказок Г.Х. Андерсена, А.С. Пушкина «Сказка  о царе Султане», «Сказка о мертвой  царевне и семи богатырях», П.Н. Ершова «Конек-Горбунок», Э. Успенского «Трое из Простоквашино», «Крокодил Гена», сказки Братьев Гримм, Ш. Перро и др.

    Беседы  с детьми о персонажах сказок. Придумывание продолжения сказок. Сочинение новых сказок с известными героями (по методике Джани Родари). Игры-драматизации.

    Рассматривание  иллюстраций разных художников к  одной и той же сказке.

    Рисование «Помогите бабушке вспомнить  сказки».

 

     

    Конспект  занятия по изобразительной  деятельности на тему: «Осень» (рисование). 

    Цель: стимулировать творческую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

    Ход занятия.

    В группе раздается телефонный звонок. Воспитатель берет трубку «Алло! Кто говорит? Незнайка? Простите, пожалуйста, Вас плохо слышно, я ничего не могу понять. Приходите в старшую группу и объясните, что вы хотите сказать».

    Входит  Незнайка: «Здравствуйте, ребята. Мне так понравилось у вас на прошлом занятии. Помните, как вы учили меня рисовать осенние деревья? Я уже умею их рисовать. Только мой друг Тюбик замучил меня насмешками. Говорит, что я ничего не знаю об осени. А я с ним не согласен, потому что я все знаю. Осенью всегда холодно, грязно, никакого настроения нет. Ведь, правда?».

    Дети  дружно отвечают: «Что ты, Незнайка! Осень бывает разная!».

    Незнайка  продолжает: «Вот Тюбик мне говорит, что осень бывает разная, что это чудесное, необыкновенное время года. А я думаю: нет в осени ничего хорошего. Правда, ребята?».

    Дети  не соглашаются.

Воспитатель предлагает: «Незнайка, мы сегодня прощаемся с осенью. Нам немного грустно. Дети тебе расскажут, почему им нравится осень. Послушай и угадай, о какой осени говорится в стихах. Дима, прочитай Незнайке стихотворение про осень».

    Ребенок читает стихотворение И. Бунина «Лес, точно терем…».

Незнайка затрудняется с ответом, но дети помогают ему.

    Воспитатель спрашивает: «Почему осень называется золотой? А если рисовать такую осень, то какие краски понадобятся?». Следуют ответы детей.

    Воспитатель подводит итог: «Правильно. Золотая осень – это праздник света и тишины. Незнайка, угадай, когда, в какой период осени земля покрывается ярким, шелестящим, мягким ковром».

Незнайка  задумывается: «Ночью, что ли?». Дети хором отвечают: «Во время листопада! В середине осени!».

Воспитатель продолжает: «Хорошо погулять по осеннему лесу, послушать, как шуршат листья под ногами, как тихо кружиться и падают! Возьмите в руки осенние листья  и покажите, как они падают и летят во время листопада». (Дети танцуют под музыку).

    Воспитатель вновь обращается к детям: «Если, вы будете рисовать позднюю осень, то какие краски, вам понадобятся? Вспомните, как художники рисовали осень. В этом году поздней осенью мы наблюдали с вами сказочную по красоте природу. Закройте глаза и вновь представьте эту чудесную картинку».

    Незнайка  с сожалением говорит: «Как жаль, что я не увидел красоты осени. Только я, пожалуй, забуду, какие бывают периоды осени и Тюбик опять будет надо мной смеяться».

    Воспитатель отвечает: «Не горюй, Незнайка. Дети, подумайте, как можно помочь Незнайке».

    Дети  предлагают изобразить осень в разную пору.

Воспитатель напоминает им: «Дети, еще раз подумайте, какой период осени вы нарисуете. Рисунки у вас должны получиться разными: ведь Незнайка хочет увидеть и запомнить разную осень – и золотую, и позднюю. Постарайтесь изобразить разные деревья».

Дети приступают к работе.

    В конце занятия можно устроить смотр детских рисунков. Оценивать их можно от своего имени и от имени Незнайки. Дети также обмениваются впечатлениями от рассматривания своих рисунков.

 

    

    Конспект  занятия по изобразительной  деятельности на тему: «Путешествие в подводное царство». 

    Цель: стимулирование творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Ход занятия.

    В утренние часы или непосредственно  перед занятием в групповой комнате тихо звучат знакомые детям мелодии из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко».

    Потом воспитатель и дети рассказывают, какие картины возникают перед их глазами, что они ощущают и т.п. Воспитатель отмечает образную форму рассказа детей.

    Неожиданно  в группе появляется Русалка.

    «Здравствуйте, дети! Вы меня узнали? Я – дочь морского царя? Тут звучала такая красивая музыка, а вы так  интересно рассказывали о море, подводном царстве, что я не выдержала и приплыла к вам». Далее Русалка участвует в коллективном рассказе о подводном царстве и сожалеет, что ее подружки-русалочки не слышали о том, как дети красиво рассказывали об их морском доме. Русалка предлагает детям отобразить все рассказанное ими в рисунке.

    В разговоре с детьми воспитатель  и Русалка уточняют замыслы детей. В процессе выполнения рисунков вопросами  и советами они подводят детей к более полному воплощению замыслов.

 

    

    Конспект  занятия по изобразительной  деятельности на тему: «Помогите бабушке вспомнить сказки». 

    Цель: стимулировать творческую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

    Ход занятия.

    В группу входит бабушка, одетая в русский сарафан, на голове кокошник. Она рассказывает отрывки из разных знакомых детям сказок, а воспитанники называют их.

    Например, бабушка спрашивает: «Терем-теремок? Кто в тереме живет?». Отгадайте, дети, из какой это сказки». «Теремок»  отвечают дети и т.д. в разговоре выясняется, что бабушка перепутала сказки: «Ох, стара я стала; все забываю. Вчера пришла в среднюю группу и ребятам загадала загадки, а потом хотела сказку рассказать. Они обрадовались, ждут, а у меня, старой, все сказки в голове перепутались – ни одной не помню. Вот я и пришла к вам за помощью. Вы – самые большие ребята в детском саду и сказок много знаете. Завтра мне опять к малышам идти. Загадки-то я еще помню, а сказки что-то забыла – что я им расскажу? Давайте сейчас посидим рядком да поговорим ладком, может, что-нибудь да придумаем». (Советуется с детьми, подводит их к постановке задачи, или саама предлагает выполнить рисунки на темы сказок).

    «Придумали, придумали, бабушка, как Вам помочь. Чтобы веселее и интереснее было, мы вам загадки загадаем, да не простые, а рисунки-загадки. Мы нарисуем разные сказки, но не скажем, какие, а вы разгадайте. Сразу вспомните все сказки» – предлагают дети. «Узнаете, мы будем рисовать так, чтобы вам все было понятно» – обещают дети. «Чтобы рисунок был понятен, с чего надо начать? (с главного). А как узнать, что самое главное? – Спрашивает воспитатель детей. Видишь, бабушка, у нас дети знают, как сделать рисунок понятным».

    Далее воспитатель напоминает: «Не забудьте, что рисовать надо разные сказки, чтобы бабушка могла вспомнить много сказок. Рисуйте так, чтобы бабушка сразу догадалась, какая это сказка. Наши рисунки-загадки мы ей подарим, пусть она малышам не только расскажет сказку, но и картинки покажет. Надо, чтобы и малышам все было понятно. Не забудьте, как надо рисовать карандашами, а как красками».

Информация о работе Развитие творческих способностей детей средством изобразительной деятельности